Лекции по "Праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2015 в 00:28, курс лекций

Описание работы

1. Русская Правда. Правовое положение населения.
Социальная структура общества ва в IX веке выражена слабо. Процесс становления социальных групп растянулся на период IX - XII вв.
Общество во делится на следующие группы населения:
- свободные (феод. знать - князья; бояре; духовенство: высшие иерархи, приходское монашество; горожане: купцы, ремесленники; свободные общинники)
- феодально зависимое (смерды, закупы).

Файлы: 1 файл

IOGP_otvety_na_ekzamendocx (1).docx

— 153.20 Кб (Скачать файл)

По вопросу о субъекте преступления в научной литературе существует несколько мнений. Одни исследователи считают, что им мог быть любой человек, включая холопов, другие придерживаются противоположной позиции, приравнивая челядь к домашним животным и иному имуществу

Законодательству Великого княжества Литовского были известны случайные деяния. Невиновное причинение ран не влекло за собой уголовной ответственности лица, последнее обязывалось только возместить нанесенный ущерб, т.е. отвечало в гражданском порядке. Среди форм вины можно выделить как умысел, так и неосторожность, выступающую в виде небрежности. Различались прямой и косвенный умыслы. Убийство шляхтича с прямым умыслом наказывалось смертной казнью, а совершенное «в ссоре» менее строго – штрафом.

С объективной стороны преступное деяние могло выражаться как в действии, так и бездействии. Лицо, не доставившее в течение трех дней приблудное животное на великокняжеский двор, наказывалось как вор.

Законодательству был известен институт соучастия. Наряду с соисполнительством выделялось укрывательство и пособничество, которое подразделялось на физическое и интеллектуальное. Вместе с тем необходимо обратить внимание на одинаковую ответственность всех соучастников по Статуту 1529 г. Существовали также институты необходимой обороны и крайней необходимости. 1 Литовский Статут даже пытается раскрыть пределы необходимой обороны: лицо признается находящимся в состоянии необходимой обороны и, соответственно, освобождается от уголовной ответственности только с момента нападения. В противном случае оно само считается убийцей (VII, 16).

Законодательство зафиксировало развитую систему преступлений. Наряду с государственными и церковными, были известны преступления против порядка управления, воинские, должностные, против суда, личности, имущественные.

35. Литовский статут 1529 года. Цель и система наказаний.

Наказания носили достаточно выраженный сословный характер. Некоторые из них могли применяться только к шляхтичам. За совершение однотипных преступлений представители непривилегированного сословия наказывались значительно строже, нежели привилегированного.

Самым суровым наказанием была смертная казнь, которая по статутам приводилась в исполнение путем повешения и сожжения. Были известны и другие способы, например, четвертование и утопление. Телесные наказания подразделялись на два вида: болезненные и членовредительные. К первым относилось битье плетью, ко вторым – отрезание ушей, отрубание руки. Данному виду наказания подвергались, как правило, представители непривилегированных сословий.

Широкое распространение получили имущественные наказания в виде конфискации и штрафов. Одновременно с уплатой штрафа необходимо было возместить причиненный ущерб потерпевшему или его родственникам. Если потерпевшей была женщина, то наказание удваивалось. Существовало также тюремное заключение, лишение чести и прав, к которому могли приговариваться только шляхтичи.

36. Литовский статут 1529 года. Судебный процесс и система  доказательств.

Процесс должен был быть гласным. Впервые Статут 1529 г. допустил к участию в суде адвокатов («прокураторов»). Они должны были соответствовать ряду требований: принадлежать к шляхетскому сословию, иметь недвижимое имущество, знать местное право, являться уроженцами Великого княжества Литовского и др.

Сторонам в процессе предоставлялись широкие права. Истец в любой момент мог отказаться от иска и даже от обвинения, заключить мировую сделку.

Доказательствам придавалось большое значение. Их виды, ценность и количество заранее устанавливались по каждой категории дел. К доказательствам относились собственное признание, для получения которого могла применяться пытка, вещественные доказательства («поличное» или «лицо»), документы, свидетельские показания.

37. Церковная юрисдикция  в 15-16 веке.

Церковь в своей деятельности опиралась на целую систему норм церковного права, содержащихся в Кормчей книге, Правосудье митрополичьем и Стоглаве (сборнике постановлений церковного Собора 1551 г.). С принятием христианства на Руси брачно-семейные дела были отнесены к компетенции православной церкви, что копировало византийские порядки. В русскую жизнь пришли новые понятия о смысле брака, форме его заключения и условиях установления. Новшества в вопросе заключения брака вызвали у населения неприятие, затем глухое недовольство и, наконец, энергичное сопротивление. Одной из ярких форм противодействия христианству было упорное нежелание соблюдать таинство венчания. Браки нередко заключались без участия церкви. Борьба священнослужителей с этим явлением носила ожесточенный характер. На протяжении почти всего изучаемого времени церковь направляла усилия на то, чтобы население государства подчинилось христианской форме брака. Основным законодательным документом по вопросам брака была Кормчая книга — сборник греко-римских законов, постановлений вселенских и поместных соборов и мнений авторитетных деятелей церкви. В Кормчей книге находим определение брака: «Брак есть мужеви и жене сочетание, и событие во всей жизни, божественная и человеческая правды общения»1. Следовательно, брак представлял собой союз двух лиц для рождения детей и избежания греховной жизни он должен был заключаться единожды и длиться всю жизнь супругов. Содержание христианского брака противоречило пониманию брака в язычестве, допускавшем свободу разводов и независимое существование супругов. Помимо этого, сложность борьбы состояла в том, что христианский брак должен был заключаться с соблюдением многих условии и формальностей, которые были созданы византийским законодательством и применялись в России. Брачно-семейные отношения в Русском государстве регулировались церковным законодательством. Источники церковного права разрешали браки в раннем возрасте. По вместе с его женой. Позже отменяется установленная Соборным уложением ответственность жены и детей за долги мужа и родителей. 3. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ЮРИСДИКЦИЯ ЦЕРКВИ На рубеже XV-XVI вв. в стране развернулась борьба с ересью. Еретические учения зародились в Новгороде, но затем при поддержке ряда церковных и светских иерархов и самого великого князя стали развиваться и в Москве.

38. Соборное уложение. Правовое  положение феодального населения.

Помещики: царская власть закрепляла за землевладельцами право монопольного владения земель и крепостными крестьянами, их права и привилегии по службе в органах государственной власти и управления.

Как уже говорилось, самым крупным землевладельцем был сам царь. В XVII веке царский домен исчислялся многими десятками тысяч десятин земли с дворцовыми и чернотягловыми сёлами и деревнями.

Царское правительство предоставило помещикам менять поместье на поместье, но для этого было необходимо «бити челом государю, и челобитные о том подавати в Поместном приказе». Меновая сделка санкционировалась царём. Устанавливается принцип мены поместий – «четверть на четверть», «жилое на жилое», «пустое на пустое», «нежилое на пустое».

Помещики, находившиеся в плену от 10 до 20 и более лет, по возвращению из плена имели право просить царя о возврате принадлежащих им поместий отцов, если таковые поступили уже в поместный указ для раздачи.

Поместья, принадлежавшие «иноземцам», разрешалось перепродавать людям из других государств. Поместья, принадлежавшие русским землевладельцам, передавать иностранцам запрещалось.

Вотчинники: В Уложении отводится ряд статей, посвящённых вопросу вотчинного земельного владения. Вотчина являлась также как и поместье, феодальным земельным владением, владелец которого был связан со службой царю, но в отличие от поместья вотчина передавалась по наследству, её можно было купить. «Порозжия земли» в Московском уезде продавались с разрешением царя в вотчину. Такие же вотчины можно было приобрести в Дмитрове, в Рузе, в Звенигороде за счёт пустопорожних земель. Лица, которые приобретали земли по договору купли продажи, имели право владеть купленными вотчинами по купчим, и не только сами, но и их жёны и дети.

Купленные вотчины можно было продать, заложить и дать в приданное. Вотчинники могли были продать свои родовые, купленные и выслуженные вотчины, выдав новому владельцу купчую и записав её а Пометном приказе за приобретателем. Если вотчинник не записывал «воровством своим» проданной вотчины в Поместном приказе за новым владельцем, а потом оформляли продажу этой же вотчины вторично, но подвергался жестокому наказанию – «при многих людех у приказу бити кнутом нещадно».

Владельцу вотчины предоставлялось право заложить выслуженною или купленную вотчину на определённый срок « и закладную кабалу на себя дать». Однако выкупать её он должен был только в срок; при предъявлении иска на выкуп вотчины по истечении срока в иске вотчиннику отказывали, а заложенные на выкуп ему не давали. Заложенные вотчины переходили во владение залогодержателя – «у кого они в закладе будут».

Право наследования вотчины предоставлялось сыновьям умершего вотчинника. Но ни один сын без согласия братьев не мог ни продать, ни заложить вотчину, если же было необходимо сделать это, - то «всем же вопче».

Жена имела право владеть родовыми или выслуженными вотчинами, если у неё не было сыновей, и то только до своей смерти. Продавать вотчины, заложить или «по душе отдать» она не могла. После её смерти вотчины переходили в род вотчинника.

В главе IX «О мытах и о перевозе, и о мостах» феодальная собственность на землю распространяется и их угодья, входящие в состав вотчины или поместья. 
39. Соборное уложение. Правовое положен е крестьян.

Соборное Уложение 1649 г., выполняя требования дворянства, специально ввело гл. 11 «Суд о крестьянах», в которой были отменены урочные лета, сыск беглых крестьян стал бессрочным. Бежавший крестьянин разыскивался в течение всей жизни и возвращался вместе с детьми. За прием беглых устанавливалась санкция по 10 руб. в год за каждого крестьянина в пользу истца. Крестьянин по своему положению приближается все более и более к холопам. Предоставилось феодалу право разлучать родителей и детей, крепостных. Статьи 3,9, 34 гл. 11 указывают также на бесправие крестьян. Устанавливалась ответственность за прием беглых крестьян, бежавших после Соборного Уложения 1649 г.

Землевладельцы, принимавшие беглых, были обязаны не только вернуть их, но и уплатить законному владельцу крестьян определенную сумму. При этом устанавливается судебный порядок («по суду и сыску») разрешения споров о возвращении крестьян. По Соборному Уложению 1649 г. крестьянин окончательно был превращен в собственность владельца, который мог распоряжаться трудом, имуществом, самой личностью крестьянина и даже его семьей (ст. 18 гл. 11).

При изучении правового положения крестьян нужно иметь в виду, что Уложение, не вмешиваясь во многие отношения феодалов с крестьянами, оставляет полный простор для произвола вотчинников и помещиков. Так, например, в Уложении нет норм, регламентировавших размер крестьянских повинностей.

40. Соборное уложение. Правовое положение посадского населения.

Существенно изменилось правовое положение и посадских людей. Составители Уложения, вынужденные после восстания 1648 года пойти на уступки посаду, ликвидировали так называемые белые слободы, принадлежавшие патриарху, митрополиту, владыкам, монастырям, окольничим, думным и ближним боярам, в которых жили торговые и ремесленные люди, в которых жили торговые и ремесленные люди, в которых жили торговые и ремесленные люди, промыслами промышляли и лавками владели, а податей государю не платили и «служб» не служили. Все эти слободы с их населением были взяты на Государя тягло , и службы безлетно и бесповоротно, опричь кабальных людей, то есть передавать в посад в тягло навечно. Уложение перечислило все категории лиц, имеющих и не имеющих право быть на посаде, в тягле. 
Посадские люди, такие, как пушкари, затинщики и воротники, казённые плотники и кузнецы, которые «сидят на лавках» и торговыми промыслами промышляют, должны были по уложению находится в посадском тягле, платить таможенные пошлины и подати царю, нести службу, как все остальные тяглые люди. 
Закрепляя посадское население за посадом, царская власть отменяет право перехода посадского населения из города в город. В Уложении оговаривается почти все случаи возможного ухода из посада или притока населения на посад. Если лицо, принадлежащее к «вольным людем», женится на дочери тяглого человека, то такое лицо не может входить а «чёрные слободы». Однако «вольного» человека, женившегося на вдове посадского тяглого человека, записанного в писцовых книгах на посад «в тягле», «имати на посад».

41. Соборное уложение. Правовое  положение холопов.

Соборное Уложение сохраняет деление холопов на полных, докладных, старинных и кабальных, отличавшихся степенью зависимости. Все холопы, кроме кабальных, были «крепки» своим господам .в течение всей жизни и с семьей переходили по наследству родственникам умершего холоповладельца.

Основным источником пополнения кабальных холопов были незакрепощенные элементы общества. Купленные татары также пополняли холопов.

Вместе с тем Уложение строго регламентировало источники пополнения кабального холопства.

Так, кабала оформлялась только с 15 лет. Запрещалось закабалять верстанных и неверстанных детей боярских.

Кабальные холопы находились в зависимости у своих господ в течение срока, установленного кабальной грамотой. Дети кабального холопа по наследству не передавались.

Уложение 1649 г. всесторонне регламентировало процесс оформления зависимости по служилой кабале. Холопий приказ обязан был строго проверять место рождения, происхождение и род занятий холопов.

Лицу, ставшему кабальным холопом, выплачивалось «жалование». Особенностью правового положения кабального холопа была зависимость от господина до его смерти. Запрещалось включать кабальных холопов в грамоты, передать их в приданое или по завещанию.

Экономической основой бесправия холопов в отличие от крестьян было отсутствие у них собственности.

Если в Уложении с крестьянами неразрывно связано понятие о «животах» (возврат крестьянина из бегов вместе с животами), то в отношении холопов это понятие предусматривало платье, в котором бежал холоп от господина. Уложение всесторонне регламентировало процесс оформления зависимости по служилой кабале и не создавало исключения из правил наследования кабальных холопов применением к ним старого принципа: по холопу - раба, по рабе - холоп. Брак кабального холопа на вольной женщине делал ее холопкой по мужу.

42. Соборное уложение. Вещное  право.

Развитие товарно-денежных отношений, рост гражданско-правовых сделок, повышение роли международной торговли с Россией способствовали развитию гражданского права. Субъектами гражданского права являлись как физические (частные) лица, так и коллективы (например, крестьянская община). Требования к физическим лицам — возраст 15-20 лет (с 15 лет молодой человек мог наделяться поместьем, принимать на себя кабальное обязательство и т.д, с 20 лет мог свидетельствовать на суде после принятия крестного целования).

По сравнению с предыдущим периодом возросла правоспособность женщины. Так, вдова наделялась комплексом правомочий в области заключения сделок.

Основными способами приобретения прав на какую-либо вещь, в том числе и землю, (вещных прав), считались:

Информация о работе Лекции по "Праву"