Православное воспитание детей-сирот: история и современность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2011 в 20:55, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить теоретическо-практические основы православного воспитания детей-сирот в контексте истории и на современном этапе развития педагогической практики.

Гипотеза исследования: изучение процесса православного воспитания детей-сирот в истории и современности будет успешно осуществляться, если:

- дать общее представление о православном воспитании;

- проанализировать исторический и современный опыт реализации православного воспитания.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….….3

Глава 1. Теоретические основы изучения православного воспитания детей-сирот………………………………………………………………….

1.1. Общее представление о православном воспитании…………………….6

1.2. Особенности поведения и духовно-нравственного развития детей-сирот………………………………………………………………………...……20

Глава 2. Практические основы изучения православного воспитания детей-сирот……………...……………………………………………………….28

2.1. История православного воспитания детей-сирот в России до настоящего времени…………………..…………………………………………28

2.2. Православное воспитание детей-сирот в современности…………….42

Заключение……………………………………………………………………...49

Список используемой литературы…………………………………………...52

Файлы: 1 файл

Курсовая 1.doc

— 265.00 Кб (Скачать файл)

- до 1917 года – 583 приюта и в них  29 650 детей;

- в январе 1919 года – 1 279 детских домов и 75 300 воспитанников;

- в июле 1919 года – 1 734 детских дома и 124 627 воспитанников.

     Семейное воспитание признавалось государством явлением временным, на смену которому должно прийти ни с чем не сравнимое воспитание общественное или социальное. Поэтому помещение ребёнка в любое социальное учреждение являлось более приоритетным, чем поиск для него семьи, готовой взять на себя обязанности по его воспитанию. Детские дома, учреждённые к тому времени, не были в состоянии поместить всех детей, лишённых родительской опеки. Поэтому в 1922-23 годах Комиссия по улучшению жизни детей стала прикреплять детские учреждения к учреждениям советским, к профсоюзным организациям, войсковым частям, промышленным, торговым предприятиям и т. д. Бездумное экспериментирование, быстрая смена методов деятельности, связанных с охраной прав детей, ещё более усугубляли проблему роста детской беспризорности. Так, в начале 20-х годов, когда дети, ушедшие из голодающих районов, стали возвращаться на родину, началась государственная реэвакуация несовершеннолетних, обернувшаяся трагедией для тех детей, кто попал в новую семью и привык к ней. Например, после того, как десятки детей из голодающих областей были переданы в семьи Чехословакии, возникла проблема с их возвращением на родину, потому что "почти все они забыли русскую речь". Поэтому большинство приёмных семей просило разрешить им усыновить этих детей, но советское правительство не давало на это согласия. К числу весомых ударов по семейным устоям воспитания стоит отнести и знаменитый "Закон о колосках". 7 августа 1932 года было принято Постановление ВЦИК и СНК СССР "Об охране имущества государственных предприятий и кооперации и укрепления общественной (социалистической) собственности". Согласно данному закону лица, покушавшиеся на общественную собственность, рассматривались как враги народа. Они подлежали расстрелу. А к этой собственности относился и урожай на полях. В первую очередь, от введения закона пострадали голодающие семьи и дети. Массовые политические репрессии также негативно отразились на поддержании семейных связей осиротевших детей с их родственниками. Дети так называемых "врагов народа" автоматически попадали в категорию изгоев. Все попытки родственников взять осиротевшего ребёнка в свою семью сознательно пресекались. Единственным местом дальнейшего воспитания несовершеннолетнего ребёнка "врага народа" был детский дом, причём родных братьев и сестёр почти всегда разделяли. У детей репрессированных граждан в свидетельстве о рождении графы "мать" и "отец" оставались пустыми. Накануне Великой Отечественной войны в РСФСР было 1.700 детдомов, в которых воспитывалось 187.000 детей [38, стр. 6-7].

     Война 1941-1945г.г. поставила страну  перед угрозой массовой детской  беспризорности и безнадзорности. На устройство детей в тыловых районах, на охрану их здоровья, организацию питания, создание условий для обучения в школах затрачивались огромные средства, повсеместно создавались детские дома, интернаты. Осенью 1943 года только в России действовали 700 интернатов.

     Важную роль в мобилизации  государственных органов и сил  общественности на борьбу с  безнадзорностью сыграло Постановление  СНК СССР «Об устройстве детей,  оставшихся без родителей», принятое  в январе 1942 года. Постановлением  правительства в августе 1943 года для детей воинов Красной Армии и партизан Великой Отечественной войны, а также для детей совпартработников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецких оккупантов, были открыты 9 суворовских военных училищ на 500 человек каждое, 23 специальных ремесленных училища на 400 человек каждое, специальные детские дома на 16 300 мест и дома ребенка на 1 750 мест, 29 детских приемников-распределителей на 2 000 человек.

     В стране росла сеть детских  домов. В 1944 году вних воспитывалось  уже более 500 000 детей. Постановлением СНК СССР от 20 сентября 1945 года приводилось в систему создание детских домов при промышленных предприятиях. Они создавались для детей-сирот, родители которых работали на данном предприятии и погибли в годы Второй мировой войны, а также для детей из многодетных семей, нуждающихся в материальной помощи.

     К концу 1945 года для детей  погибших фронтовиков было открыто  120 детских домов, в которых  воспитывалось 17 000 детей. Широкое распространение получило в послевоенный период создание детских домов при колхозах, промышленных предприятиях, за счет профсоюзов. В 1950г. в стране было 6 543 детских дома, где жили 635 900 человек.

     В 1956 году по решению правительства  для детей-сирот, детей одиноких  матерей, инвалидов войны и  труда, пенсионеров стали создаваться школы-интернаты. В течение 1959-1965г.г. существовавшие детские дома были преобразованы в школы-интернаты.

     В 1950-е годы в стране начали  открываться детские дома для  талантливых детей-сирот, куда  отбирали наиболее одаренных ребят. В таких «специальных» детских домах они находились до окончания музыкальных, художественных и других училищ [3, стр. 181-229].

     Приведённые факты из советского периода истории воспитания детей могут быть объяснены следующим образом. Социальный эксперимент, проводимый Советским государством, имел одной из основных своих задач разрушение не только религиозных, но и семейных основ воспитания. Последствия такого разрушения воспитательных функций социальной структуры общества не могли не сказаться на развитии демографической ситуации в государстве. Стремительный рост числа брошенных детей в России в настоящее время имеет под собой многолетнюю историю искусственного отчуждения ребёнка от семьи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Православное  воспитание детей-сирот  в современности
 

     Ратифицировав в 1990 году Конвенцию о правах ребёнка, Россия признала право ребёнка на воспитание в семье приоритетным. Тем не менее, число детей, лишённых родительского попечения, продолжает увеличиваться. В 1992 году в России насчитывалось 426 тысяч таких детей, к началу 1997 года их количество составило 572.400, в 1998г. - 620.000, в 2000г. - 639.900. В 2005 году уже называется цифра 780.000. Несмотря на то, что рождаемость в России стремительно снижается, количество детей, не имеющих нормального для их развития семейного окружения, с каждым годом растет. В проведённом И.Б. Назаровой исследовании "Дети-сироты: характеристика проблемы последних лет" приводятся такие цифры: с 1990 по 1998 год численность детей в возрасте до 14-ти лет в Российской Федерации сократилась на 5 миллионов, а доля детей и подростков, выявленных как социальных сирот, в составе детского населения увеличивалась. Так, в 1990 году выявлено 49.105 социальных сирот до 14 лет, а в 1998 выявлено уже 110.930 таких детей. Утверждая, что государство несёт ответственность за систему воспитания сирот, автор цитируемого исследования отмечает, что государству одному не решить все проблемы в этой сфере. Изменившаяся социально-политическая структура российского общества выявила новые силы (в первую очередь, религиозные и общественные организации), которые готовы взять или уже взяли на себя значительную часть забот по содержанию детей, и увеличить свое влияние на воспитание и обучение, выбор форм устройства детей, а также на контроль и управление. Назарова И.Б. пишет: "Можно сказать, что в последние годы в России появились признаки перехода от государственно-общественного устройства детей к государственно-общественно-церковному" [20, стр. 204-212].

     Основными законодательно закрепленными формами устройства детей-сирот в современной России таковы: семейные формы устройства - усыновление, опека, попечительство, приемные семьи; учреждения государственного воспитания – дома ребенка, детские дома, школы-интернаты. Кроме того, каждый субъект Российской Федерации может использовать альтернативные формы устройства детей-сирот: патронатные семьи, семейный детский дом, семейные воспитательные группы, кадетские школы-интернаты, православные приюты.

     В последние годы всё чаще при православных общинах и монастырях стали появляться приюты и детские дома. Разницу между попечением в приюте и в детском доме составляет то, что, по законодательству РФ, в приюте ребёнок может пребывать до выяснения обстоятельств его дальнейшего попечения, не более 6 месяцев. В последствии он должен быть помещен в детский дом или должна быть определена иная форма попечения о нем. Детальная проработка специальной законодательной базы в отношении церковного попечения о детях-сиротах мыслится многими специалистами как важное средство борьбы с современной беспризорностью детей в России. Так, в своём докладе на XIII Международных Рождественских чтениях министр образования Фурсенко А.С. отметил, что в социально-педагогической сфере очень хорошо зарекомендовали себя детские дома и приюты при храмах и монастырях. Многие общины и монастыри взяли под своё попечительство детей, родившихся от алкоголиков и наркоманов и брошенных своими родителями. В создаваемой для таких детей системе воспитания есть много ценного, и, в первую очередь, - атмосфера искренней заинтересованности попечителей в том, чтобы дети вырастали не только достойными гражданам России, но и воспитывались в православии верными чадами Церкви. Это обстоятельство, несомненно, позитивно отражается на деле воспитания современных сирот [38, стр. 8-9].

     Проанализировав опыт работы  с детьми-сиротами в различных учреждениях, хотелось бы остановиться на некоторых из них.  Выбор данных учреждений неслучаен, он объясняется разными формами взаимодействия государства и Церкви по воспитанию детей-сирот.

     Специальный (коррекционный) детский дом г. Сызрани – это государственное образовательное учреждение для детей-сирот, находящееся на полном государственном обеспечении. Осенью 2002 года директор детского дома обратилась к духовенству Вознесенского мужского монастыря с просьбой о постоянной помощи в воспитании его подопечных. Священнослужители монастыря решили удовлетворить прошение и открыть в стенах детдома молельную комнату, а также организовать занятия по предмету "Основы Православной культуры". Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий благословил это Богоугодное дело. В настоящее время занятия «Основы православной культуры» ведет катехизатор монастыря М. Курганов [39, стр. 1-2].

     Достоинством данной формы работы  является то, что целью этих уроков кроме изучения истории и культуры своей страны, которая неразрывно связана с Русской Православной Церковью, является духовно-нравственное воспитание детей, научение их основным христианским добродетелям – доброте, терпению, послушанию и любви, оказание духовной помощи воспитанникам, с тем, чтобы в дальнейшем дети могли создать полноценные семьи и не повторить ошибок своих родителей.

     Московский православный детский дом для мальчиков «Павлин» при московском храме святителя Митрофана Воронежского. Детский дом «Павлин» – реабилитационное учреждение, предназначенное для детей-сирот и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Он создан по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в 1999 году при московском храме святителя Митрофана Воронежского, построенного в конце XIX века при детском приюте великой княгини Елисаветы Феодоровны. Елисаветинский приют был учрежден в 1893 году Московским Советом детских приютов и существовал за счет благотворительной помощи меценатов. При советской власти приют и храм были закрыты. После возобновления богослужений в храме Святителя Митрофана Воронежского в 1990г. была возрождена и его традиция: прихожане храма начали работу по оказанию помощи детям-сиротам. В настоящее время эта работа является одной из важнейших в приходе.

     «Павлин» - негосударственный детский дом, он существует только на деньги спонсоров и на средства, которые выделяет учредитель «Павлина» – храм святителя Митрофана Воронежского.

     В детском доме в настоящее время живет 18 мальчиков от 8 до 17 лет из Москвы, Московской, Ленинградской, Владимирской областей, из Латвии, и даже из Хакасии и Башкирии. Они регулярно посещают храм, исповедуются и причащаются, соблюдают посты.

     Достоинств у воспитательной концепции данного детского дома много. «Педагогически запущенные» дети обучаются индивидуально в самом детском доме с нанятыми преподавателями. Педагоги помогают подросткам догнать своих сверстников и начать учиться в школе.

   С 18-ю сиротами в «Павлине» работает больше тридцати сотрудников, благодаря этому у педагогов и воспитателей появляется возможность наладить более тесный контакт с детьми и уделить внимание каждому. В «Павлине» нельзя смотреть телевизор и играть в компьютерные игры – считается, что это препятствует гармоничному развитию детей. Подростки ограничены в видеоинформации, но это компенсируется чтением классической литературы. В «Павлине» пытаются сделать так, чтобы у ребенка оставалось как можно меньше свободного времени.

     Приоритетное направление православного детского дома – это музыка. Больше половины детей учатся в музыкальной школе, находящейся неподалеку от «Павлина». Ребята создали свой ансамбль, они играют на саксофоне, ксилофоне, аккордеоне, фортепиано. Помимо игры на музыкальных инструментах, воспитанники поют в хоре, занимаются рисованием, хореографией, играют в театральном кружке. Большое внимание уделяется спорту: еженедельно дети плавают в бассейне, учатся верховой езде на конно-спортивной базе, находящейся неподалеку, занимаются самбо, играют в футбол, хоккей, ездят на лыжах, катаются на коньках.

     Каждое лето старшие ребята ходят в байдарочные походы в Карелию, где учатся вести себя в экстремальных условиях и мужественно преодолевать трудности. В осенние каникулы воспитанники обычно ездят в паломнические поездки – они посетили Воронеж и Курск, Задонск и Костомарово, путешествовали по Украине – были в Киево-Печерской Лавре, Киеве, Чернигове и Харькове, а также в Санкт-Петербурге. 
     В столярной мастерской старшие воспитанники учатся делать мебель – стеллажи для библиотеки, а младшие – строгают себе деревянное оружие: мечи и щиты. У ребят есть и ежедневные послушания – они моют полы, посуду, сами себе стирают одежду, убирают территорию и.т.д. Детский дом тесно связан с Зосимовой пустынью и с военной православной дивизией, находящейся неподалеку. Воспитанники из «Павлина» с удовольствием трудятся на послушании при монастыре и общаются с воинами из дивизии.  
     По достижении 18 лет дети выпускаются из детского дома и государство по закону должно выделить ребенку-сироте квартиру. Воспитатели, педагоги и другие сотрудники детского дома делают все возможное для того, чтобы ребята смогли продолжить обучение и получить хорошее образование. Один воспитанник уже поступил в Свято-Димитриевское медицинское училище, двое других собираются поступать в военно-музыкальное училище [36, стр. 1-4].  
     Среди минусов хотелось бы отметить, что поскольку детский дом «Павлин» является негосударственным и существует только на деньги спонсоров, то денег на выплату и увеличение зарплаты сотрудникам «Павлина» не хватает. Средняя зарплата сотрудников составляет всего 6-8 тысяч рублей. Из-за низкой зарплаты детскому дому не хватает квалифицированных воспитателей и педагогов.

Информация о работе Православное воспитание детей-сирот: история и современность