Натурализм, его социально-исторические предпосылки и философская почва. Теория натуралистического романа и ее претворение в эпическом ц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 04:50, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что до сих пор не утихают споры о проблемах генезиса, эстетической сущности натурализма, о воздействии творчества наиболее крупных участников натуралистического движения (Э. Золя, Э. и Ж. Де Гонкур, Г. Гауптмана, Г. Ибсена, С. Крейна, П. Боборыкина) на литературный процесс. Возникновение натурализма в западноевропейских и русской литературах сопровождалось острой идейно-эстетической борьбой. Это было связано в конечном счете с решением вопросов развития литературы в последней трети XIX в. и определялось тем или иным отношением к наследию классического реализма. Несмотря на то, что время сгладило остроту полемики вокруг теории и практики натурализма, вывод о сколько-нибудь полной оценке этого явления был бы и сегодня преждевременным и ошибочным.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Натурализм в литературе…………………………………………..............5
Глава 2. Социально-исторические предпосылки возникновения натурализма...11
Глава 3. Философские основы натурализма………………………………………17
Глава 4. Жизнь и творчество Эмиля Золя…………………………………………19
Глава 5. Теория натуралистического романа Эмиля Золя……………………….25
Глава 6. Претворение теории натуралистического романа в эпическом цикле Эмиля Золя «Ругон-Маккары»……………………………………………………………..29
Заключение………………………………………………………………………….38
Список используемой литературы………………………………............................39

Файлы: 1 файл

курсовая работа по истории мировой худ литры.docx

— 377.53 Кб (Скачать файл)

Как требования «научности»  и аполитичности, так и требования точности и объективности в показе реальной действительности несмотря на кажущуюся аполитичность носили у натуралистов весьма политический характер. На «общечеловечной» и «научной политике» базировалась пропаганда реформизма. Это вполне понятно, ибо «ни один живой человек не может не становиться на сторону того или другого класса (раз он понял их взаимоотношения), не может не радоваться успеху данного класса, не может не огорчаться его неудачам, не может не негодовать на тех, кто враждебен этому классу, на тех, кто мешает его развитию распространением отсталых воззрений» (Ленин). Посредством объективного и научного показа недостатков современной действительности французские натуралисты надеются воздействовать на умы людей и тем самым вызвать проведение ряда реформ, чтобы спасти существующий строй от надвигающейся революции.

Теоретик и вождь французского Н., Золя причислял к натуральной  школе кроме себя Флобера, бр. Гонкур, Додэ и ряд других менее известных писателей. К непосредственным предшественникам Н. Золя относит французских реалистов: Бальзака, «внесшего в роман метод наблюдения и опытных исследований», и Стендаля, проделавшего в своем творчестве «психологические эксперименты» над механизмом души. Но на самом деле никто из этих писателей, не исключая самого Золя, не был натуралистом в том смысле, в к-ром понимал это направление Золя-теоретик. К натурализму как стилю ведущего класса приобщались на время писатели весьма разнородные и по художественному методу и по принадлежности к различным классовым группировкам. Характерно, что объединяющим моментом являлся не художественный метод, а именно реформистские тенденции Н. Например такого писателя, как Мопассан, идеолога дворянства, полагавшего, что искусство глубоко субъективно, приближает к Н. стремление отобразить темные стороны быта современной буржуазии, которую он ненавидел в качестве идеолога дворянства, а также боязнь возможной революции.

Столь же антиреволюционно творчество бр. Гонкур. Требование объективности, «непосредственного изучения живой и мертвой природы» (предисловие к «Manifestes et Préfaces») художниками проводится во имя установления «аристократами духа» разумного общественного порядка. Писатели рантьерской буржуазии, сами обеспеченные и живущие исключительно интересами литературы и искусства, Гонкуры считают классовое расслоение людей результатом различной их одаренности — различия человеческого интеллекта. Революционные выступления пролетариата рассматриваются ими как борьба против культуры. Под «объективным и научным» отображением действительности подразумевается отображение человеческой психики как «явления природы», взятой изолированно от общественно-политической борьбы. Их творческий метод характерен пассивной созерцательностью, фиксирующей застывшие формы бытия сквозь призму мировоззрения обеспеченной рантьерской буржуазии. Единственным двигателем как внутреннего мира человека, так и внешнего оказывается для них бесконечная вереница мелких фактов и впечатлений. Начав с требования полного соответствия искусства природе во имя «научной объективности», Гонкуры приходят к полному отрицанию объективизма и науки, к идеалистическому субъективизму, к утверждению в качестве единственного критерия познания чувственного восприятия. Бр. Гонкуры становятся зачинателями нового лит-ого стиля — импрессионизма. Вершину французского Н. образует творчество Золя. Крупнейшее его произведение — серия «Ругон-Маккары» — задумано как широкая картина проявления законов наследственности, как «естественная история» одной семьи. Физиология должна определить психику действующих лиц в романе. Почти все их поступки обусловлены наследственностью (алкоголизмом), к-рым Золя объясняет также и революционные устремления своих героев («Углекопы»). Ряд его произведений проводит пропаганду определенных политических взглядов, прокламирует идеи демократического республиканизма в «Карьере Ругонов» и «Чреве Парижа», капиталистического индустриализма в «Счастье дам» и «Деньгах». Его социальные романы, в которых Золя также пытается социологию заменить физиологией, проникнуты мелкобуржуазным радикализмом и реформизмом. Идеи реформизма в последних произведениях писателя занимают главное место, отодвигая даже на второй план теорию наследственности, которая здесь играет лишь подчиненную роль. Таковы его антиклерикальная серия «Города», незаконченная серия «Евангелия», из которой роман «Труд» представляет собой социально-политическую программу-максимум мелкобуржуазного реформизма, пропагандирующего мирное сотрудничество труда и капитала под руководством технической интеллигенции. Проповедник «объективизма» и аполитичности в своих произведениях весьма наглядно и тенденциозно раскрывает свое политическое кредо.

Под знаком распада, сближения  с импрессионизмом пошло дальнейшее развитие Н. Возникший в Германии несколько позже, чем во Франции, немецкий натурализм явился стилем преимущественно  мелкобуржуазным. Здесь разложение патриархальной мелкой буржуазии и  обострение процессов капитализации  создает все новые и новые  кадры интеллигенции, которые далеко не всегда находят себе применение. В их среду все больше и больше проникает разочарование в силе науки. Постепенно терпят крушение надежды  на разрешение социальных противоречий в рамках капиталистического строя. Если в области философии совершается  сдвиг от позитивизма к идеализму  и субъективизму Маха, то и дальнейшее развитие механистически перенесенного  в лит-ру экспериментального метода должно было привести к утверждению ощущения как единственного критерия художественной правды — к импрессионизму. Немецкий Н., а также Н. в скандинавской лит-ре представляют собой целиком переходную ступень от Н. к импрессионизму. Так, известный немецкий историк Лампрехт в своей «Истории германского народа» предложил этот стиль назвать «физиологическим импрессионизмом». Этот термин в дальнейшем применяется рядом историков немецкой литературы. Действительно, от натуралистического стиля, каким мы его знаем во Франции, остается лишь преклонение перед физиологией. Многие немецкие писатели-натуралисты даже не пытаются скрыть свою тенденциозность; особенно это относится к натуралистической драме, которая в первую очередь проблемна. В центре ее ставится обычно какая-нибудь проблема, социальная или физиологическая, вокруг к-рой группируются факты, ее иллюстрирующие (алкоголизм в «Перед восходом солнца» Гауптмана, наследственность в «Привидениях» Ибсена и т. д.).

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Философские основы натурализма

Философской основой Н. явился позитивизм О. Конта, заново осмысленный в свете недавнего историч. опыта, в т. ч. в эстетич. теории И. Тэна. Огромную роль в формировании эстетики Н. сыграли успехи естеств. наук, внушавшие писателям доверие к науч. методам познания и убеждение, что только наука, в первую очередь наука о природе, может уберечь лит-ру от романтич. заблуждений и помочь ей выполнить осн. назначение: изучить совр. жизнь в ее как общих, так и частных проявлениях, отразить ее в произведениях, худож. ценность к-рых в значит. степени должна определяться полнотой осуществленного в них познавательного акта. Слова Г. Флобера: «Я полагаю, что большое искусство должно быть научным и безличным», — натуралисты восприняли как основной творч. постулат.

Научно-философские  и идейно-эстетические принципы французского натурализма:

Огромную роль в развитии натурализма сыграл культ естественных наук. Прежде всего, физиология и генетика, которые противопоставили эксперимент  ненаучным методам познания.

Позитивизм стал философской  основой для натурализма.

Позитивизм.

В 30—40 гг. XIX в. возникает  и широко распространяется философия  французского мыслителя Огюста Конта (1798— 1857). Она получила название философии  позитивизма. Возникнув во Франции, позитивизм затем разрабатывается  в Англии, Германии и других странах  Западной Европы.

В первоначальном толковании Конта позитивизм означал требование к философам исследовать позитивное (положительное) научное знание как  философское. Конт считал необходимым  выработать такое философское знание, которое было бы ни материалистическим , ни идеалистическим . В этих целях, отмечал он, предстоит построить систему «положительного» знания, которое должно быть бесспорным и точным, опирающимся исключительно на факты. Построение такой системы возможно лишь, считал Конт, при создании научного метода познания, позволяющего находить и создавать систему этого положительного философского знания.

Возникновение позитивизма  было теснейшим образом связано  с успехами различных наук — математики, физики, химии, биологии. Наука становилась  все более популярной, оказывала  огромное влияние на умы людей. К  тому же в это время началось развитие науки как специфического нового социального института: она почти полностью освободилась из под опеки церкви, ее идеи получали все большее общественное признание.

Наблюдение, сравнение и  анализ экспериментальных данных, сам  эксперимент требовали не просто своей оценки, но и оценки тех  философских систем, которые считали  научной истину, не связанную с  эмпирическим опытом.

Философы-позитивисты предприняли  попытку осмысления пути постижения истины на основе точного, экспериментального знания. Такие усилия были обусловлены  борьбой с философским и «научным»  агностицизмом. Таким образом, позитивисты  объявили себя противниками агностицизма. Например, Конт выдвинул очень привлекательную  и для ученых, и для философов  идею: «Знать — чтобы предвидеть, предвидеть — чтобы обладать силой»

Основной внешний конфликт позитивизма — борьба с метафизикой, которая манипулирует терминами, которым  ничего не соответствовало в реальности.

Два принципа науки:

• относительности всякого «позитивного» знания;

• стремление к накоплению и обобщению посредством систематизации и классификации научных фактов

Сторонники позитивизма  считали:

• общественные противоречия могут быть примирены путем соответствующего нравственного и религиозного воспитания;

• явления должны быть исследованы в отрыве от философии, без какого-либо оценочного знания – «чистый опыт»

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Жизнь и творчество Эмиля Золя.

Основоположником натурализма, безусловно, является Эмиль Золя. Однако его творчество выходит за рамки  узко понимаемой натуралистической  доктрины. Литературная, критическая  и общественная деятельность Эмиля  Золя сыграла весьма важную роль в  духовной жизни и в литературном процессе Франции. Воздействие творчества Золя в значительной степени определяет магистральную линию развития французского романа последней трети XIX в. Все прочие тенденции — и близкие ему и полярные — повествовательной прозы этого времени неизменно взаимодействуют в определенном соотношении — притяжении или отталкивании, с монументальным романическим циклом Золя, с его новаторским видением и отображением мира, с его пониманием задач искусства. Вместе с тем и сам художественный метод Золя, и его эстетические идеи отнюдь не были застывшей схемой. В творчестве Золя натуралистические принципы сложно взаимодействовали с развитием реалистической бальзаковской традиции.

Рис. 1. Эмиль Золя

Фотография. 1875 г.

Эмиль Золя родился в Париже 2 апреля 1840 года. Будущий писатель был  единственным ребенком известного гражданского инженера доктора Ф. Золя, который  построил канал в Эксе и был консультантом первой общественной железной дороги в Европе (от Будвейза до Линца). Правда, отец умер, когда мальчику было всего шесть лет, поэтому он не успел оказать на сына существенное влияние. Главным человеком для Золя всю жизнь оставалась мать.

Он получил образование  в частном колледже Д'Э, где постоянно завоевывал призы на уроках физики и рисования. Как это ни покажется странным, Эмилю даже удавалось одерживать верх в рисовании над Полем Сезанном, впоследствии знаменитым художником. Зная толк в художественном творчестве, Золя позже станет яростным защитником другого известного художника - Э. Мане - и будет выступать против официальной салонной живописи.

После окончания лицея  Золя не смог поступить в высшую школу и некоторое время служил писцом на товарных складах. Живя на окраинах Парижа, систематически недоедая, Золя по словам Мопассана, «чаще посещает ломбард, чем ресторан». В 1862 году Золя удается поступить на службу в одно из крупнейших издательств Парижа – Ашетт. Как ни мала была должность, которую исполнял Золя у Ашетт, он мог теперь пристальнее следить за событиями литературной жизни. А жизнь эта необычно пестра.

Служба Золя у издателя Ашетта давала ему возможность приобщиться к литературной жизни Парижа, познакомиться с видными писателями, почувствовать атмосферу литературных споров и поисков в искусстве. Еще недавно Золя был во власти романтических увлечений, но теперь он с огромным вниманием следит за новым литературным движением и жадно читает книги своих старших собратьев по перу. С этого времени начинается ранний период его творчества.

 Начиная с 1862 года суждения Золя о литературе отражаются в многочисленных статьях. Выступления Золя в периодике 60-х годов многолики и неравноценны. Здесь можно встретить литературно-художественные рецензии разного объёма и уровня – от краткой аннотации до развёрнутой теоретической статьи, эпизоды хроники, очерки, острые политико-публицистические статьи.

Журнально-газетное наследие Золя огромно. Сам писатель мало заботился  о том, чтобы собрать его полностью. И только в самое последнее  время публикацией и анализом лучшего из забытых статей по-настоящему занялась наука [6].

Публицистику Золя практически  не оставлял до конца своих дней, отклика ясь на все важнейшие события : войну с Пруссией, Парижскую Коммуну, выступал против клерикальной и военной реакции. Поэтому совершенно не случайно, что во врем осады Парижа он становится секретарем республиканца Александра Глес-Бизана, а позже - парламентским корреспондентом "Колокола" и "Семафора".

Со временем круг тем его  публицистики расширился : Золя писал не только литературно-критические, но и искусствоведческие статьи. Некоторые из них позже были объединены в книги. В 1866 году вышли книги статей Золя "Что ненавижу" и "Мой салон", а в следующем году - "Эдуард Мане". Однако статей было так много, что они не умещались в эти три книги, поэтому впоследствии публицистические сборники стали выходить у него регулярно. Из них наиболее известны такие книги, как "Республика шествует" (это название дано составителем книги Ж. Кайзером), "Кампания ", "Романисты-натуралисты", "Экспериментальный роман". В последние два сборника вошли и те статьи Золя , которые он в 1875-1880 годах печатал в журнале "Вестник литературы" по рекомендации И. Тургенева.

 В 1864 году Золя собрал  написанные им в разное время  рассказы и опубликовал их  под общим названием «Сказки  Нинон». Книга имела успех и стала важной творческой вехой в жизни молодого Золя. За ними последовали романы «Исповедь Клода», «Завет умершей», «Марсельские тайны».

В 1867 году Зол выпускает  новый роман - "Тереза Ракен", которым заявляет о своей приверженности новой литературной школе - натурализму. Вскоре писатель становится главой этой школы.

Начальный период творчества Золя – это целое десятилетие  исканий и упорной работы, это  талантливые произведения, может  быть и не сделавшие эпохи во французской  литературе, но высоко оцененные его  современниками.

Главный смысл эстетических исканий Золя в 1862- 1867гг. – утверждение  на позициях реализма, однако утверждение  своеобразное, позволяющее исподволь  стоить собственную оригинальную творческую программу.

После «Ругон-Маккаров» Золя создает еще две серии романов – «Три города» и «Четыре евангелия». По своей художественной и идейной ценности эти произведения во многом уступают «Ругон-Маккарам». Убежденность Золя в правоте своих положительных идеалов, вера в спасительность общественной эволюции, которая рано или поздно должна привести к торжеству справедливости, заставляют его перенести центр тяжести своих творческих усилий на проповедь и убеждение.

Информация о работе Натурализм, его социально-исторические предпосылки и философская почва. Теория натуралистического романа и ее претворение в эпическом ц