Принципы воспитания и обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2012 в 12:10, доклад

Описание работы

Принципы воспитания и обучения представляют собой основополагающие четко сформулированные требования, которые направляют педагогическое мышление и действия воспитателей и учителей. Они основаны на понимании сущности педагогического процесса, обобщении реального педагогического опыта.
Принципы воспитания и обучения позволяют выявить закономерные связи в педагогическом процессе и определить на их основе содержание, методику и технологию организации и осуществления образования, обеспечить возможность достижения желаемого результата в педагогической деятельности.

Файлы: 1 файл

Принципы воспитания и обучения.docx

— 179.97 Кб (Скачать файл)

Итак, арттерапевтические подходы и техники зависят от возраста ребенка и особенностей его психического развития. Возможные варианты работы целесообразно рассмотреть на двух примерах:

— дети младшего и среднего школьного возраста с недостатками умственного развития и выраженными речевыми нарушениями;

— дети старшего школьного возраста без выраженных интеллектуальных и речевых нарушений.

202

При работе с детьми первой группы могут быть использованы все существующие артметодики, стимулирующие развитие психики ребенка, в том числе речи, но в более элементарной форме по сравнению с тем, как они используются в работе со второй группой. Однако даже простые задания не только развивают познавательную сферу ребенка, но и дают ему ощущение собственной значимости, ценности. Характерной особенностью работы с этой группой является то, что внешняя активность взрослого здесь гораздо выше, чем при работе со второй группой.

Коррекция средствами изобразительного искусства может быть представлена в виде игры, а не в виде специальных занятий, как в более старшем возрасте, причем предпочтение отдается упражнениям, предполагающим несложную работу с материалом, включая использование песка, глины, наливание разных красок на лист бумаги. При этом необходимо подробнейшее предварительное знакомство с изобразительными средствами. Такого рода работа позволяет активизировать детей и развивать их сенсомоторные навыки. Отмечено, что у умственно отсталых детей при попытках работать с незнакомыми, непривычными материалами может возникнуть сильная тревога, поэтому им нужна индивидуальная помощь.

В работу обычно включаются темы и упражнения, направленные на развитие психических функций. Применяются  несложные техники для совместной групповой работы, чтобы дети постепенно усваивали навыки социального взаимодействия.

У таких детей  воображение развито слабо, что  затрудняет выполнение относительно сложных  заданий, но даже простые задания  могут стимулировать и воображение, и другие психические функции. Это  могут быть, например, такие упражнения.

«Магазин». Каждый участник получает лист бумаги с соответствующим заголовком — например «Магазин игрушек», «Овощной магазин» и пр. Необходимо нарисовать или вырезать из журналов и наклеить соответствующие изображения. Аналогично выполняются задания «Виды спорта», «За столом» и др. (А. И. Копытин, 1999).

«Дневные  события». Необходимо нарисовать или вырезать из журналов картины, иллюстрирующие те или иные события, участниками которых были дети (каникулы, праздник); при этом желательно вспомнить и описать детали этих событий.

Словесные формы  взаимодействия с ребенком в виде обсуждения его продукции и чувств, с этим связанных, возможны лишь в  минимальной степени из-за неспособности  детей к рефлексии, и к этому  нужно быть готовым, но предпринять  попытки такого взаимодействия вполне допустимо: подчас ребенок в состоянии  вербализовать скрытую сильную эмоцию (выразившуюся, например, в том, что он смешал на листе черную и желтую краски).

Желательно больше внимания уделять стимуляции речевых  комментариев к продуктам изобразительной  деятельности со стороны

203

ребенка. Можно более  целостно использовать гештальт-подход (правила работы с ребенком в ходе изобразительной деятельности описаны в одном из предыдущих разделов).

Работа в рамках музыкотерапии имеет для этой категории детей очень большое значение. Прежде всего музыка, прослушивание музыкальных произведений непосредственно воздействуют на нервно-психическую сферу, оптимизируют психовегетативные реакции. Вместе с тем пассивное прослушивание музыки как таковой у этих детей вызывает затруднения. Как отмечают специалисты (Ю. С. Шевченко, 1995), пассивное слушание возможно лишь при засыпании, во всех остальных случаях восприятие мелодии и ритма сопровождается мимическими движениями, отбиванием такта и пр.

Постепенно, по мере прослушивания музыки даже дети с  выраженными интеллектуальными  нарушениями становятся в состоянии  сосредоточенно слушать ее в течение 10—15 мин, они научаются концентрировать  свое внимание. Что касается характера  предлагаемых произведений, то опыт показывает, что наиболее приемлема классическая или народная музыка, она особенно благотворно воздействует на детей, «упорядочивает» их психику. Быстрые  и веселые детские песни вызывают у детей с умственной отсталостью не только подъем настроения, но и неадекватные эмоциональные реакции, беспорядочную активность (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, 1998). Имеются данные о положительном влиянии медитативной, малоструктурированной музыки, поэтому нужно экспериментировать, подбирать наиболее подходящую для данного ребенка музыку.

Часто практикуется активная форма музыкотерапии —  вокалотерапия и инструментальная терапия. К концу второго — началу третьего классов короткие мелодии отделяются от текста, начинают использоваться простые формы самостоятельного музицирования (например, игра в «эхо», когда один ребенок играет на флейте какую-то простую мелодию, показанную ему взрослым, а другой из соседнего помещения вторит ему, что вызывает у всех бурные положительные эмоции).

Музыка для этой категории детей очень важна  и как вспомогательное средство при использовании суггестивных методов, она усиливает их действие. Дело в том, что в младших классах дети с нарушениями интеллекта маловнушаемы из-за недостаточно развитых речи и восприятия окружающего мира (Н. П. Вайзман, Д. С. Гуровец, 1992).

Может использоваться музыка и для сопровождения изобразительной  деятельности, что также повышает эффект действия обоих средств искусства (изобразить свое впечатление от услышанного  звука или музыки и пр.). Наличие  даже выраженных двигательных нарушений  не является противопоказанием —  рисовать можно как

204

угодно и чем  угодно. Характерно, что при прослушивании  классической музыки дети рисуют более  структурированные изображения; при  прослушивании медитативной музыки структурированности в изображениях не наблюдалось, но при этом они не были и хаотичными — это были уже не линии, точки, образные элементы, а сложные переплетения цветовых пятен, заполняющие пространство листа.

Рисование под музыку дает хороший диагностический материал; с изменением эмоционального состояния  в лучшую сторону меняется и цветовая гамма — от темных ахроматических цветов к светлым, ярким.

Коррекция средствами драматического искусства используется с учетом речевого недоразвития школьников. Она, вместе с тем, будучи правильно организована, способствует развитию речи, обогащению словарного запаса. Чаще всего используются драматизации детских сказок и потешек, которые позволяют учиться невербальному выражению эмоциональных состояний, развивают психические функции, способность к коллективному взаимодействию, моторику. Постепенно драматические постановки могут усложняться, разрабатывать какие-то специфические темы (страхов, агрессии). Как обычно, при распределении ролей учитываются индивидуальные особенности и проблемы ребенка. Для таких детей очень важно, чтобы спектакли разыгрывались для публики. Наличие зрителей мобилизует их, повышает самооценку, дает уверенность в себе. Многие практики отмечают, что дети с интеллектуальными нарушениями очень ответственно относятся к участию в спектаклях.

Драматизации возможны не только с помощью живых актеров, но и с помощью кукольного театра (марионеток, би-ба-бо). Важно, чтобы костюмы актеров, куклы были выразительными, вызывали положительные эмоции, желание работать с ними.

Во всех случаях, как правило, работа строится по фиксированному сценарию, поскольку возможности  импровизации у этих детей невелики, но любая их конструктивная активность заслуживает поощрения, ее нельзя оставлять без внимания и тем более пресекать, настаивать на точном воспроизведении текста.

Среди видов арттерапии для психологической коррекции школьников используется кинезитерапия (танцетерапия, хореотерапия). По мере развития детей танцы могут усложняться и использоваться уже не только для развития моторики, чувства ритма и пр., но и для совершенствования социального взаимодействия на невербальном уровне, для выработки позитивного образа собственного тела и пр. Заниматься танцами могут дети и с грубыми двигательными нарушениями, даже не передвигающиеся самостоятельно — ритмическая активность, участие в общегрупповом процессе благотворно сказывается и на них.

205

В коррекционной  работе со школьниками возможно использование библиотерапии, которая представляет собой терапию, основанную на воздействии художественного слова. В основе этой методики лежит подбор специального (лечебного) художественного произведения, чтение его ребенком и письменный анализ (в дневнике) ребенка. В своем анализе ребенок использует различные отступления, оговорки, свои эмоциональные оценки. Художественные произведения подбираются таким образом, чтобы процесс психокоррекции шел по нарастающей, а в образах героев произведений (например, в «Гадком утенке» Г. Х. Андерсена, в «Пигмалионе» Б. Шоу) ребенок видел собратьев по несчастью, черты своего характера, свои желания и чувства и возможность положительного разрешения проблемы.

Итак, как видно  из сказанного, при работе с данной группой детей применимы различные  арттерапевтические методики.

Во втором случае, при работе с детьми старшего школьного возраста без выраженных интеллектуальных и речевых нарушений, возможности использования арттерапевтических методики резко увеличиваются. Можно применять не только элементы того или иного метода, но использовать целые психокоррекционные системы, в которых метод выступает в качестве самостоятельного средства коррекции либо сочетается с другими коррекционными мероприятиями. В организационном плане эти занятия проводятся уже не в виде «просто игр», а в виде «сессий», «занятий», что позволяет школьникам ощутить серьезность, значимость происходящего, создает специфическую терапевтическую атмосферу.

Музыкотерапия может использоваться как вспомогательное средство, как тонизирующее или релаксирующее музыкальное сопровождение. Кроме того, она может использоваться в форме самостоятельного исполнения каких-то мелодий, передающих настроение подростка, на инструменте, тоже соответствующем его настроению (понятно, что для этого необходимо знакомство с возможностями инструментов). В виде самостоятельной работы с музыкой в этом возрасте вводится полифония, совместное пение или исполнение музыкальных произведений, что дает хороший опыт социального взаимодействия на невербальном уровне, формирует чувствительность к реакциям других.

В настоящее время  существуют синтетические виды музыкотерапии  — в частности, методика О. А. Блинова (1998), в которой автор объединяет подходы гештальттерапии, телесно ориентированной терапии, психодрамы (о ней будет сказано ниже) и т. п. и которую он называет личностно ориентированной музыкотерапией. Для старшего школьного возраста такой подход очень актуален.

Техника работы, которая  проводится в виде групповых занятий, включает следующие блоки.

206

1. Традиционная форма работы, основанная на пассивном восприятии музыки:

— как катализатора эмоциональных процессов;

— как фоновой музыки во время рисования, для релаксации, медитации, усиливающей вовлеченность в процесс работы (часто участники даже не могут сказать, какую музыку они слышали).

2. Активная работа с образами музыки, звучащей извне, когда терапевтический эффект достигается путем активного переживания эмоционального содержания произведения — его осознания, устной или письменной вербализации, рисования и т. п. Эта работа включает:

— упражнения на самоосознание через музыку — ассоциативное описание подростком эмоционального и образного содержания музыки, сравнение ее со своим состоянием (образом). Усложненный вариант — придание образу динамики, оптимизация эмоционального состояния. (Так, 11-летняя девочка испытывала страх при прослушивании любой музыки, независимо от ее характера. Чувство страха вылилось в образ льва, которого девочка нарисовала и который затем был «уничтожен» и в виде рисунка, и ритмически, двигательно, что привело к освобождению от страха.);

— свободный изобразительный танец под музыку. Он решает задачи самовыражения, двигательного раскрепощения, влияет на развитие невербальных средств выражения эмоциональных состояний;

— зарисовка музыкальных образов, в том числе и групповая, т. е. образ рисуется общий для всех участников. Здесь отрабатываются модели оптимального взаимодействия с партнерами;

— музыкальный театр. Это двигательно-мимический групповой процесс, направленный на осознание того, как каждый из участников группы воспринимает значимые жизненные ситуации и моделирует свое поведение в них. При этом тема не формулируется словесно, а рождается в процессе восприятия музыкальных образов. Завершает работу обсуждение;

— совместное музицирование терапевта и клиента (на фортепиано, гитаре и пр.). Оно помогает осознать свое актуальное состояние, стимулирует способность проявлять инициативу в нестандартной ситуации, дает возможность осознать атмосферу в группе;

— музыкальные зарисовки — индивидуальные импровизации на какую-то тему («мое состояние», «мое отношение к ...», «мой автопортрет»). Это дает раскрепощенность, обогащает невербальное самовыражение;

— диалоги на фортепиано. Партнеры общаются друг с другом с помощью музыкальных инструментов, что способствует взаимопониманию, улучшает поведенческие модели;

— «живая музыка». Одну и ту же мелодию выполняют в разных манерах (например, колыбельную — грубо, испуганно, решительно

Информация о работе Принципы воспитания и обучения