Правовая природа освобождения от уголовной ответственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 09:47, Не определен

Описание работы

Введение
Глава 1. Правовая природа освобождения от уголовной ответственности
1.1. Уголовная ответственность и условия освобождения от нее
Глава 2. Классификация оснований освобождения от уголовной ответственности
2.1. Освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием
2.2 Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим
2.3. Освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности
2.4. Освобождение от уголовной ответственности несовершеннолетних
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Курсовая Сашка.doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

    Так же как и при деятельном раскаянии, освобождение от уголовной ответственности  в связи с примирением потерпевшего и обвиняемого (подозреваемого) допускается  лишь при условии, что виновный загладил вред, причиненный преступлением, т.е. еще до примирения возместил убытки, устранил своими силами или за свои средства материальный ущерб, извинился за моральный вред или компенсировал его в денежной форме, что удовлетворяет потерпевшего Рыжаков А.П. Уголовный процесс: Учебник для вузов. М., 2002. С. 56..

    Поскольку ст.76 УК РФ предусматривает не обязанность, а право освободить от уголовной  ответственности, при решении данного  вопроса, кроме самого факта примирения обвиняемого с потерпевшим, должны приниматься во внимание и все другие как объективные, так и субъективные обстоятельства, отражающие в своей совокупности степень общественной опасности содеянного и целесообразность освобождения виновного от уголовной ответственности. К числу таких обстоятельств следует отнести, в частности, фактические данные, характеризующие личность виновного, а также отсутствие или устранение вредных последствий преступления. Тщательному исследованию подлежат мотивы примирения. Освобождение от уголовной ответственности допустимо лишь при строго добровольном отказе потерпевшего от привлечения к уголовной ответственности лица, совершившего преступление, и недопустимо, если заявление об отказе от такого преследования и о примирении является результатом угрозы либо принуждения со стороны обвиняемого, со стороны других лиц в отношении потерпевшего или его Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Ю. В. Грачева, Л. Д. Ермакова и др.; Отв. ред. А.И. Рарог. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. С. 107..

    Освобождение  от уголовной ответственности по основаниям, предусмотренным ст.76 УК, производится судом, прокурором, а также  следователем или дознавателем с  согласия прокурора путем прекращения  уголовного дела в отношении подозреваемого или обвиняемого (ст.25 УПК).         

    Такое решение по уголовному делу следует  отличать от прекращения уголовного дела частного обвинения (в отличие  от дел публичного обвинения), когда  виновный тоже освобождается от уголовной  ответственности, однако при иных юридических обстоятельствах. Речь идет о преступлениях, предусмотренных ст.115 УК (умышленное причинение легкого вреда здоровью), ст.116 УК (побои), ч.1 ст.129 УК (клевета при отсутствии квалифицирующих признаков) и ст.130 УК (оскорбление). Такие дела подлежат прекращению за примирением обвиняемого и потерпевшего в обязательном порядке (а не по усмотрению) мировым судьей, к юрисдикции которого такие дела относятся, причем минуя, по общему правилу, стадию предварительного расследования. Уголовное преследование в этом случае невозможно при отсутствии жалобы потерпевшего, и последний может ее отозвать на любой стадии уголовного процесса до вынесения решения судом. 

    2.3. Освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности. 

    Под давностью привлечения к уголовной ответственности следует понимать истечение установленного законом определенного периода времени, по истечении которого лицо не привлекается к ответственности за совершенное им преступление Лесниевки-Костарева Т.А. Дифференциация уголовной ответственности: Теория и законодательная практика. М., 2000. С. 77.. Игнатов и Костарева отмечают, что нормы уголовно-правового института давности основываются на гуманистической идее, согласно которой, во-первых, угроза уголовной ответственности не может довлеть над человеком в течение всей его жизни, а во-вторых, привлечение к уголовной ответственности по истечении определенного срока превращается в неоправданную месть и поэтому теряет смысл и необходимость с точки зрения общей и специальной превенции, хотя объективно совершенное лицом деяние полностью не утратило своей общественной опасности.

    Данный  период времени зависит от характера  совершенного виновным преступления и  определяется непосредственно законом. В статье 78 УК РФ законодатель устанавливает, что лицо освобождается от ответственности, если со дня совершения преступления истекли следующие сроки:

    - два года после совершения преступления небольшой тяжести;

    - шесть лет после совершения преступления средней тяжести;

    - десять лет после совершения тяжкого преступления;

    - пятнадцать лет после совершения особо тяжкого преступления.

      Установление столь различных сроков давности привлечения к уголовной ответственности объясняется дифференцированным подходом, исходя из тяжести совершенного лицом преступления, а, следовательно, и суровости наказания, которое может быть назначено ему за содеянное, что, в свою очередь, зависит от характера и степени общественной опасности совершенного деяния и личности, его совершившего.

    Согласно  ч.2 ст.78 УК РФ сроки давности исчисляются со дня совершения преступления до момента вступления приговора в законную силу (временем совершения преступления признается время совершения действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий (ч.2 ст.9 УК)). В срок давности привлечения к уголовной ответственности включается все время, прошедшее до обнаружения преступления, установленные уголовно-процессуальным законодательством сроки предварительного расследования, нахождения уголовного дела с обвинительным заключением у прокурора, в суде и время судебного разбирательства, и даже время, которое продолжается после подписания приговора всем составом суда и его оглашения в зале судебного заседания, вплоть до того, как истекут сроки кассационного обжалования или же кассационная инстанция рассмотрит дело и оставит приговор без изменения.

    Срок  давности уголовного преследования  в отношении длящихся преступлений исчисляется со времени их прекращения  независимо от того, по воле виновного  или вопреки воле произошло это  прекращение, а срок давности в отношении продолжаемых преступлений исчисляется с момента совершения последнего преступного действия из числа составляющих продолжаемое преступление.

    Согласно  ч.3 ст.78 течение сроков давности приостанавливается, если лицо, совершившее преступление, уклоняется от следствия или суда, иначе говоря, если оно, будучи виновным в совершении преступления, предприняло умышленные действия, чтобы избежать уголовной ответственности, и тем самым поставило органы расследования перед необходимостью принятия специальных мер розыска. В этих случаях течение срока давности возобновляется с момента задержания лица или явки с повинной. Совершение лицом нового преступления не приостанавливает течения срока давности, и сроки давности по каждому преступлению исчисляются самостоятельно (ч.2 ст.78 УК).

    Вопрос  о применении давности к лицу, совершившему преступление, наказуемое смертной казнью или пожизненным лишением свободы, решается судом. Если суд не сочтет возможным освободить указанное  лицо от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности, то смертная казнь и пожизненное лишение свободы не применяются (ч.4 ст.78 УК).

    Согласно  ч.5 ст.78 сроки давности не применяются  к лицам, совершившим следующие  преступления против мира и безопасности человечества: планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны (ст.353 УК), применение запрещенных средств и методов ведения войны (ст.356 УК), геноцид (ст.357 УК), и экоцид (ст.358 УК).

    Освобождение  от уголовной ответственности вследствие истечения сроков давности осуществляется:

    в стадиях предварительного расследования - постановлением органа дознания, следователя, прокурора о прекращении уголовного дела;

    в стадии предания суду - постановлением судьи о прекращении уголовного дела Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Ю. В. Грачева, Л. Д. Ермакова и др.; Отв. ред. А.И. Рарог. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. С. 140..

    Такое прекращение не допускается, если обвиняемый против этого возражает (ст.27 УПК). В  этом случае производство по делу продолжается в обычном порядке и доводится до судебного разбирательства. Если истечение сроков давности обнаруживается в стадии судебного разбирательства, суд доводит разбирательство дела до конца и постановляет приговор с освобождением осужденного уже не от уголовной ответственности, а от наказания.

    Истечение срока давности является обязательным основанием освобождения от уголовной  ответственности, за исключением случаев, предусмотренных ч.4 ст.78 УК.

    Приведем  пример из судебной практики:

    "Постановление № 135п98 по делу Некрасова и др. Президиума Верховного Суда РФ от 19 апреля 1999 г.:

    "Согласно  ст.78 УК РФ лицо освобождается  от уголовной ответственности  за истечением сроков давности, в частности, если истекли два  года после совершения преступления небольшой тяжести, за которое, как указано в ст.15 УК РФ, максимальное наказание не превышает двух лет лишения свободы.

    Сроки давности исчисляются со дня совершения преступления и до момента вступления приговора суда в законную силу. В случае совершения лицом нового преступления сроки давности по каждому преступлению исчисляются самостоятельно.

    Однако  указанные требования закона судами первой и кассационной инстанций  не были выполнены, хотя настоящее уголовное  дело рассмотрено в период действия нового УК РФ.

    Осужденные  совершили преступления (22 августа 1993 г. уничтожили имущество и похитили паспорта и другие важные документы), относящиеся в соответствии с  УК РФ к категории небольшой тяжести, поскольку за их совершение не предусматривается  наказание в виде лишения свободы.

    Приговор  суда постановлен 24 апреля 1997 г., а вступил  в законную силу 20 ноября 1997 г., т.е. по истечении срока давности привлечения  виновных к уголовной ответственности.

    Приговор  в части осуждения по ч.1 ст.149 УК РСФСР и ч.2 ст.3 25 УК РФ отменен"". 

    2.4. Освобождение от уголовной ответственности несовершеннолетних. 

    Оно предусмотрено ст. 427 УПК (в новой  редакции) и именуется прекращением уголовного дела в отношении несовершеннолетнего с применением принудительных мер воспитательного действия. Это основание появляется в случае совершения несовершеннолетним впервые преступления, относящегося к категории небольшой или средней тяжести, и наличия данных, позволяющих сделать вывод, что исправление подростка может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

    В постановлении о прекращении  уголовного дела должны быть приведены  доказательства, не оставляющие сомнений в том, что инкриминируемое подростку  преступление совершено именно им, и исключающие какую-либо другую версию. Очевидно, что только тогда может быть положительно решен вопрос о прекращении уголовного дела, когда подследственный признает себя виновным и раскаивается в содеянном. В противном случае вряд ли обоснован вывод о возможности его исправления принудительными мерами воспитательного воздействия. Раскаяние не обязательно должно быть деятельным, т. е. выражаться в позитивном посткриминальном поведении (явка с повинной, способствование раскрытию преступления, возмещение причиненного ущерба или иное заглаживание вреда). Если несовершеннолетний проявил деятельное раскаяние после совершения преступления небольшой тяжести, то уголовное дело должно быть прекращено по ст. 28 УПК. Это основание не влечет вопроса о применении принудительных мер воспитательного воздействия. Но в случае деятельного раскаяния несовершеннолетнего, совершившего преступление средней тяжести, возникает основание для прекращения в отношении него уголовного дела с применением принудительных мер воспитательного характера.

    Принимая  такое решение, следователь должен быть убежден в том, что исправление подростка, устранение пробелов в его правосознании вполне возможно, если к нему будут применены какие-либо из этих мер. Решение вопроса о том, какие меры воспитательного воздействия применять, относится к прерогативе суда. Но и следователь, как представляется, в постановлении о прекращении уголовного дела может высказать свое мнение о характере принудительных мер воспитательного воздействия. Иначе оно будет выглядеть немотивированным. Виды и содержание принудительных мер воспитательного воздействия определены в ст. 431 и 432 УК. Это - предупреждение, передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; возложение обязанности загладить причиненный вред; ограничение досуга и установление особых требований к поведению подростка.

    Следователь, например, может посчитать, что передача под надзор родителей их сына или  дочери окажется бесполезной мерой, поскольку в процессе следствия установлено, что родители не в состоянии положительно повлиять на них, но в то же время полагать, что надзор специализированного государственного органа может оказаться может оказаться достаточным, чтобы не допустить совершение подростком нового преступления. Разумеется, суд не связан мнением следователя.

    Прекращение уголовного дела по основаниям, указанным  в ст. 427 УПК, приобретает юридическую  силу, если несовершеннолетний против этого не возражает и прокурор дал согласие.

    Закон не предусматривает процессуальную форму фиксации отсутствия возражений несовершеннолетнего против прекращения в отношении него уголовного дела в связи с применением принудительных мер воспитательного воздействия. Вполне достаточно, чтобы несовершеннолетний удостоверил это обстоятельство подписью на постановлении о прекращении уголовного дела.

    Прокурор, получивший уголовное дело с постановлением следователя, в соответствии с требованиями приказа Генерального прокурора РФ №31 от 18 июня 1997 года «Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием», обязан решить вопрос о согласии на освобождение от уголовной ответственности в связи с возможностью исправления несовершеннолетнего путем применения принудительных мер воспитательного воздействия только после тщательного изучения всех материалов, не ограничиваясь ознакомлением с постановлением следователя. Приказ предписывает прокурорам выяснить доказанность совершения преступления несовершеннолетними и соблюдение предусмотренных законом условий для прекращения дела. При недостаточной исследованности обстоятельств дела и личности несовершеннолетнего прокурор отказывает в согласии.

Информация о работе Правовая природа освобождения от уголовной ответственности