Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 11:20, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации
В соответствии с указанной целью ставятся следующие задачи:
1. Определение правового статуса физического лица, понятий «иностранный гражданин» и «лицо без гражданства»;.
2. Исследование правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ (международные документы и документы РФ)
3. Последовательное изучение особенностей правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в отдельных сферах административных отношений.
Введение
Глава 1. Понятие «иностранные граждане» и «лица без гражданства», правовое регулирование их положения в РФ
1.1. Правовой статус физического лица, понятие «иностранный гражданин» и «лицо без гражданства»
1.2. Правовое положение иностранных граждан и лица без гражданства (международные документы и документы РФ)
Глава 2.Особенности правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в отдельных сферах административных отношений
2.1. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в трудовых отношениях
2.2. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в семейных отношениях
2.3. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в наследственных отношениях
Заключение
Библиография:
Как видно, гражданство – устойчивая категория, не подверженная влиянию изменений семейного статуса человека.
Форма заключения брака с иностранным элементом на территории России независимо от гражданства будущих супругов определяется российским законодательством. Это значит, что брак должен заключаться только в органах записи актов гражданского состояния (п.1 ст.10 СК РФ).
Если лицо наряду с гражданством иностранного государства имеет гражданство Российской Федерации, к условиям заключения брака применяется законодательство Российской Федерации. При наличии у лица гражданства нескольких иностранных государств применяется по выбору данного лица законодательство одного из этих государств.
Условия заключения брака лицом без гражданства на территории Российской Федерации определяются законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства (ст.165 СК РФ).
Расторжение брака супругов с иностранным элементом также требует соблюдения определенных правил российского и зарубежного законодательства. В принципе расторжение брака подчиняется либо закону страны гражданства супругов или супруга (законодательство большинства стран континентальной Европы), либо закону страны места жительства супругов или мужа.
Согласно ст. 28 Конвенции стран СНГ[53] по делам о расторжении брака применению подлежит законодательство государства, гражданами которого являются супруги в момент подачи заявления; если супруги имеют гражданство разных государств, применяться должно законодательство государства, учреждение которого рассматривает дело о расторжении брака. Поскольку при расхождении в регулировании применяется правило международного договора, а не Семейного кодекса, в случаях, когда договор отсылает к законам страны гражданства супругов, при расторжении их брака должно применяться соответствующее иностранное законодательство[54].
Другой областью семейных отношений являются отношения усыновления иностранными гражданами детей из Российской Федерации. В последнее время (особенно на фоне громких уголовных дел по поводу жестокого обращения иностранных граждан с детьми, усыновленными в России и увезенными за рубеж) актуально рассмотрение правового регулирования щепетильных процессов принятия в семью в качестве члена семью маленьких граждан РФ. И здесь первостепенное значение имеет забота государства о безопасности российских детей.
Преимущество при усыновлении отдается гражданам РФ. И только в случаях, когда не представляется возможным передать детей на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников, допускается усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства.
В целом это положение соответствует Конвенции о правах ребенка[55]. В ст.21 Конвенции указано, что усыновление в другую страну должно рассматриваться в качестве альтернативного и допускаться только в случае, если ребенку в его стране не может быть обеспечен надлежащий уход и воспитание. Однако в Конвенции говорится об усыновлении в другую страну, а не об усыновлении иностранными гражданами. Если иностранные граждане постоянно проживают на территории России, они не должны подвергаться дискриминации. И внутреннее, и внешнее законодательство однозначно предрешило вопрос о том, что усыновление в другую страну меньше отвечает интересам ребенка, чем помещение на воспитание в любой форме в его собственной стране. Это заключение основано на том, что при переселении в страну усыновителя ребенок может столкнуться со значительными адаптационными трудностями: преодолением языкового и культурного барьера. Однако некоторые исследователи (например, Г.В.Арутюнян[56]) отмечают, что такой подход представляется спорным – и с этим вполне можно согласиться. При усыновлении младенца никаких проблем с адаптацией не бывает, и, кроме того, большое значение имеют личности усыновителей, те условия, которые они могут предоставить ребенку, и тому подобные обстоятельства.
Показательным в плане учета интересов ребенка может послужить пример из практики дела упругов Дэйл Рэй и Лесли Рени У-н - граждан Соединенных Штатов Америки, которые обратились в Иркутский областной суд с заявлением об усыновлении российского ребенка Д., 17 сентября 1998 года рождения, воспитанника дома ребенка N 1 города Иркутска[57].
На практике отказы иностранным гражданам в усыновлении часто связаны именно с тем, что фактом усыновления не был бы соблюден принцип приоритетного устройства ребенка на воспитание в семью Российских граждан – т.е. не принимались необходимые меры к устройству ребенка в семью граждан, проживающих на территории России, даже номинально[58].
Вопросы усыновления на территории России иностранными гражданами российских детей решаются в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель, как правило, увозящий ребенка в свою страну. Применение при усыновлении соответствующего иностранного законодательства (о требованиях к усыновлению в отношении возраста, материального положения и т.п.) обеспечивает в дальнейшем стабильность усыновления в иностранном государстве.
Здесь на практике возникают вопросы: как ознакомиться с законодательством иностранных государств и практикой его применения? «Заинтересованные лица вправе, но не обязаны, представлять документы, подтверждающие содержание норм иностранного семейного права. Как правило, они этого не делают, ссылаясь на различные причины. Из Минюста России в ответ на запросы судей приходят сообщения, что законодательством иностранных государств и практикой его применения там не располагают. Все это приводит к тому, что судьи, даже зная из неофициальных источников о том, например, что по законодательству Израиля усыновителями не могут быть одинокие граждане (кроме родственников усыновляемого), разница в возрасте усыновителя и усыновляемого должна составлять не менее 18 лет (по российскому законодательству - 16 лет), рассматривают дела, руководствуясь п.2 ст.166 СК РФ, и применяют законодательство Российской Федерации, которое таких ограничений не содержит. Вместе с тем совершенно очевидно, что установление усыновления должно соответствовать российским законам и законам страны усыновителя»[59]. Еще сложнее ситуации, когда ребенка усыновляют супруги, имеющие разное гражданство. Здесь должны быть, очевидно, соблюдены требования, предусмотренные законодательством как государства, гражданином которого является муж, так и государства, гражданкой которого является жена. Если ребенок усыновляется лицом без гражданства, усыновление производится в соответствии с законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства (ст.165 СК РФ).
Законодательство страны усыновителя должно соблюдать одновременно и требования российского законодательства, касающиеся обеспечения при усыновлении интересов детей. Если требования соответствующего иностранного законодательства либо указанные требования российского законодательства не соблюдены, усыновление не должно производиться.
Усыновление на территории России детей - иностранных граждан российскими гражданами требует применения российского законодательства. Иностранное гражданство усыновляемых тоже учитывается при усыновлении: учреждение, производящее усыновление ребенка - иностранного гражданина, должно в соответствии с СК РФ получить согласие законного представителя ребенка и компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок, а также, если это требуется в соответствии с законодательством указанного государства, согласие ребенка на усыновление.
Правила СК РФ направлены на защиту прав усыновляемых детей и носят общий ограничительный характер: независимо от гражданства усыновителя (следовательно, и от подлежащего применению законодательства) при нарушении прав ребенка, установленных российским законодательством и международными договорами России, усыновление не может быть произведено, а произведенное усыновление подлежит отмене[60].
В целях обладания всей необходимой информацией об усыновленном российском ребенке за рубежом и контроля за соблюдением интересов ребенка предусмотрены Правила постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 275[61].
Усыновление (удочерение) детей иностранными гражданами регулируется также Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2000 г. №268 «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением»[62], а также большим числом двухсторонних международных договоров.
Процессуальные нормы усыновления (удочерения) ребенка как российскими, иностранными гражданами, так и лицами без гражданства регулируются главой 29 ГПК РФ, с особенностями, специальными требованиями и ограничениями, касающимися правового статуса физического лица.
Основные коллизионные нормы в области наследования закреплены в ст. 1224 части третьей ГК РФ. Отношения по наследованию определяются по праву страны, где наследодатель имел последнее место жительства. Наследование недвижимого имущества определяется по праву страны, где находится это имущество, а наследование недвижимого имущества, которое внесено в государственный реестр в Российской Федерации, - по российскому праву. Способность лица к составлению и отмене завещания, в том числе в отношении недвижимого имущества, а также форма такого завещания или акта его отмены определяются по праву страны, где завещатель имел место жительства в момент составления такого завещания или акта. Однако завещание или его отмена не могут быть признаны недействительными вследствие несоблюдения формы, если она удовлетворяет требованиям права места составления завещания или акта его отмены либо требованиям российского права.
Согласно, например, Договору между Российской Федерацией и Республикой Польша[63] правовые отношения в области наследования движимого имущества регулируются законодательством договаривающейся стороны, гражданином которой был наследодатель в момент смерти. Правовые отношения в области наследования недвижимого имущества регулируются законодательством договаривающейся стороны, на территории которой находится это имущество. Вопрос о том, какое наследственное имущество следует считать движимым, а какое недвижимым, решается в соответствии с законодательством договаривающейся стороны, на территории которой находится имущество (ст. 39 Договора). Если согласно применимому законодательству договаривающейся стороны наследником является государство, то движимое имущество переходит в собственность договаривающейся стороны, гражданином которой был наследодатель в момент смерти, а недвижимое имущество переходит в собственность договаривающейся стороны, на территории которой оно находится (ст. 40 Договора)[64].
Способность составлять или отменять завещание, равно как и правовые последствия недостатков волеизъявления, определяются законодательством договаривающейся стороны, гражданином которой был наследодатель в момент составления или отмены завещания. Форма составления или отмены завещания определяется законодательством договаривающейся стороны, гражданином которой был наследодатель в момент составления или отмены завещания. Однако достаточно соблюдения законодательства договаривающейся стороны, на территории которой было составлено или отменено завещание (ст. 41 Договора). По вопросам наследования движимого имущества компетентны органы договаривающейся стороны, гражданином которой был наследодатель в момент смерти. По вопросам наследования недвижимого имущества компетентны органы договаривающейся стороны, на территории которой это имущество находится. Если все движимое имущество, оставшееся после смерти гражданина одной договаривающейся стороны, находится на территории другой договаривающейся стороны, то по ходатайству наследника, если с этим согласны все известные наследники, производство по делу о наследовании ведет орган этой договаривающейся стороны (ст. 42 Договора). Завещание вскрывает (оглашает) орган договаривающейся стороны, на территории которой находится завещание. Копия завещания и протокола о вскрытии (оглашении) завещания пересылается органу, компетентному вести дело о наследовании (ст. 43 Договора).
Практическое применение нормы п.2.ст.1224 ГК РФ может обусловить возникновение нескольких проблем. В первую очередь, заявляет о себе следующая ситуация. Подавляющее большинство государств (в том числе и Россия) исходит из тезиса о том, что индивид может свободно составить завещание, если он достиг возраста полного совершеннолетия (как правило, 18 лет) и осознает как значение, так и последствия своих действий. В то же время при установлении завещательной дееспособности несовершеннолетних различные государства уже не столь единодушны. Так, французское законодательство признает, что несовершеннолетний индивид, проживающий на ее территории, может составлять завещание без каких-либо дополнительных условий. При этом наследники по такому завещанию приобретают право лишь на половину имущества, принадлежащего завещателю (ст.904 ФГК). Напротив, в России несовершеннолетний индивид может стать завещателем имущества только в том случае, если он вступит в брак, либо начнет работать по трудовому контракту, либо займется предпринимательской деятельностью с согласия родителей, усыновителей, опекунов.
Во-вторых, нельзя не коснуться и так называемой проблемы обратной отсылки. Вполне реальна ситуация, когда наличие места жительства за рубежом приведет к необходимости использования иного критерия установления права применительно к возможности завещать, например, критерия гражданства. В частности, отсылка к закону гражданства определяет способность наследодателя к составлению или отмене завещания в праве Германии, Испании, Египта, Греции, Италии, Кубы и других государств[65].
Согласно Минской конвенции СНГ граждане каждой из договаривающихся сторон могут наследовать на территориях других договаривающихся сторон имущество или права по закону или по завещанию на равных условиях и в том же объеме, как и граждане данной договаривающейся стороны (ст. 44 Конвенции). Право наследования имущества определяется по законодательству договаривающейся стороны, на территории которой наследодатель имел последнее постоянное место жительства. Право наследования недвижимого имущества определяется по законодательству договаривающейся стороны, на территории которой находится это имущество (ст. 45 Конвенции). Если по законодательству договаривающейся стороны, подлежащему применению при наследовании, наследником является государство, то движимое наследственное имущество переходит договаривающейся стороне, гражданином которой является наследодатель в момент смерти, а недвижимое наследственное имущество переходит договаривающейся стороне, на территории которой оно находится (ст. 46 Конвенции).
Способность лица к составлению и отмене завещания, а также форма завещания и его отмены определяются по праву той страны, где завещатель имел место жительства в момент составления акта. Однако завещание или его отмена не могут быть признаны недействительными вследствие несоблюдения формы, если последняя удовлетворяет требованиям права места его составления (ст. 47 Конвенции). Производство по делам о наследовании движимого имущества компетентны вести учреждения договаривающейся стороны, на территории которой имел место жительства наследодатель в момент своей смерти. Производство по делам о наследовании недвижимого имущества компетентны вести учреждения договаривающейся стороны, на территории которой находится имущество (ст. 48 Конвенции).
В МЧП не получили широкого развития унифицированные материально-правовые нормы, регулирующие наследственные отношения. Международная унификация коснулась, в основном, коллизионных норм. В качестве таковой на универсальной основе можно привести Гаагскую конвенцию 1961 г. о коллизии законов, касающихся формы завещательных распоряжений. Эта Конвенция принята в рамках Гаагской конференции по международному частному праву. Россия в ней участия не принимает. В соответствии с Конвенцией завещательное распоряжение является действительным в том, что касается формы, если его форма соответствует внутреннему законодательству:
Информация о работе Правовое положение (правовой статус) иностранных граждан и лиц без гражданства