Политико-правовая мысли России (Л. Петражицкий)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 07:27, реферат

Описание работы

Выбор мировоззренческой и методологической основы юриспруденции в России XIX - начала XX в. был относительно невелик: юридический позитивизм или доктрина естественного права. Но сделать этот выбор было нелегко, поскольку юридический позитивизм, отождествлявший право с законом, не соответствовал идее либералов о независимости права от государства, а доктрина естественного права XVII - XVIII в.в. в начале XX в. выглядела явным анахронизмом и не удовлетворяла запросов юриспруденции.

Содержание работы

Введение……………………………………..…………………………………… ......3
1. Основные постулаты психологической теории права…………………………...5
1.1. Психическая природа права……………………………………………………..5
1.2. Виды права в теории Л.И. Петражицкого…. …………………………….…...10
1.3. Позитивное право и его разновидности…..……………………………...…....12
1.4. Интуитивное право………………………………………………………...…....19
2. Соотношение права и государства…………………………………………….....23
3 Политика права …………………………………………………………………....26
4. Критика психологической теории права Л.И. Петражицкого……………..…...27
Заключение…………………………………………………………………..…….....34
Список использованной литературы…...………

Файлы: 1 файл

Реферат по ИППУ (Петражицкий).doc

— 163.50 Кб (Скачать файл)

   В этом психологическом смысле он признает и интерпретирует различные виды права. В своем труде «Теория права и государства в связи с теорией нравственности» Петражицкий делит право на интуитивное и позитивное. Согласно ему, «деление права на интуитивное и позитивное и соответствующие видовые понятия теснейшим образом связаны с установленным выше широким родовым понятием права, обнимающим собой несоизмеримо больше, чем право в смысле юридического словоупотребления, в частности, включающим в себя и те императивно-атрибутивные переживания, которые чужды представлений каких бы то ни было авторитетно-нормативных фактов — законов, обычаев и т. д. — и независимы от них.».4

    Развитие интуитивного и позитивного права определяется в общих и основных чертах действием одних и тех же социально-психических  процессов, действующих по одним и тем же законам, и лишь в связи со специфическими различиями интеллектуального состава интуитивного и позитивного права получаются частично различные результаты развития, разные частные, по большей части несущественные, различия по содержанию.

   Между этими видами права существуют по природе своей неизбежные разногласия. Основания этого положения, указывающие вместе с тем характер разных категорий неизбежных разногласий, состоит в следующем:

    Во-первых, так как интуитивное право у разных элементов общества, разных классов и индивидов, имеет различное в частностях содержание, то уже вследствие этого такого позитивного права, которое совпадало бы по содержанию с интуитивным правом всех элементов общества, не может быть.

    Во-вторых, так как интуитивное право развивается и, стало быть меняет свое содержание в истории постепенно, развитие же позитивного права по самой природе этого права подвержено задержкам и разным иным отступлениям от постепенного развития, то позитивное право должно неизбежно в разных своих частях отставать от развития интуитивного права и вообще расходиться с ним по содержанию, вследствие специфических различий процессов развития.

    В-третьих, так как позитивное право согласно своей природе и социальной унификационной функции расходится и должно неизбежно расходиться с интуитивным правом по степени приспособляемости к конкретным обстоятельствам, в частности должно устанавливать резкие границы, точно определяемые объемы в области объектов и релевантных фактов, игнорировать неподдающиеся контролю факты и проч., то и при отсутствии в тех или иных областях разногласий и конфликтов указанных выше категорий неизбежно должны получаться разногласия между позитивно и интуитивно-правовыми решениями конкретных дел и житейских вопросов, конкретных казусов.

     Таким образом, что касается отношений  между интуитивным и позитивным правом по содержанию, «то здесь имеются минимальные и максимальные пределы согласия между ними, и фактическое отношение состоит в колебаниях в разные моменты истории, у разных народов и т. д., между этими пределами».5

 

 1.3. Позитивное право и его разновидности 

      Позитивное  право Петражицкий определял  как «императивно-аттрибутивные переживания, содержащие в себе представления нормативных фактов как оснований обязательности»6. В области позитивного права следует различать три различные вещи:

  • нормативные факты, соответствующие поступки людей, постановления законодателей и т.д.
  • императивно-атрибутивные переживания, связанные с представлениями этих фактов – само позитивное право как реальный феномен.
  • соответствующие нормы, эмоциональные фантазмы, порожденные этими переживаниями.

     В области изучения позитивного права  и отдельных его видов дело зависит от психического состояния подлежащих индивидов или народных масс, от их психических склонностей, психических привычек и диспозиций, убеждений разного рода. Так что восприятия и представления соответствующих фактов, например, изданных в надлежащей форме государственных законов, обычаев предков иногда возбуждают в их психике позитивно-правовую реакцию, вызывают соответствующее позитивное право.

      С точки зрения психологической теории права как императивно-атрибутивных переживаний круг фактов, могущих играть роль нормативных в области позитивного права, значительно шире, и видов позитивного права значительно больше.

     Петражицкий выделял следующие виды позитивного права: 1) законное право, обычное право; 2) право судебной практики и другие виды судебного позитивного права; 3) книжное право (императивно-аттрибутивные переживания со ссылкой на то, что так написано в такой-то книге, например в «Саксонском зерцале», «Талмуде» и т.д.); 4) право принятых в науке мнений (communis doctorum opinion – общее мнение докторов права); 5) право учений отдельных юристов или их групп (например, мнения выдающихся римских юристов); 6) право юридической экспертизы; 7) право изречений религиозно-этических авторитетов – основателей религий, пророков, апостолов, святых, отцов церкви и др.; 8) право религиозно-авторитетных примеров, образцов поведения; 9) договорное право (позитивно-правовые переживания в качестве нормативных фактов всевозможных договоров и других сделок; 10) право односторонних обещаний (позитивно-правовое переживание в качестве нормативных фактов, например обещания монарха соблюдать конституцию, публичного обещания со стороны органов власти или частных лиц награды за поимку преступника); 11) программное право (право программ, сообщений о будущих действиях, позитивно-правовое переживание в качестве нормативных фактов правительственных либо партийных программ или, например, сообщения профессора относительно будущего экзамена и т.д.); 12) признанное право – право, соглашающееся на признание обязанной стороны; 13) прецедентное право; 14) право юридических поговорок, пословиц; 15) общенародное, везде существующее право – позитивно-правовые переживания со ссылкой не на определенные и ясно представляемые нормативные факты, а на то, что так принято «во всем мире», «у всех народов», «во всех цивилизованных странах» и т.п.; такой аргумент (с соответствующими правопритязаниями, приписыванием обязанностей и проч.), замечает Петражицкий, играл большую роль в русской Государственной Думе, особенно в начале ее деятельности; 16) неопределенно-позитивное право – императивно-аттрибутивные переживания со ссылкой не на определенные и ясно представляемые нормативные факты, а на то, что так «полагается», «положено», «установлено» и проч. (так, римские юристы в ряде случаев вместо позитивных ссылок говорили: «таково у нас право», «признано за право» и т.п.).

     Учение  о видах права заимствовано у  древних римских юристов, но оно  скрывается под своеобразным и, по-видимому, означающим нечто иное именем учения о так называемых «источниках права». По мнению Л.И. Петражицкого к источникам права относят законное и обычное право.

     Петражицкий отличал правовые нормы от нормативных  фактов.  «То, что в традиционной теории права понимается под правовыми  нормами, по убеждению Петражицкого есть следствие “наивно-проекционной точки зрения”, в соответствии с которой субъективные переживания лица переносятся (проецируются) на других лиц, которым приписываются определенные права и обязанности, и возникает представление, что “где-то, как бы в высшем пространстве над людьми имеется и царствует соответствующее категорическое и строгое веление или запрещение…, а те, к которым такие веления и запрещения представляются обращенными, находятся в особом состоянии связанности, обязанности”»7.

     Законы, или законные правовые нормы— выражения и понятия с точки зрения Петражицкого однозначные — суть по господствующему определению нормы, установленные государством, или веления, выражения воли государства (или органов государственной власти). При этом подразумевается или особо указывается в определении, что подлежащие предписания должны быть составлены и изданы в надлежащем, установленном правом данного государства, порядке.

     Далее, законы в тесном смысле автор делит  на основные, или конституционные, и  обыкновенные. Основные, или конституционные законы, определяются обыкновенно как такие законы, которые определяют основные начала государственного устройства страны и издаются особым осложненным порядком. Правильнее говорить не об особом порядке издания этих законов, а о существовании особых правил для их отмены или изменения, затрудняющих эти акты и способствующих прочности и постоянству соответственного права. Следует притом заметить, что в число конституционных законов могут включаться и включаются не только законы, определяющие основные начала государственного устройства, а и разные другие законы, пересмотр коих создатели конституции желают по таким или иным соображениям затруднить. Таким образом различие между основными и обыкновенными законами имеет чисто формальный, касающийся порядка их изменения, характер.

     В процессе образования законов Петражицкий  различает пять стадий: 1) почин, или инициативу закона, 2) обсуждение, З) утверждение, или санкцию закона, 4) промульгацию и 5) обнародование, или публикацию.

     Под законодательной инициативой в техническом смысле подразумевается внесение в законодательное учреждение предложения об издании, изменении или отмене закона, имеющее то значение, что законодательное учреждение обязано обсудить и так или иначе решить возбужденный законодательный вопрос.

     Промульгацией называется повеление со стороны  главы государства обнародовать и исполнять утвержденный им закон.

     Закон вступает в действие, признается обязательным для граждан, не раньше обнародования. Момент начала действия закона может быть установлен в самом законе; в частности, в области обширных и заключающих в себе много новшеств законов момент начала действия отлагается нередко на более или менее продолжительное время, для доставления населению возможности надлежащего ознакомления с содержанием нового права . Если в самом законе не назначен момент вступления в действие, то этот момент определяется общими, в разных государствах различными правилами. Содержание этих правил определяется, с одной стороны, тем соображением, что законы нельзя считать известными народонаселению с момента выхода в свет того номера официального издания, в котором он  напечатан.

     И здесь следует сказать: центр  тяжести понятия и учения о  законном праве и законах должен быть перенесен в область право-психологического действия; существенно не то, от кого исходит закон, от данного государства, его органов или от кого-либо другого, а то, что соответственный акт получает в данном государстве силу нормативного факта, т. е. вызывает соответственное императивно-аттрибутивное сознание.

Петражицкий определяет: 1) законное право – как императивно-аттрибутивные переживания со ссылкою на представляемые односторонние правовые распоряжения кого-либо, как на нормативные факты. 2) законы — как представляемые односторонние правовые распоряжения кого-либо, поскольку они являются нормативными фактами (т. е. поскольку подлежащие представления оказывают соответственное влияние на чью-либо правовую психику, возбуждая или устраняя или изменяя императивно-аттрибутивные переживания).

     Петражицкий  допускает  деление  законов:

1) по тем представляемым существам, от которых они представляются исходящими – на божеские и человеческие.

2) смотря по разным общественным сферам действия – на семейственные, родовые, общинные, государственные, церковные и т. д.

З) смотря по наличности или отсутствию официального значения в государстве – на официальные и неофициальные. Официальное значение могут иметь и имеют не только государственные законы, а и разные другие, например, церковные законы, поскольку подлежащее право пользуется официальным признанием со стороны государства, уставы и иные постановления разных частных, признаваемых государством, обществ, например, акционерных компаний, клубов, ученых обществ и проч.

     Характерной особенностью законодательства и законного права по отношению к другим видам нормативных фактов и позитивного права, в частности по отношению к обычному праву, является то, что здесь одно лицо или известная группа лиц может по своему усмотрению вызывать в психике других, в частности в психике более или менее обширных народных масс, такое право на будущее время, какое ему или ей представляется с какой—либо точки зрения желательным, а равно устранять, отменять существующее право и производить разные другие изменения в чужой правовой психике и жизни (впрочем, разумеется, в пределах своего законодательного авторитета и соблюдения других условий успешного нормативного действия законодательных постановлений, избегания резких противоречий с интуитивным правом и т. д.). При этом подлежащие правовые изменения, в том числе такие, которые могут происходить в виде медленного и постепенного развития и без законодательного вмешательства, например, путем соответственного развития обычного права, в области законодательства могут быть произведены внезапно, сразу, в избранное по усмотрению время. С этими особенностями связаны разные дальнейшие характерные свойства законодательства и законного права, в частности разные его достоинства и недостатки по сравнению с другими видами.

     Обычное право обыкновенно определяется как такое право, которое, не будучи установлено законом (или государством), фактически соблюдается, или которое выражается в постоянном однообразном соблюдении известных правил поведения. Петражицкий различает два вида обычного права: 1) право обычаев предков, старых традиций, старины и 2) право современных обычаев, обычно соблюдаемого, общепринятого.; для краткости первое можно назвать условно старообразным, второе – новообразным; в области обычно-правовой психики первого вида престиж, авторитет (эмоциональная сила) обычного права при прочих равных условиях тем выше, чем старее, древнее представляется данный обычай: чем старее, тем святее.; в области обычно-правовой психики второго вида она, при прочих равных условиях тем выше, чем более общепринятым и неуклонно соблюдаемым в подлежащей сфере представляется данное правовое поведение.

Информация о работе Политико-правовая мысли России (Л. Петражицкий)