Незаконный оборот наркотических и психотропных веществ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 18:21, дипломная работа

Описание работы

Вызывает удивление, когда люди, пусть даже “государственные”, не имея элементарных знаний в этой области, безапелляционно предлагают универсальные рецепты. Но в упрощенном подходе к предупреждению преступности повинны не только они. Надо честно признать, что криминология в этом плане достигла не бог весть каких высот. С начала 90-х годов прошлого века в Российской Федерации стал отмечаться значительный рост числа лиц, употребляющих наркотики, и увеличение незаконного оборота наркотических средств, что продолжается и по сегодняшний день.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………...стр. 3 – 5.
Глава 1. Основные понятия наркотизма.
§ 1 Понятие основных терминов незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Наркомания и наркотическая зависимость …………………………………………...стр. 6 – 14.
§ 2 Социальные аспекты незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ………………………………………………………………………………………….….стр. 15- 26.
Глава 2. Транснациональный наркобизнес.
§ 1. Глобальная угроза…………………………………………… ………………….…...стр. 27 – 36.
§ 2. Современное состояние и структура наркопреступности……………………….….стр. 36 – 41.
Глава 3. Сравнительный анализ Уголовного закона по уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ по зарубежному и международному праву…………………………………………………………………………..стр. 42 - 62.
Глава 4. Заболеваемость и болезненность, связанная с наркотической зависимостью.
§ 1. Потребление наркотических и ненаркотических психоактивных веществ ………...стр. 63-68.
§ 2. Социальное противодействие наркотизму, как неотложная задача…………..стр. 69 – 78.
Заключение……………………………………………………………………………..…..стр. 79 – 81.
Новый свод таблиц наркотических веществ…………….……………

Файлы: 1 файл

Диплом Наркотики.doc

— 860.50 Кб (Скачать файл)

Аналогичную роль одного из важнейших узлов наркотрафика играет с начала 80-х гг. небольшое ( 2 млн. жителей) и процветающее островное государство Маврикий, расположенное в Индийском океане. Чем же он привлек наркодельцов? Во-первых, своим стратегическим положением в южной части Индийского океана на перекрестке путей между Восточной Африкой, континентальной Индией и Юго-Восточной Азией. Во-вторых, здесь пересекается множество международных авиалиний, имеются ультрасовременная телекоммуникационная система связи, высокоразвитая индустрия туризма (на Маврикии отдыхали президенты Франции Франсуа Миттеран и Жак Ширак, королевская чета Швеции, киноактер Ален Делон и многие другие мировые знаменитости). Кроме того, это оффшорный центр и свободный порт. Почти идеальные условия для сбыта наркотиков, их транзита и отмывания «грязных денег». Маршрут Бомбей — Маврикий предпочитают производите- ли героина. Через Маврикий, помимо героина, следуют также кокаин и другие наркотики по транзитному пути, связывающему Найроби и Бангкок. Расплата Маврикия за прибыльное участие в транснациональном наркобизнесе, как и во всех других странах, через которые осуществляется транзит, — ускоренный рост потребления наркотиков местным населением, а также криминализация общества. Число преступлений, связанных с наркотиками в первой половине 80-х гг., возросло на 70 % и превратилось в серьезную политическую проблему, несмотря на запретительно-карательные меры, предпринятые властями Маврикия. Транзитные наркосети опоясывают весь земной шар, порою причудливо перекрещиваются и переплетаются друг с другом. Пожалуй, наиболее влиятельная во всем мире итальянская мафия создала в Европе подпольную сеть незаконного оборота героина, кокаина и оружия, которая связывает Францию, Швейцарию, Испанию, Германию, Словакию, Албанию, Косово, Египет, Турцию и управляется из штаб-квартиры в Милане. Обозревая все эти факты, можно сделать ошибочный вывод, что развивающаяся транснациональная наркосистема — это идеально отлаженный механизм, имеющий жесткую управленческую вертикаль и подчиненную регулированию горизонталь. На самом деле многое выглядит иначе. Иерархия и разделение «труда» действительно существуют. Однако внутри системы постоянно идет ожесточенная конкурентная борьба за контроль над источниками сырья, его переработкой, транзитными путями и всеми уровнями торговли: от крупнооптовой до уличной. Снабжение прекурсорами и отмывание наркодолларов также являются полем битвы. Система растет и быстро усложняется, появляются новые производители и связанные с ними мафиозные структуры (Бирма в считанные годы стала крупным производителем синтетического наркотика амфетамина, на Соломоновых островах и в Демократической Республике Конго появились плантации коки и налажено производство кокаина, в Кении развернуты плантации опийного мака и т.д.). И все новые участники наркобизнеса требуют себе «места под солнцем», всеми средствами стремятся урвать свою долю пирога.

 

Мои выводы:  Несомненно транснациональный наркобизнес создает свою теневую экономик,, которая обладает: бесконтрольностью, беспошлинностью и концентрирует в себе огромные капиталы. Он, так же быстрее реагирует на изменения в рыночной экономике, использует данный фактор для расширения наркосистемы по всем направлениям. Но как бы транснациональный наркобизнес не рос, правоохранительные органы большинства стран объединяются для его устранения и уничтожения. Подписываются различные международные договоры по взаимопомощи в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 2 Современное состояние  и структура наркопреступности.

 

Резкое обострение наркоситуации  в России и большинстве стран СНГ произошло в 90-х гг. Согласно экспертным данным, обнародованным начальником Управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков МВД России А.Н. Сергеевым, число лиц, употребляющих наркотики, достигло 2,5 млн. чел.15 Прогноз на 2 года указывал на вероятность удвоения этого показателя, так как есть резерв в 4 — 5 млн. чел., употребляющих наркотики нерегулярно или разово. Особую тревогу вызывает ускорение наркотизации общества: если в начале 90-х гг. прирост числа лиц, злоупотребляющих наркотиками, составлял 10 — 15 %, то в 1997 г. — уже 60 %. При этом значительно возросло число наркоманов, составляющее, по оценкам правоохранительных органов, 500 — 600 тыс. чел. (оценка Министерства здравоохранения— 100 тыс. чел.).

Незаконный оборот наркотиков создал обширную среду повышенного социального и криминального риска, в частности распространения венерических и инфекционных болезней, СПИДа, суицида, проституции и т. д. Подрываются обороноспособность вооруженных сил (до 10 % наркоманов начали потребление на военной службе в горячих точках, в том числе в Афганистане, Чечне и т. д.), основы массового спорта (до 40 % молодых спортсменов пользуются транквилизаторами), возможности исправления осужденных (до 15 % наркоманов начали потребление в исправительных учреждениях).

Такая неблагоприятная эволюция наркоситуации в Российской Федерации объясняется воздействием ряда объективных и субъективных факторов, способствующих резкой интенсификации незаконного оборота наркотиков:

— наличие высокого спроса на наркотики со стороны маргинальных групп населения, потерявших в переходный период социальную ориентацию или перспективу, либо ставших жертвой целенаправленной пропаганды, примера кумиров или моды (например, многие поклонники рэпа считают себя обязанными потреблять ЛСД);

— быстрый рост потребительской среды, прежде всего в промышленных городах. Социологические опросы в 12 городах России показали, что к регулярному потреблению наркотиков приобщаются не только традиционные потребители из маргинальных слоев, но и предприниматели, рабочие, безработные, студенты, учащиеся, домохозяйки;

— наличие в России условий, привлекательных для наркобизнеса (отечественного и конкурирующего или сотрудничающего с ним международного), в том числе: а) «повисание в воздухе» нормы УК РФ об ответственности за легализацию преступных доходов (наблюдается активное противодействие принятию законодательства о контроле за банковскими операциями по международному образцу; между тем, по экспертным оценкам, каждый четвертый банк участвует в отмывании наркоденег); б) формирование нелегально проживающих в стране этнических общностей, состоящих из выходцев из стран интенсивного наркобизнеса — Нигерии, Афганистана и др. (только в Москве, по экспертным оценкам, проживает около 60 тыс. афганских беженцев, причем 90 % из них нелегально); в) ослабление системно выделенного направления профилактики, противодействующей распространению наркотиков (речь идет о резком снижении контроля за средой наркоманов, каждый из которых может вовлечь в наркоманию 10 — 15 человек; фактическом отказе педагогов от противодействия распространению наркотиков среди учащихся, хотя во многих школах и ПТУ активно распространяются наркотики, а 20 — 30 % учащихся их употребляют); свертывании мер социальной адаптации бродяг, проституток, несовершеннолетних попрошаек; ослаблении режимного контроля в исправительных учреждениях; падении дисциплины и криминализация среды в вооруженных силах;

— слабое противодействие со стороны  государства, высокий уровень коррупции  должностных лиц (по оценкам международных экспертов, Россия занимает по масштабам коррупции четвертое место в мире), вал криминала, захлестнувшего страны СНГ при распаде сложившейся в течение десятилетий экономических, общественных и политических связей и стихийно- обвального перехода к рынку;

— разветвленная транспортная сеть, наличие собственного наркосырья и наркопроизводства, соответствующего оборудования, лабораторий, широкие возможности привлечения к производству наркотиков нуждающихся студентов, фармацевтов, квалифицированных химиков с использованием оборудования по месту их работы и вербовки в качестве курьеров, сбытчиков, боевиков, безработных из разных социальных слоев;

— пограничные этнические конфликты, дестабилизирующие ситуацию в регионах с интенсивным наркобизнесом, стимулируют расширение НОН, включение в него контрабанды оружия;

— поиск международным наркобизнесом новых путей межгосударственной транспортировки наркотиков взамен ставшего более опасным транзита через Турцию, Болгарию, Румынию; здесь работает прозрачность российских границ с другими участниками СНГ и странами Балтии.

Росту наркопреступности способствовал  высокий уровень общеуголовной  преступности, в особенности организованной и профессиональной ее части. Известно, что злоупотребление наркотиками  и их незаконный оборот — необходимый  атрибут преступного мира. 

Преобладание незаконного изготовления, приобретения, хранения, перевозки  или сбыта наркотических средств в структуре наркопреступности объясняется тем, что главным действующим лицом в сфере незаконного оборота по-прежнему остается наркоман (потребитель наркотиков). Для того чтобы удовлетворить свою болезненную привычку к наркотикам, он вынужден их приобретать, перевозить и хранить, т.е. совершать противоправные действия, перечисленные в ст. 228 УК России. Конечно, это определяющий фактор, но он не единственный. Привлечение к уголовной ответственности лица за незаконные действия с наркотиками, в особенности без цели сбыта, не требует большой работы по сбору доказательств, достаточно задержать подозреваемое лицо и обнаружить при нем наркотики. В то же время представляет немалую сложность доказывание фактов хищения наркотических средств должностными лицами или лицами, которым указанные средства были вверены в связи со служебным положением, а также сбыта наркотических средств. В этих случаях требуется документальное подтверждение, показания свидетелей, проведение комплексных криминалистических экспертиз. Существенную роль в раскрытии таких преступлений играют также профессиональные знания и опыт оперативных сотрудников и следователей.

Следует учитывать происшедшие в эти годы изменения в организации деятельности ОВД по борьбе с незаконным оборотом наркотиков в России. Создание МВД Российской Федерации и упразднение союзного министерства позволило сконцентрировать усилия на российских проблемах. Раньше значительная часть времени, усилий и средств тратились на решение проблемы наркотиков в союзных республиках. Весьма важным обстоятельством явилось создание самостоятельного управления по незаконному обороту наркотиков в системе МВД Российской Федерации и формирование соответствующих подразделений на местах. В конце 90-х гг. общая штатная численность сотрудников, специализирующихся на борьбе с незаконным оборотом наркотиков, составляла около 4,5 тыс. чел., что почти в 4 раза больше, чем в 1992 г. Вместе с тем в связи со сложным экономическим положением органам внутренних дел стало весьма затруднительно привлекать авиаотряды, агропромышленные подразделения к оперативно-профилактическим мероприятиям типа «Мак», «Конопля». С разрушением системы органов общественной самодеятельности неохотно откликаются на призывы оказания помощи сотрудникам милиции в выявлении и уничтожении незаконных посевов наркотикосодержащих культур сельские активисты.

Эффективность деятельности органов  внутренних дел и ее результаты во многом зависят от совершенства законодательства. У сотрудников милиции возникают проблемы при привлечении к уголовной ответственности лиц, занимающихся незаконным посевом или выращиванием наркотикосодержащих культур, содержащих притоны для потребления наркотиков.

Законодатель  провел дифференциацию юридической ответственности за посев или выращивание запрещенных к возделыванию культур, содержащих наркотические средства, на yгoловную и административную. Если лицо занимается посевом или выращиванием опийного мака и южных сортов конопли, то оно привлекается к уголовной ответственности, если культивирует масличный мак и иные сорта конопли, то к административной. Практика же показывает, что различить, например, опийный и масличный мак, в особенности в стадии вегетации, крайне затруднительно, поскольку они обладают тождественными морфологическими признаками и относятся к одному виду мака «Papaver Somniferum».

Сотрудники милиции сталкиваются с трудностями по документированию фактов содержания притонов для потребления наркотиков. Исходя из содержания диспозиции ст. 232 УК России уголовная ответственность может наступить как при организации или содержании притонов, т.е. систематическом использовании жилища не по его прямому назначению, превращающее его в притон, так и при разовом предоставлении помещения для потребления наркотиков. Вместе с тем Верховный Суд Российской Федерации требовал от судов при рассмотрении дел о преступлениях, связанных с содержанием наркопритонов, чтобы предоставление помещения для потребления наркотиков было неоднократным (два и более раза). Для выявления и документирования даже одного факта предоставления помещения для потребления наркотиков приходится затрачивать большое количество служебного времени, сил и средств ОВД.16 Но, даже собрав необходимые материалы по первому факту, их нельзя использовать для возбуждения уголовного дела, необходимо выждать время, чтобы захватить преступника врасплох и зафиксировать повторные незаконные действия. Решить эту задачу на практике очень сложно. Отсюда результат: низкий удельный вес притоносодержательства в структуре наркопреступности.

Тем не менее, обновленная нормативно-правовая основа, налаженное международное сотрудничество (в том числе проведение межгосударственной операции «Канал», получившей высокую оценку в докладе за 1998 г. Международного комитета ООН по контролю над наркотиками) и взаимодействие между правоохранительными органами способствовали раскрытию целого ряда преступлений международного характера.

Информация о работе Незаконный оборот наркотических и психотропных веществ