Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2010 в 18:03, Не определен
предмет, задачи и содержание
Таким образом, уголовное преследование в сфере публичных отношений предполагает функцию государства по привлечению лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, к уголовной ответственности и поддержанию государственного обвинения в суде. Привлечение лица к ответственности, которое происходит на досудебных стадиях уголовного процесса, связано с применением мер государственного принуждения, в том числе достаточно суровых, таких, как, например, задержание или заключение под стражу. Это обусловливает особую важность правильного понимания правовой природы уголовного преследования и его соотношения с расследованием уголовных дел. Однако, как показывает действующая нормативная база и позиция ряда правоведов, в этом принципиальном вопросе до сих пор отсутствует четкое представление о понятии уголовного преследования, а также сохраняются несомненные, на наш взгляд, заблуждения.
В связи
с этим требует скорейшей
2 Содержание уголовного преследования
Уголовное преследование в полном объеме осуществляют органы предварительного следствия, исчерпывающий перечень которых приведен в ст. 151 УПК РФ. Действующее уголовно-процессуальное законодательство России предусматривает следующие виды органов предварительного следствия:
1) следователь Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации;
Органы предварительного следствия различаются в соответствии со своей компетенцией по рассмотрению тех или иных уголовных дел, иначе говоря, соответственно своей подследственности. В теории уголовного процесса правила подследственности относится к общим условиям производства предварительного расследования. Подследственность — предусмотренная законом принадлежность уголовного дела к ведению определенного органа предварительного следствия.
Анализ ст. 151 УПК РФ, являющейся базовой статьей, посвященной правилам подследственности с разной и равной юридической силой, и иных положений других правовых актов, позволяет распределять уголовные дела между разноименными органами предварительного следствия: подследственность следователей прокуратуры, подследственность следователей органов федеральной службы безопасности, подследственность следователей органов внутренних дел и подследственность следователей органов по контролю за оборотом наркотиков. В свою очередь, подследственность разноименных органов предварительного следствия также может типологизироваться. Например, подследственность следователей Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации подразделяется следующим образом: исключительная подследственность — уголовные дела о преступлениях, указанных в подп. «в» ч. 2 ст. 151 УПК РФ, факультативная подследственность — по всем другим преступлениям в случае поручения о том прокурора.
Расследование уголовных дел производится следователем единолично. Если уголовное дело возбуждено самим следователем и принято им к своему производству, то составляется единое постановление (постановление о возбуждении уголовного дела и принятии его к своему производству). В случае же принятия производства уголовного дела, возбужденного другим процессуальным органом, следователь выносит отдельное постановление (постановление о принятии уголовного дела к производству). Копии этих постановлений незамедлительно, но не позднее 24 часов, направляются прокурору (ст. 146, 156 УПК РФ).
В случае сложности уголовного дела или его большого объема предварительное следствие может вестись следственной группой. Решение об этом вправе принять руководитель следственного органа. Руководитель следственной группы принимает уголовное дело к своему производству и руководит действиями других следователей (ст. 163 УПК РФ).
При расследовании уголовных дел все решения о его направлении и производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно и несет полную ответственность за их законное и своевременное исполнение (ст. 38 УПК РФ). В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора (ч. 3 ст. 38 УПК). В этом суть процессуальной независимости следователя, которую следует отличать от его процессуальной самостоятельности.
Осуществляя уголовное преследование, следователи прокуратуры выполняют следственные действия. Исчерпывающий перечень следственных действий установлен уголовно-процессуальным законодательством и включает следующие их виды:
1) осмотр:
2) задержание подозреваемого;
3) допрос;
4) очная ставка;
5) обыск;
6) выемка;
7) освидетельствование;
8) предъявление для опознания;
9) следственный эксперимент;
10) получение образцов для сравнительного исследования;
11) эксгумация трупа;
12) назначение экспертизы;
13) контроль и запись переговоров;
14) наложение ареста на почтово-телеграфные отправления;
15) наложение ареста на имущество.
Из 15 обозначенных следственных действий десять одновременно являются мерами уголовно-процессуального принуждения. К их числу относятся: задержание подозреваемого; обыск; выемка; отобрание образцов для сравнительного исследования; освидетельствование; эксгумация трупа; экспертиза; контроль и запись переговоров; наложение ареста на почтово-телеграфные отправления; наложение ареста на имущество. Принудительный характер следственного действия выражается в ограничении прав, свобод и законных интересов граждан и других лиц (право на личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища и т.д.).
В целях усиления гарантий законности и обоснованности избираемых правоограничений Закон предписывает предварительное получение санкции прокурора, решение судьи либо последующее осуществление проверки со стороны контрольно-надзорных органов. Всякое следственное действие предполагает наличие цели, основания, условия и процессуального порядка его производства. Ранее оно именовалось как прослушивание телефонных и иных переговоров.
После
получения достаточных
Заключительным этапом предварительного следствия является его окончание путем составления следующих процессуальных документов: обвинительного заключения (ст. 158, 215—220 УПК РФ); обвинительного акта (ст. 225, 226 УПК РФ); постановления о направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера (ст. 158. 439 УПК РФ); постановление о прекращении уголовного дела (ст. 24-28, 158, 212, 213, 225, 226, 439 УПК РФ).
В
случае получения достаточных
Обвинительное заключение — процессуальный документ, в котором подводятся итоги предварительного следствия, излагаются установленные по уголовному делу фактические и юридические основания уголовной ответственности и наказания обвиняемого, формулируется обвинение и делается вывод о направлении уголовного дела на рассмотрение суда. После составления и подписания обвинительного заключения следователем уголовное дело направляется прокурору (ч. 6 ст. 220 УПК РФ).
При поступлении уголовного дела с обвинительным заключением от органа расследования прокурор или его заместитель в течение двух суток принимает по нему одно из решений:
1) об утверждении обвинительного заключения и о направлении уголовного дела в суд;
2) о возвращении уголовного дела для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта со своими письменными замечаниями и в случае необходимости продления срока дознания до десяти суток в первом случае и до трех суток во втором случае;
4) о направлении уголовного дела для производства предварительного следствия (ч. 1 ст. 226 УПК РФ).
Обвиняемому вручается копия обвинительного заключения с приложениями. Копии обвинительного заключения вручаются также защитнику и потерпевшему, если они об этом ходатайствуют (ч. 2 ст. 222 УПК РФ).
При поступлении от дознавателя уголовного дела с обвинительным актом прокурор принимает одно из следующих решений:
При утверждении обвинительного акта прокурор вправе своим постановлением исключить из него отдельные пункты обвинения либо переквалифицировать обвинение на менее тяжкое (ч. 2 ст. 226 УПК РФ).
Копия обвинительного акта вручается обвиняемому, его защитнику и потерпевшему (ч. 3 ст. 226 УПК РФ).
Уголовное преследование по конкретному уголовному делу вправе осуществлять прокурор. В качестве субъекта уголовного процесса прокурор осуществляет в досудебных стадиях уголовного процесса (стадия возбуждения уголовного дела и стадия предварительного расследования) обязанности по надзору за предварительным следствием. УПК РСФСР не определял (это относится и к УПК РФ) полномочия прокурора при личном ведении предварительного следствия по уголовному делу. В п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, а также в ч. 2 ст. 31 ФЗ РФ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурору лишь предоставлено правомочие личного расследования уголовных дел. Решение данного вопроса представляется важным для правоприменительной практики. В частности, это касается применения мер уголовно-процессуального принуждения, например задержания подозреваемого в порядке ст. 91 УПК РФ. Вправе ли прокурор в этом случае уведомлять о произведенном задержании вышестоящего прокурора? По нашему мнению, прокурор, осуществляя уголовное преследование, пользуется всей полнотой своих полномочий, а не только полномочиями следователя.
Уголовное преследование регулируется не только уголовно-процессуальным законодательством (в первую очередь, УПК РФ), но и принимаемыми в соответствии с ним подзаконными нормативными правовыми актами Генерального прокурора РФ. Введение в действие с 1 июля 2002 г. Уголовно-процессуального кодекса РФ побудило Генерального прокурора РФ к принятию приказа «Об организации исполнения Федерального закона «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» и переходе органов прокуратуры к работе в новых условиях уголовного судопроизводства» № 7 от 20 февраля 2002 г2. Большинство положений этого нормативного правового акта носят декларативный характер и нацелены на «тщательное изучение и обсуждение положений» УПК РФ.
В приказе Генерального прокурора РФ «Об организации прокурорского надзора за законностью уголовного преследования в стадии досудебного производства» № 39 от 5 июля 2002 г.3, в редакции от 16 марта 2006 г. не проведено разграничение между двумя самостоятельными функциями прокуратуры: надзором и уголовным преследованием. Целый ряд положений названного приказа (например, положения закрепленные в п. 2.2—2.7) регламентируют полномочия прокурора только при осуществлении уголовного преследования. Более того, в п. 2 приказа Генерального прокурора РФ № 39 от 5 июля 2002 г. прокурор поименован «руководителем уголовного преследования». Анализ положений приказа № 39 от 5 июля 2002 г. позволяет нам высказать суждение о том, что предпочтительным для данного приказа было бы следующее название: «Об организации уголовного преследования прокуратурой на досудебных стадиях уголовного производства».
Информация о работе Понятие и сущность уголовного преследования