Натурализм, его социально-исторические предпосылки и философская почва. Теория натуралистического романа и ее претворение в эпическом ц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 04:50, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что до сих пор не утихают споры о проблемах генезиса, эстетической сущности натурализма, о воздействии творчества наиболее крупных участников натуралистического движения (Э. Золя, Э. и Ж. Де Гонкур, Г. Гауптмана, Г. Ибсена, С. Крейна, П. Боборыкина) на литературный процесс. Возникновение натурализма в западноевропейских и русской литературах сопровождалось острой идейно-эстетической борьбой. Это было связано в конечном счете с решением вопросов развития литературы в последней трети XIX в. и определялось тем или иным отношением к наследию классического реализма. Несмотря на то, что время сгладило остроту полемики вокруг теории и практики натурализма, вывод о сколько-нибудь полной оценке этого явления был бы и сегодня преждевременным и ошибочным.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Натурализм в литературе…………………………………………..............5
Глава 2. Социально-исторические предпосылки возникновения натурализма...11
Глава 3. Философские основы натурализма………………………………………17
Глава 4. Жизнь и творчество Эмиля Золя…………………………………………19
Глава 5. Теория натуралистического романа Эмиля Золя……………………….25
Глава 6. Претворение теории натуралистического романа в эпическом цикле Эмиля Золя «Ругон-Маккары»……………………………………………………………..29
Заключение………………………………………………………………………….38
Список используемой литературы………………………………............................39

Файлы: 1 файл

курсовая работа по истории мировой худ литры.docx

— 377.53 Кб (Скачать файл)

Золя весьма точно восстанавливает  ход событий франко-прусской  войны и в основном правильно  анализирует причины поражения  французской армии. Гнилостность бонапартистского режима, авантюризм в политике, бездарность  военачальников, полная неподготовленность к войне приводят к неизбежной развязке.

В романе описан путь шалонской армии. Совершая бессмысленные марши и нелепые остановки, она доходит до Седана и терпит там поражение. Нераспорядительность высшего начальства обрекает солдат на тяжкие лишения. Обозы с провиантом никогда не приходят вовремя, долгожданный отдых после длительного перехода неожиданно отменяется, случайно обнаруживается, что в армии нет ни одного санитара, не хватает тридцати тысяч запасных частей для винтовок, офицеры и генералы не знают плана местности, по которой происходит движение войск, отсутствует единое верховное командование, и в частности поступают разноречивые приказы. К тяжелым физическим лишениям прибавляются лишения моральные.

Золя показывает антипатриотические силы Франции, корыстных буржуа, для  которых личные интересы превыше  долга перед родиной и которые  готовы идти на сговор с врагом.

С гневом разоблачает Золя и прусскую военщину, которая ведет завоевательную войну, не брезгуя никакими средствами, грубо попирая национальное достоинство французов.

Внутренним и внешним  силам Золя противопоставляет патриотические силы страны. С восторгом говорит  Золя о молодых патриотах в  солдатских шинелях.

Несколько страниц романа Золя посвятил Парижской коммуне  – результат обманутой любви  к отечеству, которая «напрасно  воспламенив души, превращается в  слепую потребность мщения и разрушения». Не поняв величайшего смысла первого  опыта пролетарской диктатуры, страшась гражданской войны и революционного насилия, Золя тем не менее сочувственно изображает борьбу рабочих, осуждает действия версальцев, особенно после падения Коммуны, говорит о бессмысленной жестокости перепуганной буржуазии, которая обрушилась на поверженных коммунаров. Вопрос о терроре версальцев всегда волновал Золя и не раз вызывал его отповедь апологетам буржуазии. Так в статье «Французская революция в книге Тена», которая впервые была опубликована в журнале «Вестник Европы», Золя резко осудил труд своего учителя и соратника по литературным боям: «Политическая тревога слишком просвечивает из-под научной методы. Тен, несмотря на свою кажущуюся холодность аналитика, проявляет страсть консерватора, которого Коммуна привела в негодование и устрашила». Отвечая Тену и другим, Золя с помощью цифр и фактов доказывал, что при одном взятии Парижа версальцами в 1871 году число жертв за весь период якобинской диктатуры: «За три дня было больше расстреляно, нежели гильотинировали революционеры за несколько месяцев». В «Разгроме» Золя возвращается к этой мысли, показывая, на что способен в своей классовой ненависти добродушный и мирный с виду буржуа.

Патриотический роман  завершает социальную эпопею. Следующий  и последний роман серии –  «Доктор Паскаль» (1893) – понадобился  Золя для обоснования его естественно-научных взглядов на природу и общество. Доктор Паскаль – убежденный последователь теории наследственности. В течение долгих лет собирает он данные о своих предках, ближайших родственниках, следит за жизнью отдельных представителей семьи Ругонов и делает вывод о закономерности их индивидуальных судеб. Множество страниц романа посвящено анализу психологии и поступков уже знакомых персонажей. При этом Золя нередко отступает от прежней реалистической и социальной трактовки созданных им характеров, выдвигая на первый план биологический фактор.

Понимая, однако, что поступки персонажей, связанных с семьей Ругонов и Макаров, далеко не всегда объяснялись в его произведениях лишь прямым влиянием наследственности, Золя делает в «Докторе Паскале» существенную оговорку: «Жизнь на каждом шагу опровергала эту теорию. Наследственность, вместо того чтобы стать сходством, была лишь стремлением к этому сходству, ограниченным средой и обстановкой». Таким образом, Золя оправдывая свой первоначальный замысел «истории одной семьи», подчеркивал решающее значение социального начала в формировании характеров его героев.

Большое место в романе занимает философия «радости жизни», которую на этот раз Золя почти  полностью освобождает от всякой связи со своими социальными воззрениями  и выводит из биологических законов  жизни.

Можно сказать, что ни в  одном из романов серии с такой  обнаженностью не проявлялись лженаучные взгляды Золя на человека и общество, как в этом произведении. Это обусловило художественное несовершенство романа «Доктор Паскаль», в котором риторика и надуманные ситуации почти не оставляют  места для живого изображения  действительности.

Не удалась Золя и лирическая тема романа – рассказ о любви  шестидесятилетнего Паскаля и двадцатишестилетней  племянницы Клотильды, хотя эта тема и была навеяна личными переживаниями писателя. В конце 80-х годов Золя полюбил молодую девушку Жанну Розеро и всецело находился под влиянием этого чувства. Желая опоэтизировать запоздалую любовь Паскаля к юной Клотильде, он вспоминает библейскую лигенду о царе Давиде и Ависаги, оправдывая союз мудрой старости и жизнеутверждающей юности. Осуждая Золя за стремление возвысить чувства престарелого Паскаля и молодой Клотильды, А.П. Чехов писал: «Дурно, что это извращение он называет любовью».

И все же «Доктор Паскаль» представляет известный интерес  как книга, в которой Золя подводит итоги своей почти двадцатипятилетней работы над «Ругон-Маккарами».

Несколько страниц «Доктора Паскаля» посвящены краткому изложению  содержания «Ругон-Маккаров». Особенный интерес представляет итоговая характеристика грандиозной эпопеи:

  «Здесь и подлинная история Второй империи – Империя, основанная на крови, вначале жадная к наслаждениям, жестокая и могущественная, завоевывающая мятежные города, потом скользящая вниз, медленно разлагаясь и утопая в крови, в таком море крови, что в ней едва не утонула вся нация…. Здесь и целый курс социальных наук, мелкая и крупная торговля, проституция, преступления, земля, деньги, буржуазия, народ – тот, что восстает в крупных промышленных центрах, - это усиливающееся наступление властительного социализма, таящего в зародыше новую эпоху…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        Заключение

Таким образом, выполнение поставленных исследовательских задач позволило  получить следующие основные результаты исследования:

1. Натуралистическое направление в его соотношении с путями развития реализма во французской литературе — проблема достаточно сложная.

2. Под пером различных исследователей она имеет свои крайние решения: либо все развитие французской литературы второй половины XIX столетия расценивается как процесс натуралистической и декадентской упадочности, либо же теория «экспериментального романа», постулаты «наследственности, среды и момента», определяющие поведение человека, и другие уязвимые положения натуралистической доктрины как бы выносятся за скобки художественного развития французской прозы 60—80-х годов, рассматриваемой в имманентном самодвижении реалистической традиции.

3. О жизни и творчестве Эмиля Золя написаны сотни книг и статей. Среди них яркие и проникновенные страницы, оставленные его друзьями и современниками, взволнованные и глубокие очерки его поклонников и последователей

4. Творчество Золя полно противоречий. Ему казалось, что в условиях бурного прогресса наук реалистический метод в искусстве должен быть ограничен научной теорией, но под научным методом в литературе Золя подразумевал механическое перенесение законов природы на социальные отношения людей. В основе его теоретических взглядов лежало слепое преклонение перед фактом, перед документом, он преувеличивал роль биологического начала в жизни человека, в жизни общества. Тем не менее в своих лучших произведениях Золя неизменно сохранял чувство меры, преодолевая ограниченность своих теоретических взглядов, и создавал произведения, сильные жизненной правдой и новаторством. 5. Выявлены основные характеристики Российской демократии на современном этапе. Главными признаками являются признание народа источником власти и носителем суверенитета.

Произведения Золя – это  целый мир, в котором отражена почти полувековая история буржуазной Франции. «Указать роману новый путь, вводя в него описание и анализ современных экономических организмов-гигантов и их влияние на характер и участь людей, - это было смелым решением, - писал о романах Золя Поль Лафарг. – Одна попытка осуществить это  решение делает Золя новатором и  ставит его на особое, выдающееся место  в нашей современной литературе».

Список использованной литературы

  1. Арсеньев К. К., Теория экспериментального романа, в кн.: Критич. этюды по рус. лит-ре, т. 2, СПБ, 1888;
  2. Давид-Соважо А., Реализм и натурализм в лит-ре и в иск-ве, пер. с франц., М., 1891;
  3. Лафарг П., «Деньги» Золя, в его кн.: Лит.-критич. статьи, М., 1936;
  4. Лафарг П., «Дарвинизм на франц. Сцене», М., 1936;
  5. Меринг Ф., Несколько слов о натурализме, в его кн.: Лит.-критич. статьи, М. — Л., 1964;
  6. Меринг Ф., Натурализм наших дней, М. – Л., 1964;
  7. Меринг Ф., Натурализм и неоромантизм, М., 1970;
  8. Плеханов Г. В., Иск-во и обществ. жизнь, в его кн.: Лит-ра и эстетика, т. 1, М., 1958;
  9. Луначарский А. В., История зап.-европ. лит-ры в ее важнейших моментах. Лекция 12. Реализм XIX и XX вв., Собр. соч. в 8 тт., т. 4, М., 1964;
  10. Михлин Е. И., Лит. теории раннего франц. натурализма, «Уч. зап. ЛГУ», 1941, в. 8, № 64; История франц. лит-ры, т. 3, М., 1959;
  11. Самарин Р. М., Проблема натурализма в лит-ре США..., в сб.: Проблемы истории лит-ры США, М., 1964;
  12. Емельянов С. П. «Ругон-Маккары»;
  13. Пузиков А. И. «Портреты французских писателей. Жизнь Золя»;
  14. Кучборская Е.П. «Реализм Эмиля Золя. «Ругон-Маккары» и проблемы реалистического искуссва 19 века»;
  15. Десницкий В.А., Французский реалистический роман 19 века.

 


Информация о работе Натурализм, его социально-исторические предпосылки и философская почва. Теория натуралистического романа и ее претворение в эпическом ц