Правовое положение детей, душевнобольных, расточителей, женщин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2017 в 10:20, контрольная работа

Описание работы

Система римского права строилась по принципу деления права на лица, вещи и юридические действия. К лицам римляне относили всех тех, кто был способен иметь права или, иными словами, кто мог быть субъектом, носителем прав.
В силу социальной неоднородности рабовладельческого общества и, как следствие этого, неодинаковой способности членов общества быть носителями прав римляне ввели институт правоспособности.

Содержание работы

Введение 3
1. Физические лица как субъекты частного права в римском праве 4
2. Ограничение правоспособности и дееспособности женщин, детей и душевнобольных по римскому праву 8
3. Особенности правового положения рабов в Древнем Риме 12
Заключение 15
Список использованных источников 17

Файлы: 1 файл

Римское право кейс.docx

— 39.61 Кб (Скачать файл)

 

 

Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»

 

 

 

 

 

 

 

 

ИНТЕРАКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (РЕШЕНИЕ КЕЙСА)

Дисциплина:__Римское право______________

Тема: Правовое положение детей, душевнобольных, расточителей, женщин

 

 

 

 

 

Выполнил: студент группы  ЮВ-117 (1)                           Ф.И.О. Котова Оксана Николаевна

 

 

 

 

 

Содержание

Введение                   3

1. Физические лица как субъекты  частного права в римском праве 4

2. Ограничение правоспособности  и дееспособности женщин, детей  и душевнобольных по римскому праву                                                8

3. Особенности правового положения  рабов в Древнем Риме         12

Заключение                15

Список использованных источников           17

Введение

Система римского права строилась по принципу деления права на лица, вещи и юридические действия. К лицам римляне относили всех тех, кто был способен иметь права или, иными словами, кто мог быть субъектом, носителем прав.

В силу социальной неоднородности рабовладельческого общества и, как следствие этого, неодинаковой способности членов общества быть носителями прав римляне ввели институт правоспособности.

Правоспособность – способность физического лица быть субъектом, носителем прав. Правоспособность возникала в момент рождения. В особых случаях зачатый, но еще не родившийся ребенок признавался субъектом права, например права на имущество. Он мог быть наследником отцовского имущества.

Не все члены римского общества могли быть носителями прав. В данной работе рассмотрены особенности правового статуса женщин, детей, рабов и душевнобольных.

1. Физические лица как субъекты  частного права в римском праве

Для физического лица по римскому праву было установлено 3 статуса:

1. Статус свободы (status libertatis): лица, обладающие им, считались свободными, остальные – рабами.

Институции Гая (книга 1) гласили:

«9. Главное разделение в праве лиц состоит в том, что все люди – или свободны или рабы.»

2. Статус гражданства (status civitatis): лица, обладающие им, считались римскими гражданами, остальные – не гражданами.

Неграждане делились на латинов и перегринов.

Латины (latini) были исторически и этнически специализированной категорией гражданства для населения так называемых союзнических территорий, окружавших собственно Рим в Италии, прежде всего области Лациума. Не признававшись римскими гражданами, свободные и самостоятельные латины пользовались правами латинского гражданства, которое могло достаточно легко перерасти в римское при обретении местожительства в Риме. Латины не имели публичных прав, признанных для римских граждан, однако они должны были нести воинскую обязанность в составе специальных легионов. Статус латина предполагал право на земельный надел в Лациуме согласно традиционным нормам и порядку наделения им. Латинское гражданство подразумевало полное jus commercii и jus conubii, уравнивавшее исторических жителей Лациума с римскими гражданами.

Перегринами (peregriai) назывались все другие свободнорожденные категории граждан, не принадлежавшие к римскому или латинскому гражданству, но находившиеся в подданстве Римского государства. В институциях Гая записано:

«14. Peregrini dediticii называются те, которые некогда с оружием в руках сражались против римского народа, а затем, будучи побеждены, сдались.»

Перегрины не только были лишены публично-правового статуса, присущего римским гражданам, но и в сфере частных нрав существенно ограничивались. Брак римских граждан с перегринами создавал особый случай правового регулирования и вытекающих их этого союза обязанностей, нежели типичные для римлян формы правоустановленного брака. Перегрины не обладали правоспособностью цивильного права в собственном смысле. Однако признавалось, что они обладают частными правами в рамках jus gentium, т.е. считаются субъектами хозяйственного оборота в тех формах и в тех обязательствах, которые не полагались присущими только римским гражданам (могли заключать договоры купли-продажи, товарищества и т.д., но не могли оформлять сделки посредством манципации).

3. Семейный статус (status familiae): лица, обладающие им, считались домовладыками, остальные – подвластными.

Последнее важное правовое разграничение, касавшееся полноты их правоспособности в сфере частных прав, обуславливалось наличием или отсутствием специального семейного качества. Полностью самостоятельной гражданской правоспособностью (лицом своего нрава – persona suijuris) в требованиях римского цивильного права мог быть только глава, или отец семейства, Аналогичные требования выдвигались и в отношении свободных лиц других гражданских категорий. Домовладыка (paterfamilias) мог быть только один для кровнородственной семьи, обладавшей совокупным и единым имуществом; ею власть прекращалась только со смертью или с утратой (по тем или иным правовым причинам) его семейного, гражданского или другого статуса в праве.

Отсутствие более высокого статуса автоматически означало и отсутствие более низких (так, раб был, соответственно, негражданином и подвластным).

Умаление гражданской правоспособности по римскому праву выражается в отпадении у лица одного или нескольких статусов, таких как:

Capitis deminuto minima – отпадение семейного статуса (например, при усыновлении).

Capitis deminutio media – отпадение статуса гражданства (автоматически также семейного статуса, если он был), например, при высылке римского гражданина из Рима (и, соответственно, лишении его гражданства).

Capitis deminutio maxima – отпадение статуса свободы (автоматически также статуса гражданства и семейного статуса, если они были), означает полное прекращение правоспособности.

Обстоятельствами, влекущими максимальную утрату правоспособности, являлись: пленение римлянина врагом (до его возвращения в Рим); продажа римлянина в рабство (в древнейшее время за долги); осуждение римлянина к смертной казни или на пожизненную работу в рудниках (такое наказание назначалось за тягчайшие, обычно государственные, преступления).

К иным формам умаления правоспособности относились:

1. Infamia (умаление гражданской чести) назначалась в порядке ответственности за некоторые правонарушения (например, недобросовестное опекунство), присуждалась по некоторым искам (например, из договоров поручения и товарищества), применялась при нарушении некоторых норм брачно-семейного права (например, двоеженство). Лицо, подвергнутое infamia, не могло осуществлять ряд публичных функций (например, быть представителем, опекуном, избранным на общественные должности).

2. Intestabilitas подвергались лица, отказывавшиеся подтвердить действительность цивильной сделки, если участвовали в ней в качестве свидетелей или весовщиков. Последствия были сходны с последствиями infamia (в частности, такие лица в дальнейшем не могли участвовать в сделках, требующих присутствие свидетелей, ни в качестве свидетелей, ни в качестве сторон).

По своему содержанию состояние полной правоспособности в частноправовой сфере включало в себя несколько наиболее существенных элементов:

1)jus conubii – право вступать в полноценный, признанный законом брак, рождающий для всех членов семьи равные и предусмотренные законами выгоды и последствия;

2) jus commcrcii – право участвовать в коммерческом обороте, выступать субъектом вещных и обязательственных нрав, вступать в различные преду смотренные сделки;

3) testamenti factio – обладание завещательной способностью, т.е. правом распоряжаться своим имуществом и правом получать по завещанию;

4) legis actio – право подавать законные иски и соответственно пользоваться предусмотренными квиритским правом формами охраны своих интересов. Вес эти совокупности правомочий были настолько важны для римского гражданина, что нередко само состояние гражданства характеризовалось через наличие (или отсутствие) у лица права вступать в законный римский брак, права заключать сделки по требованиям цивильного права и т.д.

Отсутствие однозначного обладания каким-либо из трех важнейших статусов гражданского права могло дать основу для юридического спора. Состояние свободы (или несвободы), положение в римской семье (самовластное или подвластное) могли быть установлены с помощью судебного процесса по частным искам; были выработаны специальные иски – средства защиты или оспаривания статуса. Не мог устанавливаться судом только статус гражданства – принадлежность к римскому гражданству определялась публично-правовыми средствами и публично-правовым порядком гарантировалась.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Ограничение правоспособности  и дееспособности женщин, детей  и душевнобольных по римскому  праву

Помимо правоспособности в римском праве выделяется дееспособность, то есть способность осуществлять права и исполнять обязанности своими действиями.

Дееспособность признавалась в Риме не за всеми гражданами.

Недееспособными признавались лица в возрасте до 7 лет.

Частично недееспособными признавались мальчики с 7 до 14 лет и девочки с 7 до 12 лет. Частично недееспособные могли совершать действия, которые были связаны с приобретением чего-либо, но не влекли потерь и не устанавливали обязанностей. В двух последних случаях для совершения сделки требовалось разрешение опекуна (ближайшего родственника по указанию отца, сделанному в завещании). Такое разрешение опекун должен был дать в момент совершения сделки.

Хотя закон говорил о дееспособности лиц с 14 (для девочек с 12) до 25 лет, им предоставлялось право обратиться к претору, чтобы последний дал возможность отказаться от заключенной сделки (так называемая реституция). Со II в. н. э. эти лица имели право требовать назначения для себя попечителя. В этом случае для действительности совершаемых ими сделок, с которыми было связано уменьшение имущества, требовалось согласие попечителя, которое последний мог дать в любое время.

Без согласия попечителя лица в возрасте от 14 (12) до 25 лет могли вступать в брак и составлять завещания.

Отсутствие дееспособности и ее ограничение было связано не только с возрастом.

Признавались недееспособными душевнобольные и слабоумные. Для них назначался попечитель.

Попечительство устанавливалось по решению магистрата, который исследовал психическое состояние и социальное поведение интересующего лица. В отношении безумных могло быть принято решение о полной их недееспособности – тогда попечитель полностью принимал на себя ведение дел и возможных судебных процессов опекаемого, но могло быть признано наличие «светлых промежутков» – тогда действия опекаемого, совершенные в эти промежутки, имели полную правовую силу.

В римском праве ограниченно правоспособными и дееспособными являлись женщины. В республиканский период женщины находились под опекой домовладыки, мужа, ближайшего родственника.

Опека над женщинами устанавливалась постоянно и не зависела от наступления совершеннолетия. Обязательность наличия опекуна при женщине определялась, во-первых, общим ограниченным публично-правовым статусом лиц женского пола вне зависимости даже от их сословного положения, во-вторых, считалась необходимой «в силу присущего женщине легкомыслия». Опекун обязан был быть и при замужней, и при незамужней женщине, но его назначение осуществлялось во втором случае по личному пожеланию женщины. Опекун не имел прав ни в отношении личности женщины, ни над ее имуществом, но соучаствовал только в совершении тех юридических действий, которые нуждались в гарантии и в его утверждении по законам. Женщины не могли занимать общественных должностей, не могли быть ни опекунами, ни попечителями. Но, в свою очередь, пользовались рядом традиционных правовых привилегий по причине «неразумности пола»: они могли ссылаться на неведение законов, им запрещалась ответственность за чужие долги. В этих вторых ситуациях, когда они требовались но условиям гражданского оборота, и необходимо было участие и гарантия опекуна.

Уже к концу классического периода женщины, не находящиеся под властью мужа или отца, получили право самостоятельно распоряжаться своим имуществом. Они, однако, не имели права принимать на себя ответственность по чужим долгам.

Опекунство или попечительство признавалось преимущественно мужской обязанностью (не говоря уже о подразумеваемом полноправии и гражданском качестве лица). Опекуном или попечителем ни в коем случае не могли быть раб, вообще лицо более низкого сословного положения, женщина, иностранец; не могли быть несовершеннолетние, сумасшедшие или безумные, глухие, немые. В более позднее время допускалось, что в отношении несовершеннолетних может быть установлена опека матери или бабки со стороны отца. Опекун назначался не только для управления имуществом опекаемого, но и для воспитания его (если речь шла о несовершеннолетних); в случае опеки над девушками подразумеваемой обязанностью опекуна была выдача ее по достижении совершеннолетия замуж. В случае попечительства или опеки над женщинами обязанное лицо должно было в определенных границах надзирать и за общественным поведением опекаемых. От опеки или от попечительства нельзя было отказаться без уважительных причин; такими были отправление государственных обязанностей, неграмотность, болезнь, возраст свыше 70 лет, ученые занятия, частые отлучки по общественным или государственным делам, изменение места жительства, занятость управлением казенными имениями. Нельзя было также брать на себя более трех опек. Опека не должна была осуществляться непременно лично; если уже был один опекун или попечитель – нельзя было брать второго, но допускалось, что могут быть вспомогательные опекуны или попечители, т.е. те, кто реально осуществлял исполнение воспитательных или управительных обязанностей, а формально ответственным за опеку было другое лицо.

Информация о работе Правовое положение детей, душевнобольных, расточителей, женщин