Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2011 в 19:28, реферат
Общие соображения.
Космогонический строй и гармония.
Конфуцианство.
Школа легистов.
Кодификация.
Коммунистический Китай.
Китайская концепция международного права.
2 Первые кодексы утеряны. Из сохранившихся самый старый датирован VII веком нашей эры (династия Тан). Кодекс разделен на две части: первая – уголовное право (лю), вторая – административные правила (лин). После падения империи действовал кодекс, именуемый Татзин Лиши, опубликованный в 1648 году. Его первая часть содержала 457 норм (лю), которые около 1800 года были исправлены и дополнены еще 1800 нормами, содержащими правила применения (ли). Все нормы были разбиты на шесть разделов в зависимости от того, какой из шести органов высшего управления они интересовали.
3 Эти
кодексы продолжают
Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. – М.: Междунар. отношения, 1996. С.359
анства, вместо того чтобы применять нормы писаного права: они отказывались выселить нанимателя из помещения, так как он беден и ни в чем не виноват, тогда как собственник богат и не нуждается в сданном помещении; они предоставляли отсрочку должнику, если он был в трудном положении. В результате принятия новых кодексов, как того и опасались, увеличилось число судебных процессов, и это казалось китайцам признаком упадка. Возврат к конфуцианству казался желательным даже самым передовым умам.
Коммунистический Китай.
В результате победы коммунистической партии, возглавляемой Мао Цзэдуном, Китай с 1 октября 1949 г. стал Народной республикой. Как и Советский Союз, он руководствуется идеологией марксизма-ленинизма. Однако положение было Китая существенно иным.
Советский Союз и страны народной демократии в Европе легко пришли к необходимости принципа законности в переходный период. В этих странах в течение веков признавалась первенствующая роль закона, который и был использован для создания и организации нового общества. В Китае, наоборот, принцип законности лишь начинает утверждаться, преодолевая традицию. Хотя в Китае отказались ныне от учения о связи между гармонией в обществе и порядком вещей в природе, тем не менее страна в большей степени, чем Советский Союз, была подготовлена к тому, чтобы моральное воспитание и воспитание гражданской добродетели вытеснили методы, основанные на праве.
Первые годы: советский путь.
В 1949 году были отменены все ранее изданные законы и декреты и упразднены суды. Надо было создавать что-то новое.
В первые годы после прихода коммунистов к власти могло сложиться впечатление, что они, хотя и с неохотой, признают важность права и закона, видя в них самый эффективный, быстро действующий инструмент перестройки общества.
Органические законы 1949 года, которые предусматривали воссоздание правовой системы, исходили из советской модели. На Верховный суд возлагалось руководство всеми новыми судами; была создана прокуратура, призванная утвердить принцип социалистической законности. В 1950–1951 годах были изданы крупные законы: о браке, профсоюзах, об аграрной реформе, о судебной организации и др. Была создана кодификационная комиссия, которая приступила к подготовке кодексов.
Большие затруднения возникали, однако, в связи с отсутствием достаточно подготовленных юристов. Функции судов зачастую выполняли органы полиции и государственной безопасности. Наряду с народными судами общей компетенции действовали особые суды.
Над самими же народными судами довлели органы исполнительной власти. С трудом происходило создание прокуратуры; поскольку отсутствовало законодательство, она не знала, что должна делать. В 1952–1953 годах принцип законности, и так утверждавшийся с трудом, был подвергнут нападкам: критиковались отделение права от политики, независимость судей, юридический формализм, принцип непридания закону обратной силы, давность, принцип «нет наказания без закона».
Тем не менее от советской модели не отказывались, и принцип социалистической законности должен был в итоге восторжествовать. Эту тенденцию подтвердила Конституция 1954 года, построенная по модели советской Конституции 1936 года. Конституция 1954 года содержит широкую декларацию прав, а ее ст. 78 гарантирует независимость судей. В том же году были реорганизованы суды и прокуратура. В 1957 году действовало более 2700 народных судов. Постановление 1954 года содержало гарантии против ареста и задержания.
Отказ от этого пути: марксизм-маоизм.
После 1957 года, когда обнаружились первые трения с Советским Союзом, китайская революция взяла другой курс. В 1960 году произошел полный разрыв с СССР. Хотя китайская критика была сконцентрирована на советском руководстве, которое пришло на смену Сталину, в действительности в Китае была отброшена вся политическая линия, которой следовал Советский Союз начиная с 1917 года. В СССР были национализированы средства производства. Эта фундаментальная мера, предусмотренная марксистским учением, и была осуществлена в Китае. Но национализация – это еще не все. Маркс и Ленин хорошо понимали это, когда говорили о необходимости создания нового механизма производства. Стремясь к быстрому развитию производства, советские руководители не отказались от многого из того, что обеспечивало производительность при капитализме. Китай отказался от этой модели, трактуемой как государственный капитализм, и выступил против «советских ревизионистов», которые, как утверждалось, подменили борьбу за полное освобождение рабочего класса и всего человечества «борьбой за гуляш».
Таким образом, приоритет в Китае был отдан не экономическому росту, а социальным перестройкам, созданию нового типа общественных отношений, исключающих всякую возможность и даже желание эксплуатации. Главное – не развитие важных секторов экономики (например, тяжелой индустрии), а то, что народные массы осознали, что произошел коренной перелом и никто не является больше объектом эксплуатации. Интеллектуальная элита (инженеры, администраторы, лица свободных профессий) не будут отныне стоять над пролетариатом. Рабочие должны участвовать в управлении предприятием, а директора и инженеры – в производственном процессе, с тем чтобы преодолеть разрыв между работниками умственного и физического труда. Был предпринят и ряд других мер эгалитаристского характера, а экономический критерий производительности был заменен политическим с учетом того, насколько преданно и старательно участвует каждый в выполняемой сообща работе. Оплата определялась коллективом, причем работник должен был сам по совести сказать, на что он вправе претендовать.
Еще в одном отношении китайский путь в тот период отличался от советского. Допускалось, что в компартии могут быть правое крыло, центр и левое крыло. Такого рода предложения рассматривались как нормальные и, более того, необходимые для любого живого организма. Признавалась опасность «склероза» партии – отрыва ее руководителей от массы и возврата в целях личной выгоды на путь реставрации капитализма. С позиции терпимости никто из противников не рассматривался априори как неисправимый.
Конституции,
принятые в 1954, 1975 и 1978 годах, закрепили
коммунистический режим в стране
и господствующую роль государства.
Оно выступает как государство
идеологическое и бюрократическое.
В 70-е годы произошла «культурная
революция» – волна насилия, имевшая
целью полностью отбросить
Конституция 1975 года (очень краткая, всего 30 статей), предельно идеологизированная, закрепила великие коммунистические принципы Мао Цзэдуна, государственный способ производства, особую роль пролетариата.
Эволюция китайского коммунизма.
В 1976 году была арестована «банда четырех» – государственных руководителей, причастных к проведению «культурной революции», и другие ее лидеры. К концу 1984 года наметились изменения – 20 миллионов человек вернулись из заключения на свободу. Интеллигенция после многих страданий и издевательств вновь обрела положение, которое позволяло использовать ее компетенцию и знания.
Начиная с 1970 года складывается новая политика. Это была политика прагматичного и гибкого Дэн Сяопина, выраженная в его знаменитой формуле: «Неважно, какая кошка – белая или черная, – если она ловит мышей». Разумеется, были сохранены социалистические принципы, роль коммунистической партии, государственная централизация и др. Однако перед лицом экономического провала, к которому привела политика Мао, требовались реформы. Улучшение экономической ситуации было невозможно без политических изменений, и они начались с сентября 1980 года. Новая политика прежде всего отказалась от идеи о том, что «культурная революция» и классовая борьба – это основополагающие принципы построения китайского социализма. Дэн Сяопин настаивал на модернизации четырех ведущих секторов: сельское хозяйство, промышленность, национальная оборона, наука и технология.
В сельском хозяйстве крестьянам была предоставлена большая свобода; им стали больше платить за обязательные поставки государству, что повысило их жизненный уровень. Крестьянам было также разрешено продавать часть продукции на свободном рынке. Сходные реформы были проведены и в промышленности.
Тяжелая индустрия осталась в рамках централизованного плана, но легкая промышленность и сфера обслуживания в результате децентрализации получили самостоятельность. Некоторые маленькие предприятия, например рестораны, эксплуатировались как частные, с ограниченным использованием наемных работников. Для развития экономики были приняты меры по привлечению иностранных инвестиций, в частности в 1979 году издан закон о совместных предприятиях, образованы четыре свободные экономические зоны. В стране созданы условия для привлечения иностранных экспертов и специалистов, а также для обучения молодых китайцев за рубежом. Существенно изменилось высшее образование. В 1975 году в Китае было четыре юридических факультета, причем весьма слабых. В 1986 году в более чем 20 университетах имелись факультеты права. Срок обучения – четыре года, и оно охватывает широкий круг обязательных и факультативных предметов. Большая проблема – нехватка профессоров права и комплектование библиотек.
Конституция.
В 1982 году была принята четвертая Конституция. В ней отражены основные идеи реформы, предпринятой Дэн Сяопином. В ее преамбуле говорится о тех усилиях, которые Китай должен сделать в последующие годы, чтобы осуществить модернизацию промышленности, сельского хозяйства, национальной обороны, науки и технологий.
Для этого
в ст. 18 содержится разрешение иностранным
предприятиям или частным зарубежным
инвесторам сотрудничать в разных формах
с китайскими предприятиями и
другими экономическими органами в
соответствии с законами Китайской
Народной Республики. В ст. 6–12 закреплен
приоритет государственной
Развитие законодательства.
В этот новый период развития появились важные законы в области уголовного права, уголовного и гражданского процесса, законы о гражданстве, патентах, о хозяйственных дотациях (1982 г.), о смешанных предприятиях (1979 г.), об иностранных предприятиях (1986 г.) и др. В 1987 году вступили в силу «Основные принципы гражданского права», регламентирующие статус юридических лиц, сделки, обязательства, собственность. В 1980 году Закон о браке (он не входит в систему гражданского права) отменил Закон 1950 года, закреплявший старый, феодальный строй семейных отношений. В законе отчетливо видно стремление поощрять поздние браки, что должно способствовать решению демографических проблем; ст. 2 закона предписывает супругам обязанность «планирования семьи». Подтвержден принцип свободы брака, оба супруга должны выразить согласие на вступление в брак. В ст.9 провозглашен принцип равенства супругов. Если оба согласны на развод и при этом договорились о судьбе и содержании детей, то такой полюбовный развод осуществляется с минимальными формальностями: достаточно обратиться к чиновнику, ведающему актами гражданского состояния, и заполнить соответствующий формуляр. Чиновник выдает супругам свидетельство о разводе, но при условии, если он найдет соглашение справедливым, а согласие на развод действительно соответствующим намерениям сторон. В этом случае дело о разводе передается в суд. Закон от 1 января 1986 г. посвящен наследованию.