Профессиональное выгорание педагогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 14:43, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – определить уровень профессионального выгорания педагогов.
Задачи исследования:
Проанализировать литературу по данной теме;
Выявить факторы оказывающие наибольшее влияние на развитие профессионального выгорания
Исследовать уровень профессионального выгорания педагогов и его зависимость от внутрипрофессиональных отличий;

Файлы: 1 файл

Карнаухова.docx

— 168.34 Кб (Скачать файл)

 

1.2.1. Стадии развития эмоционального выгорания

 

Исследователи генеза синдрома выгорания отмечают, что его развитие носит стадиальный характер. Польский психолог Т.И.Ронгинская [19], описывая последовательность проявления признаков этого синдрома, отмечает, что сначала наблюдаются значительные энергетические затраты – следствие экстремально высокой положительной установки на выполнение профессиональной деятельности. По мере развития синдрома появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе. Генезис синдрома носит индивидуальный характер, определяемый различиями в эмоционально-мотивационной сфере, а также условиями, в которых протекает профессиональная деятельность человека. Т.И.Ронгинская приводит концепцию М.Буриша, согласно которой в развитии синдрома профессионального выгорания можно выделить несколько главных фаз. Первая, предупреждающая фаза, проявляется чрезмерным участием в деятельности, повышенной активностью, чувством незаменимости и, последующими за этим, чувством усталости, бессонницы. Далее следует вторая фаза, во время которой происходит снижение уровня собственного участия по отношению к ученикам, сотрудникам, пациентам и остальным окружающим, профессиональной деятельности при возрастании требований к другим людям. Третья фаза сопровождается эмоциональными реакциями депрессивного (апатия, чувство вины, снижение самооценки) или агрессивного характера (обвинение других, несогласие идти на компромисс, подозрительность, конфликтность). Четвертая фаза – фаза деструктивного поведения, когда заметными становятся изменения в сфере интеллекта (ригидность мышления, отказ от воображения, снижение концентрации внимания), мотивационной сфере (отсутствие инициативы, заинтрегованности в эффективности деятельности) и сфере социальных эмоций (безразличие к проблемам других людей, избежание неформальных контактов, одиночество, скука). Пятая фаза развития синдрома выгорания дает о себе знать психосоматическими изменениями, такими как снижение иммунитета, неспособность к релаксации, бессонница сексуальные расстройства, повышенное давление, тахикардия, головные боли, расстройства пищеварения, зависимость от никотина, кофеина, алкоголя. И шестая фаза, по М.Буришу, - фаза разочарования, вызывающая отрицательную жизненную установку, чувство беспомощности и бессмысленности жизни, отчаяние [цит. по 19].

Анализируя эти фазы развития синдрома, Т.И.Ронгинская замечает определенную тенденцию: сильная зависимость от работы приводит к полному отчаянию и экзистенциональной пустоте. На первом этапе развития синдрома профессиональная деятельность является главной ценностью и смыслом всей жизни человека. "Тот, кто выгорает, когда-то должен был загореться". Этот "запал" не несет никаких отрицательных последствий при условии соответствующей сатисфакции. В случае несоответствия между собственным вкладом и полученным или ожидаемым вознаграждением появляются первые симптомы выгорания. Изменение отношения к профессиональной деятельности, от положительного до безразличного и отрицательного, можно проследить на примере поведения "выгоревшего" врача, который начинает воспринимать пациента исключительно как медицинский случай ("почки" - из пятой палаты, "инфаркт" - из восьмой). Происходит обезличивание отношений между участниками этого процесса, которое подавляет проявления гуманных форм поведения между людьми и создает угрозу для личностного развития представителей социальной профессии [19].

Поскольку эмоциональное  выгорание – результат длительного  эмоционального напряжения и является перманентным (пролонгированным) стрессовым, то есть неравновесным психическим  состоянием (А.О.Прохоров), его развитие может рассматриваться как динамический процесс, этапы которого соответствуют механизму развития стресса. В связи с этим, более убедительно выглядит описание стадий развития выгорания, осуществленное отечественным психологом В.В.Бойко. Он пишет, что Г.Селье, основоположник учения о стрессе, рассматривал как неспецифическую, (есть всеобщего действия) защитную реакцию организма в ответ на психотравмирующие факторы разного свойства. При эмоциональном выгорании налицо все три фазы стресса:

  1. нервное (тревожное) напряжение его создают хроническая психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обстановка, повышенная ответственность, трудность контингента;
  2. резистенция, то есть сопротивление, - человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений;
  3. истощение оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным. Соответственно каждому этапу, возникают отдельные признаки, или симптомы, нарастающего эмоционального выгорания.

Фаза напряжения – нервное (тревожное) напряжение служит предвестником и "запускающим" механизмом в формировании эмоционального выгорания. Напряжение имеет динамический характер, что обуславливается изматывающим постоянством или усилением психотравмирующих факторов. Тревожное напряжение включает несколько симптомов: симптом "переживания психотравмирующих обстоятельств"; симптом "неудовлетворенности собой"; симптом "загнанности в клетку"; симптом "тревоги и депрессии" - крайняя точка в формировании тревожной напряженности при развитии эмоционального выгорания.

Далее в развитии выгорания  следует фаза "резистенции" (сопротивления). Вычленение этой фазы в самостоятельную, замечает В.В.Бойко, весьма условно. Фактически сопротивление нарастающему стрессу начинается с момента появления тревожного напряжения. Это естественно: человек осознанно или бессознательно стремиться к психологическому комфорту, снижению давления внешних обстоятельств с помощью имеющихся в его распоряжении средств. Формирование защиты с участием эмоционального выгорания происходит на фоне следующих явлений: развивается симптом "неадекватного избирательного эмоционального реагирования", когда неадекватное ограничение диапазона и интенсивности включения эмоций в профессиональное общение интерпретируется партнерами как неуважение к их личности, то есть переходит в плоскость нравственных оценок; кроме того, проявляются: симптом "эмоционально-нравственной дезориентации", симптом "расширения сферы экономии эмоций", доказательство которого имеет место тогда, когда данная сфера защиты осуществляется вне профессиональной области – в общении с родными, приятелями и знакомыми; симптом "редукции профессиональных обязанностей".

В профессиональной деятельности, предполагающей широкое общение  с людьми, редукция проявляется в  попытках облегчить или сократить  обязанности, которые требуют эмоциональных  затрат.

Третья фаза – "истощение". Характеризуется более или менее выраженным падением общего тонуса и ослаблением нервной системы. Эмоциональная защита в форме "выгорания" становится неотъемлемым атрибутом личности. Также проявляется через определенные симптомы. Это - симптом "эмоционального дефицита", когда к профессионалу приходит ощущение, что эмоционально он уже не может помогать субъектам своей деятельности, входить в их положение, соучаствовать и сопереживать, отзываться на ситуации, которые должны трогать, побуждать усиливать интеллектуальную, волевую и нравственную отдачу. Симптом "эмоциональной отстраненности". Личность почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности. Ее почти ничто не волнует, почти ничто не вызывает эмоционального отклика – ни позитивные обстоятельства, ни отрицательные. Причем это не исходный дефект эмоциональной сферы, не признак ригидности, а приобретенная за годы обслуживания людей эмоциональная защита. Реагирование без чувств и эмоций – наиболее яркий симптом "выгорания". Он свидетельствует о профессиональной деформации личности и наносит ущерб субъекту общения. Симптом "личностной отстраненности, или деперсонализации". При его развитии отмечается утрата интереса к человеку – субъекту профессионального действия, воспринимаемому в качестве неодушевленного предмета, объекта для манипуляций. Симптом "психосоматических и психовегетативных нарушений" проявляется на уровне физического и психического самочувствия. Он образуется по условно-рефлекторной связи негативного свойства: многое из того, что касается субъектов профессиональной деятельности, провоцирует отклонения в соматических или психических состояниях [11].

 

1.2.2. Факторы развития  эмоционального выгорания

 

После того как феномен  стал общепризнанным, закономерно возник вопрос о факторах, способствующих развитию или, наоборот, тормозящих его. Пишут о трех факторах, играющих существенную роль в "эмоциональном  сгорании": личностном, ролевом и  организационном (у К.Кондо соответственно: индивидуальное, социальное и "характер работы и рабочего окружения") [цит. по 21].

В теоретическом обзоре, касающемся факторов развития эмоционального выгорания, Т.В.Форманюк выделяет следующие факторы.

Личностный фактор. В одном из обследований учителей проверялось значение следующих переменных: возраста, пола, семейного положения, стажа данной работы, образовательного уровня, социального происхождения. Оказалось, что они не связаны с уровнем "эмоционального сгорания". Это же, отмечает Т.В.Форманюк, в отношении пола, стажа работы на данном месте подтвердили данные П.Торнтон. В других работах показано, что у женщин в большей степени развивается эмоциональное истощение, чем у мужчин (это первый аспект синдрома); возраст коррелирует с субшкалой истощение, хотя двадцатилетние имеют более выраженные переживания "эмоционального сгорания".

Т.В.Форманюк анализирует работу А.Пайнс с коллегами и отмечает, что они исследовали связь мотивации и "сгорания". В расчет брались разные мотивы трудовой деятельности: удовлетворенность зарплатой, чувство значимости себя на рабочем месте, профессиональное продвижение, автономия и уровень контроля со стороны руководства и т. п. Прямой связи "сгорания" с удовлетворенностью зарплатой не найдено. Но остальные показатели связаны с развитием "сгорания": значимость работы как мотив деятельности ассоциируется с неуязвимостью по отношению к "burnout". Если работа оценивается как незначимая в собственных глазах, то синдром развивается быстрее. Неудовлетворенность профессиональным ростом и установкой на поддержку (благожелательностью) ассоциируется с развитием "сгорания". Испытывающие недостаток автономности ("сверхконтролируемые") больше подвержены "сгоранию".

В связи с развитием "сгорания", ссылаясь на К.Кондо пишет Т.В.Форманюк, наиболее важно в человеке то, что является стрессом и то, как разрешаются стрессовые ситуации. Наиболее уязвимы те, кто реагируют на стресс по типу "А": агрессивно, в соперничестве, несдержанно, любой ценой; стрессогенный фактор вызывает у них чувство подавленности, уныния из-за неосуществления того, что хотелось достичь. К.Кондо относит к "сгорающим" и "трудоголиков" (кто решил посвятить себя реализации только рабочих целей, кто нашел призвание в работе до самозабвения). Автор отмечает работы Х.Дж. Фрейденберга, описывающего "сгорающих" следующим образом: они - сочувствующие, гуманные, мягкие, увлекающиеся, идеалисты, ориентированные на людей и – одновременно – неустойчивые, интровертированные, одержимые навязчивой идеей (фанатичные), "пламенные" и легко солидаризирующиеся. Ссылаясь на Е.Махер, Т.В.Форманюк пишет, что дополняется этот список "авторитаризмом", "низким уровнем эмпатии". Тем самым в противоречие вступают данные о связи высоких уровней сочувствия "сгорания" с данными о связи низкого уровня эмпатии с высоким уровнем "сгорания". Ю.Козелицкий [5] приводит данные американских психологов о том, что одним из факторов успешности в профессиях кратического типа ("власть (кратос)", по А.Адлеру, - основной мотив выбора социальной профессии) является низкая аффилиативная тенденция. Это означает сочувствие, сопереживание в житейском понимании, то есть содержит в себе оттенок простоты, доверительности, наивности; "эмпатия" - это, скорее, способность к сочувствию: отразить чувство, понять его, вербализовать, не растворяя его в чувствах другого, то есть понятие имеет больший оттенок интеллектуальности, чем эмоциональности и иную субъектную позиционность ("стоять выше…, но не ставить себя выше").

Исследование особенностей личности в их взаимоотношениях с  выгоранием – важная область изучения данного феномена. Ряд ученых считает, что личностные особенности намного  больше влияют на развитие выгорания  не только по сравнению с демографическими характеристиками, но и факторами  рабочей среды. Остановимся на наиболее важных из них.

"Личностная  выносливость". Данная характеристика в зарубежной психологии определяется, как способность личности быть высокоактивной каждый день, осуществлять контроль за жизненными ситуациями и гибко реагировать на различного рода изменения. Практически все авторы отмечают, что выносливость тесно связана со всеми тремя компонентами выгорания. Люди с высокой степенью данной характеристики имеют низкие значения эмоционального истощения и деперсонализации и высокие значения по шкале профессиональных достижений.

Другим популярным направлением исследований является выявление связи  между выгоранием и индивидуальными стратегиями сопротивления выгоранию. Обзор работ, посвященных данной теме, показывает, что высокий уровень выгорания тесно связан с пассивными тактиками сопротивления стрессу; и наоборот, люди, противодействующие стрессу, имеют низкий уровень выгорания [16]. Обнаружены и некоторые половые различия в использовании стратегий сопротивления выгоранию. Отмечается, что женщины продуктивнее, чем мужчины, используют стратегии избегания стрессовых ситуаций.

Обнаружена тесная связь  между психическим выгоранием и "локусом контроля", который традиционно подразделяется на внешний и внутренний. Люди с преобладанием внешнего "локуса контроля" склонны приписывать все происшедшее с ними или свои успехи случайным обстоятельствам или деятельности других людей, в то время как индивиды с внутренним "локусом контроля" считают свои достижения и все происшедшее с ними собственной заслугой, результатом своей активности, способностей или готовности к риску. Практически в большинстве работ этой тематики отмечается положительная корреляционная связь между внешним "локусом контроля" и составляющими выгорания, особенно с эмоциональным истощением и деперсонализацией. Что касается профессиональной эффективности, то отмечается положительная связь между "внутренним "локусом контроля" и высокой оценкой профессиональной эффективности, правда, данная тенденция подтверждается только для мужской выборки.

Информация о работе Профессиональное выгорание педагогов