Квалификация мошенничества по уголовному законодательству России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 17:31, дипломная работа

Описание работы

Актуальность выпускной квалификационной работы определяется необходимостью осмысления и совершенствования практики применения нормы о мошенничестве, сложностью, возникновения в следственной и судебной практике, трудности при правовой оценке мошенничества, его ограничении от гражданско-правовых деликтов и смежных составов преступлений, в частности, от присвоения или растраты, причинения имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием.

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)

   Нарушение этих отношений влечет за собой нарушение  охраняемого законом права, что  определяет наличие у рассматриваемого деяния (т.е. мошенничества) признака противоправности.

   Непосредственным  объектом мошенничества следует  признать существующие в Российской Федерации формы собственности, которые несмотря на их различия, охраняются законом в равной мере.

   Исходя, из определения хищения и определения мошенничества предметом данного преступления является имущество. Так как мошенничество является одной из форм хищения, соответственно и предмет мошенничества должен обладать всеми теми признаками, которыми обладает предмет хищения.

   Во-первых, предмет мошенничества, как и  предмет хищения, должен быть материальным, то есть являться частью материального  мира, обладать признаком вещи.

       При применении данного положения  на практике в последнее время  возникают определенные трудности. Как, например, решить вопрос о данном признаке предмета в случае посягательства на имущество, находящееся на банковском счете или во вкладе?

   Данный  вопрос заострен правоприменительной  практикой потому, что нередко  при поступлении похищенных средств на счет фирмы и притом что эти средства не были затем "обналичены", рассматриваемые действия квалифицируются следственными органами как покушение на хищение (мошенничество).  

   Казалось  бы, определяя момент окончания хищения, следует руководствоваться установленными в правоприменительной практике и науке уголовного права критериями для разграничения оконченного хищения и покушения на него. Первым является момент выхода имущества из владения собственника, а вторым - момент, с которого виновный имел возможность фактически распорядиться похищенным.

   Однако  многие работники правоприменительных  органов, в том числе некоторые  члены Верховного Суда, не могут  согласиться с тем, что похищенные указанным образом безналичные  денежные средства могут находиться в распоряжении виновных даже не будучи "обналиченными". И, кроме того, указывают на то, что такие средства не обладают признаком вещественности. Вот, мол, когда эти средства превратятся в наличные, тогда можно будет говорить об оконченном хищении. Такая позиция привела к тому, что по ряду уголовных дел действия похитителей квалифицировались как покушение на хищение, хотя средства уже находились на счете фирмы, которой руководил мошенник, получивший возможность ими распоряжаться, даже не "обналичивая".

   Таким образом, проблема в значительной степени может быть решена путем обращения к вопросу об определении предмета мошенничества применительно к новым способам данного преступления. В последние годы система расчетов, деньги используются в качестве платежного средства "превращаясь" в денежные знаки, стала представлять немалую сложность для практики и теории квалификации хищений.

   Для решения  этой задачи была предпринята попытка  реализовать то утверждение, что "предмет  хищения, в том числе и мошенничество  всегда материален, составляет часть материального мира, обладает признаком вещи".

   Следует сказать, что такая позиция в  целом преобладала в дискуссии  о возможности отношения к  предмету хищения электроэнергии, информации и.т.п. И если ранее мнение, что "необоснованное расширительное истолкование органом правосудия понятия "имущество" как предмета хищения приводит к ошибочному применению закона об ответственности за названное посягательство...", было связано с понятием имущества как предмета хищения, то ныне, будучи легитимировано, понятие хищения представляет собой образец бланкетной нормы и требует уяснения путем обращения к гражданскому законодательству.

   Надо  исходить из тех соображений, что  согласно ст. 128 ГК к имуществу относятся и деньги. Статья 140 ГК, озаглавленная "деньги", указывает на рубль, как на платежное средство, одновременно устанавливая, что платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов. Таким образом, систематический подход в анализе указанных норм заставляет отнести так называемые безналичные  деньги, Т.е. денежные средства, находящиеся на банковских счетах, к имуществу, а отсюда - к чужому имуществу, могущему быть предметом хищения.

   Второй  признак предмета мошенничества - экономический. Его суть в том, что предметом может быть только вещь, имеющая определенную экономическую ценность.

   Предмет хищения, в том числе мошенничество, олицетворяет человеческий труд. Это означает, что предмет:  произведен человеком; содержит человеческий труд, если речь идет о продукте биологического природного происхождения.

   Предметом мошенничества, любой его формы, могут быть товарноматериальные ценности в любом состоянии и виде, обладающие экономическим свойством стоимости, а также деньги, как всеобщий эквивалент стоимости как особый товар, выражающий цену любых других видов имущества.

   И третий признак предмет мошенничества - юридический. То есть, таким предметом  может выступать лишь чужое имущество. Чужим является имущество, на которое  лицо не имеет ни вещных прав, круг которых очерчен законом, ни обязательственных прав, которые могут создаваться по усмотрению самих лиц. К вещным правам, например, относятся: право собственности, право пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, сервитуты           и.т.п., а к обязательственным правам относятся: право аренды, хранения, найма и т.п.

   Некоторая специфика рассматриваемого преступления по сравнению с другими формами  хищения состоит в том, что  мошенничеством считается не только завладение чужим имуществом, но и получение путем обмана права на чужое имущество. Если под правом на имущество понимается право собственности (и иные права) в полном объеме, то упоминание об этом имеет значение лишь для уточнения момента окончания преступления.

   Приобретение  такого права является либо приготовлением к последующему завладению имуществом, либо противоправным образом создает  видимость законного владения имущества, уже находящимся в обладании  виновного. Завладев правом на имущество, преступник тем самым завладевает и самим имуществом, т.е. совершает хищение.

   В теории по этому вопросу существуют определенные споры. Статья 159 УК РФ говорит о мошенничестве как о приобретения права на имущество путем обмана или злоупотребления доверием, а примечание к статье 158 УК РФ определяет хищение лишь как изъятие или обращение чужого имущества в свою или других лиц пользу, и прочее. На первый взгляд, здесь имеется противоречие, поскольку приобретение права не есть "изъятие" или "обращение" в свою пользу.

   Однако  статья 128 ГК РФ сдержит формулировку "иное имущество, в том числе имущественные права", из которой следует, что обратить в свою пользу при хищение можно и имущественные права. Таким образом, противоречия устраняются.

   «Объективная  сторона - это составная часть состава преступления, характеризующая внешнее проявление конкретного общественно опасного поведения, причинившего вред объекту, охраняемому уголовным законом».

   Признаки, характеризующие объективную сторону  не всех, а только конкретных составов преступлений принято называть факультативными (способ, место, время, обстановка, орудия совершения преступления). В случае с мошенничеством способ совершения преступления - хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество.

   В большинстве случаев уголовный закон считает объективной стороной оконченного состава преступления (в данном случае мошенничество) сам факт совершения уголовно-правового деяния, т.е. мошенничества.

   Объективная сторона мошенничества имеет важное значение для квалификации. Некоторые преступления можно разграничить лишь по признакам объективной стороны. Мошенничество и кража, например, отличаются друг от друга только способом совершения преступления, остальные признаки, характеризующие объект, объективную сторону и субъект, у них одинаковы.

   С объективной стороны завладение имуществом или  приобретение права на имущество при мошенничестве совершается путем обмана или злоупотребления доверием.

   Объективные признаки мошенничества: 1) изъятие  и (или) обращение в пользу виновного или других лиц; 2) противоправность; 3) безвозмездность;

4) причинение  ущерба собственнику или иному владельцу; 5)преступный результат и причинная связь.

   Необходимым условием уголовной ответственности  является наличие причинной связи  между действием (бездействием) и наступившими вредными последствиями.

   Обман и злоупотребление доверием служат способом завладения имуществом, между  ними и переходом имущества во владение виновного должна быть установлена  причинная связь.

   Мошенничество считается оконченным с момента фактического незаконного перехода имущества во владение виновного и получения им возможности использовать его или распоряжаться им по своему усмотрению, а также с момента незаконного перехода к виновному права на имущество потерпевшего. В случае обмана или злоупотребления доверием, не завершившиеся завладение имуществом или получение право на имущество, признаются покушением на мошенничество.  

             2.3 Субъект и субъективная сторона преступления

     

      Субъектом мошенничества могут быть лица вменяемые лица, достигшие 16-летнего возраста. Однако при одном из квалифицированных составов мошенничества, который не относится к числу общих квалифицирующих признаков хищения (п. в ч. 2 ст. 159 УК), указан специальный субъекта: лицо, совершившее мошенничество с использованием своего служебного положения.

      Субъектом мошенничества в принципе может оказаться любой человек. Но наибольшая вероятность таковым оказаться у того, кто, во- первых, как и мошенник, хотел бы быстро и без затрат обычных трудовых усилий обогатиться. В этом пункте многие жертвы по мотивам тождественны мошенникам. Во-вторых, наиболее предрасположен к роли жертвы человек, характерной психической особенностью которого является внушаемость. В-третьих, жертвы мошенничества - это, как правило, невежественные люди в тех именно сферах, где действуют мошенники. В-четвертых, жертва мошенничества - это человек, в высшей степени наделенный потребностью жить с верой в людей, и потому у них часто отсутствует необходимая критичность к сомнительным и подозрительным начинаниями предложениям мошенников. В-пятых, объектом мошенничества чаще всего бывает человек, у которого чрезвычайно выражена зависимость в принятии любых решений от позиций, мнений, точек зрения других людей и внешних обстоятельств.

   Мощный  комбинаторный интеллект, позволяющий  строить модели поведения людей  под влиянием внешних воздействий, прогнозировать их поведение и предусматривать  меры для поддержания направления  и характера их действий, соответствующих  мошенническим замыслам.

   Эмпатия, как способность чувствовать, мыслить и хотеть так, как чувствуют, мыслят и хотят люди, намечаемые к роли жертв мошенников.

       Высоко развитое чувство превосходства, позволяющего действовать уверенно по отношению к людям, которые, по мнению субъекта аферы, «безусловно», стоят в интеллектуальном отношении намного ниже мошенника и поэтому позволяют себя обманывать.

   Установка на такое нарушение законов, которое предусматривает возможность избегать разоблачения и наказания.

   Как было сказано выше, объектом мошенничества являются общественные отношения собственности. Ущерб общественным отношениям собственности причиняется мошенничеством в силу того, что преступник завладевает имуществом в силу того, распоряжается им как собственным, обращая его в свою личную пользу или в пользу других лиц. Такой характер объективной стороны мошенничества дает содержание и субъективной стороне этого преступления и, прежде всего, цели как элементу состава. Основанием для определения цели мошенничества являются характер и направленность деятельности преступника. Но если объективно общественная опасность мошенничества определяется тем, что преступники, незаконно завладевая имуществом, тем самым причиняют ущерб его собственнику, то и общественно опасной целью является цель преступного обращения этого имущества в свою пользу или в пользу других лиц с тем, чтобы извлечь из этого для себя или для других лиц незаконную материальную выгоду.

   Таким образом, цель - корыстная. Корысть при  мошенничестве отнюдь не во всех случаях означает извлечение личной имущественной пользы, личной материальной выгоды, а имеет место и тогда, когда эту материальную выгоду приобретает в результате деятельности преступника и другие лица. Корысть имеется и там, где человек стремится нажиться сам, и там, где он ставит своей целью дать нажиться другому, потому что в обоих случаях имеет место стремление отдельных лиц к извлечению выгоды и именно выгоды материальной. И поскольку мошенничество совершается всегда с целью извлечь материальную выгоду для себя лично или для других лиц, в незаконном обогащении которых он так или иначе заинтересован, то целью хищения является цель корыстная.

       Однако по-другому следует ставить вопрос о мотиве мошенничества. Мотив - это то, что, отражаясь в сознании субъекта, побуждает его совершать преступление. В основе мотива лежат осознанные побуждения (стремления, желания) к совершению поступка. Мотивами деятельности виновного при преступной передаче имущества другим лицам могут быть не только соображением личной корыстной заинтересованности, но и другие личные мотивы (благодарность за ранее оказанную услугу, помощь для выхода из неблагоприятного материального положения и другое). Между тем цель в любом случае - корыстная. Отсутствие корыстной цели свидетельствует об отсутствии состава мошенничества.

Информация о работе Квалификация мошенничества по уголовному законодательству России