Основные тенденции развития японского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2015 в 10:51, контрольная работа

Описание работы

Дальневосточная группа правовых систем - это совокупность правовых систем, в основе формирования которых лежат не нормы права, а нормы морали, обычаи, традиции. Большое значение уделяется ритуала.
Дальневосточную группу составляют правовые системы Китая, Гонконга, Японии, Бирмы, Кореи, Монголии, стран Индокитая, Малайзии. Япония отличается спецификой морально-идеологического подхода к праву, который произвел влияние на правовые системы других стран Востока.

Файлы: 1 файл

Японское право Контрольная.doc

— 96.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Уголовное право и  процесс

Источники уголовного права и процесса. Первым из всех японских кодексов, изданных в эпоху Мэйдзи, стал Уголовный кодекс 1870 (с дополнениями 1873 г.). Собственно говоря, это был систематизирован сборник феодальных законов, которые отличались от прежних тем, что их перестали скрывать от населения. Об этом говорит, например, то, что пытки как главный способ расследования уголовных дел отменено только в 1879 благодаря напо-легливим обращением Г. Буассонада к японскому правительству.

В 1882 были составлены (под руководством Г. Буассонада) по образцу французских законов Уголовный кодекс и Закон об уголовной процедуре. Эти акты стали значительным шагом вперед в развитии и восстановлении японского права. В частности, Уголовный кодекс 1882 впервые ввел в японскую судейскую практику принцип «нет преступления и наказания без указания о том в законе» и запрет предоставления обратной силы закона, вводящего или усиливает уголовную ответственность. Этот кодекс закрепил ряд гуманных положений древнеяпонские права: например, оговорки об обязательном смягчении ответственности по всем преступлениям, если виновный добровольно сообщит властям о своем участии в расследовании преступной дела. Кодекс окончательно отменил телесные и позорящие наказания и так называемые квалифицированные виды смертной казни.

Однако с усилением реакционных, военно-бюрократических тенденций в политике японского правительства подготовка уголовных законов в Японии (подобно гражданского и торгового законодательства) стала ориентироваться не на «классические» буржуазные французские кодексы, а на «родственное японским духом» немецкое буржуазно-помещичье законодательство . В 1907 был издан Уголовный кодекс, значительно расширил полномочия судей как в определении размеров санкции, так и в установлении состава того или иного преступления. Этому в немалой степени способствовали и нормы кодекса, содержащие только общие дефиниции преступлений, и широкие пределы предусмотренных наказаний.

Начиная с 20-х гг. XX в. в уголовное законодательство Японии было внесено немало изменений реакционного характера, направленных на ужесточение репрессий и расширение чрезвычайных полномочий полиции (Закон о поддержке общественного спокойствия 1928 и т.д.).

Крах японского милитаризма в результате Второй мировой войны имел своим следствием существенные преобразования во всей государственно-политической и правовой системе страны. Большим завоеванием демократических сил Японии стало включение в Конституцию положений о соблюдение основных прав человека (ст. 11), уважение к личности (ст. 13), равенство всех перед законом (ст. 14), свободу мысли, совести, вероисповедания, собраний, о объединений, слова, прессы и других способов выражения мнений (ст 19-23).

Несмотря на некоторые изменения, произошедшие в 1947 (отмена некоторых статей, касающихся покушения на императора и его семью, а также других явно устаревших положений), в Японии и поныне действует Уголовный кодекс 1907 (в редакции 1947 г. с последующими поправками и дополнениями), который дополняется Законом о малозначительных преступлениях 1948 г., Законом о несовершеннолетних 1948 и некоторыми другими. Попытки полной реформы уголовного законодательства, то есть замены Уголовного кодекса 1907 другим предпринимались неоднократно (проекты 1927, 1947, 1972 гг. и т.д.), однако каждый раз по тем или иным причинам оказывались безрезультатными [7, c. 342-345].

Институты уголовного права и процесса. Преступления. Действующий Уголовный кодекс Японии не проводит формального распределения преступных деяний на отдельные категории по степени тяжести. Если соблюдать порядок, закрепленного в главе Особенной части кодекса, посвященной составам или группам составов преступлений, то они таковы: внутренние беспорядки; преступления, относящиеся к внешним осложнений; преступления, связанные с дипломатическими отношениями; препятствования выполнению публичных обязанностей; бегство; укрывательство преступника и устранения доказательств преступления; беспорядки; поджог и неосторожное поджог; преступления, относящиеся к затоплению и водоснабжения; препятствия транспорта; нарушение тайны (личной); преступления, связанные с опиумом; подделка денег; подделка документов; подделка ценных бумаг; подделка печатей; лжесвидетельство; оговор; непристойные действия, изнасилования и многоженство; преступления, связанные с азартными играми; преступления, связывают с местами отправления религиозного культа; взяточничество; убийство; причинения телесных повреждений; неосторожное причинение телесных повреждений; аборт; задержания и лишения свободы; угрозы; захвата людей; преступления против чести; преступления против кредита и профессиональной деятельности; кража и разбой; мошенничество и вымогательство; присвоение; преступления, связанные с украденным; уничтожения и сокрытия (документов, здания и т.д.).

Наказания. Основными наказаниями, предусмотренными статьей 9 второго раздела УК, являются: казнь, лишение свободы с принудительным трудом (каторга), лишение свободы без принудительного труда (тюремное заключение), уголовный арест.

Казнь предусмотрена по нескольким видам преступлений, однако фактически смертные приговоры выносятся в последние годы лишь за тяжкое убийство и приводятся в исполнение крайне редко - не более двух-трех казненных в год.

Относительно лишения свободы сложилось устойчивое (хотя и не абсолютная) практика назначения двух видов наказания за те или иные преступления. Лишения свободы с принудительным трудом назначается так называемого «харентидзай» (преступления по «позорным» или «бесчестным» мотивом, к которым относятся убийство, изнасилование и т.д.). Лишения свободы без принудительного труда назначается за преступления, носят политический характер, и за преступления, совершенные по неосторожности.

Лишения свободы с принудительным трудом и без принудительного труда может назначаться пожизненно. Однако типичным в этих случаях применения ст. 28 УК, допускает условное освобождение осужденного пожизненно за условия отбывания им десятилетнего срока и исправления. На практике осуждены пожизненно покидают стены тюрьмы, пробыв в них - в максимально длительном варианте - двадцати лет.

Уголовный арест назначается за малозначительные преступления; штраф и малый штраф (пеня) связаны с имущественными лишениями. Пеня назначается за малозначительные преступления. При неуплате штрафа или малого штрафа неуплаченная часть компенсируется путем помещения осужденного в работный дом [4, c. 594-596].

Наибольшие изменения претерпело японское законодательство в области уголовного процесса. В 1890 г. был принят Уголовно-процессуальный кодекс Японии, составленный в основном по образцу французского Закона об уголовной процедуре 1880 г. В 1922 г. оно заменено новым УПК, составленным теперь уже по образцу немецкого Уголовно-процессуального кодекса 1877 г., действовавшего до конца Второй мировой войны.

Провозглашенные в Конституции 1946 г. права граждан в сфере уголовного судопроизводства - запрет применять наказания без соответствующей процедуры (ст. 31), право на судебное разбирательство любого обвинения (ст. 32), запрет незаконного ареста (ст. 33), право на защиту (ст. 34), запрет незаконных обысков (ст. 35), применение пыток и жестоких наказаний (ст. 36), право каждого обвиняемого по уголовному делу на быстрый и публичное разбирательство его дела беспристрастным судом, на бесплатную (если в этом есть необходимость) юридическую помощь (ст. 37) и т.д., стали базой для просмотра многих положений УПК и других уголовно-процессуальных актов.

Принятый в 1947 Закон о полиции ликвидировал бывший предельно централизованный полицейский механизм и поставил ее под контроль местных властей. В 1948 вступил в силу новый Уголовно-процессуальный кодекс, который вобрал в себя ряд институтов американского права и, по сравнению с прежним УПК, усилил защиту прав подозреваемого и обвиняемого. В этот же период приняты законы о судоустройстве (1947 г.), о прокуратуре (1947 г.), Об адвокатуре (1949 г.), которые с изменениями продолжают действовать и сегодня.

Верховный суд, в соответствии с предоставленными ему Конституцией значительных полномочий, издал документ под названием «Уголовно-процессуальные правила» (1948), в которых развивались и детализировались положения Уголовно-процессуального кодекса. В целом реформа системы японского судопроизводства значительно укрепила позиции демократических сил в стране и создала правовую базу для их дальнейшей борьбы с реакцией.

В действующей судебной процедуре переплетаются элементы прошлого, связанные, прежде всего, с «инквизиционным процессом», в котором решающая роль принадлежит признанию обвиняемого, и элементы, заимствованные из англо-американской системы судопроизводства, где всячески подчеркивается состязательный характер судебного процесса и внешне беспристрастная позиция судьи. Несмотря на все изменения в уголовно-процессуальном законодательстве и даже на прямую конституционный запрет подвергать наказанию любого, если единственным доказательством против него служит собственное признание, предварительное следствие в Японии, проводится полицией и прокуратурой, по-прежнему ориентировано на то, чтобы вырвать такое признание.

Психология многих японских судей также в значительной мере привязана к традиционной формуле японского права, включалась до введения УПК 1948 г. во все судебные наставления - «Признание является первым из всех доказательств». Под очевидным влиянием средневекового письменного судопроизводства установлен порядок, согласно которому к современному суда прокурор подает письменные показания свидетелей, и только в случае их оспаривания защитой тот или иной свидетель вызывается для допроса в суд. Доказательная сила письменных показаний, полученных в ходе предварительного следствия, столь велика, что, согласно ст. 321 УПК, прокурор при определенных условиях может требовать следовать им даже в случае отказа свидетеля от них в судебном заседании.

Новым институтом в послевоенной судебной процедуре стал и перекрестный допрос, что усиливает соревновательные начала и оценивается как очень прогрессивный [5, c. 327-329].

Специфическим для Японии стал институт «разъяснения», который появился в ходе послевоенных реформ уголовного процесса. После того, как произносился обвинительный приговор, и к рассмотрению вопроса о том, признает ли подсудимый свою вину, защита получал право требовать, чтобы прокурор разъяснил отдельные пункты обвинительного приговора. В соответствующих случаях это дает возможность сразу же показать слабость обвинения.

С конца 1950-х гг. в Японии реализуется идея интенсификации уголовного процесса, порожденная перегрузкой судов гражданскими и уголовными делами, затягиванием рассмотрения и проволочками, которые вызывают недовольство населения и рост недоверия ко всей системе судопроизводства. Так, для ускорения процесса примерно за неделю до суда проводится «предварительная подготовка», то есть совещание судьи, прокурора и защитника, которые будут принимать участие в деле. На таком совещании они договариваются по многим существенным вопросам будущего суда, в том числе о количестве свидетелей, которых может вызвать каждая из сторон, о регламенте их допроса и тому подобное. При этом обсуждаются и документальные доказательства, которые стороны подают в суд.

Следующим элементом интенсификации стало установление четкого графика судебного рассмотрения конкретного дела, не допускает его растяжения на месяцы. С этой целью была упрощена даже процедура составления протоколов судебных заседаний - в них стали вносить не буквальный запись, общий смысл показаний свидетелей и выступлений сторон.

При всех недостатках система интенсивного судебного разбирательства признается известным выходом из кризиса юстиции, порожденной перегрузкой судей и длительными сроками рассмотрения дел [5, c. 331].

 

 

 

 

Заключение

Демократическими достижениями Конституции Японии, кроме указанных, являются зафиксированные в ней права граждан в уголовно-процессуальной сфере:

- Право на защиту и судебное  разбирательство против него;

- Запрет незаконного ареста и незаконных обысков;

- Право обвиняемого на открытый, непредвзятый, без проволочек, рассмотрение  дела;

- Запрещение применения наказания  без соответствующей правовой  процедуры и др.

По содержанию и технике исполнения законы Японии не уступают европейским, однако их практическое применение значительно слабее. Как и ранее, в силе остаются традиции, правовые и институты национально-исторического происхождения. Особую роль играют правила внешне приличия - уступчивость, примирения, доброжелательность, исключающих внешнее давление на человека. С современными кодексами и процессуальными нормами уживаются традиции внесудебного разрешения споров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. История государства и права  зарубежных стран: Хрестоматия / Под ред. В.Д. Гончаренко. - М.: Издательский дом, 2012. - 714 с.

2. История государства и права  зарубежных стран: Учебное пособие / А. Н. Джужа, В. С. Калиновский, Т. А. Третьякова и др.; Под общ. ред. А. Н. Джужи. - 2-е изд., Перераб. и доп. - М.: Атика, 2014. - 255 с.

3. Бостан Л. История государства  и права зарубежных стран: Учебное  пособие / Людмила Бостан, Сергей Бостан,; Наук. ред. С. М. Тимченко. - М.: Центр учебной литературы, 2014. - 671 с.

4. Глиняный В. История государства  и права зарубежных стран: Учеб. пособие / Владимир Павлович Глиняный. - 5-е изд., Перераб. и доп . - М.: Правда, 2011. - 767 с.

5. Дахно И. История государства  и права: Учебное пособие-справочник  для студентов вузов / Иван Дахно. - М.: Центр учебной литературы, 2013. - 405 с.

6. Омельченко И. История государства и права зарубежных стран: Учебное пособие / Ирина Омельченко, Олег Сорокин, Валентин Череватый. - М.: Наука, 2012. - 132 с.

Информация о работе Основные тенденции развития японского права