Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 17:16, курсовая работа
Рассматривая место теории государства и права в системе общественных наук, можно заключить, что теория государства и права не обладает монополией на рассмотрение некоторых политико-правовых вопросов. К ним относятся, прежде всего, проблема определения самого понятия государства, проблема постижения сущности государства, проблема понимания происхождения государства, проблема определения понятия права, проблема постижения сущности права, проблема понимания происхождения права.
Введение 3
Понятие и признаки правовых норм
Структура норм права
Виды норм права
Особенности изложения правовых норм
Заключение
Список использованных источников
Гипотеза является одним из элементов нормы права и определяет конкретные обстоятельства, при которых данная норма начинает действовать. При этом гипотеза, являясь необходимым структурным элементом нормы права, выступает условием обязательности диспозиции. Гипотеза может быть простой, сложной или альтернативной. Простая гипотеза представляет собой одно обстоятельство, при наличии или отсутствии которого действует норма права. Например: ч. 2, ст. 7 ГК «если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора». При наличии сложной гипотезы действие нормы права начинается при наличии двух или более обстоятельств. Например: ч. 1, ст. 12 СК РФ «для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста».
При наличии альтернативной гипотезы норма права начинает действовать при наличии одного из нескольких предлагаемых обстоятельств. Например: ст. 411 ГК РФ «Не допускается зачет требований: если по заявлению другой стороны к требованию подлежит применению срок исковой давности и этот срок истек; о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью; о взыскании алиментов; о пожизненном содержании; в иных случаях, предусмотренных законом или договором».
Диспозиция, как элемент нормы права, указывает на должное для участников правоотношения поведение. По-видимому, диспозиция – это основа нормы права, поскольку именно она представляет модель правомерного поведения. Однако регулятивные свойства диспозиции проявляются в сочетании с гипотезой и санкцией. В зависимости от способа изложения гипотезы, она может быть простой сложной или альтернативной.
Простая диспозиция определяя вариант правомерного поведения, в то же время не раскрывает его сущности. Например: ч. 1 ст. 209 ГК РФ «собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом».
Сложная или описательная
Альтернативная диспозиция определяет несколько допустимых вариантов поведения. Например: ч. 2, ст. 218 ГК РФ «право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества».
Санкция, являясь завершающим элементом нормы права, с правовой позиции, отражает негативные последствия в случае несоблюдения диспозиции. При этом с точки зрения социологического или философского подходов санкция может подразумевать и позитивные последствия за общественно одобряемое поведение, такие как поощрение или благодарность.2
Простая или абсолютно определенная санкция точно указывает неблагоприятные последствия. Например: ч. 1, ст. 12.1 КоАП РФ «Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, - влечет наложение административного штрафа в размере ста рублей».
Сложная или относительно определенная санкция указывает пределы неблагоприятных последствий. Например: ч. 1, ст. 12.8 КоАП РФ « Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, - влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет».
Альтернативная санкция определяет несколько видов неблагоприятных последствий предлагаемых к применению в зависимости от условий целесообразности. Например: ч. 1 ст. 158 УК РФ «Кража, то есть тайное хищение чужого имущества, - наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок от двух до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет».
Норма права, разделенная на гипотезу, диспозицию и санкцию, представляет собой логическую норму, которая выделяется в тексте нормативного акта по схеме: «если..., то..., а в противном случае...». Деление юридических норм на гипотезу, диспозицию и санкцию впервые было предложено Голлунским и Строговичем.3 Несмотря на то, что мнение указанных авторов получило широкое распространение, не все правоведы согласны с тем, что юридическая норма состоит из трех структурных элементов. Так, например, многие дореволюционные юристы исходили из двучленного строения юридической нормы и в связи с этим признавали наличие норм не обеспеченных санкциями.4
Черданцев – сторонник нормы права, состоящей
из двух элементов считает: «...каждой норме
права, для того чтобы быть обеспеченной
принудительной силой государства, совсем
не обязательно иметь в качестве своего
структурного элемента санкцию. ...В первой
части нормы устанавливаются факты, обстоятельства,
при наличии которых данная норма действует,
а во второй - юридические последствия,
наступающие при наличии определенных
гипотезой обстоятельств... В силу сложившейся
традиции вторая часть регулятивных норм
называется диспозицией».5
В настоящее время отсутствует
единое мнение о структуре правовой нормы.
Норма права, состоящая из двух элементов, включает в себя гипотезу и диспозицию (или санкцию). Такую норму можно определеить по условной схеме «если – то». Голлунский полагал, что подобная структура нормы права вполне приемлема, но характерна не для всех отраслей права. «Можно считать вполне соответствующей типовую схему юридической нормы как условного предложения «если-то». Автор полагает, что споры ведутся в основном о том, составляет ли санкция обязательный элемент каждой юридической нормы, или нет.6
Алексеев полагает, что: «...в результате обособления охранительных мер, санкции оказываются обязательным элементом не всех, а только охранительных предписаний».7
Вот такое мнение имеет по этому поводу Пиголкин А.С. : «Обеспечение и защита норм права указанными в нормативных актах мерами воздействия на правонарушителей является важнейшим моментом, отличающим правовые нормы от иных социальных норм, действующих в обществе. Без санкций норма права потеряла бы свое специфическое, государственно-принудительное значение и растворилось бы среди других видов социальных норм. Не во всех случаях санкцию нормы права легко найти в статье нормативного акта. Существуют такие правовые нормы, санкцию которых можно обнаружить лишь путем логического анализа. Например: если взять статью гражданского кодекса, внешне здесь видны лишь два элемента - по истечению срока исковой давности (гипотеза), право на иск погашается (диспозиция). Но, рассуждая логически, мы приходим к выводу, что если все же судья решит дело по иску с пропущенным сроком исковой давности, то вышестоящий суд отменит это решение как незаконное, то есть применит санкцию по недействительности актов, противоречащих закону».8 По мнению Томашевского: «не существует таких норм права, которые состоят из трех элементов. В этом наглядно убеждает правильный анализ по элементам любой нормы, к которой бы отрасли права они не относились бы. Например: «по истечению срока исковой давности, право на иск погашается». В данном примере нет санкции».9 Каждое из приведенных мнений довольно авторитетно и аргументировано, что не позволяет с уверенностью отдать предпочтение одному из подходов. Сторонники трехэлементного строения логической нормы права рассматривают абстрактную норму в ее логической структуре. Приверженцы двухчленного строения нормы реальные нормы права в их фактическом строении, что представляется несомненно важным для видения в нормативном предписании лишь реально наличествующих элементов, что позволяет проводить четкий анализ нормы права. В то же время нельзя отрицать важность логической нормы, поскольку именно она выражает связь между специализированными нормами предписаниями. В современных условиях, когда специализация права все более усиливается, трехэлементная схема нормы права позволяет видеть в ней государственный принудительный регулятор общественных отношений. Иначе может сложиться впечатление, что норма исчезает, или что право состоит не только из норм но также и из теоретических положений, принципов и многого другого.10
Исследование и изучение чрезвычайного разнообразия норм права облегчается применением их различных классификаций по различным основаниям.
Пожалуй, наиболее важной классификацией норм права является их разделение в зависимости от роли в регулировании общественных отношений, в связи с чем они делятся на типичные и нетипичные.
Являясь правилами поведения,
типичные нормы права
Типичные нормы права
К регулятивным нормам права необходимо отнести те нормы, которые будучи рассчитаны на правомерное поведение устанавливают юридические права и обязанности. В связи с этим такие нормы делятся на обязывающие, запрещающие и управомачивающие.
Устанавливая для субъекта права обязанность, обязывающие нормы требуют активного, обязательного поведения. Например: ст. 57 Конституции РФ «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».
Обязывание может быть выражено и без использования специальных глаголов, например: «Государственная Дума избирается сроком на четыре года»11.
В случае если норма права содержит предписание воздержаться от определенных действий, то такую норму следует рассматривать, как запрещающую. Например: ч. 2, ст. 37 Конституции РФ «принудительный труд запрещен».
Управомочивающие нормы допускают совершение определенных действий. Например: ч. 3, ст. 43 Конституции РФ «каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии».
В XIX в. такие нормы права часто определялись, как «ненастоящие» нормы в связи с тем, что право, по мнению юристов должно было или обязывать или запрещать, то есть предписывать обязательный вариант поведения
Правоохранительные нормы права имеют в себе указание о мерах государственного принуждения, поскольку рассчитаны на неправомерное поведение. К таким нормам права можно отнести любую статью особенной части УК РФ.
Поскольку право прежде всего рассчитано на правомерное поведение, то, очевидно, что большинство норм являются регулятивными.
Нетипичные (или специализированные) нормы права в отличие от типичных не содержат правил поведения, но обеспечивают действие типичных норм права, в связи с чем иногда их называют исходными, отправными, учредительными предписаниями. Очевидно, что наибольшую эффективность правовое регулирование приобретает в случае в нормативном акте типичных и нетипичных норм права.
Нетипичные нормы права делятся на общезакрепительные, декларативные (или целеустановительные) и дефинитивные.
Общезакрепительные нормы права в самом общем виде определяют состояние общественных отношений. Например, основы политического строя.
Декларативные нормы права говорят о принципах построения и деятельности, а так же о задачах тех или иных государственных институтов.
Иногда довольно сложно
Дефинитивные нормы права дают определения юридическим терминам и понятиям.
История законодательства говорит о том, что первыми появились типичные нормы права. Первые нормативные акты практически не имели в себе общезакрепительных, декларативных и дефинитивных норм, необходимость в которых возникла только с развитием более современных правоотношений и в связи с развитием законодательной техники
Помимо приведенных классификаций нормы права можно подразделить на нормы частного и нормы публичного права. Такое подразделение было известно еще в римском праве. Нормы права, регулирующие отношения в сфере гражданского, общества следует отнести к нормам частного права. Нормы, регулирующие деятельность государства, его органов и должностных лиц, относятся к нормам публичным.