Кодификация Юстиниана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2015 в 22:40, реферат

Описание работы

Цель работы: рассмотреть особенности кодификации Юстиниана.
Задачи:
1. Рассмотреть задачи и процесс кодификационных работ при Юстиниане.
2. Рассмотреть объем и ход кодификации.
Объект исследования – кодификация Юстиниана.

Файлы: 1 файл

Кодификация Юстиниана ориг.doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

Как отмечают историки римского права, комиссией Трибониана было изучено более двух тысяч сочинений различных юристов за несколько прошедших веков. Например, только юриста Павла комиссия исследовала 71 юридическое сочинение, Ульпиана 23 обширных труда по римскому частному праву. Существует объективное мнение, что правительственная комиссия была разделена на три подкомиссии с самостоятельным полем аналитической деятельности. Первая подкомиссия исследовала сочинения юристов по цивильному праву, вторая изучала труды по преторскому праву, а третьей комиссии предоставили анализ сочинений Папиниана, как наиболее признанного классического юриста. Следует отметить, что в своей работе комиссия не сковывала свою инициативу Законом о цитировании. В результате напряженного аналитического и компилятивного труда комиссией был составлен список из 39 имен римских знатоков права, который вошел в последствии в содержание труда. Сам же объемный труд был  полностью завершен 16 декабря 533 года под названием Дигесты или Пандекты Юстиниана.  Дигестами в период римского классического права именовали полные юридические комментарии цивильного и преторского права.  Пандекты представляли собой энциклопедические справочники по частному праву. Хорошо были известны Дигесты юристов Марциана, Цельса, Марцелла, Цервидия, Пандекты правоведов Ульпиана и Модестина. Комиссия также внимательно изучила все известные институции, комментарии к законам и эдиктам, письменные ответы знатоков права и монографические сочинения по отдельным правовым вопросам. Современный историк права О.А. Омельченко совершенно справедливо именует Дигесты Юстиниана  «энциклопедией римской юриспруденции»5.

Дигесты состояли из 50 книг, каждая из которых составлялась из титулов и фрагментов. Внутри каждого титула в особом порядке располагались цитаты из сочинений юристов с указанием имени и названия конкретного труда, откуда почерпнута цитата. Всего в Дигестах насчитывались 432 титула и  9200 фрагментов. Первая книга Дигест содержала общие вопросы римского права, источники права, права должностных лиц, публичное право. Книги со второй по сорок шестую излагали частное право; с сорок седьмой по сорок девятую – уголовное право и процесс, фискальное право, военный пекулий. Последняя книга содержала институты публичного права и словарь старых юридических терминов. Существует также условное разделение 50 книг Дигест на семь частей, выделяя учение о лицах, учение о вещах, обязательства, обеспечение обязательств, завещание, правовые коллизии, уголовное и публичное право. Император Юстиниан высоко оценил труд комиссии по составлению столь важных для империи Дигест, которые в особой конституции от 16 декабря 533 года «Об утверждении Дигест» красноречиво назвал  «храмом римской Юстиции». Именно в этой конституции император раскрыл основное содержание всех семи частей Дигест. Отныне применение старых юридических источников был запрещено. Юстиниан в своей конституции  «Deo auctore» ясно указал: «Мы не позволяем вторично использовать из старого права, так как нерушимого закона императорских конституций уже достаточно для их юридической силы….Если законы, которые находятся в древних книгах, уже вышли из употребления, то Мы разрешаем вам никаким образом их не использовать»6. Не допускалось никому из юристов также какое-либо комментирование или толкование нового законодательного памятника, чтобы своим многословием не запутывать краткость Кодекса Юстиниана. Председатель Центра изучения римского права Л.Л. Кофанов отмечает,  что  Дигесты имели не только практическое значение в качестве справочника для юристов, но служили официальным учебным пособием для студентов юридических школ Византийской империи.

Действительно, в конституции Юстиниана от 16 декабря 533 года  «Omnem” говорится о том, что Дигесты следует творчески использовать при обучении студентов юридических школ. Еще в ноябре 533 года упомянутые ранее правоведы Трибониан, Теофил и Дорофей представили властям новый вариант Институций, то есть учебник римского права для студентов, который должен был заменить устаревшие Институции Гая, современника императора Адриана. Институции Юстиниана  были составлены по традиционной схеме подобных произведений с учетом структуры Институций Гая. Однако в новых Институциях содержались ссылки на последние по времени императорские конституции. Институции получили силу императорского закона и стали применяться как официальный источник права7. В Институциях Юстиниана получила дальнейшее развитие классификация вещных прав, и был расширен круг оснований возникновения обязательств, что соответствовало изменениям в общественной и экономической жизни Византийской империи. Новые Институции состояли из 4 книг и 98 титулов. Первая книга содержала учение о праве и лицах, вторая и третья книги содержали институты вещного и обязательственного права; четвертая книга включала учение об исках и суде. В заключительной части Институций были помещены титулы, касающиеся публичного права.

В середине ноября 534 года специальная комиссия из 5 знатоков права под председательством Трибониана подготовила к опубликованию в 12 книгах  (765 титулов) вторую редакцию Кодекса Юстиниана. В новую редакцию законодательного памятника были включены византийские конституции, написанные не на латинском, а на греческом языке. Конституции в каждом титуле были расположены в хронологическом порядке. Императорским указом с 29 декабря 534 года  Кодекс конституций в новой редакции вступил в силу на территории империи.

В конституции  «Omnem»  император Юстиниан объявил: «Весь нерушимый закон нашего государства, как вы прекрасно знаете, уже приведен в ясность и включен как в четыре книги Институций, или Оснований, так и в 50 книг Дигест, или Пандект, а также 12 книг императорских конституций».

Однако энергичная законотворческая деятельность императора Юстиниана не завершилась созданием Свода законов, включившего Дигесты, собрание конституций и новые Институции. Все конституции императора Юстиниана, изданные после 535 года, составляли собрание Новелл, которые содержали в основном нормы публичного права, церковное право и частноправовые нормы из области брачно-семейного и наследственного права. Историки римского права называют три сборника Новелл, составленные от 556 года до 565 года. Последний сборник включал 168 императорских конституций, частично написанных на греческом языке. Но данные сборники Новелл, как подчеркивает ряд историков права, составлялись частными лицами и не имели официального характера.

Кодификация императора Юстиниана подвела своеобразный итог длительного и сложного развития римского права. В XII веке, когда средневековыми учеными-юристами началось систематизированное  изучение римского права, все четыре названных памятника кодификации (Кодекс, Дигесты, Институции, Новеллы) получили общее наименование Corpus juris civilis, то есть Свод гражданского права. Данный свод стал научным обобщением более чем тысячелетней истории становления и развития римского классического права.

Таким образом, внимательный анализ кодификационной деятельности, поэтапно и целенаправленно проведенной лучшими римскими юристами при участии императора Юстиниана Великого, позволяет современным российским правоведам более ясно представить принципы, логику и механизм проведения крупных правовых реформ. В современном образовательном процессе студенты юридических вузов и юридических факультетов на примере рассмотренной кодификации обучаются теоретическим началам проведения государственно-правовых реформ.

2. Объем и ход кодификации

2.1. Объем кодификации

Предыдущие своды были сборниками только leges; вопрос о собирании материалов ius, поставленный при Феодосии II, не был реализован. Предварительные сборники и хрестоматии по ius были плодом работ и знаний беритской и константинопольской правовых школ, где еще в V в. н.э. укрепилось изучение римского права. Преподаватели стремились приспособить классические труды к новому порядку вещей, установленному абсолютной монархией. Эти-то труды и были использованы в кодификации Юстиниана. Кодификация имеет много недостатков, особенно в самой технике законодательства, но имеются и положительные стороны, в частности в области некоторых нововведений.8

Следует также вспомнить, что за свои колоссальные государственные заслуги император Юстиниан Великий был канонизирован Византийской Православной церковью.

Однако нам, живущим в XXI веке, насколько могут быть интересны правовые реформы, проведенные, пусть даже блестяще, на самом высоком юридическом уровне, но в такие древние времена? Оказывается, кодификационная деятельность этого византийского императора в наше время вызывает у правоведов не просто праздное любопытство, но вполне значительный научный интерес. Это подтверждает весьма показательный пример: в Интернете государственно-правовой деятельности (кодификации) императора Юстиниана Великого отведено 19 тысяч страниц. Можно допустить некоторое сравнение определенных исторических условий, в которых складывалась целенаправленная законодательная политика власти, направленная на создание эффективного законодательства, реально назревала необходимость широкой кодификации права. Конечно, наше время и период Домината сравнивать весьма сложно, но понять современные правовые реформы может помочь глубокое осмысление историко-правового опыта прошлого. Так или иначе, законодательный памятник всегда должен полностью соответствовать новым общественно-политическим и экономическим условиям жизни государства.

Итак, в августе 527 года восточно-римским (византийским) императором становится энергичный Цезарь Флавий Юстиниан I (527-565), при котором кодификация римского права была проведена на высоком профессиональном уровне. Император привлек к кодификационной работе самых знаменитых римских юристов. Для проведения кодификации он своим указом от 13 февраля 528 года создал специальную комиссию из 10 опытных юристов во главе с видным правоведом квестором императорского дворца Трибонианом. Комиссия тщательно исследовала содержание трех ранее названных кодексов, и уже 7 апреля 529 года было утверждено в 12 томах собрание императорских конституций, именуемое в историко-правовой науке Кодексом Юстиниана. Историки римского частного права И.Б. Новицкий и И.С. Перетерский обращают внимание также на тот факт, что «целый ряд спорных вопросов, разделявших старых юристов и вызвавших закон о цитировании, был решен в 529 года путем отдельных (до 50) императорских конституций». Также был издан целый ряд законов по преобразованию устаревших институтов римского права.

Следующий этап кодификации римского права наступил 15 декабря 530 года, когда по императорскому указу «Deo auctore (О составлении Дигест)» была создана новая комиссия из 15 знатоков права под руководством квестора Трибониана. К деятельности в составе комиссии он привлек двух профессоров из константинопольской школы - Теофила и Кратина и двух профессоров из беритской школы – Дорофея и Анатолия. 

Таким образом, основной целью деятельности комиссии являлось составление сборника мнений римских юристов по различным правовым проблемам.

Как отмечают историки римского права, комиссией Трибониана было изучено более двух тысяч сочинений различных юристов за несколько прошедших веков. Например, только юриста Павла комиссия исследовала 71 юридическое сочинение, Ульпиана 23 обширных труда по римскому частному праву. Существует объективное мнение, что правительственная комиссия была разделена на три подкомиссии с самостоятельным полем аналитической деятельности. Первая подкомиссия исследовала сочинения юристов по цивильному праву, вторая изучала труды по преторскому праву, а третьей комиссии предоставили анализ сочинений Папиниана, как наиболее признанного классического юриста. Следует отметить, что в своей работе комиссия не сковывала свою инициативу Законом о цитировании. В результате напряженного аналитического и компилятивного труда комиссией был составлен список из 39 имен римских знатоков права, который вошел в последствии в содержание труда. Сам же объемный труд был полностью завершен 16 декабря 533 года под названием Дигесты или Пандекты Юстиниана. Дигестами в период римского классического права именовали полные юридические комментарии цивильного и преторского права. Пандекты представляли собой энциклопедические справочники по частному праву. Хорошо были известны Дигесты юристов Марциана, Цельса, Марцелла, Цервидия, Пандекты правоведов Ульпиана и Модестина. Комиссия также внимательно изучила все известные институции, комментарии к законам и эдиктам, письменные ответы знатоков права и монографические сочинения по отдельным правовым вопросам. Современный историк права О.А. Омельченко совершенно справедливо именует Дигесты Юстиниана «энциклопедией римской юриспруденции».

Дигесты состояли из 50 книг, каждая из которых составлялась из титулов и фрагментов. Внутри каждого титула в особом порядке располагались цитаты из сочинений юристов с указанием имени и названия конкретного труда, откуда почерпнута цитата. Всего в Дигестах насчитывались 432 титула и 9200 фрагментов. Первая книга Дигест содержала общие вопросы римского права, источники права, права должностных лиц, публичное право. Книги со второй по сорок шестую излагали частное право; с сорок седьмой по сорок девятую – уголовное право и процесс, фискальное право, военный пекулий. Последняя книга содержала институты публичного права и словарь старых юридических терминов. Существует также условное разделение 50 книг Дигест на семь частей, выделяя учение о лицах, учение о вещах, обязательства, обеспечение обязательств, завещание, правовые коллизии, уголовное и публичное право. Император Юстиниан высоко оценил труд комиссии по составлению столь важных для империи Дигест, которые в особой конституции от 16 декабря 533 года «Об утверждении Дигест» красноречиво назвал «храмом римской Юстиции». Именно в этой конституции император раскрыл основное содержание всех семи частей Дигест. 

Характерно было стремление соединить разнообразные ветви римского права (например, цивильное и преторское право, цивильное и право народов Италии и провинций) и удалить отжившие институты (mancipatio, in iure cessio, fiducia9). В иных случаях ясно видны попытки придать новое содержание перешедшим от прошлого правовым понятиям и институтам и таким путем сохранить их жизненность (например, litterarum obligatio in ius vocatio, litis contestatio10). Новый законодательный труд стремился быть продолжением развития классического права и устранить недостатки его, выступавшие до того времени в трудах юристов и императорских конституциях. Составители уделяли внимание новым правовым воззрениям; в результате этого римское частное право сделалось более пригодным для восприятия его в дальнейшем новыми народами.

2.2. Ход кодификации

В Восточной Римской империи, сохранившейся после падения империи Западной, всегда чувствовалась общая потребность в полном и официальном пересмотре всей правовой системы, в подведении итогов всего многовекового развития. Однако IV, V и начало VI в. были очень сложным историческим периодом, когда в государстве отсутствовал даже намек на политическую стабильность. И только в период правления императора Юстиниана (527—565 гг.), который в последний раз сумел объединить под своей властью территории, некогда входившие в состав великой Римской империи (и на западе, и на востоке), сложились благоприятные условия и — что очень важно — была проявлена политическая воля для осуществления полномасштабных кодификационных мероприятий.

Информация о работе Кодификация Юстиниана