Анализ и перспективы применения наказаний за правонарушения в области обеспечения и охраны недр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2015 в 08:37, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Согласно Конституции Республики Казахстан земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности.[1]
По оценке ученых ведущих стран мира Казахстан занимает шестое место в мире по запасам природных ресурсов. С обретением Республикой Казахстан суверенитета и становлением рыночных отношений возникла необходимость в выработке принципиально новой политики использования высокого потенциала минерально-сырьевого комплекса.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОХРАНЫ НЕДР 6
1.1 Недра как объект права 6
1.2 Анализ законодательства о недрах и недропользовании
1.3 Права и обязанности недропользователя в области охраны недр и недропользования 12
24


2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОХРАНЫ НЕДР В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 27
2.1 Правовое регулирование обеспечения охраны недр в Республике Казахстан 27
2.2 Мониторинг и консервация недр как правовая основа обеспечения охраны недр 32

3 СOВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКАНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 38
3.1 Систематизация законодательства о недрах и недропользовании 42
3.2 Анализ и перспективы применения наказаний за правонарушения в области обеспечения и охраны недр

54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61

Файлы: 1 файл

правовое регулирование обеспечения охраны недр в РК.doc

— 446.00 Кб (Скачать файл)

- отказ от исполнения контракта  в одностороннем порядке (п.8 ст.72).

При этом реализация таких прав недропользователем возможна только по основаниям, установленным в контракте.

Возобновление действия контракта. Теперь в соответствии с Законом компетентный орган вправе во внесудебном порядке возобновить действие ранее прекращенного по его инициативе контракта в случаях (п.1 ст.73):

установления факта принятия решения о прекращении действия контракта на основании недостоверных данных, которые значительно повлияли на принятие решения о прекращении действия контракта, в том числе, если на дату принятия решения о прекращении действия контракта у недропользователя по уважительным причинам отсутствовали документы, подтверждающие выполнение контрактных обязательств;

установления и подтверждения не зависящих от воли недропользователя причин, вследствие которых произошло неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по контракту, в том числе действие непреодолимой силы, оказавших непосредственное влияние на неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по контракту.

Признание контракта недействительным. Законом упрощены и расширены ранее существовавшие основания для признания контракта недействительным.

Как и ранее, основанием для признания контракта недействительным является предоставление компетентному органу заведомо недостоверной информации, оказавшей влияние на его решение заключить контракт с данным лицом. Однако теперь не требуется установление в судебном порядке факта предоставления заведомо недостоверной информации.

Также для признания контракта недействительным, теперь достаточно признания конкурса на предоставление права недропользования недействительным и не требуется (как ранее) установления в судебном порядке факта сговора между должностными лицами с выигравшим претендентом на получение права недропользования с целью предоставления ему незаконных преимуществ перед другими претендентами, либерализации условий и снижения размера платежей в бюджет.

Новым основанием для признания контракта недействительным является отсутствие в контракте обязательных условий, установленных Законом.

Также в Законе дается неограниченная ссылка на иные основания признания контракта недействительным, предусмотренные законами РК.

Разрешение споров.

В соответствии с Законом, если споры, связанные с исполнением, изменением или прекращением контракта не могут быть разрешены путем переговоров, то стороны вправе разрешать споры в соответствии с законами РК и международными договорами, ратифицированными РК (ст.128). Таким образом, разрешение споров в международных арбитражах не запрещено при соблюдении соответствующих условий, что является важным фактором для иностранных инвесторов.

В заключении отметим, что содержание права государственной и других форм собственности на землю и иные природные объекты выражается в трех правомочиях: праве владения, пользования и распоряжения. Владение, пользование и распоряжение природными объектами как правомочия собственности осуществляется собственником с учетом не только природных объектов, но и всей экологической системы, поскольку прямо или косвенно экосистема страны находится в сфере отношений государственной и иных форм собственности на природные объекты.

Важнейшими моментами в освещении вопроса права собственности на недра считаем выделить следующие: определение субъекта права собственности на недра, его взаимодействие с другими субъектами отношений недропользования, определение субъектов, уполномоченных на управление теми или иными участками недр. Таким образом, право государственной собственности на недра предполагает ответ на вопросы, кому принадлежит юридическая власть на участки недр и как она реализуется.

Относительно определения и содержания права собственности на недра, можно сделать довольно противоречивые и недостаточно определенные предположения об институте права собственности на недра. Но, несомненно, можно привести и положения, не вызывающие сомнений:

Недра находятся исключительно в государственной собственности.

Субъектом права собственности на недра как в пределах, так и за пределами государственной границы (в морской исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе) является Республика Казахстан.

Владение, пользование и распоряжение недрами осуществляется в интересах всего населения Республики Казахстан.

Владение, пользование и распоряжение недрами осуществляется собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает законных интересов иных лиц.

Естественно, право государственной собственности на недра не имеет абсолютного характера.

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Республика Казахстан, как собственник недр не может осуществлять свои правомочия по своему усмотрению в ущерб другим государствам, поскольку они связаны рядом международных обязательств в сфере охраны окружающей среды и т.д.

Из положений конституционного и гражданского законодательства можно сделать важный для целей нашего исследования вывод, что собственник недр, при свободной реализации своих правомочий, то есть владении, пользовании и распоряжении недрами не должны нарушать прав и законных интересов участников предпринимательской деятельности в сфере недропользования, и в частности иностранных инвесторов. Таким образом, это способствует установлению равенства субъектов гражданско-правовых отношений, что является основным методом регулирования общественных отношений в гражданском праве.

В соответсвии с пунктом 3 статьи 62 Закона Республики Казахстан «О недрах и недропользовании» проект контракта на недропользование подлежит правовой, экологической, экономической экспертизам. Подготовленный проект Контракта АО «НК «СПК «Оңтүстік» получил отрицательное экспертное заключение от Комитета экологического регулирования и контроля Министерства охраны окружающей среды в связи с тем, что контрактная территория расположена в охранных зонах Аксу-Жабаглинского государственного природного заповедника и Сайрам-Угамского государственного национального природного парка. При этом в соответствии с подпунктом 5) пункта 1 статьи 43 и подпунктом 2) пункта 1 статьи 48 Закона Республики Казахстан «Об особо охраняемых природных территориях» в охранных зонах государственных национальных природных парков и государственных природных заповедников добыча полезных ископаемых запрещается.

Согласно Протоколу совещания по обсуждению вопроса, касающегося месторождения Ирису в Южно-Казахстанской области от 08 октября 2010 года Департаменту недропользования Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан было поручено подготовить проект письма в Министерство юстиции с просьбой провести экспертизу по вопросу: находится ли данная разработка месторождения подземным способом на глубине от 280 до 600 метров от поверхности земли в природоохранной зоне.

В данном случае необходимо определиться  с соотношением понятий «недра» и «земельный участок».

Охранные зоны государственных природных заповедников и государственных национальных природных парков устанавливаются непосредственно на земельном участке, как на части земли, которая законодательством определяется в качестве территориального пространства, природного ресурса (подпункт 7) статьи 12 Земельного кодекса), то есть природного ресурса, характеризующегося пространством.

В настоящее время характерно отделение земли как объекта правоотношений от недр. Так, согласно подпункту 12) статьи 1 Закона Республики Казахстан «О недрах и недропользовании» недра представляют собой часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя либо с выходами полезных ископаемых на поверхность, а при отсутствии почвенного слоя – ниже земной поверхности и дна морей, озер, рек и других водоемов, простирающаяся до глубин, доступных для проведения операций по недропользованию с учетом научно-технического прогресса. В данном случае следует обратить внимание, что недра располагаются ниже почвенного слоя и ниже земной поверхности.

Таким образом, особенность категории «земля», как объекта правового регулирования заключается в том, что в широком понимании она представляет собой все природные ресурсы в целом. При этом в узком понимании, земля (земельный участок) является объектом права собственности и соотносится с другими природными объектами (лесами, недрами, водами), как составная часть окружающей среды. Следовательно, в зависимости от применимого толкования понятие земля может вбирать в себя категорию недра, либо исключать ее из своего содержания.

 

3.2  Анализ и перспективы  применения  наказаний  за правонарушения  в области обеспечения и охраны  недр

 

В ранее действовавшем Кодексе Республики Казахстан о недрах и переработке минерального сырья предусматривались ссылки на такие виды ответственности, как уголовная, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная и материальная. В действующем же законе имеется отсылочная статья, по которой лица, виновные в нарушении законодательства Республики Казахстан о недрах и недропользовании, несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан, т.е. вопросы назначения ответственности за нарушение законодательства о недрах регламентируются специальным законодательством.

Гражданско-правовая ответственность – это один из видов ответственности, который способен оказать наибольшее влияние на эффективность пользования недрами в современных условиях.

Данный вид ответственности в основном выступает в форме возмещения убытков и уплаты неустойки.

Говоря о гражданско-правовой ответственности, нужно отметить, что в литературе это понятие иногда смешивается с понятием материальной ответственности, с учетом того, что и в том и в другом случае речь идет о возмещении причиненного материального вреда. Но это неправильный вывод, так как гражданская ответственность наступает по нормам гражданского законодательства, в то время как материальная ответственность – по нормам трудового законодательства.

В современных условиях незаслуженно недооцениваются важность и значимость материальной ответственности как средства обеспечения рационального и комплексного использования недр. В условиях рынка материальная ответственность рабочих и служащих, так же как и дисциплинарная ответственность, могут оказаться гораздо более эффективными, чем другие виды юридической ответственности.

Дисциплинарная ответственность рабочих и служащих наступает только при совершении работником дисциплинарного проступка и носит сугубо индивидуальный характер.

Дисциплинарная ответственность в сфере недропользования предполагает совершение дисциплинарного проступка в области отношений по пользованию и охране недр. В качестве дисциплинарного проступка следует признать неисполнение или ненадлежащее исполнение работниками своих трудовых функций и обязанностей по рациональному и комплексному использованию и охране недр.

В вопросах дисциплинарной ответственности проблемных вопросов не возникало, за исключением случаев, когда должностными инструкциями прямо не закреплена обязанность лица по охране и рациональному использованию недр либо должностные инструкции отсутствуют. В такой ситуации на практике ответственность лежит непосредственно на руководителях подразделений предприятия, курирующих вопросы

Кроме добычи углеводородного сырья предприятие осуществляет операции по совмещенной разведке и добыче глинистых пород, также осуществляется добыча общераспространённых полезных ископаемых.

При этом не выполняются условия контрактов в части разработки ОВОС при разведке и добыче полезных ископаемых, в 2005 году разработка месторождений ОПИ осуществлялась без согласованного технического проекта разработки и ежегодного плана развития горных работ, не уплачены роялти (налог на недропользование) от добычи глинисты

Важную роль в обеспечении эффективности пользования недрами призвана сыграть административная ответственность. По общепринятому мнению, административная ответственность наступает за совершение административного правонарушения, то есть противоправного, виновного (умышленного или неосторожного) деяния (действия или бездействия), посягающего на государственный, общественный строй, на собственность, на жизнь и здоровье граждан.

Административная ответственность в области природопользования призвана пресечь действия, наносящие вред природе при их возникновении, то есть на той стадии, когда неправомерная деятельность не переросла в уголовно наказуемое деяние и не нанесла обществу (природе) ущерб, предполагающий более жесткие меры реагирования.

В Кодексе Республики Казахстан об административных правонарушениях от 30 января 2001 года (КоАП РК) закреплены 17 административных правонарушений в области использования и охраны недр.

В частности, проведение работ по геологическому изучению недр без заключения контракта; нарушение права геологического изучения недр; нарушение правил размещения отходов производства и потребления, сброса сточных вод; нарушение правил при разработке проектов организаций по добыче и переработке минерального сырья; нарушение экологических норм и правил при использовании недр и переработке минерального сырья; нарушение правил по рациональному и комплексному использованию полезных ископаемых и другие.

Рассмотрение всех 17 статей входит в компетенцию уполномоченного органа в сфере охраны и рационального использования недр.

Имеется ещё одна статья кодекса, связанная с недропользованием и применяемая на практике, – это ст. 122 КоАПК РК, рассмотрение которой также входит в компетенцию вышеуказанного органа и предусматривает ответственность за нарушение права собственности на недра.

Судебная практика по вышеуказанным статьям отсутствует, так как обжалований постановлений государственных органов не имело место.

В обеспечение рационального и комплексного использования недр национальными и иностранными инвесторами немаловажное значение имеет уголовная ответственность.

Информация о работе Анализ и перспективы применения наказаний за правонарушения в области обеспечения и охраны недр