Осмысление и описание политической карикатуры как вербо-иконического сообщения, выступающего как один из вторичных жанров политического дискурса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 07:53, Не определен

Описание работы

Актуальность избранной темы определяется недостаточной разработанностью проблемы различных форм текста, в частности, вопросов креолизованного текста, а также отсутствием специального исследования, посвященного политической карикатуре как феномен массовой и политической коммуникации.

Файлы: 2 файла

курсовая.doc

— 182.00 Кб (Скачать файл)
  1. Карикатурист - профессионал обыкновенно имеет свой индивидуальный стиль, заметно отличающий его произведения от других произведений этого же жанра. Это обусловлено, с одной стороны, техникой исполнения рисунка, а, с другой стороны, формой презентации политической карикатуры в средства СМИ. Интегративность текста политической карикатуры также обусловлена текстовой категорий хронотопа, связанной когнитивными объективными отношениями с категорией персональности, представляющей собой существенную часть авторского «концепта мира», реализованного в тексте. С другой стороны, хронотоп служит для пространственно-временной конкретизации образов персонажей в мире художественный событий и действий. Согласно авторам «Лингвистики текста», сопрягаемая с категорией адресатности текстовая категория хронотопа обнаруживает знания автора о мире и выполняет координирующую и моделирующую функции, а соотнесенная с образами персонажей, она выполняет конкретизирующую и харатерологическую функции). Другими словами, место и время определяют тип и характер героя. [24, с. 137]

       В политической карикатуре выбор места  и времени действия полностью зависит от интенций автора. В его власти поместить тех или иных политических деятелей в такие  пространственные и временные условия, которые наиболее эффективно обеспечивают сатирический характер всего текста и представляют в комическом виде его персонажей. При отсутствии в карикатуре собственно изображения известных политиков и обыгрывании непосредственно создавшейся политической ситуации, место и время также определяются автором, но, учитывая, что обязательной характеристикой любой карикатуры является отсылка к реальным событиям, автору будет необходимо обозначить привязку к реальным событиям (вероятно за счет изображения определенного места или времени).

       Цельность текста политической карикатуры всегда обусловлена стилистическими приемами выдвижения. Под выдвижением в стилистике декодирования понимаются способы формальной организации текста, фокусирующие внимание читателя на определенных элементах сообщения и устанавливающие семантически релевантные отношения между элементами данного или чаще разных уровней. Приемы выдвижения придают фрагменту текста напряженность, задерживают внимание читателя на элементах текста, имеющих большую смысловую значимость, и тем самым помогают читателю выявить существующие в тексте связи и воспринять текст как целое. Для карикатуры характерны такие приемы выдвижения, как эффект обманутого ожидания и сильная позиция, выражающаяся в связи между заголовком (при его наличии) и остальным текстом.

  1. Эффект обманутого ожидания используется для создания комического эффекта. Обыкновенно данный прием представлен намеренным графическим искажением (в рисунке или в буквенном тексте (Путин - Типутин), подменой реальных персонажей и ситуаций прецедентными (Геращенко представлен в виде святого с нимбом (рублем) над головой и крестом из сто долларовых банкнот в руке) либо вымышленными (запуск ракеты дальнего действия из рогатки). Эффект обманутого ожидания также лежит в основе других стилистических приемов, применяющихся в жанре политической карикатуры. К ним относятся метафора, метонимия, синекдоха, каламбур, авторское преобразование фразеологической единицы, гипербола, ирония, антитеза, аллюзия (квазиаллюзия), цитация (квазицитация). Большинство из них представлены как в вербальной, так и в невербальной части карикатуры. [24, с. 139]

       Под заголовком в научной литературе понимается текстовый знак, являющийся обязательной частью текста, имеющий в нем фиксированное положение и сближающийся по своему знаковому статусу с именем собственным. Применительно к политической карикатуре заголовок не носит облигаторного характера и функционально тождественен подписи. Заглавие, как и подпись, является именем текста. Различие между заголовком и подписью заключается в их расположении в кадре карикатуры (заголовок помещается в верхней части кадра, подпись – в нижней). В отдельных случаях, когда карикатура сопровождается статьей, целесообразно относить заголовок и к статье, и к карикатуре. Название произведения содержит в сжатой форме основную идею текста и является ключом к его пониманию. Однако З.Я. Тураева подчеркивает, что ключом к пониманию текста название становится при его полной семантизации, что возможно лишь по прочтении всего текста, то есть тогда, «когда осуществляется интеграция названия текстом».

  1. Связь между началом и концом текста (сильная позиция) зачастую не может быть реализована в политической карикатуре, так как все части текста воспринимаются практически симультанно. Несомненно, что каждая карикатура содержит элементы, привлекающие первоочередное внимание, и элементы, в большей мере выступающие как фон, на котором происходит основное действие, либо элементы, сливающиеся с фоном. Однако четкое выделение в каждом конкретном случае этих элементов невозможно, так как большую роль при восприятии и прочтении текста играют индивидуальные знания, опыт и эмоциональный настрой реципиента. Карикатура может содержать в себе развернутые диалоги персонажей, где возможно выявление начала разговора и его окончания. Тем не менее, говорить о начале и конце всего текста карикатуры не представляются возможным, так как диалог составляет лишь часть всего креолизованного текста, и его характеристики не могут быть полностью перенесены на всю карикатуру. Исключением являются многокадровые карикатуры, где первый кадр выступает как начало текста, а последний – его конец. [24, с. 137]

       Нечеткость  начала и конца текста в однокадровой карикатуре, тем не менее, не мешает тесной интеграции вербального и  невербального элементов, который  взятые самостоятельно, отдельно друг от друга, лишаются смысла, то есть, теряют информативность. Данная характеристика, наряду с наличием в карикатуре четких пространственных рамок, показывает специфику реализации категории системности  в пределах текста карикатуры. Наличие у текста категории системности предполагает, что ни одна из составляющих текста не подлежит изъятию или замене. Следует отметить, что такое свойство текста в данном случае целиком обусловлена авторской интенцией и завершением процесса порождения текста, и не противоречит существованию множества его трактовок и интерпретаций.

       Формальные  средства выражения интегративности  текста (т.е. категория связности) в  политической карикатуре определяются, прежде всего, креолизованным характером данного вида текста (взаимосвязью вербального компонента с невербальным). 

       Вербальный  ряд карикатуры представлен буквенным  текстом, под которым понимается все речевое единство в рамках карикатуры, включая авторскую речь и речь персонажей.

       Карикатура  представляет персонажей одной из передачи ТВ-6 (Хрюна и Степана), уносящих телевизор, на экране которого крупным планом изображено лицо Евгения Киселева, одного из руководителей ТВ-6.  Вербальная часть текста карикатура состоит из надписи на телевизоре «Не кантовать!» и подписи «…Уноси готовенького!».

       Художник  карикатурист, несомненно, должен обладать способностью выявлять смешное в  происходящих вокруг событиях и показывать это смешное публике: «The political cartoon can be a devastating weapon - a weapon that can make readers laugh out loud in agreement, or clench their teeth with frustration and anger in opposition. To create a cartoon that strikes a chord with the public requires inspiration, lateral thinking, and the ability to see humour where others see only «news». To do it consistently, every day, every week, for years on end - well, that takes a certain type of mind».

       Речь персонажей обычно располагается непосредственно в кадре (кадрах) карикатуры и зачастую помещается в филактер. Под филактером (в английском варианте – balloon text) понимается линия, замыкающая прямоугольное или овальное пространство, в котором размещается речь персонажей, и который, интегрируясь в рамках карикатуры «участвует в создании композиционного единства графики и вербалики».  Филактер указывает на автора высказывания, а также, на внешний (филактер заканчивается клинышком у рта персонажа) или внутренний (филактер изображается в виде последовательности облачек) характер речи. На наш взгляд, последнее утверждение носит несколько условный характер, ибо в ряде карикатур не представляется возможным определить характер речи персонажа (филактер с клинышком у рта  в ряде случаев может трактоваться и как указатель на внутреннюю речь). Однако мы не выявили случаев, иллюстрирующих использование филактера в  виде облачек в качестве показателя внешней речи, диалога между персонажами карикатуры.

       Филактер  может иметь резкие, зигзагообразные  границы, что указывает на сильный  эмоциональный заряд сообщения, содержащегося в карикатуре, в  частности непосредственно в  высказываниях персонажей, отражающих их возмущение, гнев, шок. Граница филактера может быть обозначена пунктиром, что, как правило, означает повышенную секретность сообщаемой информации.

       Под изобразительным рядом карикатуры понимается графика, представляющая собой  один или реже несколько рисунков, обрамленных рамкой/рамками и образующих отдельный кадр/кадры. [25, с. 87]

       Кадр  отмечает границы семиотического пространства текста и отличает текст от внетекстовой реальности.

       Внутри  кадра помещается рисунок в сопровождении  буквенного текста. Случаи, когда рисунок выходит за рамки кадра, могут рассматриваться либо как эстетическое решение автора, либо как знак, подчеркивающий то или иное свойство персонажа или ситуации.

       Индивидуальный  стиль автора зачастую предопределяет наличие или отсутствие перспективы в рисунке политической карикатуры. Одни художники ограничиваются схематичным (даже абстрактным) изображением ситуации или персонажа, делая основной акцент на заложенную в карикатуре идею и позволяя, таким образом, читателю додумывать сюжет. Другие предпочитают максимально реалистическое отображение событий и действующих героев (политических деятелей).

       Рассуждая о соотношениях вербального и  изобразительного компонентов, Б.А. Плотников  отмечает, что «рисунки могут придавать тексту глубинную перспективу, помогая созданию его фона, пресуппозиции, которая направляет внимание читателей в заданном рисунком направлении, подсознательно организует работу его мышления таким образом, что текст в зависимости от свойств и мастерства выполнения рисунка или включается в него в качестве пояснительного компонента, или, напротив, включает рисунок в себя в качестве иллюстративного средства».

       Очевиден  тот факт, что между вербальным и изобразительным компонентами складываются разные виды отношений. Существует два основных внутритекстовых вида отношений: автосемантические и синсемантические. Для первого типа характерна автономность вербального компонента, его относительная  независимость от изобразительного компонента. Для синсемантических отношений характерна взаимозависимость компонентов, то есть вербальный компонент не может быть правильно истолкован вне соотнесения его с изобразительным компонентом.

       При автосемантических отношениях между  вербальным и изобразительным (иконическим) рядами наблюдаются, в свою очередь, разные виды связи. [25, с. 90]

       Иконический знак является разновидностью пиктограмм, то есть представлен как отображение  содержания сообщения в виде рисунка  или последовательности рисунков (так  называемого «рисуночного письма»). Особенностью пиктограмм является  незакрепленность конкретной единицы языка за таким знаком и, следовательно, возможность интерпретации пиктограмм на любом языке. Иконические пиктограммы, представляющие для нас особый интерес, имеют сходство с изображаемым понятием или объектом (например, знак солнца для передачи понятия «день»).

       При автосемантических отношениях, согласно Е.Е Анисимовой, определяются следующие  виды взаимосвязи вербального и  изобразительного компонентов:

       1) прямая денотативная соотнесенность (где оба знака обозначают одну и ту же ситуацию или предмет, и изобразительный компонент частично воспроизводит содержание вербального компонента);

       2) опосредованная денотативная связь  (где оба компонента обозначают  разные предметы, между которыми  существует ассоциативная связь, и изобразительный компонент дополняет информацию, выраженную вербально);

       3) связь, основанная на многозначности  слов (вербальный и изобразительный  ряд обозначают предметы, за которыми  стоят разные значения одного  и того же слова, и где  часто вербальный знак употребляется для выражения переносного значения слова, а изобразительный – для обозначения прямого значения слова).

       Вербальный  компонент зависит от изобразительного лишь в плане содержания. Между  вербальным и изобразительным компонентами мы выявили следующие виды связей:

       1) полная содержательная зависимость  вербального ряда, при которой  вербальный компонент не обладает  смысловой самостоятельностью и  зависит от изобразительного  компонента (надпись помогает раскрыть  содержание изображения);

       2) частичная содержательная зависимость  вербального ряда, при которой  вербальный компонент, несмотря  на смысловую самостоятельность,  не может быть правильно понят  вне соотнесения его с изобразительным  компонентом; 

курсовая.rtf

— 869.54 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Осмысление и описание политической карикатуры как вербо-иконического сообщения, выступающего как один из вторичных жанров политического дискурса