Основы «кропоткинизма» и его исторический анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 20:53, курсовая работа

Описание работы

Личность Петра Алексеевича Крапоткина является объектом данного исследования.
Предметом данной курсовой работы являются воззрения ученого.
Его работы не слишком известны ныне в Европе, да и в России ими мало кто интересуется, а программа обучения философии знакомит скорее с такими личностями, как Фрейд, Прудон, Ницше и другие, а в истории и вовсе, разве что при изучении движения анархизма в начале ХХ века вскользь упомянуто имя Кропоткина как теоретика вышеназванного течения.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. П. А. Кропоткин – человек и учёный 6
1.1 Важнейшие биографические данные 6
1.2 П.А.Кропоткин – ученый 9
Глава 2 П. А. Кропоткин − анархист 11
2.1 П.А.Кропоткин – анархист 11
2.2 П.А. Кропоткин и Западная Европа 13
Глава 3 Основы «кропоткинизма» и его исторический анализ 18
3.1 Основы «кропоткинизма» и его исторический анализ 18
3.2 П. А. Кропоткин и проблема революционного террора 26
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Файлы: 1 файл

Кропоткин, теоретик анархизма.doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)

      Борьба  Ганзейского союза, моменты средневековья, борьба Пскова и Новгорода за автономию - все это было борьбой массового  творчества с централизмом. В пределах социализма тоже борются два начала - государственный социализм, точнее социализм государственников, якобинцев, централистов, поклонников римского права (Маркс, Лассаль) с федералистическим безгосударственным социализмом, представителем которого является Бакунин и Юрская федерация.

      Таким образом, можно сделать вывод, что учения Кропоткина не ограничиваются только суждениями о лучшей жизни, это действительно многогранная деятельность, но нам не представляется возможным подробно рассмотреть все ветви его трудов и поэтому речь далее пойдет об анархизме, его плюсах и минусах.

     Итак, что же такое анархия по представлению  самого Кропоткина? «Анархия — это  учение, которое стремится к полному  освобождению человека от ига Капитала и Государства. Освобождение от ига Капитала есть основная цель социализма, а потому уже из этого определения видно, что анархизм есть одно из социалистических учений. Он и развился, действительно, в начале семидесятых годов среди социалистического рабочего движения в швейцарских, испанских и итальянских федерациях Международного Союза Рабочих. Развился он из той мысли, что если бы для освобождения рабочих от ига Капитала, им пришлось обратиться в наёмников Государства, ставшего обладателем всех накопленных в современном обществе средств производства, то при таком общественном строе работникам грозила бы опасность стать рабами Государства и утратить даже ту небольшую личную свободу, которую они отвоевали себе в некоторых странах. Развивая эти мысли и приглядываясь к действительной жизни, анархисты пришли к заключению, что им следует отнестись отрицательно не только к мысли о государственном капитализме, проповедуемой многими социалистами, но и к той мысли, что социалисты должны сперва завоевать власть в современном буржуазном государстве, с тем, чтобы впоследствии преобразовать права собственности в этом государстве. Белгородскмй, М.Н.  Андреевская энциклокедия / М. Н. Белгородский – М.-2004. – 819 с.

      Анархисты убеждены, что если объединение на договорном начале и будет местами причиной местных и временных раздоров, то никогда эти раздоры не дадут тех потоков крови, которые были уже пролиты и еще будут проливаться ради поддержания государственного сосредоточения власти и насильственного объединения различных областей под одною центральной властью.

      Таким образом, в противоположность социал-демократическим  партиям, которые стремятся к  созданию государства, в котором  вся власть была бы централизована в руках правительства и где  все главные отрасли производства находились бы в ведении этой всесильной центральной власти, — анархисты стремятся к такому строю, где все главные отрасли производства находились бы в руках самих рабочих, объединенных в вольные производственные союзы, и в руках самих общин, организующих в своей среде пользование общественными богатствами так, как они сами найдут это нужным. Необходимость взаимных уступок гораздо лучше поможет выработать установление правильных взаимных отношений, чем какая бы то ни была государственная власть. При этом анархисты убеждены, что ни социалистам государственникам, ни даже анархистам, не удастся установить желаемый ими социалистический или коммунистический строй в один приём, одною революцией. Анархисты убеждены, что для перехода от капитализма к коммунизму потребуется не один переворот, а несколько. А потому они считают, что обязанность человека, понимающего задачи современного человечества, уже теперь состоят в том, чтобы отнюдь не давать свои силы на поддержку и усиление ига как капитала, так и государства, а напротив того, всеми силами содействовать ослаблению того и другого. Подобно тому, как ни одному искреннему социалисту не придёт в голову, что лучшее средство для освобождения человечества от ига капитала— это стать эксплуататором человеческого труда, а потом обратиться в благотворителя вроде Карнеги или Нобеля, — так точно для всякого искреннего социалиста должно бы быть ясным, что его обязанность — не вступать в ту государственную машину, которая была выработана в интересах капиталистов и феодалов, а вместе с народом стремиться к выработке тех новых форм политического объединения, которые в социалистическом обществе смогут заменить ныне существующие политические формы, выработанные с целью помешать освобождению трудящихся классов. Нам по крайней мере совершенно ясно, что всякое усиление государственной власти в современном буржуазном обществе становится лишь новой помехой на пути освобождения человечества из- под ига Капитала. Вступление рабочих в государственное управление только даст прилив новых сил этой отживающей форме эксплуатации.

      Сведем  вкратце все сказанное: конечная же цель анархистов состоит в том, чтобы выработать жизненным опытом такой общественный строй, в котором  нет никакой верховной государственной  власти, а страна представляет собою  вольные союзы вольных общин и вольных производственных групп или артелей, возникающие на основах взаимного договора, и разрешающие возможные споры между собою не путем насилия и оружия, а путем третейского суда. Как те, так и другие знают, что достигнуть социалистического или коммунистического строя невозможно сразу, без нескольких последовательных переворотов, которые они и стараются подготовить сначала в умах, а потом и в жизни на деле. В этот подготовительный период социалисты-государственники стремятся, однако, прежде всего к захвату власти и ради этого добиваются возможности заседать в парламентах, чтобы со временем составить своё правительство. Анархисты же считают всякое такое усиление государственности вредным, мешающим противо-капиталистической революции, мешающим ясному пониманию рабочими всего вреда капиталистического строя и поддерживающим те самые предрассудки, которыми держится теперь капиталистический строй. Поэтому они отказываются от всякого участия в государственной власти, точно так же, как они отказываются и от участия в капиталистической эксплуатации, от участия в войне за интересы буржуазии, и от участия в использовании религиозных верований. Они стремятся вызвать самодеятельность всего народа — сельского и городского, — а также каждой отдельной группы и личности для выработки новой формы вольного договора между производительными союзами и потребительными обществами, т. е. тех новых форм политической жизни, которых потребует новый строй жизни хозяйственной.

 

      3.2 П. А. Кропоткин и проблема революционного террора

 
 

      Будучи противником насилия, Кропоткин занял оборонческую позицию в годы первой мировой войны, которую резко осудил В.И.Ленин.

После 40-летней эмиграции он возвращается в Россию. Верный анархистским идеям отказался от предложения А.Керенского стать министром Временного провительства, так же как и от провительственной пенсии. Революция застала его в Москве. Выступил с призывом к “социальному миру”, написал обращение к международному пролетариату с прзывом заставить свои правительства отказаться от вооруженного вмешательства в дела России.

     Встречался  с Лениным. Обращался к нему с  резкой критикой “красного” террора  и института заложничества:  “Если бы диктатура партии была подходящим средством, чтобы нанести удар капиталистическому строю (в чем я сильно сомневаюць), то для создания нового социалистичксого строя она безусловно вредна. Совершаются грубые самые ошибки, за которые приходится расплачиваться тысячами жизней и разорением целых округов”

     Учение  о биосоциальном  инстинкте взаимной помощи, выработанном в ходе эволюции всей живой природы, - краеугольный камень мировоззрения Кропоткина. Попытки охватить природу и общество едиными законами были распространены в позитивистской науке XIX в.

      Не  обошло стороной это веяние и Кропоткина. Он был убежден, что лучшие шансы уцелеть и оставить потомство имели группы альтруистов. Отсюда следовал вывод, что порочна не человеческая природа, а социальная система.

      Не  взаимная злоба и  борьба, а взаимопомощь и сострадание - вот  нормальное человеческое состояние, вот цель, за которую стоит бороться против бесчеловечного общественного строя. И, как бы ни торжествовало зло, добро неистребимо, потому что оно - сама сущность человека. Вот здесь-то и начинается социальная утопия Кропоткина. Поскольку человек добр и способен на жертвы ради ближнего, то перед ним открываются самые головокружительные перспективы.

      Кропоткин думал не только о переходе от худшего  к лучшему. Он мечтал об абсолютном совершенстве, фактически о рае на земле, который к тому же должен был  быть достигнут сейчас, сегодня, одним мощным прорывом из обыденности. Н.Бердяев считал эту мечту составной частью русской идеи.

      Кропоткин, как и Жорес, был гуманистом. Для  таких людей не существовало различия между целью и средствами. И  то, и другое было как бы частью единого  целого. На генезис социальной теории Кропоткина наложили заметный отпечаток черты его характера. Чаще всего анархист рисуется в воображении разухабистым громилой или маньяком-убийцей с горящим взором и бомбой в руке. Конечно, среди анархистов были и такие, но ничего менее похожего на Кропоткина, чем этот портрет, наверное, нельзя придумать. Вот как описывал его Дейч: "Среднего роста...с большой светло-русой бородой, совершенно лысый, Кропоткин нисколько не напоминал революционера-анархиста. Он был чрезвычайно подвижен, говорил быстро и плавно, производил очень благоприятное впечатление своей простотой, очевидной искренностью и добротой". Если Бакунин был "анархичен" и по образу жизни, то ничего подобного не скажешь о Кропоткине. Он обладал спокойным, уравновешенным характером, большим запасом знаний, был способен к систематической работе.

      Неслучайно  именно он стал создателем целостной  теории анархизма.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
 

      Петр  Алексеевич Кропоткин был уникальной и во многом символичной фигурой  в русской истории на рубеже ХIХ-ХХ веков.

Вступив в ХХI век, оглядываемся назад, чтобы  полно и ясно представить себе картину того, что происходило  ранее, чтобы не повторять ошибок прошлого. Ведь недаром говорят, что  если вы забыли прошлое, то обречены повторить  его вновь; и поэтому хотим вынести из нашего прошлого все то полезное и необходимое, что может нам пригодиться в будущем.

     Несмотря  на всю многочисленную критику, вылитую  на теории Кропоткина, эти учения все-таки несут в себе великую силу,  его деятельность внесла значительный вклад в развитие мировой общественной мысли. Много значило его учение и в развитии непосредственно анархизма как течения, об этом свидетельствует то, что верхушка движения, не имевшая после смерти     П. А. Кропоткина в 1921 г. подлинного руководителя и теоретика, раскололась на несколько частей. Многие анархисты заявили о кризисе движения, его перерождении в своем желании трудиться на благо большевиков и вступили в РКП(б). Другая часть духовному гнету и лжи предпочла иммиграцию или была выслана за границу. Наконец, оставшиеся в стране приверженцы анархии пытались проводить какую-то работу, но их ничтожно мало, а к 30-м годам анархические организации в стране прекратили свое существование.

     П. А. Кропоткин видел путь к новому обществу через очищение и воскрешение культуры. Он был проповедником нравственного возрождения общества, основанного на принципах альтруистической любви и этики солидарности. Без перехода к этике и праву, без новой абсолютизации и универсализации ценностей общество не сможет избежать этого тупика. Этическое учение - колоссальная работа мысли, обобщение многовекового опыта развития этической теории и нравственной практики, позволяющих автору дать свою оригинальную концепцию этики. Этика П. А. Кропоткина - это этика консолидации общественного, этика, позволяющая индивиду максимально и полно реализовать свой потенциал. Она лишена нормативных требований и санкций, а просто говорит человеку, что общество и его нравственность суть продукт эволюции природы и самого человека и что соблюдение этой нравственности, действия в соответствии с ней есть не что иное, как следование своей собственной человеческой природе, законам ее прогрессивного развития. Нравственность возникла из практики взаимосвязи и солидарной деятельности людей, и ее основное предназначение - развивать и совершенствовать эту человеческую солидарность.

     В этом и заключается непреходящая гуманистическая ценность этических  идей П. А. Кропоткина. И не случайно сегодня люди все чаще обращатся к сознанию человека, к нравственности, справедливо надеясь на нее, как на ту естественную духовную силу, которая способна помочь удержать общество от разрушения и хаоса.

     Он  приветствовал новый, лучший мир  и старался работать для его приближения. И закончим такими словами Кропоткина, которые дают и сейчас каждому человеку ту планку жизни, которую ему необходимо преодолеть, тот моральный уровень, к которому должен стремиться каждый, несмотря на то, что слова эти были написаны около века назад: "Чтобы быть действительно плодотворной, жизнь должна изобиловать одновременно умом, чувством и волей. Но такая плодотворность во всех направлениях и есть жизнь единственное, что заслуживает этого названия. За одно мгновение такой жизни те, кто раз испытал ее, отдают годы растительного существования. Тот, у кого нет этого изобилия жизни, тот - существо, состарившееся раньше времени, расслабленное, засыхающее, нерасцветшее растение".

     Петр  Алексеевич Кропоткин - поистине явление  не только отечественной, но и мировой культуры. Весь свой могучий  талант исследователя  природы и общества он посвятил одной цели - сделать достойной жизнь человека, гармонизировать общественные и личные интересы, научить каждого ощущать себя органической частью природы.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 
  1. Боровой, А. И. Проблема личности в учении П.А.Кропоткина / А. И. Боровой Сборник статей памяти П.А.Кропоткина. М.: Голос труда, 1922 – 354c.
  2. Волгин, В. П. Очерки истории социалистических идей, М., 1975.-569с.
  3. Гроссман-Рощин, И. К критике основ учения П.А.Кропоткина / И.Гроссман-Рощин Вопросы истории.-1993.-№7.-438с.
  4. Кропоткин, П.А. Дневник П.А. Кропоткина / П.А. Кропоткин - М.-Пг.-1923.-344с.
  5. Исаев, А. Второй призыв /А.Исаев Община. – М.,1987. № 6.-351с.
  6. Комин, В. В. Анархизм в России. Калинин / В.В. Комин, М.,1969.-559с.
  7. Кропоткин, П.А. Записки революционера. / П.А. Кропоткин-М.,1990.-457с.
  8. Кропоткин, П. А. Этика: Избранные труды / П.А. Кропоткин- М., 1991.-559с.
  9. Кропоткин, П. А. Хлеб и воля. Современная наука и анархия / П.А. Кропоткин-М., 1990.-350с.
  10. Кропоткин, П Переписка / П.Кропоткин, А. Кропоткин - М.-Л., 1932.-456с.
  11. Мкртичян, А. А. П. А. Кропоткин Западная Европа / А.А.Мкртичян //Вопросы истории.-1996.-№4.-580с.
  12. Старостин, Е.В. П. А. Кропоткин (1842-1921) / Е.В. Старостин // Библ. указатель печатных трудов.- М., 1980.- 453с.
  13. Ударцев, С. Ф. Кропоткин / С.Ф. Ударцев.- М., 1989.-479с.
  14. Скворцова, П.А.Утопический социализм в Росии / П.А. Скворцова.-М.-Политиздат.-1985.-592с.
  15. Цовма, М.Д. П. Кропоткин / М.Д. Цовма //Вопросы истории.-1996.-№2 .-350с.

Информация о работе Основы «кропоткинизма» и его исторический анализ