Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 22:03, реферат
На различных этапах развития общества и в разных правовых системах степень и характер взаимодействия права и религии были различными. Так, в некоторых правовых системах связь религиозных и правовых норм была настолько тесной, что их следует считать религиозными правовыми системами. Древнейшая из таких правовых систем - индусское право, в котором тесно переплетались нормы морали, обычного права и религии. Другой пример - мусульманское право, которое, по существу, является одной из сторон религии ислама и называется шариатом. Таким образом, религиозная правовая система - единый религиозно-нравственный и правовой регулятор всех сторон жизни общества.
Религия является регулятором
публичных отношений. Устанавливаемые
хоть какой религией правила поведения
представляют собой особенный вид
социальных норм - религиозные нормы,
а не компонент нравственности, права
либо каких-то других социальных систем.
Говоря о религиозной норме, следует
иметь в виду, что заповедь, правило
поведения - это только одна из её составных
частей. Не считая того, норма включает
указания на священный источник правила
поведения и на сверхъестественные
средства его обеспечения. Для Библии,
Корана, Талмуда и остальных “
Во-первых, религиозная норма выступает как масштаб, эталон для поведения верующих людей в той либо другой обстановке, как идеал определенных отношений. Во-вторых, её предписания относятся не к конкретному индивиду, а к наиболее либо менее широкому кругу людей: к последователям данной религии (членам церкви, секты, толка) либо к какой-то части их (священнослужителям, мирянам и т.д.). Предусматривая конкретные варианты поведения в обычных жизненных ситуациях, религиозные нормы действуют на волю и сознание людей, сформировывают их социальное поведение и тем самым регулируют соответствующие публичные дела, проявляющиеся, прежде всего в действиях либо бездействии их участников. Одна из специфичных индивидуальностей этих норм состоит в том, что они регулируют и такие дела, которые находятся вне сферы действия остальных социальных норм, - отношения, возникающие при отправлении культа.
Религиозные нормы чаще всего имеют авторитарный характер, формулируются как повеления, которые нужно делать вопреки требованиям всех других норм, вплоть до прямого запрета следовать крайним (к примеру, ограничение нормами Ветхого завета и Ислама деяния обычая кровной мести). Любая религия, ссылаясь на волю сверхъестественных сил и существ, просит от собственных последователей слепой дисциплины, неукоснительного соблюдения собственных предписаний. Религиозные нормы должны исполняться, невзирая на несоответствие их указаний взорам, желаниям верующего. В первобытных религиях создателями и блюстителями религиозных предписаний и запретов числились тотемические предки, духи. Потом в качестве источника религиозных правил поведения выступают божества и, в конце концов, в монотеистических религиях - бог. В “священных” книгах разных религий религиозные нормы формулируются как божественные повеления. В Библии, к примеру, они называются заповедями, повелениями, уставами, законами бога, подчеркивается их святость. Церковные правила выдаются богословами за конкретизацию “законов божьих”.
Но связь религиозных
норм с религиозными идеями и представлениями
не постоянно видна. Не во всех религиозных
предписаниях содержится указание на
их священное происхождение. В таковых
вариантах о наличии указанной
связи свидетельствуют
Функция «значения», является основной функцией религии в понимании Вебера, Дюркгейма и многих современных социологов религии. Религия - то, что делает человеческую жизнь осмысленной, она снабжает ее важнейшим компонентом «значением». Это происходит благодаря тому, что «религия дает картину мира, в которой несправедливость, страдание, смерть, все то, что делает жизнь трагической и неудачной, сокрушает надежды, «ломает судьбу, которая могла бы быть совсем другой», все это оказывается обладающим значением и смыслом в той перспективе «последней или конечной реальности», которую предлагает религия в своей картине мира. Если страдания и смерть имеют значение, если человек знает, в чем оно, то у него появляется сила жить, преодолевая страдания. Сильным делает человека знание того, зачем он живет. Слабым, беспомощным, пребывающим в растерянности, «потерянным» становится человек, если он ощущает пустоту, утрачивает понимание смысла в том, что с ним происходит. Равным образом, жизнь лишена смысла, если человек не чувствует, что он заслужил свой счастливый жребий, если ему просто случайно повезло. И в этом случае жизнь также лишена значения. Если жизнь теряет значение, то это, может быть, самое страшное несчастье и нечто худшее, чем смерть. Особенность религиозного взгляда на мир, которая дает возможность справиться с этой угрозой, в том, что каждое отдельное событие рассматривается как имеющее смысл в силу его связи с общей картиной мира в его предельном, конечном значении.
Религиозное миропонимание, выражается в ценностных понятиях, т.е. ориентировано на то, чтобы показать, что значат те или иные события человеческой жизни в свете понимания конечных целей и устремления. С этой функцией религия может справиться в том случае, если она не только ориентирована на индивидуально-психологическое воздействие, но и способствует поддержанию коллективной идентичности. Религия помогает понять людям, кто они есть, показывая значение той группы, к которой они принадлежат, среди других людей, населяющих наш мир. Она помогает людям осознать себя как моральную общность, скрепленную общими ценностями и общими целями. Эта объединяющая и способствующая самоопределению человека функция религии особенно сильно действует в доиндустриальных обществах. Американские социологи религии полагают, например, что сегодня в плюралистическом американском обществе ни одна из традиционных религий не способна справиться с этой ролью.
Сакрализуя нормы и ценности общества, религия способствует также его стабильности. Религия выполняет эту функцию, устанавливая нормы, которые полезны для данной социальной структуры и создают предпосылки для того, чтобы человек выполнял моральные обязательства. Поскольку все же эти запреты нарушаются людьми, большинство религий располагают способами восстановления и поддержания стремления к соблюдению обязательств - очистительные и искупительные обряды, которые могут разряжать, снимать чувство вины или усиливать его.
По словам видного современного социолога П. Бергера, религиозные нормы обеспечивают устойчивость и прочность человеческого существования, придавая ему определенный смысл. Религия представляет собой как бы «священную завесу», освящая нормы и ценности человеческой жизни и гарантируя тем самым социальный порядок и устойчивость социального мира. Делая определенные выводы можно сказать что, религиозные нормы – это правила поведения верующих людей, которые сложились на базе представлений о Боге и об угодном ему поведении. Эта группа социальных норм зафиксирована в священных книгах христиан, иудеев, мусульман, буддистов - Библии, Коране, Ведах, в устных преданиях. Нормы религии регулируют отношения верующих в рамках церкви или иных религиозных организаций, порядок отправления культовых обрядов. Например, к религиозным нормам относятся: обязанность мусульманина совершать пять раз в день молитву, обязанность православного христианина соблюдать пост.
Сегодня никого не надо убеждать в том, что имеет место кризис моральных устоев современного российского общества и взаимосвязанных с ними правовых институтов. Но ведь так было практически всегда, на протяжении всей истории России, тем более в переломные ее моменты. Для иллюстрации обратимся к блестящему памфлету князя М.М. Щербатова "О повреждении нравов в России" (написан в 1786 или 1787 г.). "Воистину могу я сказать, что если, вступя позже других народов в путь просвещения, и нам ничего не оставалось более, как благоразумно последовать стезям прежде просвещенных народов; мы подлинно в людскости и в некоторых других вещах, можно сказать, удивительные имели успехи и исполинскими шагами шествовали к поправлению наших внешностей, но тогда же гораздо с вящей скоростию бежали к повреждению наших нравов и достигли даже до того, что вера и божественный закон в сердцах наших истребились, тайны божественные в презрение впали. Гражданские узаконения презираемы стали. Судии во всяких делах не толь стали стараться, объясняя дело, учинить свои заключении на основании узаконений, как о том, чтобы, лихоимственно продавая правосудие, получить себе прибыток или, угождая какому вельможе, стараются проникать, какое есть его хотение... Несть дружбы, ибо каждый жертвует другом для пользы своя; несть верности к государю, ибо главное стремление почти всех обманывать своего государя, дабы от него получать чины и прибыточные награждения; несть любви к отечеству, ибо почти все служат более для пользы своей, нежели для пользы отечества; и наконец несть твердости духу, дабы не токмо истину пред монархом сказать, но ниже временщику в беззаконном и зловредном его намерении попротивиться"
Рассматривая "повреждение
нравов", М.М. Щербатов не мог обойти
деградацию взаимосвязанных с ними
религиозных и правовых институтов.
Это еще раз подтверждает идею
исторического единства происхождения
религии, морали и права "в результате
дифференцирования
Особую важность для религии
представляют такие понятия, как
добро и зло, нравственность, цель
и смысл жизни и т.д. Ряд религиозных
норм имеет моральное содержание
(заповеди). Существует и противоположная
точка зрения, согласно которой нормы,
которые обычно рассматриваются
в нашей атеистической
Каждый из перечисленных этапов достаточно полно исследован в российской историко-правовой литературе.
Древнейшая история славян окончательно еще не изучена историками, их происхождение и прародина точно не установлены. Большинство сведений о древних славянах дописьменной эпохи извлечены учеными из немногочисленных исторических и географических сочинений, принадлежащих древнеримским и византийским авторам. Считается, что каждое объединение восточнославянских племен имело свои обычаи, законы, предания и даже "нрав".
Один из немногих дошедших до нас исторических памятников - общерусский летописный свод "Повесть временных лет", составленный в Киеве во втором десятилетии XII в. и положенный в основу большинства летописных сводов. "Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями; перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай: не идет зять за невестой, но приводят ее накануне, а на следующий день приносят за нее - что дают". А древляне "живут зверинским образом", убивают друг друга, едят "все нечистое" и браков у них нет, но "умыкают девиц у воды". Радимичи, вятичи и северяне, как сообщает летопись, имели общий обычай: жили в лесу, подобно зверям, ели "все нечистое" и срамословили при отцах и снохах. У них также не было браков, а устраивались игрища между селами с плясками и песнями; и здесь "умыкали" себе жен по сговору с ними; имели по две и по три жены. Если кто-нибудь из них умирал, то устраивали "тризну" (торжественное прощание с покойником в виде военного состязания, игры или битвы), а затем делали большую колоду из дров и возлагали на эту колоду мертвеца и сжигали. А после, собрав кости, вкладывали их в небольшой глиняный сосуд и ставили на столбах при дорогах.
На основе дохристианских верований складывалась основная база духовной и материальной культуры древнерусского человека, т.е. нравственно-правовые нормы, творчество, обряды, быт и даже дипломатические отношения на государственном уровне. Необходимо подчеркнуть, что законодательство на Руси сложилось до крещения. Подтверждение тому мы находим в договорах русов с греками начала X в., где упоминается о "Законе русском", по которому судили жителей Киевской Руси. "Мы от рода русского, посланные от Олега, великого князя русского, и от всех, кто под рукою его, рассудили по справедливости, клянясь оружием своим, утвердить такую дружбу (между христианами и русскими) и удостоверить ее по вере и по закону нашему".
Правовые и религиозно-
В дальнейшем законодательство и религиозно-нравственные нормы все более сближались. Соборное Уложение царя Алексея Михайловича 1649 г. к преступлениям против общественной нравственности относило деяния, указанные в его первой главе "О богохульниках и церковных мятежниках". В ней перечислены нравственные понятия; принципы неразрывно связаны с христианским учением. Названная глава предусматривает санкции за ненадлежащее поведение в церкви, а также ненадлежащее поведение в отношении церковнослужителей. Так, статья первая карает за непристойные выражения в адрес христианского Бога, Иисуса Христа, Богородицу, причем высказанные не только христианами, но и людьми иной веры: "Будет кто иноверцы, какия ни буди веры, или русской человек, возложит хулу на господа Бога и спаса нашего Иисуса Христа, или на рождьшую его пречистую владычицу нашу Богородицу и приснодеву Марию, или на честный крест, или на святых его угодников, и про то сыскивати всякими сыски на крепко. Да будет сыщется про то допряма и того богохульника обличив, казнити, зжечь".