Монетаризм в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2016 в 18:27, курсовая работа

Описание работы

Внимание к монетаристской теории возросло со второй половины 70-х — начала 80-х гг. В тот период обнаружилось, что кейнсианские методы дают сбои; начался поиск новых подходов к восстановлению экономического равновесия. Если у Кейнса наиболее острой проблемой, поставленной в центр анализа, была безработица, обеспечение занятости и экономического роста, то примерно с середины 70-х гг. ситуация изменилась. Теперь на первый план выдвинулась задача регулирования инфляции.

Файлы: 1 файл

Monetarizm_kursovaya_rabota_BGEU_2.doc

— 221.00 Кб (Скачать файл)

М. Фридмен настаивает на жестком соблюдении своего «денежного правила»: без учета колебаний экономической конъюнктуры из месяца в месяц, из года в год объем денежной массы должен изменяться по введенному нормативу.

М. Фридмен рекомендовал ориентироваться на устойчивый прирост ВНП и долговременную тенденцию к замедлению скорости обращения денег.

Так, в 1974 г. западногерманский Бундесбанк объявил о введении ориентиров роста банковских резервов и наличных денег на 12-месячный период. В том же году Швейцария ввела показатель допустимого роста объема денежной массы (агрегата Ml). В 1975 г. Конгресс США обязал ФРС публиковать в печати основные макроэкономические показатели состояния финансовых рынков: агрегаты Ml, M2 и МЗ; основные процентные ставки, а также доходность по государственным облигациям (бонов) 3-, 6-месячным и 10-летним. [9, c.232-233].

В октябре 1979 года новый председатель Федеральной Резервной системы (ФРС) Пол Волькер объявил ожесточенное контрнаступление на инфляцию, названное позже «монетаристским экспериментом». В ходе радикальной перестройки деятельности ФРС было решено перенести упор с регулирования процентных ставок на политику поддержания банковских резервов и предложения средств на заблаговременно определенной траектории роста.

В итоге поднятия процентных ставок, обусловленного низкими темпами роста предложения средств, увеличение расходов, чувствительных к изменению процентных ставок, затормозилось. Как следствие, в 1979-1982 гг. hост настоящего ВВП прекратился, а уровень безработицы возрос с менее чем 6% до собственного пикового значения в 10,5% в конце 1982 года. Темпы инфляции резко упали.

За США последовали Великобритания, Франция и другие европейские страны.

Для стран-членов Европейского Экономического Сообщества были приняты параметры: прирост объема денежной массы (не более 5—8% в год), изменение валютного курса (не более 5—6% в год).[9, c.248]

В начале 80-х гг. экономический спад вновь настиг США. Сами же монетаристы полагают, что бюрократический аппарат ФРС никогда всерьез не желал переломить старые традиции, ревностно охранял свои права и привилегии. Пойти на жесткое ограничение эмиссии в конце 70-х гг. их заставило только отчаянное состояние доллара и требования Международного Валютного Фонда.

До 60-х годов проблема взаимосвязи уровня производства и цен в явном виде практически не ставилась. Ликвидировать этот пробел и попытались монетаристы, используя кривую Филлипса

С помощью гипотезы о сдвигающейся кривой Филлипса Фридмен хотел показать возможность отклонения величины безработицы от естественного уровня и одновременно продемонстрировать временный характер такой ситуации. Эта гипотеза давала ему также возможность объяснить одновременное существование инфляции и безработицы. Он опирался на два положения: об естественном уровне занятости (безработицы), который не зависит от проводимой денежной политики (от изменения массы денег), и об адаптивном характере ожиданий.

Исходным в рассуждениях Фридмена явился тезис о том, что предложение рабочей силы зависит от уровня реальной заработной платы и ожидаемого уровня цен. Если люди правильно оценивают динамику цен, то независимо от того, каков абсолютный уровень цен, экономика достигает одного и того же уровня производства и занятости — естественного. Отклонения от этого состояния являются результатом ошибок в прогнозах, которые неизбежны при адаптивных ожиданиях. Однако в долгосрочном плане адаптивные ожидания правильно отражают действительную динамику соответствующей переменной, поэтому экономика приходит в состояние, характеризующееся естественным уровнем безработицы.

Монетаристы полагали, что в условиях ускоренного роста цен безработица скорее недостаточна, чем избыточна, но в ней есть элементы «вынужденности», возникающие из-за действия внешних факторов, препятствующих формированию у людей правильных представлений о ситуации. К таким факторам относится, например, политика профсоюзов.

Более широкий подход к проблеме «естественного» уровня безработицы свидетельствует о некоторой модификации представлений монетаристов о взаимодействии реальных и денежных процессов. Наиболее интересна в этом отношении позиция английского экономиста Д. Лейдлера (неортодокальный монетаризм), опубликовавшего в 1980 г. работу «Монетаристский подход»[5].

В этой книге была представлена монетаристская модель с адаптивными ожиданиями и в целом подтверждены выводы Фридмена.

Но, учитывая критику в адрес монетаристов и накопленные эмпирические данные, автор предложил более сложную схему механизма трансмиссии и, в частности, рассматривал изменение структуры портфеля активов в ответ на рост денежной массы, а также поставил вопрос о соотношении макро- и микроподходов применительно к данной проблеме и попытался дать микроэкономическую интерпретацию механизма трансмиссии. Кроме того, он предложил выделить в естественном уровне безработицы структурный и фрикционный компоненты.

Дальнейшее развитие гипотезы о «естественной» норме безработицы и разработка проблемы ожиданий и их роли в экономике связаны с «новой классикой», которая считается особой ветвью монетаризма.

Как теоретическая концепция монетаризм исходит из неизменности институциональной основы экономики, что нашло свое отражение в предпосылках модели номинального дохода. Что же касается ее практического предложения — борьбы с инфляцией с помощью ограничения роста денежной массы, — то соответствующие рекомендации привлекательны, прежде всего, своей простотой. Последнее особенно важно в ситуации, когда невозможно предвидеть и описать структуру взаимодействия денежных и реальных процессов.

Концепции монетаризма были приняты на вооружение международными экономическими организациями - Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) и Международным Валютным Фондом (МВФ). Последний перешел в расчетах и экономических сопоставлениях стран и регионов с использования официальных валютных курсов на предложенный М. Фридменом "естественный" обменный курс. Сотрудничая с национальными специалистами, эксперты монетаризма разрабатывают проекты выведения стран из кризиса (например, Джеффри Сакс — один из авторов "шоковой терапии" для Польши).

Принципы монетаристской теории легли в основу построения новой глобальной модели мировой экономики с плавающим курсом обмена валют. Концепт об определяющей роли в экономике денежной массы прямо соотносился с закрепленной Кингстонской системой утратой стоимостной природы денег. Хронология «победного шествия» монетаризма такова: 1974–1975 гг. — мировой экономический кризис; 1976 г. — присуждение М. Фридмену Нобелевской премии «за разработку монетарной теории»; 1978 г. — принятие Ямайского (Кингстонского) соглашения оплавающем курсе обмена валют; 1981 г. — начало реализации монетаристского экономического курса в США, получившего наименование «рейганомика»; середина 1980-х гг. — принятие монетаристской рецептуры, поддерживаемой Международным валютным фондом (МВФ) и Международным Банком Реконструкции и Развития (МБРР) в ряде развитых и развивающихся государств; 1990 г. — введение Дж. Вильямсом в оборот понятия «Вашингтонский консенсус» как концентрированной ортодоксии монетаризма; начало 1990-х гг. — проведение базирующейся на монетаризме политики «шоковой терапии» в постсоциалистической группе стран. [15]

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Возможности реализации монетаризма в современной экономике

2.1 Мировая практика монетаризма

Широкое применение монетаристских идей началось в конце 70-х гг. ХХ в. Толчком послужили системные кризисы 1969–1971 и 1974–1975 гг. ( в том числе и нефтяные кризисы 1973-1974 гг. и 1978-1979 гг.).

Монетаризм был взят на вооружение международными экономическими организациями, прежде всего – МВФ.

Идеи монетаризма стали восприниматься Центральными банками, причем, сначала западноевропейскими, министерствами, правительствами.

Наиболее яркими примерами перехода к монетаризму являются реформы в Великобритании и США

         Британская версия монетаризма нашла свое выражение в политике М. Тэтчер, которая проводилась в период 1979 по 1990 гг. Были произведены: дерегулирование частного сектора экономики; приватизация коммерческих организаций, контролируемых государством и местными органами власти; сокращения государственных расходов на социальное обеспечение и другие статьи того же порядка и т. д. Такой комплекс монетаристских мер получил название «тэтчеризм». Поощрялось частное предпринимательство, продвигались идеи свободного рынка. [4, с. 49]

    Среднесрочный фискальный план, разработанный для того, чтобы достигнуть постепенного снижения налоговых ставок, устойчивого сокращения роста денежной массы и отказа от использования директив относительно валютного курса, цен и заработной платы, представлял собой основу макроэкономических реформ Маргарет Тэтчер. Эти реформы вызвали возобновление роста и доверия. В 1980-х годах, впервые за многие десятилетия, британская экономика опередила большинство индустриальных стран по темпам роста. Не все британские реформы были результатом монетаристских рецептов, но переход к правилам или среднесрочным стратегиям и снижение темпов роста денежной массы и инфляции были ключевыми элементами этой политики.

Также монетаристские реформы были положены в основу экономической политики США 1981-1988 гг., когда у власти находилось правительство Р. Рейгана. Сам курс реформ получил название "рейганомики". Такая политика включала в себя четыре основных направления:

1. Снижение государственного  вмешательства в экономику за  счет замораживания и сокращения расходов на социальные программы и программы поддержания уровня жизни. Расходы на оборону были значительно увеличены.

  2. Значительное сокращение масштабов государственного регулирования частного предпринимательства.

  3. Поощрение Федеральной  резервной системой удерживания темпа роста денежной массы на уровне, который рассматривался бы как неинфляционный, хотя и достаточный для обеспечения экономического роста.

4. Начиная с 1981 г., сокращение  ставки личного подоходного налога  и налога на прибыль корпораций.

 Благодаря курсу реформ  правительству США удалось преодолеть  экономический кризис. [5, с. 37]

В копилке монетаризма — преодоление депрессии и структурные преобразования в ряде развивающихся стран Латинской Америки, денежное оздоровление Израиля, модернизация рыночных экономик стран Юго-Восточной Азии, Восточной Европы. В Венгрии, Чехии, Польше были созданы стартовые условия для экономического соревнования.

После конференции 1975 г. чилийское правительство приняло Программу экономического возрождения (ПЭВ). Первой фазой "шоковой терапии" стало сокращение денежной массы и правительственных расходов, что успешно снизило инфляцию до приемлемой величины. Однако эти меры вызвали рост безработицы с 9,1 до 18,7% за год. Производство упало на 12,9%. Но  к середине 1976 г. экономика начала выздоравливать, и с 1976 по 1981 годы было достигнуто то, что было названо "экономическим чудом". В это время экономика росла на 6,6% в год (экономика США обычно растет на 2,5 процента в год). Монетаристы отменили почти все ограничения на прямые инвестиции из-за рубежа, создав пакет гарантий для зарубежных инвесторов с благоприятными условиями. МВФ предложил Чили займы, чтобы помочь справиться с отчаянным положением. В 1984 году после получения займов МВФ чилийская экономика начала поправляться. Снова был зарегистрирован исключительно быстрый рост, в среднем 7,7% в год. [11]

В Аргентине применялась схема, согласно которой главным регулятором макроэкономической политики стал жесткий механизм привязки денежной эмиссии к приросту валютных резервов, получила название "валютного управления". Помимо этого, правительство отказалось от государственного регулирования экономики, взяло курс на полную либерализацию внешней торговли и сделало ставку на привлечение иностранных инвестиций и кредитов. Такая схема одно время стабилизировала экономику страны, сделав аргентинский рынок привлекательным для иностранных инвесторов.[11]

Связь межу ростом количества денег и инфляцией является свидетельством одного из принципиальных положений монетаризма: устойчивый рост денежной массы, превышающий рост объема выпуска, порождает инфляцию; для того чтобы положить конец инфляции и произвести дефляцию, необходимо обеспечить условия, при которых рост денежной массы будет ниже роста объема выпуска. Инфляция будет сохраняться, если темпы роста денежной массы будут намного превосходить темпы выпуска. Пресечение инфляции требует постоянного ограничения денежной массы. Такие разные страны как Чили, Израиль, Бразилия, Аргентина, Италия, Япония, Турция и США  в различные периоды своей истории усиливали или пресекали инфляцию увеличивая или замедляя темпы роста денежной массы. В некоторых странах изменения в темпах роста денежной массы и темпах инфляции доходили до сотен и тысяч процентных пунктов. В других странах эти значения были скромнее. В таких страны как Польша, Аргентина, Югославия и Бразилия, где отчетные годовые темпы инфляции составляли более 1000%, имел место рост денежной массы свыше 2000% в Югославии и более 4000% в Аргентине в 1989 г.[11]

Как утверждает монетаристская теория, устойчивая инфляция способствует обесценению, а дефляция способствует повышению ценности валют.

При росте инфляции часто имеет место временное увеличение выпуска сверх его трендового уровня. Снижение инфляции имеет противоположный эффект: происходит сокращение выпуска или замедление темпов его роста ниже трендового уровня. Эти временные изменения в темпах роста выпуска являются иллюстрацией третьего положения монетаризма: вначале изменение денежной массы воздействует на объем выпуска; затем оно влияет на темпы инфляции. Одновременное замедление темпов роста денежной массы в большинстве индустриальных стран в начале 1980-х годов вызвало значительное сокращение объемов выпуска во многих из них. Продолжительность и глубина спада в разных странах были различными. В США имело место резкое сокращение реального выпуска: в 1982 г. он сократился на 2,5%, а уровень безработицы превысил 10%. В Германии и большинстве европейских стран спад производства был более длительным. Во Франции и Италии уровень безработицы непрерывно возрастал с 1981 по 1986 гг. и достиг 10-11% к концу периода, тогда как в Германии в 1985 г. уровень безработицы дошел до 9%. В Японии произошел незначительный спад объемов выпуска. [2]

Информация о работе Монетаризм в современной экономике