Конституционное развитие Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 12:45, контрольная работа

Описание работы

Япония — развитая страна с очень высоким уровнем жизни (десятое место по индексу развития человеческого потенциала).
Япония — развитая страна с очень высоким уровнем жизни(десятое место по индексу развития человеческого потенциала). В Японии одна из самых высоких ожидаемых продолжительностей жизни, в 2009 году она составляла 82,12 лет, и один из самых низких уровней младенческой смерт-ности.
Япония входит в число стран-членов Большой восьмёрки и АТЭС, а также регулярно избирается непостоянным членом Совета безопасности ООН. Хотя Япония официально отказалась от своего права объявлять войну, она имеет большую современную армию, которая используется в целях самообороны и в миротворческих операциях.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…..3
1. Конституционное развитие Японии………………………………...……4
2. Конституционный статус Императора Японии………………………..10
3. Порядок формирования и компетенция Парламента и Кабинет
министров Японии……………………………………………………….…12
4. Система судебной власти………………………………………………..26
Заключение…………………………………………………………………….…30
Список использованных источников……………………………

Файлы: 1 файл

Конституционное развитие Японии.doc

— 249.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….…..3

1. Конституционное развитие  Японии………………………………...……4

2. Конституционный статус Императора  Японии………………………..10

3. Порядок формирования и компетенция  Парламента и Кабинет 

министров Японии……………………………………………………….…12

4. Система судебной власти………………………………………………..26

Заключение…………………………………………………………………….…30

Список использованных источников…………………………………………...31

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Япония  — островное государство в Восточной Азии. Расположено в Тихом океане, к востоку от Японского моря, Китая, Северной и Южной Кореи, России, занимает территорию от Охотского моря на севере до  Вос-точно-Китайского моря и Тайваня на юге страны.

Япония расположена на Японском архипелаге, состоящем из 6852 островов.

Четыре крупнейших острова —Хонсю, Хоккайдо, Кюсю и Сикоку — составляют 97 % общей площади архипелага. Большинство островов горные, многие вулканические. Высшая точка Японии  — вулкан  Фудзи. С населением более 127 миллионов человек Япония занимает десятое место в мире. Большой Токио, включающий в себя столицу Японии Токио и нес-колько близлежащих префектур, с населением более 30 миллионов человек является крупнейшей городской агломерацией в мире.

Являясь великой экономической державой, Япония занимает третье место в мире по номинальному ВВП и третье по ВВП, рассчитанному по  паритету покупательной способности. Япония является четвёртым по вели-чине экспортёром и шестым по величине импортёром.

Япония — развитая страна с очень высоким уровнем жизни (десятое место по индексу развития человеческого потенциала).

Япония — развитая страна с очень высоким уровнем жизни(десятое место по индексу развития человеческого потенциала). В Японии одна из самых высоких ожидаемых продолжительностей жизни, в 2009 году она составляла 82,12 лет, и один из самых низких уровней младенческой смерт-ности.

Япония входит в число  стран-членов Большой восьмёрки и АТЭС, а также регулярно избирается непостоянным членом Совета безопасности ООН. Хотя Япония официально отказалась от своего права объявлять войну, она имеет большую современную армию, которая используется в целях самообороны и в миротворческих операциях.

 

1. Конституционное развитие  Японии

Первая Конституция  Японии явилась результатом компромисса, дос-тигнутого в ходе так называемой "революции Мэйдзи" 1867 г., создавшей условия для ликвидации феодальных отношений в стране и укрепления ее единства. В основе компромисса лежало признание возможности сотрудни-чества между основными классами общества, что предотвратило дальнейшее столкновение между ними и кровопролитие. Вполне возможно, что истоки указанного компромисса лежат в так называемой конституции принца Сётоку, составленной, как утверждал журналист-японовед Владимир Цветов, ссылаясь на японские хроники, еще в VII в. и по сию пору поражающей глубиною рассудка: "У каждого человека есть сердце,— гласит одна из статей этой конституции, — а у каждого сердца есть свои наклонности. Он считает это хорошим, я — дурным. Я считаю это хорошим, он — дурным. Но я вовсе не обязательно мудрец, а он вовсе не обязательно глупец. Оба мы просто обыкновенные люди". Хотя в VII в. юридического понятия "кон-ституция" не существовало, но важность содержания и глубина мысли этого документа дали японским правоведам основание охарактеризовать его имен-но таким образом .

Конституция 1889 г. была октроирована Императором, и в следующем году она вступила в действие. Кроме того, тронной речью 11 февраля 1889 г., обращенной к тогдашнему Министру-президенту как представителю японского народа, Император провозгласил целый ряд других важных государственных решений. Помимо торжественного объявления японской Конституции, одновременно были обнародованы: Закон об Императорской фамилии, Закон о Парламенте, Закон о Палате пэров, Закон о выборах в Палату депутатов (в 1900 г. был заменен новым), Закон о финансах. Они вступили в силу 1 апреля 1890 г.

Японская Конституция 1889 г. насчитывала 76 статей, объединенных в 7 глав: Об Императоре, О правах и  обязанностях подданных, Об Имперском  парламенте, О государственных министрах  и Тайном совете, О судебной власти, О финансах, Дополнительные постановления.

Конституция торжественно провозглашала, что "Японская империя  на вечные времена непрерывно управляется  Императором". В соответствии с  Законом об Императорской фамилии, к которому делала прямую отсылку  ст. 2 Конституции, тотчас после смерти Императора наследник престола вступает в управление и в качестве внешних знаков своего достоинства берет императорские регалии: зеркало, меч и драгоценный камень яшму. Торже-ства коронования происходили в Киото, бывшем до 1867 г. главным городом страны [1, c. 222].

Как правило, монархи в качестве символов власти наследуют меч, скипетр и державу. Столь необычные регалии, о которых говорила Конститу-ция 1889 г., легенда связывает с тем, что первому японскому Императору Великое сияющее божество неба (главное божество синтоистского пантеона) вручило бронзовое зеркало, яшмовые подвески и меч с напутствием: "Освещай мир так же ярко, как это зеркало. Правь миром чудодейственным взмахом этих яшмовых подвесок. Покоряй тех, кто не послушен тебе, пот-рясая этим божественным мечом".

Каждый японский Император считался потомком первого Императора Дзимму (Дзимму-тенно), который, в свою очередь, происходил от богини Солнца Аматэрасу (Верховного сияющего божества неба). Таким образом, Император, согласно Конституции, вел свое происхождение от богов. Вступление на престол Дзимму-тенно восходит к 660 г. до н. э. Отсюда следовало бы, что японская царствующая семья — древнейшая из всех династий. Однако это не совсем так, если принять во внимание существо-вавший в Японии многовековой обычай, согласно которому Император уже в молодые годы отказывался от престола. В этом случае престол наследовало лицо, связанное с ним часто лишь усыновлением. Поэтому нельзя признать, что все японские Императоры принадлежат к одной фамилии.

Спорно и значение слова "непрерывно". Приведенное выше толкование этого слова отвергалось в свое время (до официального отказа Императора от своего божественного происхождения в 1946 г.) многими японскими иссле-дователями.

Формально Император  обладал почти неограниченными  правами. Прежде всего, он являлся верховной властью в качестве главы государства. Он имел право осуществлять законодательную власть в согласии с Имперским парламентом, утверждая законы и предписывая их исполнение или налагая абсолютное вето. Кроме того, он обладал правом созыва и роспуска Палаты депутатов, а также издания указов, имевших силу закона при условии их одобрения на ближайшей сессии Парламента. Он мог также устанавливать организацию различных отраслей государственной админи-страции, назначать и увольнять всех гражданских и военных чинов, являлся верховным главнокомандующим армии и флота [1, c. 223].

Однако, как это часто  бывает в абсолютных и дуалистических монар-хиях (а Япония по Конституции 1889 г. была именно дуалистической монар-хией), за спиной Императора несколько человек фактически руководили государством. Это так называемое генро (окружение Императора, в основном выходцы из феодальной военщины) и Тайный совет, назначаемый Импера-тором главным образом из числа высшей бюрократии. Тайный совет пользо-вался привилегией толкования Конституции и давал советы относительно реализации всех важнейших мероприятий Правительства. Влияние военной и бюрократической верхушки было настолько серьезным и непререкаемым, что Правительство предпочитало свои важнейшие мероприятия согласовы-вать не с нижней палатой, а с пэрами верхней палаты, которые, будучи связаны в силу своего положения с кругами Тайного совета и генро, могли повлиять на судьбу конкретного министерства.

Позиции военных и  бюрократии поколебались лишь после войны с Россией 1904—1905 гг. и Первой мировой войны, так как их результаты не устраивали значительную часть общества. Только в 1918 г., отмечает японский исследователь Ц. Инако, Премьер-министром впервые был наз-начен не представитель привилегированной бюрократии и не руководитель Вооруженных сил, а руководящий деятель политической партии, хотя влияние военных и бюрократии сохранялось еще в течение длительного периода времени, а в 30-е гг. вновь возросло. Следует признать, что победа политиков носила чисто внешний, формальный характер, так как в этих кабинетах военный и военно-морской министры назначались по рекомендации верхушки Вооруженных сил из числа полных генералов (адмиралов) или генерал-лейтенантов (вице-адмиралов), что обеспечивало военщине политическое влияние. В целом же влияние военных привело к тому, что милитаристские круги ввергли Японию во Вторую мировую войну.

Права и обязанности  подданных излагались, как тогда  было принято, по отношению к своему государю. Отдельные права, главным  образом личные, имели своей целью оградить частное лицо от произвола монарха или его чиновников. Из 15 статей данной главы 7 были посвящены личным правам и свободам: выбора и перемены места жительства, неприкосновен-ности личности и жилища, тайны переписки, свободы вероисповедания и т. д. Последняя в Конституции была сформулирована так: "Все японские подданные пользуются свободой вероисповедания, поскольку она совмес-тима с обязанностями их как подданных и с общественным спокойствием и безопасностью". При этом государственной религией Японии был синтоизм, которому, впрочем, название "религия" не совсем подходит, так как в нем отсутствует собственное нравственное учение. В основе синтоизма лежит культ предков, к которому в III в. прибавились некоторые идеи учения китай-ского философа Конфуция, а тремя столетиями позже — буддизма. В довер-шение характеристики своеобразия религиозной мысли в Японии следует указать на то, что в начале 80-х гг. прошлого века японский священник был послан в Европу, чтобы отыскать новую религию. Однако эта оригинальная идея не принесла ожидаемых результатов [1, c. 224].

Кроме того, в Японии имелось  около 200 тыс. христиан — протес-тантов, католиков и православных. Впервые христианство проникло в страну в середине XVI в. после открытия Японии европейцами (главным образом благодаря активной деятельности португальских и испанских миссионеров). Со второй половины XIX в. активизировалась деятельность американских протестантских миссионеров. Православная церковь существует в Японии с 1861 г. благодаря миссии адмирала-дипломата Е. В. Путятина, заключившего целый ряд русско-японских торговых договоров и основавшего здесь российскую православную миссию. В Токио действует подворье Русской православной церкви. В настоящее время православная церковь Японии получила автономию от Русской православной церкви. Отмеченные выше особенности синтоистской религии в той или иной мере характерны для других вероисповеданий в Японии. Они не обошли стороной и православие. Поэтому треть верующих-православных посещают католические и протес-тантские церкви. Прихожане христианских церквей активно работают в сфере образования, благотворительности, социального обеспечения.

Устанавливалось также, что собственность каждого японского  подданного неприкосновенна. Отчуждение может иметь место лишь по соображениям общественного блага и в соответствии с положениями закона. 
Согласно Закону о выборах активным избирательным правом обладали японские подданные мужского пола, достигшие возраста 25 лет (пассивное избирательное право наступало с 30 лет), проживающие на территории изби-рательного округа не менее одного года (за исключением военнослужащих и студентов, которые были лишены избирательных прав). Для регистрации в качестве кандидата в депутаты необходимо было внести избирательный залог. Закон о выборах 1925 г. отменил имущественный ценз, так как факти-чески избирательное право не предоставлялось тем, кто "ведет жизнь в бедности и поэтому пользуется частной или общественной помощью", а также населению Кореи, Формозы (Тайваня) и других колоний. По закону 1900 г. — 295 депутатов, по закону 1925 г. — 466 [1, c. 225].

Палата пэров состояла, согласно положениям Закона о Палате пэров, из следующих лиц: — принцев императорского дома, — герцогов и князей, достигших 25-летнего возраста, — остальных трех категорий дворян: графов, виконтов и баронов, достигших 30-летнего возраста (150 представителей указанной категории Император назначал сроком на 7 лет), — четырех пэров, избранных Академией наук сроком на 7 лет, — 125 членов, которые имели особые заслуги перед государством или выделились своими научными познаниями и назначались указом Императора пожизненно, — 66 членов, которые избирались крупными землевладельцами, промышленниками или торговцами, платящими наибольшие налоги в отдельном крупном городе или префектуре. Эти пэры избирались на 7 лет, утверждались Императором и не подлежали досрочному роспуску. Избирателями их являлись 15 наиболее крупных плательщиков налогов в городе или префектуре. Число назна-ченных в Палату именным указом Императора представителей других сосло-вий, включая тех, кто платил наибольшие налоги, не могло в совокупности превышать число тех, кто входил в Палату в силу своей принадлежности к дворянству. Число членов верхней палаты не было постоянным. В конце 30-х гг. их насчитывалось около 400.

Выборы в Палату депутатов  были прямыми и проходили следующим  образом: избиратель передавал особому  чиновнику запечатанную записку, в  которой было указано имя кандидата  и приложены имя и оттиск печати избирателя. Подобную печать, регистрируемую в правительственном учреждении, имел каждый свободный японский подданный. Избирательные записки опускались в запечатанный ящик. Тот кандидат, который получал большинство всех поданных голосов, объявлялся избранным. При равенстве голосов преимущество отдавалось старшему по возрасту.

Право законодательной  инициативы, по Конституции, принадлежало правительству, обеим палатам Парламента и 20 депутатам. Поправки к обсуждаемому законопроекту были вправе предлагать те же субъекты, но поправки к финансовым законопроектам, внесенным правительством, могли быть обсуждены, если их поддерживало не менее 30 депутатов. Законо-проект, отвергнутый одной из палат, в течение той же сессии не мог быть внесен снова. Каждая палата могла делать представления Правительству по поводу законов или по другим вопросам. Если такое представление не принималось, оно не могло быть повторено в ту же сессию. Для изменения положений Конституции в каждой палате требовалось присутствие 2/3 общего числа ее членов и большинство не менее 2/3 присутствующих членов.

Министры назначались  и смещались указами Императора и отвечали перед ним за свои советы. Все законы, императорские указы  и различные рескрипты, касавшиеся государственных дел, должны были скрепляться  подписью одного из министров.

Информация о работе Конституционное развитие Японии