Российский рынок электронной музыки: структура, функционирование, пути развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 18:50, курсовая работа

Описание работы

Электронная музыка — это широкий термин (жанр), обозначающий музыку, созданную с использованием электронного оборудования. Любой звук, произведённый при помощи электрического сигнала, может быть назван электронным. Поэтому термин электронная музыка часто применяют к музыке, исполняемой на обычных акустических инструментах, только потому, что в записи или при исполнении использовались электронные усилители (например, в джазе или в народной музыке).
Как маркетинговый термин, электронная музыка означает музыку, созданную преимущественно при помощи электронных средств, таких как синтезаторы, семплеры, компьютеры и драм-машины.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3-5

Глава I.Зарождение электронной музыки в России………………………...6-28

I.1.История возникновения электронной музыки в России………………..6-20

I.2.Россия-Родина электронной музыки……………………………………20-24

I.3.Лидеры электронной музыки в России…………………………………25-28

Глава II.Рынок электронной музыки в России…………………………….29-53

II.1.Ассоциация электроакустической музыки…………………………….29-37

II.2.Школа электронной музыки в России………………………………….37-41

II.3.Проблемы и пути развития рынка электронной музыки в России…...41-53

Заключение…………………………………………………………………...54-55

Библиографический список используемой литературы……………………56

Файлы: 1 файл

рынок.doc

— 261.00 Кб (Скачать файл)

 

Эта музыка была электронной. И электроника стала меня преследовать всю жизнь. Джорджио Мородер, брейк-данс, Depeche Mode." Десять лет назад у Романа появился первый синтезатор, и он стал писать музыку только потому, что не все мог достать в записях. Он семь лет уже не носит плеер, когда ходит по городу - он слушает композиции, которые ему играет его собственное воображение. Потом некоторые идеи переносятся в его пьесы. "Ту музыку, которую я пытаюсь сочинять, называют музыкой будущего. Не обязательно, что в будущем будет такая музыка, просто я пытаюсь делать то, что еще не успело обрасти настоящим".

Алексей Борисов вообще считает  ситуацию с техно в России на уровне идеи очень многообещающей: "В  принципе, у нас в стране очень  много музыкантов с обилием идей. Представлены практически все стили в современной электронной музыке. Более того, - есть уникальные смешения - "Зима", "Виды рыб", Solar X, "Ф.И.О.".

Когда старый московский музыкант, участник рок-группы "Николай Коперник" Юрий Орлов решил попробовать  себя в электронной музыке и создал группу "Ф.И.О.", то получилось загадочное соединение в техно экспериментальных и коммерческих ходов. Очень оригинальный прием предложил другой старый музыкант Гоша Шапошников (из легендарных "Братьев По Разуму") - его проект "Зима" стал вводить в техно элементы музыки ска, индастриала и еще бог знает чего. Когда Иван Соколовский ушел из "Ночного Проспекта", он не бросил электронику - даже наоборот. Поиграв некоторое время нью-эйдж, он вовсю занялся экспериментом. В 1992 году он поразил всех, объединившись с тувинским исполнителем горлового пения Альбертом Кувейзиным для создания самого уникального на то время этно-техно-проекта "ЯТ-ХА". Параллельно он возродил свою группу "Мягкие звери" с тем, чтобы играть эйсид-джаз - весьма редкое для нашей страны течение (2, 28-32)

 

"Это направление может называться  как угодно, - говорит Иван, - главное,  что это совмещение электронной  ментальности и живого драйва, поскольку в проекте всегда  задействованы живые музыканты". То есть фактически новые веяния  в нашей стране пропагандируют именно старые музыканты. Впрочем, в стране с сильными традиционалистскими тенденциями это неудивительно. В отличие от молодых у них не развилось потребительское отношение к музыке. В принципе нельзя сказать, что некоммерческая техно-музыка в нашей стране находится в подполье. Игорь Шапошников, "Зима", ставший куратором открывшегося при крупнейшем московском магазине по продаже компакт-дисков "Пурпурный Легион" одноименного лейбла тоже пытается выпускать электронную музыку, но более экспериментальную, нежели "Электрик". В конце года должен выйти уже третий сборник, на этот раз двойного формата и с названием "Транссибирский экспресс", на котором представлено свыше двух десятков проектов - из них подавляющее большинство еще ни разу не издавались. Он же подготовил к изданию на фирме RDM очень качественный сборник Transplantanz.

И наконец, одно из самых приятных событий в сфере звукозаписи  этого года - пластиночный лед тронулся. Студия Solaris Station при магазине "Дискоксид" готовит выпуск пяти своих работ в формате LP. Правда, это будут промо-тиражи исключительно для ди-джеев. Так что все же надеюсь, что мы будем танцевать и под русское техно!

Получается, что в нашей стране обилие идей сочетается с полным отсутствием  какой-либо структуры для их реализации. Несмотря на то, что музыка техно - гораздо более массовое явление, чем, например, рок-н-ролл, поскольку требует меньшего исполнительского мастерства. Но будет ли продаваться музыка в будущем?

Будут ли музыку слушать? Если технологии позволят каждому создавать свое собственное искусство.

"Это вроде коммунизма, - считает  Иван Соколовский, - я учился на  философском факультете МГУ во  времена советские и помню,  как один студент однажды воскликнул, что при коммунизме каждый  сможет написать книгу и сложить песню. И кто-то ему ответил, что в таком случае, если кто-то захочет показать свои творения другому, то тот другой откажется обратить на них внимание, сославшись на то, что они есть у него самого".

 

I.2.Россия-Родина электронной музыки

 

На многочисленные заявления о вторичности современной российской электронной музыки мало кто может возразить или привести весомые доказательства всей неправильности и неуместности данного утверждения.  
Прежде всего, существующая вторичность связана с обилием наредкость дешевой компьютерной музыкальной продукции молодых хакеров и просто заядлых домоседов, предпочитающих скоротать время сидя у своего любимого компьютера, разбирая не раз уже обкатанные по всему миру треки и наслаждаясь доступностью и дешевизной столь заманчивого музыкального процесса. Все бы было хорошо, если бы данный процесс не проникал на поверхность нашего без того "необычного" музыкального бизнеса посредством "родительской" поддержки и не заполнял пустоту российского рынка незрелой и второсортной продукцией.

В связи с данным явлением у неосведомленного музыкального потребителя создается  вполне оправданное представление  о российской музыке. (5, 51-59).

Россия была и остается Родиной  электронного звука: здесь был изобретен  первый электронный прибор-терменвокс, здесь в 50х был изобретен первый в мире синтезатор "АНС", здесь были написаны Эдуардом Артемьевым первые электронные пьесы, датируемые началом-серединой 60х.

Тем не менее силой внешнего внушения весь русский вклад в общую  музыкальную культуру, почему-то усиленно умалчивается в Интернете и во всевозможных музыкальных изданиях.

А ведь сколько реального музыкального материала по-прежнему не доходит до слушателя, не преодолевая границы потребителя и производителя!

Сейчас мало кто догадывается о  существовании московского электронного андерграунда, зародившегося в середине 90х на стыке гитарной психоделики и авангарда c новомодным в то время кислотным движением. 
Это и всеми известный проект FRUITS(Алексей Борисов/Павел Жагун)c их безграничными абстрактными футуристическими экспериментами в конкретных музыкальных жанрах (техно, электро, эмбиент ,ритм нд нойз)и Alien Pat Holman (которые в определенный момент стали исполнять гитарную музыку на синтезаторах, добившись при этом совершено уникального звучания, в котором соединилась гитарная психоделика с современным трансом, пост индастриалом и много чем другим) 
и ныне не функционирующий проект Esclavos Del Futuro (музыканты которого еще в 1993 году работали с экзотическим женским вокалом, положенный на музыку Acid house и trance и исполнявшийся на языке эсперанто), и московское Оле Лукойе- в последствии  Подводные диверсанты, исполнявшие кислотную музыку на гитарах , и Медуза 7,объединившие музыку даб с холодной неоромантикой, и проект музыкантов групп Виды Рыб и Братья По Разуму под названием "Зима", в котором успешно прижились электронный хард кор с музыкой Ска и панк, это и проект Юрия Орлова Ф.И.О., который в 91-93м году записывал 20ти минутные трансовые композиции, которые и по сей день слушаются как нечто, не вписывающееся в рамки какого-либо стиля, и множество других замечательных проектов, ныне не афишируемых и как будто бы забытых.

 

Появление так называемого московского  концертного саунда во многом связано  с творчеством музыкальной лаборатории  Министерство Психоделики (Ministry of Psycho), участники которой за четырехлетний срок существования сумели разработать и оформить свой собственный стиль и саунд, объединяющий самые неожиданные музыкальные 
средства и подходы, благодаря которым музыкантам каждый раз удавалось трансформироваться в новые и новые звуковые формы .

В наши дни достойные примеры привести весьма сложно, хотя и сейчас в море "пластмассового" материала можно откопать какую-нибудь "диковинку". (Обычно где-нибудь на домашней студии в окружении всевозможных электронных устройств и с полнейшим безразличием к тому, что происходит за пределами студии).

Как ни странно, но музыка, производившаяся в России до появления доступного компьютерного оборудования была на много качественней и интересней. C появлением примитивных компьютеров (собранных преимущественно в Китае) как будто у людей отключились фантазия и стремление к новаторству. На смену которым пришли математический расчет и набор примитивных практических знаний.

В наши дни российская действительность не хочет или просто не может воспринимать и без того малочисленных талантливых соотечественников, а предпочитает бесконечно восхвалять и идеализировать заграничных кумиров, страдающих на своих роскошных студиях от "комплекса полноценности".

Одна из ключевых особенностей в восприятии российского саунда это постоянные попытки поставить на здешних музыкантов отточенный штамп - найти все возможные сходства с западными музыкальными проектами, хотя изначально всякое даже вторичное российское творение следует рассматривать с той стороны, что это сделано здесь, а не там.

 

 

А здесь значит здесь - в атмосфере постоянного эмоционального напряжения и непредсказуемости .В отсутствии доступного качественного оборудования и невозможности нормальной студийной работы и в отсутствии сцены и аудитории как таковых, но при наличии неслыханной для всего мира расхлябанности и амбициозности, которая является в большей степени движущим фактором здешнего творческого процесса, который не поддается трезвому осмыслению.

Например, в Европе общая музыкальная схема работает следующим образом : "Я записываю музыку, мне нравится это делать, и за мой труд как и за любой другой труд мне платят", а в России не мейнстримовое новаторское музыкальное творчество выглядит как парадокс или абсурд "Я делаю, потому что так хочу, или я делаю, потому что мне нравится это делать, но я должен где-то брать деньги, чтобы я мог заниматься тем, что мне нравится!". 
Но именно этот порядок вещей зачастую и является показателем бескорыстного творческого процесса, нацеленного на производство музыки с максимальной самоотдачей и самореализацией и без каких-либо компромиссов с внешним миром.

На заявления типа: "В России нет электронных музыкальных  групп западного уровня" можно легко ответить, конечно, нет - все коллективы 24данного уровня находятся там (в Европе) и их там очень много, более чем достаточно. А попытки приклеиться к тамошнему движению нашими деятелями музыкального фронта уже показали свои плоды: вроде бы покорили Европу, да все равно все назад на родину стекается. 
Можно с уверенностью заявить, что Европа предвзято относится к России, потому что Европа по количеству валютных займов и чрезвычайных ситуаций уже пять лет считает Россию страной третьего мира, только с территорией большей чем все европейские страны вместе взятые и с самобытной бездонной культурой, пусть местами пошлой и грязной, но никак не вторичной.

И нет необходимости в России признавать или хуже того навязывать здесь тамошние правила игры-понятия, тенденции.

Именно этот аспект все чаще всплывает в российских музыкальных краях и оставляет несгладимые "шрамы" на ранимом теле отечественной музыкальной жизни.

К сожалению, в России есть давняя традиция, что все гениальное раскрывается после смерти, видимо, так и будет с истинно русской электронной музыкой, которая в данный момент находится в заточении безграмотного произвола американского шоу бизнеса, работающего на дезинтеграцию самой независимой в культурном отношении страны в мире.

И это не просто пустые слова - достаточно окинуть взором 
русифицированный канал MTV, много ли там российской электронной музыки? Ее там нет вообще, как и нет интересного рока и джаза, как нет авангарда и электронного фристайла. Есть только то, что подходит под формат дегенеративной развлекалки, во главе которой стоят русскоговорящие Бивис и Батхет и десяток телепустышек, заполняющих своими всеобъемлющими "базарами" культурную бедноту современной российской масс медиа.

При этом и оппозиция этому произволу  как таковая отсутствует: разве  что дюжина русских Скинни Паппи и Аутекров, которые говорят, что "мы мол и не против, что тут такое творится - это мол так и надо, становимся Европой".

Нет, Европой мы не становимся, а становимся мы ее тенью, на которую молятся и у которой просят о помощи.

Помогите, мы мол такие несчастные тут в "совке" страдаем! 
Вся оппозиция переродилась в развитие саб культур, корни которых опять же за океаном или в солнечной Атлантике, страдающей перенасыщением и борьбой за свой мир (господство) во всем мире! А Россия тщетно принимает все многообразие западного безобразия и переваривает, а потом, спустя какое-то время выдает свои жалкие подобия западных понятий.

I.3.Лидеры электронной музыки в России

 

Так что же российская Электронная  Музыка? Прежде чем начать наш краткий  экскурс в российскую электронную сцену, необходимо разделить исполнителей на несколько категорий, так или иначе подпадающих под определение «Электронная Музыка». В первую категорию входят исполнители и музыканты, чья карьера уже по большей части состоялась. У них есть признание, определённая известность и поддержка со стороны общественных институтов. Увы, таких людей совсем немного. К ним можно отнести лишь Эдуарда Артемьева – автора многочисленных звуковых дорожек к фильмам (в том числе, к фильмам Андрея Тарковского «Солярис», «Зеркало», «Сталкер», а также «Урга – территория любви» Никиты Михалкова, «Одиссей» Андрея Кончаловского и др.). А также его сына Артемия Артемьева – основателя звукозаписывающего лэйбла Electroshock Records, который выпускает множество высококачественной продукции на CD в области электронной, электроакустической, экспериментальной и авангардной музыки, и Михаила Чекалина – легендарного московского отшельника, чьи работы в последнее время были признаны подлинной классикой жанра. Стоит также упомянуть группу НОВАЯ КОЛЛЕКЦИЯ, очень популярную в конце 1980-х, участники которой (Игорь Кезля и Андрей Моргунов) с тех пор трудятся раздельно и оба – за границей. Жаль, но Свена Грюнберга как композитора из Эстонии пришлось исключить из этого списка.

     Ко второй группе артистов относятся менее известные имена, некоторые из которых, несмотря на относительно малую популярность, трудятся на электронной сцене уже очень давно. Среди них очень много талантливейших людей, и мне остаётся лишь развести руками и сказать «стыдно» в сторону государства, не поддерживающего столь ярких и интересных творческих людей. Например, знали ли вы, что у нас в России есть свой собственный Жан-Мишель Жарр? Нет? Так вот знайте! Зовут его Дмитрий Артамохин. Начиная с середины 1990-х, Дмитрий выпустил уже не менее шести альбомов Электронной Музыки, прекрасно укладывающейся в стилистические рамки, которые выбрал для себя знаменитый француз. Дмитрию даже довелось выполнять заказ компании McDonalds, которая попросила его написать фоновую музыку для своих ресторанов быстрого обслуживания. Результаты этой работы увидели свет на диске «Music for McDonald’s» (2001) (не правда ли, название напоминает о «Music for Supermarkets» Жарра?) А вот пластинка  Дмитрия «Harmony of the Soul» (1999)  удивительным образом повторяет стилистику «Waiting for Cousteau» и являет собой медленно плывущее, обволакивающее звуковое полотно. В последнее время Дмитрий заявил о себе и на клубной сцене в качестве DJ Artamix.

Информация о работе Российский рынок электронной музыки: структура, функционирование, пути развития