Общие представления о риторике как науке. Важнейшие характеристики риторики как искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2011 в 01:33, реферат

Описание работы

Наши предки выделились из животного мира в результате труда. Но для этого они должны были научиться обмениваться информацией, а не только выказывать друг другу чувства (хотя способность к примитивной животной эмоциональной сигнализации люди не утратили и по сей день - в случае опасности, боли, радости человек кричит). Из всех элементов культуры - норм, ценностей материальных и нематериальных, обычаев и традиций, первым появляется язык. Только общаясь посредством языка, люди могли выработать остальные элементы культуры: признать единые нормы и ценности, зафиксировать обычаи и традиции.

Файлы: 1 файл

1ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РИТОРИКЕ КАК НАУКЕ.doc

— 424.00 Кб (Скачать файл)

5. Разведение  и замещение средств при сохранении  их частичной совместимости с  целями. Основная цель сводится  со средствами.

6. Расщепление  деятеля и ответственности.

7. Нахождение  более высокой и общей цели и соответствующей ей нормы, которая оправдывала бы или, по крайней мере, прощала применение дурных средств.

8. Разделение  целей и распределение хороших  и плохих средств по целям.  Апологетическим приемам противостоят  приемы критической или разоблачительной аргументации, которые содержательно воспроизводят апологетику, но характеризуются тем, что сведенное разделяется, а разделенное в апологетике - сводится.

а. Цели и средства признаются правильными, но деятель  обвиняется в недостаточно решительном и последовательном или несвоевременном применении средств, которое и объясняется как причина отрицательных последствий.

б. Цели признаются достойными, средства правильными, но недостаточными.

в. Цели признаются правильными, но им противопоставляются средства, которые соотносятся с той же нормой, что и цели, но по уровню менее значимой.

г. Средства противопоставляются  целям. Цели признаются правильными, а  средства несовместимыми с ними.

д. Цель рассматривается  как утопическая и неверно  поставленная, а средства сводятся с целью как ее неизбежное следствие. При этом норма, к которой относятся цели, представляется более высокой, чем цель.

е. Цели и средства меняются местами.

ж. Компрометируются и средства, и цели. Последние  рассматриваются как несуществующие, а первые - подменяются.

з. Цели и средства признаются взаимосвязанными и сводятся с личностью и замыслом деятеля. Норма, к которой относится цель, компрометируется, и цель признается несостоятельной и недостойной. Норма, к которой относятся средства, также делает их недостойными.

Судебная  риторика

Совещательные аргументы

Совещательная аргументация, в основном, воспроизводит  технические приемы судительной, так  как имеет дело с фактами, моделями и нормами. И судьба совещательного предложения зависит от его приемлемости, которая может быть обоснована такими же доводами, что и определение или оценка факта прошлого. Предмет совещательной аргументации - возможное, поэтому предложение представляет собой модель, которой еще не соответствует никакая реальность.

Предложение выступает  в качестве побудительного основания  для действий, которые должны быть объяснены, организованы, распределены во времени и по исполнителям. Согласие в совещательной речи - это согласие действовать определенным образом и в определенных целях, а присоединение -объединение в действии. Включение речи в деятельность требует от ритора особого внимания к пафосу, который необходимо поддерживать и развивать не только в процессе принятия решения, но в особенности в процессе его реализации. Вот почему, подобно эпидейктической, совещательная аргументация требует систематической организации речевых отношений в аудитории.

Для правильного  построения совещательной аргументации необходимо четкое разделение ее аналитической (объекта) и нормативно-прогностической (предмета) составляющих.

Аналитическая часть совещательной аргументации сходна со статусами установления и определения и содержит разведение сущности предмета и его состояния, поскольку нормативно-прогностическая часть имеет дело именно с состоянием предмета, то есть качествами, подлежащими изменению. Нормативно-прогностическая часть сходна со статусом оценки, так как обсуждается вопрос о том, что можно и что следует сделать с предметом, и эти возможные преобразования сводятся с прецедентами, нормами, моделями и определяется новое состояние предмета, которое рассматривается как цель действий.

Аргумент к опыту

Предложение обосновывается прецедентом решения, который заведомо содержит положительный результат. Прецедент рассматривается как  очередной шаг в развитии объекта - последовательной реализации его присущих свойств, и тем самым устанавливается преемственность решения. Предложение дополнительно обосновывается также уже имеющимися способами решения подобной проблемы - опытом.

При этом существенно, что обоснование содержит обращение к ценностям, которые признавались положительными при принятии предшествующего решения, и их положительная оценка должна сохраняться.

Другой существенной особенностью аргументации к опыту  является установление подобия предложения с имеющимися в опыте фактами. Поэтому фактическая база судительной аргументации - аргументы прецедента и прохождения, которыми устанавливается исходное и оптимальное состояние объекта; аргумент прогресса также используется как модель преемственного развития: особенности прошлого развития должны быть воспроизведены в будущем, чтобы сохранилась последовательность решений.

Что касается отрицательных  последствий прецедента, то есть отрицательного опыта, то он рассматривается как  неправильное, искаженное понимание в прошлом сущности предмета или ошибка, и в этом смысле также представляет ценность как опасность, которую следует учесть, или действие, от которого следует воздержаться. Но в любом случае отрицательный опыт должен учитываться в этой аргументации и использоваться в качестве дополнительного подтверждения правильности предложения: он позволяет избегать подобных ошибок.

Аргумент к невыносимости

Положение аргумента  как правило не содержит конкретного  содержательного решения и состоит  в том, что «надо что-то предпринять», так как состояние предмета невыносимо для аудитории. В аргументации этого типа предмет и объект обычно не различаются именно в силу бессодержательности самого предложения. Связь положения с доводами строится через изображение реальной ситуации как антимодели. При этом ритор обращается к индивидуальным интересам аудитории, которые ущемлены, и обещает им освобождение от всяческих стеснений. Состояние, которое предлагается, естественно, изображается как отсутствие неприятностей и стеснений. Что касается средств достижения желаемой свободы, то и они предстают как устранение лиц, органов, институтов, препятствующих свободе или иному приятному состоянию аудитории.

Аргумент к  невыносимости, в противоположность  аргументу к опыту, предстает  как типичный для революционного стиля мышления, он используется революционерами всех направлений и в случае успеха всегда приводит к одинаковым последствиям.

Аргумент к оптимуму

Предложение приводится к представлению оптимального решения  в сложившихся обстоятельствах. Таким оптимальным решением может быть наименьшее зло, наибольшее счастье для наибольшего числа людей, простейшее решение, наиболее экономичное решение, общеприемлемое решение, проторенный другими путь, мнение большинства и т.п.

Аргумент к  оптимуму широко используется в аргументации и имеет различный характер применения и различные последствия в зависимости от аудитории, к которой обращен.

Аргумент к долженствованию

Аргумент долженствования  требует формулировки нормы, или, по крайней мере, указания на норму, к которой относится поставленная цель, а также редукции термов положения к норме.

Технически аргументация включает два ряда редукций, которые  связывают положение с топосом. Первая идет от аудитории как целого, перед которой ставится цель. Вторая идет от личности или группы, составляющей ядро аудитории: цели такой группы сводятся с целями аудитории и с предложением. При этом общие для группы и аудитории в целом ценности и цели представляются более высокими, чем прагматические интересы. Это означает, что во имя долга кто-то должен подать пример и отречься от собственных частных интересов.

Аргументация  долженствования более влиятельна, чем эффективна: ее действие обычно сказывается не сразу, а через  некоторое время, пока она усваивается  и принимается различными частями аудитории, завоевывая себе постепенное признание.

Судебная  риторика

Прагматический аргумент (аргумент к пользе)

Положение прагматического  аргумента имеет стандартную  форму: чтобы достигнуть «А», необходимо «Б». При этом «А» понимается как цель, а «Б» - как средство, поэтому в судительной аргументации прагматическому аргументу полностью соответствует аргумент к средству и цели. В реальности предметом дискуссии является именно средство, так как цель должна быть явной и значимой. Поэтому схема построения и согласования доводов предполагает совместимость цели и средств, возможность достижения поставленной цели предлагаемыми средствами и достаточный уровень преимущества положительных следствий, которые должны наступить, перед отрицательными.

Таков циклический ход публичной аргументации, который организует жизнь общества и речевые отношения в нем.

Расположение

В высказывании выделяются три части: начало, середина и конец. В начале речи ритор стремится  сконцентрировать этос, чтобы определить позиции доверия и сотрудничества с аудиторией. В середине речи он концентрирует логос, поскольку аргументация оценивается в зависимости от степени доверия ритору. В завершении речи он концентрирует пафос, поскольку действие требует волевого усилия.

Независимо от того, что станет говорить или писать ритор в начале речи, его слова будут восприниматься сквозь призму этической оценки, затем аудитория перейдет к оценке содержания и, наконец, свяжет завершение речи с побуждением к решению.

Отдельное высказывание включено в систему аргументации и занимает в ней определенное место. Уместность и влиятельность высказывания определяется тем, как оно развивает и воспроизводит предшествующие высказывания и направляет ход аргументации. Условием включения высказывания в аргументацию является членораздельность - сочетание воспроизводимых форм, в которых представлено высказывание с элементами нового в его содержании. Речь может содержать информацию, предназначенную для усвоения, побуждение к действию, побуждение к мысли, привлекать внимание к говорящему или обстановке, развлекать, пробуждать фантазию.

Каждая из перечисленных  функций проявляется в речевых  формах повествования, описания, суждения, умозаключения, вопроса, определения, повеления, призыва, побуждения. Публичное  высказывание, как правило, является сложной речью, в которой эти формы сочетаются в целесообразном порядке, что и делает высказывание осмысленным. Состав и порядок частей зависят от цели, которую ставит перед собой ритор.

Но публичное  высказывание является и произведением слова, которое имеет самостоятельную ценность. Если ритор стремится выразить более или менее значительное содержание, он публикует произведение, рассчитывая, что аудитория станет обращаться к нему неоднократно. Сохранение и понимание содержания произведений слова возможно постольку, поскольку их построение представляется закономерным. Поэтому публикуемое произведение обязательно относится к какому-либо жанру словесности - ораторской прозе, документу, эссе, памфлету, философскому трактату, проповеди и выполняется в соответствующей форме.

Но жанровые формы словесности предполагают определенные состав и композицию частей, которая вырабатывается литературной традицией и отражает опыт выражения  типа смысла. Оценка произведения слова  основана на сравнении его с другими подобными. Без такого сравнения понять содержание и замысел отдельного произведения невозможно. Таким образом, расположение обеспечивает возможность согласия и присоединения, делает высказывание членораздельным выражением мысли и произведением слова.

Существует несколько  способов описания расположения: как  развитие сюжета (экспозиция, завязка, кульминация, развязка), как последовательное развитие мысли (положение, причина, подобное, противоположное, пример, свидетельство), как последовательность мотивов (внимание, интерес, визуализация, действие), как состав и последовательность речевых форм, уместных в начале, середине и конце высказывания. Преимущество последнего способа в том, что, во-первых, расположение одновременно предстает как развертывание предложения в систему аргументов и как цепочка композиционных элементов, так называемых частей речи, которая может изменяться в зависимости от обстоятельств и замысла; и во-вторых, части расположения представляют собой воспроизводящиеся речевые формы, построение которых подчиняется собственным правилам и может быть объяснено на примере литературных прецедентов.

В каноническом представлении высказывание разворачивается  в следующем составе и последовательности частей: 1) начало речи: вступление, предложение (теза), перечисление; 2) середина речи: изложение, подтверждение, опровержение; 3) завершение речи: рекапитуляция (обобщение, вывод), побуждение.

Каждая позиция - начало, середина и конец высказывания - характеризуется составом частей речи, которые могут быть в ней представлены. Это, в первую очередь, варианты присущих данной позиции частей речи. Но высказывание может начинаться и изложением или опровержением. Рекапитуляция может находиться в различных позициях и завершать изложение, связанную группу аргументов, перечисление или вступление. Если высказывание пространно и сложно по содержанию, оно может состоять из повторяющихся и варьирующихся конструкций частей - описаний, рассуждений, рекапитуляции, побуждений, соединенных связками или разделенных выводами. Высказывание, таким образом, представляет собой сложную конструкцию повторяющихся элементов, строение которых, в свою очередь, модифицируется в зависимости от их назначения, соседства и смысловой связи и которые во взаимных отношениях образуют основу текста.

Информация о работе Общие представления о риторике как науке. Важнейшие характеристики риторики как искусства