Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2015 в 11:27, курсовая работа
Право вооруженных конфликтов (ПВК) - это совокупность договорных и обычных норм, регламентирующих отношения между воюющими и затронутыми войной субъектами МП по поводу начала и последствий войны, применения средств и методов ведения войны, нейтралитета, защиты жертв войны, прекращения войны и ответственности государств и индивидов за нарушение этих норм. Право вооруженных конфликтов распространяет свое действие как на международные вооруженные е конфликты, так и на вооруженные конфликты внутригосударственного характера.
Международный Суд состоит из пятнадцати членов. Они избираются сроком на девять лет Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности одновременно, причем при избрании судей в Совете Безопасности принцип единодушия бездействует. Для кандидатов в судьи используют те самые критерии, которые и для арбитров. Кандидаты выдвигаются национальными группами государства, не больше как четыре, а в Суде не может быть более как два судьи от одной страны. Судьи не представляют свое государство, а действуют "в личном качестве". Поэтому если рассматривается спор между государствами, гражданами которых являются предназначенные судьи, это не дает оснований, чтобы они уступили местом другим судьям. Если судья перестает удовлетворять поставленные требования, то за единогласным мнением всех судей он может быть уволен из должности. Судьи пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами. Местонахождением Суда есть Гаага (Нидерланды). Суд рассматривает дела в полном составе, но кворум в девять судей считается достаточным для создания судебного присутствия. В отдельных случаях Суд имеет право образовывать камеры, где количество судей может быть меньшее чем девять, - три или больше.
К Суду могут обращаться не только государства - члены ООН, но, как видим со ст. 35 Устава, п. 1 ст. 93 Устава ООН, и нечлены этой организации. Для обеспечения доступа к Суду государств - неучастниц Устава Суда Совет Безопасности резолюцией от 15 октября 1946 г. установила специальную процедуру. Для этого заинтересованное государство должно депонировать в секретариате Суда декларацию общего или частичного значения. Общего - означает признание юрисдикции Суда относительно всех споров, которые возникли, или тех, что еще могут возникнуть; декларация частичного значения - только для конкретного дела.
К ведению Суда принадлежат все дела, которые ему передадут стороны, в том числе толкования международных договоров, любого вопроса международного права, наличия факта, установление которого будет свидетельствовать о нарушении международного обязательства, характера и размеров возмещения, которое принадлежит за нарушение международного обязательства. Кроме того, на основе п. 1 ст. 96 Устава ООН по запросу Генеральной Ассамблеи или Совета Безопасности Суд может дать консультативный вывод из любого юридического вопроса. Такой самый вывод Суд может дать за вопросом других органов ООН, которым Генеральная Ассамблея даст разрешение.
Суд не имеет обязательной юрисдикции, т.е. дела не могут рассматриваться без специального обращения заинтересованных государств. Лишь при наличии обращения, причем обращение всех сторон, которые принимают участие в споре, Суд имеет право нарушить дело. Согласование на юрисдикцию Суда может быть разовым, т.е. для данного дела, или для всех правовых вопросов, или по всем вопросам, которые возникают в рамках данного союза или организации.
Решение Суда окончательные и обжалованию не подлежат. Если сторона уклоняется от выполнения судебного решения, другая сторона может обратиться к Рады Безопасности, которая имеет право сделать соответствующую рекомендацию или принять меры для обеспечения выполнения решения Суда.
Вместе с тем в литературе отмечается, что государства с большим нежеланием обращаются к Суду, отказываются от явки в Суд, произвольно исключают некоторые вопросы со сферы юрисдикции Суда и т.п.. Этому оказывают содействие ряд факторов, в том числе медленность деятельности Суда. Так, рассмотрение известного дела о Юго-Западной Африке длился 6 лет; такое самое время - спор между Испанией и Бельгией. И хотя в последние годы было употреблены мероприятия по сокращению сроков из рассмотрения дел, считают, что ощущается кризис Международного Суда.
Рядом с Международным Судом ООН существуют региональные судебные органы. К ним принадлежит Европейский суд, функции которого состоят из выполнение роли арбитра в спорах между государствами-членами и Обществом, обеспечение одинакового толкования и применение права Общества и др. Однако этот суд не служит альтернативой немирному решению споров. Его быстрее можно рассматривать как внутренний судебный орган. Хотя существует мысль, которая на сегодня можно насчитать близко полтора десятки международных судебных органов. Все они были созданы во второй половине XX ст. Преобладающая их большинство решают споры о применении и толковании конкретного международного договора, как правило, регионального.
д) рассмотрение споров в региональных организациях.
Решение споров в международных организациях. Манильская декларация от 15 ноября 1982 г. призвала шире использовать Организацию Объединенных Наций, в частности Генеральную Ассамблею и Совет Безопасности, для решения споров, которые возникают между государствами. Согласно п. 2 ст.11 Устава ООН Генеральная Ассамблея уполномачивается обсуждать любые вопросы, которые принадлежат к поддержанию международного мира и безопасности. Генеральная Ассамблея может обращать внимание Совета Безопасности на ситуации, которые могли бы угрожать международному миру и безопасности.
В частности, Совет Безопасности уполномоченный на любой стадии спора рекомендовать надлежащую процедуру или методы урегулирования, она может действовать без промедления времени согласно своим функциям и полномочиям, особенно в случаях, когда международный спор перерастает в международный конфликт. Так, соответственно ст. 40 Устава ООН Совет Безопасности может рекомендовать временные мероприятия из регулирование спора и требовать от сторон их выполнения. Она может рекомендовать полное или частичное прекращения на определенное время экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств соединения, а также разрыв дипломатического отношения. Если Совет Безопасности примет решение, которые раньше принятые меры являются недостаточными, она уполномачивается применять такие действия воздушными, морскими или сухопутными силами, которые необходимые для поддержания или восстановления международного мира и безопасности, включая демонстрации вооруженных сил, блокаду и другие операции воздушных, морских или сухопутных сил членов ООН. Различают операции по поддержанию мира и операции по принуждению к миру. Примером первых являются расположения вооруженных сил между конфликтующими сторонами, примером вторых - операции вооруженных сил в Кувейте.
Члены ООН подают у распоряжение Совета Безопасности по ее требованию необходимые для поддержания международного мира и безопасности вооруженные силы, помощь и средства обслуживания, включая право прохода.
Возможность применения вооруженных сил для "поддержания мира и безопасности", т.е. фактическое нарушение мира путем применения силы с целью хранения мира, вызывает сомнения относительно своей правомерности и целесообразности. Однако в активе ООН есть примеры эффективного и даже "новаторского" использования вооруженных сил и военных наблюдателей. В этих случаях напоминают роль ООН в деле прекращения агрессии Ирака против Кувейта. В рамках ООН были разработаны и реализованы способы мирного урегулирования споров: переговоры под эгидой ООН, надзор за соблюдением условий перемирия, содействие проведению свободных выборов и др.
Статья 52 Устава ООН поддерживает мирное решение споров в рамках региональных международных организаций, которое не исключает передачи таких споров Совете Безопасности, если осуществленные усилия не привели к успеху. Совет Безопасности может применять принудительные действия с использованием региональных соглашений. 9 декабря 1991 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию об усовершенствовании сотрудничества между ООН и региональными соглашениями или органами в сфере поддержания международного мира и безопасности, которая призвала Совет Безопасности сотрудничать с региональными органами и организациями в деле мирного решения международных споров.
Право вооруженных конфликтов – это отрасль международного публичного права. Специфика данной отрасли состоит в том, что она регулирует конкретную область межгосударственных отношений, а не все эти отношения в целом. Кроме того, она закрепляет в своих нормах, приемы, правила практических действий субъектов; наконец, она имеет временные ограничения, то есть действует в период вооруженной борьбы, а после окончания в отношениях между ранее воевавшими субъектами должны, как правило, устанавливаться нормальные мирные отношения, регулируемые принципами и нормами других отраслей международного права. Нормы об ответственности, о заключении перемирия, мирного договора сохраняют свою силу после войны.
Содружество Независимых Государств (СНГ) в Уставе, который вступил в силу 22 января 1994 p., признала одной со своих целей содействия мирному решению споров и конфликтов между членами Содружества. Для предотвращения конфликтов, прежде всего на межнациональной основе, государства СНГ помогают одна одной в их урегулировании. Для справедливого мирного решения своих споров они должны использовать переговоры или достигать договоренности о надлежащей альтернативной процедуре. Если таким путем спор не будет урегулировано, они могут передать его в Совет глав государств СНГ. Совет может рекомендовать надлежащую процедуру или методы его урегулирования.
Некоторые юристы считают, что наука права вооруженных конфликтов должна исследовать только сами вооруженные конфликты, и, что при применении норм этой отрасли права несущественным является вопрос о правомерном или неправомерном применении оружия. В случае противоправного нападения одного государства на другое оба они должны руководствоваться нормами права вооруженных конфликтов.
Считая в принципе верными подобные высказывания, мы никак не можем согласиться с тем, что исследования этих проблем должны абстрагироваться от того, правомерно или неправомерно та или иная сторона прибегла к оружию, что при применении права вооруженных конфликтов несущественным является вопрос о причинах, приведших к вооруженному конфликту. Современное международное право совершено четко делит войны на справедливые и несправедливые; оно содержит норму, согласно которой агрессивная война – это международное преступление.
Несмотря на все вышеизложенное, право вооруженных конфликтов далеко несовершенная отрасль международного права. И не потому, что содержит определенные пробелы (такая проблема присуща практически каждой отрасли права), а в силу того, что имеет слабый механизм регулирования. Орган (Организация Объединенных Наций), осуществляющий контроль и регулирование международного права в период вооруженных конфликтов, не достаточно силен, чтобы диктовать свою волю могущественным державам. И прецеденты, когда не исполняются решения Совета Безопасности ООН, были.
Также довольно сложный вопрос о защите прав личности во время вооруженного конфликта. Это не секрет, что права личности сильно ущемляются во время ведения военных действий. И это благодаря не внутригосударственному законодательству, которое справедливо ограничивает права личности в период военных действий и чрезвычайного положения, учитывая сложность и нестандартность складывающейся ситуации.
Учитывая сказанное, можно сделать вывод, что право вооруженных конфликтов отрасль, требующая серьезных доработок, которые должны проводиться на основе межгосударственных соглашений и закрепления их в соответствующих международных актах.
Информация о работе Международное право в период вооруженных конфликтов