Государственная власть и судебная система республиканского Рима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2010 в 20:30, Не определен

Описание работы


Актуальность данной темы определяется тем, что Рим являлся государством, которое оказало огромное влияние на развитие мировой культуры

Файлы: 1 файл

курсовая - история гос-ва и права.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

    Военная     организация    Рима    сыграла    очень     большую  роль    в    его   истории.    Уже    само      создание      центуриатных собраний,    состоявших    из    вооруженных      воинов,     означало   признание     роли   военной     силы   в   возникшем     государстве.   Громадное   расширение   его   пределов,   достигнутое   вооруженным  путем,  свидетельствовало как   о роли  армии,  так   и о росте ее   политического     значения.      Да    и    сама    судьба     республики   оказалась во многом    в руках     армии.  Первоначальная военная организация Рима  была проста. Постоянной армии не   было.  Все    граждане    с    18   до    60   лет,     обладавшие      имущественным    цензом,    были     обязаны      участвовать  в  военных     действиях    (причем   клиенты    могли     выполнять     военные    обязанности   вместо    патронов).   Воины   в   поход   должны   были являться со своим      оружием,     соответствовавшим     их      имущественному     цензу,   и     продовольствием.     Как    отмечалось     выше,        каждый     разряд     имущих      граждан  выставлял   определенное число    центурий,    объединявшихся    в    легионы.  Командование  армией   сенат      вручал    одному     из    консулов,      который мог     передать   командование    претору.  Во    главе    легионов   стояли  военные трибуны, центуриями  командовали центурионы,   отряды     конницы    (декурии)     возглавлялись      декурионами.   В   случае   если      военные      действия      продолжались       больше      года,  консул   или претор  сохранял  свое  право командовать армией.

    Длительность    и     частота     войн     превращает   армию   в  постоянную       организацию.     Они     же      вызвали       растущее   недовольство    основного   контингента   воинов   —  крестьянства, отвлекаемого  от  своих  хозяйств,  приходящих     из-за    этого    в    упадок.   Назрела     необходимость    реорганизации     армии. Она  была  проведена  Марием  в  107  году  до  н.э.   Военная  реформа  Мария,    сохранив     воинскую    повинность     римских     граждан,    допустила    набор    добровольцев,     получавших вооружжение   и   жалованье     от     государства.   Кроме    того,   легионерам   полагалась  часть военной   добычи,  а с I  в.  до  н. э.  ветераны могли получать    земли    в    Африке,     Галлии    и    в Италии  (за  счет  конфискованных  и свободных земель).        Реформа существенно изменила     социальный   состав    армии —   большую    ее    часть теперь  составляли     выходцы   из малоимущих и неимущих слоев населения,    чье    недовольство    собственным     положением    и существующими порядками нарастало. Армия профессионализировалась,     превратилась  в постоянную    и становилась   самостоятельной   деклассированной  политической     силой,    а     полководец ,     от       успехов      которого      зависело    благосостояние    легионеров , - крупной    политической   фигурой .

    Первые  последствия сказались скоро. Уже  в 88 году до н.э. при   Сулле   армия    впервые   в    римской    истории выступила  против     существующей     власти    и    свергла    ее.    Впервые        римская    армии    вошла    в     Рим,    хотя   по   древней   традиции ношение  оружия   и  появление войска в городе запрещалось. 
 
 
 

1.2 Органы государственного управления 

    В период республики организация власти была достаточно проста и некоторое время отвечала условиям, какие были в Риме ко времени возникновения государства. На протяжении последующих пяти веков существования республики размеры государства значительно увеличились. Но это почти не отразилось на структуре высших органов государства, по-прежнему находившихся в Риме и осуществлявших централизованное управление громадными территориями. Естественно, что такое положение снижало эффективность управления и стало со временем одной из причин падения республиканского строя.

    В отличие от рабовладельческой демократии в Афинах, в Римской республике сочетались аристократические и  демократические черты, при существенном преобладании первых, обеспечивавших привилегированное положение знатной  богатой верхушки рабовладельцев. Это отразилось в полномочиях и взаимоотношениях высших государственных органов. Ими являлись народные собрания, сенат и магистратуры. Хотя народные собрания считались органами власти римского народа и были олицетворением свойственной полису демократии, не они преимущественно управляли государством. Это делали сенат и магистраты - органы реальной власти нобилитета3.

    В Римской республике существовали три  вида народных собраний - центуриатные, трибутные и куриатные.

    Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивавшие благодаря своей структуре и порядку принятие решений преобладающих аристократических и богатых кругов рабовладельцев. Правда, их структура с середины III в. до н.э. с расширением Пределов государства и увеличением числа свободных изменилась не в их пользу: каждый из пяти разрядов имущих граждан стал выставлять равное количество центурий - по 70, а общее число центурий было доведено до 373. Но преобладание аристократии и богатства все же сохранилось, так как в центуриях высших разрядов было гораздо меньше граждан, чем в центуриях низших разрядов, а неимущие пролетарии, чья численность значительно возросла, по-прежнему составляли только одну центурию.

    В компетенцию центуриатного собрания входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни.

    Второй  вид народных собраний представляли трибутные собрания, которые в  зависимости от состава жителей  триб, участвовавших в них, делились на плебейские и патрицианско-плебейские. Поначалу их компетенция была ограниченной. Они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Плебейские собрания, кроме того, избирали плебейского трибуна, а с III в. до н.э. они получили и право принятия законов, что привело к росту их значения в политической жизни Рима. Но вместе с тем в результате увеличения к этому времени числа сельских триб до 31 (с сохранившимися 4 городскими трибами всего стало 35 триб) жителям отдаленных триб стало затруднительно являться в собрания, что позволило богатым римлянам усилить свои позиции в этих собраниях.

    Куриатные собрания после реформ Сервия Туллия потеряли былое значение. Они лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и в конце концов были заменены собранием тридцати представителей курии - ликторов.

    Народные  собрания в Риме созывались по усмотрению высших должностных лиц, которые  могли и прервать собрание, и перенести  его на другой день. Они же председательствовали в собрании и объявляли вопросы, подлежащие решению. Участники собрания не могли изменять внесенные предложения. Голосование по ним было открытым и только в конце республиканского периода было введено тайное голосование (участникам собрания раздавались специальные таблицы для голосования). Важную, чаще всего определяющую роль играло то обстоятельство, что решения центуриатного собрания о принятии законов и избрании должностных лиц в первый век существования республики подлежали утверждению сенатом, но и затем, когда в III в. до н.э. это правило было отменено, сенат получил право предварительного рассмотрения вопросов, выносимых в собрание, что позволяло ему фактически направлять деятельность собрания.

    Важную  роль в государственном механизме Римской республики играл сенат. Сенаторы (вначале их было 300, по числу патрицианских родов, а в I в. до н.э. число сенаторов было увеличено сначала до 600, а затем до 900) не избирались. Специальные должностные лица - цензоры, распределявшие граждан по центуриям и трибам, раз в пять лет составляли списки сенаторов из представителей знатных и богатых семей, уже занимавших, как правило, высшие государственные должности. Это делало сенат органом верхушки рабовладельцев, фактически независимым от воли большинства свободных граждан.

    Формально сенат был совещательным органом, и его постановления назывались сенатус-консульты. Но компетенция  сената была обширной. Он, как указывалось, контролировал законодательную  деятельность центуриатных (а затем и плебейских) собраний, утверждая их решения, а впоследствии предварительно рассматривая (и отвергая) законопроекты. Точно таким же образом контролировалось избрание народными собраниями должностных лиц (вначале утверждением избранных, а впоследствии - кандидатур). Большую роль играло то обстоятельство, что в распоряжении сената находилась казна государства. Он устанавливал налоги и определял необходимые финансовые расходы. К компетенции сената относились постановления по общественной безопасности, благоустройству и религиозному культу. Важное значение имели внешнеполитические полномочия сената. Если войну объявляло центуриатное собрание, то мирный договор, а также договор о союзе утверждал сенат. Он же разрешал набор в армию и распределял легионы между командующими армиями. Наконец, в чрезвычайных обстоятельствах (опасная война, мощное восстание рабов и т.п.) сенат мог принять решение об установлении диктатуры. 

1.3 Государственные  должности и замещения

    Магистратурами  в Риме именовались государственные  должности. Как и в Древних Афинах, в Риме сложились определенные принципы замещения магистратур. Такими принципами были выборность, срочность, коллегиальность, безвозмездность и ответственность.

    Все магистраты (кроме диктатора) избирались центуриатными или трибутными собраниями на один год. Это правило не распространялось на диктаторов, срок полномочий которых не мог превышать шести месяцев. Кроме того, полномочия консула, командовавшего армией, в случае незакончившейся военной кампании могли быть продлены сенатом. Как и в Афинах, все магистратуры были коллегиальными - на одну должность избиралось несколько человек (диктатор назначался один). Но специфика коллегиальности в Риме заключалась в том, что каждый магистрат имел право самостоятельно принимать решение. Это решение могло быть отменено его коллегой (право интерцессии). Вознагражде­ния магистраты не получали, что, естественно, закрывало путь к магистратурам (а затем и в сенат) малоимущим и неимущим. В то же время магистратуры, особенно в конце республиканского периода, стали источником значительных доходов. Магистраты (за исключением диктатора, цензора и плебейского трибуна) по истечении срока их полномочий могли быть привлечены к ответственности народным собранием, избравшим их4.

    Необходимо  отметить и еще одно существенное отличие римской магистратуры - иерархию должностей (право вышестоящего магистрата отменить решение нижестоящего). 

    Власть  магистратов подразделялась на высшую (imperium) и общую (potestas). В imperium включались высшая военная власть и право заключать перемирие, право созывать сенат и народные собрания и председательствовать в них, право издавать приказы и принуждать к их исполнению, право суда и назначения наказания. Эта власть принадлежала диктатору, консулам и преторам. Диктатор имел "высочайший империум" (summum imperium), включавший право приговаривать к смертной казни, не подлежащее обжалованию. Консулу принадлежал большой империум (majus imperium) - право выносить смертный приговор, который мог быть обжалован в центуриатном собрании, если он был вынесен в городе Риме, и не подлежал обжалованию, если был вынесен за пределами города. У претора был ограниченный империум (imperium minus) - без права приговаривать к смертной казни.

    Власть potestas принадлежала всем магистратам  и включала в себя право отдавать распоряжения и налагать штрафы за их невыполнение.

    Магистратуры  делились на ординарные (обычные) и  экстраординарные, (чрезвычайные). К  ординарным магистратурам относились должности консулов, преторов, цензоров, квесторов, эдилов и др.

    Консулы (в Риме избирались два консула) были высшими магистратами и возглавляли  всю систему магистратур. Особенно существенными были военные полномочия консулов: набор в армию и командование ею, назначение военачальников, право  заключать перемирие и распоряжаться военной добычей. Преторы появились в середине IV в. до н.э. в качестве помощников консулов. В силу того, что последние, командуя армиями, часто отсутствовали в Риме, к преторам перешло управление городом и, что особенно важно, руководство судопроизводством, позволявшее в силу имевшегося у них империума издавать общеобязательные постановления и тем самым создавать новые нормы права. Вначале избирался один претор, затем два, один из которых рассматривал дела римских граждан (городской претор), а другой - дела с участием иностранцев (претор перегринов). Постепенно число преторов увеличилось до восьми.

    Два цензора избирались раз в пять лет для составления списков  римских граждан, распределения  их по трибам и разрядам и для составления списка сенаторов. Кроме того, к их компетенции относилось наблюдение за нравственностью и издание соответствующих эдиктов. Квесторы, бывшие сначала помощниками консулов без специальной компетенции, со временем стали ведать (под контролем сената) финансовыми расходами и расследованием некоторых уголовных дел. Число их, соответственно, росло и к концу республики достигло двадцати. Эдилы (их было два) наблюдали за общественным порядком в городе, торговлей на рынке, организовывали празднества и зрелища.

Информация о работе Государственная власть и судебная система республиканского Рима