Журналистика СССР в 1946-1965 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 17:49, доклад

Описание работы

Постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) О журналах "Звезда" и "Ленинград"
14 августа 1946 г.:
ЦК ВКП(б) отмечает, что издающиеся в Ленинграде литературно-художественные журналы "Звезда" и "Ленинград" ведутся совершенно неудовлетворительно.
В журнале "Звезда" за последнее время, наряду со
значительными и удачными произведениями советских писателей,
появилось много безыдейных, идеологически вредных произведений.
Грубой ошибкой "Звезды" является предоставление литературной
трибуны писателю Зощенко, произведения которого чужды советской
литературе.

Файлы: 1 файл

Zhurnalistika_Sssr_V_1946-1965.doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)

      После  ввода советских войск в Чехословакию  и подавления «пражской весны»  в августе 1968 года в Советском  Союзе вновь подняла голову  реакция, усилился цензурный пресс  – и с каждым днем становилось  все более ясно, что журналу в этих условиях не выжить. Еще в июне того же года было принято решение секретариата ЦК КПСС о смещении Твардовского с занимаемого поста, но по каким-то причинам выполнение его было временно отложено. В советской прессе началась разнузданная кампания травли «Нового мира», которую возглавили журнал «Огонек» и газета «Социалистическая индустрия». Так, в «Огоньке» летом 1969 года появилось «письмо одиннадцати», которое представляло собой резкий и обличительный ответ на статью в «Новом мире» публициста Александра Дементьева «О традициях и народности». В этой статье автор  нанес ощутимый удар великодержавному русскому национализму и сталинистам из журналов «Молодая гвардия» и «Наш современник», которые были ярыми поборниками государственной патриотической идеологии. Тогда же  в газете   «Социалистическая индустрия» появилось «Открытое письмо  главному редактору «Нового мира» тов. Твардовскому А.Т.», за подписью некоего мифического токаря, Героя Социалистического Труда Ивана Захарова. В этом письме традиционно вымышленный «глас народа» писал по поводу опубликованных в журнале статей писателя Андрея Синявского: «Именно на страницах «Нового мира» печатал свои      «критические» статейки А.Синявский, чередуя их с зарубежными публикациями антисоветских пасквилей». Ожесточенную борьбу с журналом вел Главлит, систематически не допускавший к печати самые интересные и острые материалы.

     В 1967-1969 годах Александр Твардовский  работал над своей последней  поэмой «По праву памяти». В  ней отразились пафос  бескомпромиссной правды о времени сталинизма, о трагической противоречивости духовного мира советского человека в те годы, правда о судьбе его отца, ставшего жертвой «всеобщей коллективизации» и сосланного в Сибирь. Поэма, естественно, цензурой была запрещена к печати и увидела свет лишь через 18 лет. Понимая, что рассказать всю  горькую  правду о прошлом ему не дадут, поэт прекратил работу над поэмой. И последние годы жизни посвятил лирической поэзии. Однако и в ней чувствуется, что он намеренно уходит от когда-то любимой им социальной тематики и не пишет о том, что его по-прежнему волнует – только потому, что его мысли все равно не дойдут до читателя. Твардовский понимал, что не в состоянии что-либо изменить в этом мире и постепенно все больше ощущает свою ненужность.

     О травле  журнала «Новый мир» говорит  и тот факт,что подписка на  него в те годы неизменно  ограничивалась, а на родине Брежнева, в Днепропетровской области была  вообще запрещена. В последние  два года редакторской деятельности  Твардовского тираж журнала был чрезвычайно малым – всего 271 тысяча экземпляров, а в это же время другие, более послушные журналы имели миллионные тиражи. Поскольку формально Твардовского руководство Союза писателей СССР все-таки не решалось, то последней мерой давления на него было   задумано  снятие некоторых членов редколлегии  и назначение на эти должности людей, враждебно относившихся к Твардовскому . И 9 февраля 1970 года  постановлением секретариата Союза писателей СССР были выведены из редколлегии «Нового мира» несколько наиболее преданных Твардовскому журналистов , наиболее близких ему по духу, с которыми он много лет делал журнал. А через 3 дня и сам Александр Твардовский подал заявление об уходе и вместе с ним ушли и другие сотрудники журнала. Как выяснилось, для Твардовского журнал означал  жизнь – в буквальном смысле слова. После разгрома «Нового мира» он прожил совсем недолго. Как писал впоследствии Александр Солженицывн: «Есть много способов убить поэта. Для Твардовского было избрано: отнять его детище, его страсть – его журнал».

 

 

 

  1. Основные темы официальной прессы 1953-1965 гг.

С 15 до 20 декабря 1954 г. «Правда» и другие газеты рассказывали о том, что в ленинградском окружном Доме офицеров, где ранее проходил суд над «центральной группой» по «ленинградскому делу», на скамье подсудимых оказались бывшие руководящие работники Министерства госбезопасности СССР Абакумов, Леонов, Лихачев, Комаров, Чернов, Броверман. За тяжкие преступления перед народом Абакумов, Леонов, Комаров, Лихачев были приговорены к высшей мере наказания.

Печать сообщала и  о других процессах над лицами, виновными в злостных нарушениях законности.

В 1953–1955 гг. были пересмотрены основные политические «дела» послевоенного  времени, связанные с незаконными  репрессиями сталинского режима. Однако на пересмотр политических процессов 30-х гг. Н. Хрущев не решался. Вместе с тем в отдельных, персональных случаях реабилитация коснулась и осужденных по политическим процессам 30-х гг.: Косиора, Чубаря, Постышева, Рудзутака, Косарева, Гамарника, Эйхе и др. Но позиция советской журналистики, официальной пропаганды оставалась неизменной. Они по-прежнему сохраняли миф о вожде народов, великом продолжателе дела Ленина. В декабре 1954 г. отмечалось 75-летие И. Сталина. Многие газеты к этой дате открыли специальные рубрики, под которыми появились статьи: «И.В. Сталин – выдающийся теоретик марксизма», «Сталин – великий продолжатель дела Ленина» и др.

Создавалась крайне противоречивая ситуация не только в общественной жизни. В радикальных переменах  нуждалась экономика. В августе 1953 г. наметились новые направления экономической политики государства. Предлагалось на базе достигнутых успехов в развитии тяжелой индустрии организовать значительное увеличение производства товаров народного потребления, обратить особое внимание на сельское хозяйство, с тем чтобы вывести его из затяжного кризиса[15]. Предусматривалось с 1954 г. снизить сельхозналог в 2,5 раза, списать недоимки по сельхозналогу за прошлые годы, увеличить приусадебные хозяйства колхозников и т.д. Провозглашенные комплексные меры для улучшения положения дел в сельском хозяйстве имели большой политический резонанс. Об этом убедительно свидетельствовала редакционная почта центральных и местных газет, особенно «Правды», «Известий», «Социалистического земледелия».

Осенью 1953 г. по инициативе Н. Хрущева, занявшего к тому времени пост первого секретаря ЦК КПСС, были приняты меры по оказанию материально-технической помощи сельскому хозяйству и усилению материальной заинтересованности колхозов и колхозников в результатах своего труда.

В течение весны, лета и осени 1953 г. на страницах «Правды», «Социалистического земледелия» и  других газет шло обсуждение назревших  проблем сельскохозяйственного  производства.

Появление в «Правде» и журнале «Новый мир» острых публицистических выступлений В. Овечкина явилось началом нового этапа глубокого и правдивого отображения колхозной жизни. Овечкин первым из публицистов заговорил о наболевших вопросах колхозной деревни, в частности о вреде партийного руководства сельским хозяйством, подменявшего руководителей хозяйств и специалистов. Очерки Овечкина «Районные будни», «В том же районе», «Борзов и Мартынов», «На переднем крае», «Своими руками», «Два костра» обратили на себя внимание не только высоким мастерством, но главное – показом жизни без всякого затушевывания недостатков[16].

С большим интересом  встретила читательская аудитория  и очерк А. Калинина «На среднем  уровне», опубликованный в «Правде» и раскрывавший инертность и склонность к перестраховке руководителей  районного масштаба.

«Комсомольская правда» в течение полугода публиковала серию целевых полос, посвященных молодым целинникам – участникам патриотического движения молодежи за освоение целины. В ноябре 1954 г. «Правда» поместила очерк И. Шухова «Покорители целины». Его герои – «люди одной судьбы», которые в близких к фронтовой жизни условиях «перешли... в развернутое наступление на целину во всех 93 новых зерновых совхозах Казахстана».

Газеты печатали письма новоселов, рассказывали об их трудовом порыве, о трудностях освоения целины. Практически во всех центральных газетах и изданиях районов освоения целинных земель стали постоянными такие рубрики и подборки: «Письма новоселов», «На целинных землях» и др. И снова пресса обошла стороной вопросы экологии.

В период освоения целины возродились многие формы массовой работы редакций газет 30-х гг., и в первую очередь выездные редакции. Они выпускали не только представляемую ими газету на целине: «”Комсомольская правда” на целине», «”Правда” на целине» и т.д. Выездные редакции газет республик Средней Азии и Казахстана готовили обменные полосы и объединенные номера. В 1958–1959 гг. регулярно стали выходить целевые номера с единой целинной проблематикой. Они создавались творческими усилиями редакций пяти республиканских газет: «Казахстанской правды», «Правды Востока», «Советской Киргизии», «Туркменской искры», «Коммуниста Таджикистана».

6 марта 1953 г. газета  сообщила о смерти Сталина,  многозначительно подчеркивая: «Корабль  потерял ход. С исчезновением  Сталина возрастают шансы скорого  падения режима». Спустя несколько дней газета опубликовала передовую «”Умер Сталин”, главный акцент в которой сделан не на возможных в СССР переменах», а на личности Сталина, «величайшего преступника, жертвы которого исчисляются миллионами».

В "Русской мысли" были постоянные рубрики и отделы: «Обзоры советской прессы», «Что происходит в России», «Международная неделя», «Литература и искусство», «Театр и музыка» и др.

 

6.Развитие  телевещания в СССР, первые телепередачи

 

К началу 50-х гг. заметно  возросла роль телевидения в системе средств массовой информации страны. Так, во второй половине 1949 г. Московский телевизионный центр стал работать на новой аппаратуре. Речь идет о вводе в действие 29 июня 1949 г. передвижной телевизионной станции (ПТС), с помощью которой была осуществлена первая в СССР внестудийная передача – репортаж с футбольного матча на стадионе «Динамо».

Переход на новое оборудование, новые возможности, связанные с  использованием ПТС, расширили телевизионную  аудиторию.

22 марта 1951 г. Совет  Министров СССР принял постановление об организации ежедневных телевизионных передач из Москвы. Для успешного решения задач, вставших перед телевидением, летом 1954 г. в Центральной студии телевидения были созданы редакции (отделы) по образцу радио и газет – промышленности, сельского хозяйства, науки, пропаганды, спорта. В новые редакции пришли работать – впервые в истории телевидения – журналисты. Им надлежало овладеть мастерством аудиовизуального отображения действительности. Это было время повседневной учебы, неустанных творческих поисков, связанных с формированием документального телевидения.

Первые достижения не заставили себя ждать. В ноябре 1954 г. был передан в эфир первый телевизионный  очерк известного публициста Евг. Рябчикова. Очерк рассказывал о строительстве  электростанции на Ангаре. Передача состояла из монтажа кинокадров, макетов, схем, фотографий и других документальных материалов, показ которых был объединен в единое целое выступлением автора перед камерой и его же закадрового комментария. Евг. Рябчиков с той поры стал автором и комментатором многих телевизионных передач.

Первый репортаж с  предприятия был передан по телевидению  в январе 1955 г. Это был прямой эфир с московской кондитерской фабрики  «Красный Октябрь». С тех пор событийный репортаж все чаще появлялся на телевидении. А через год-два он стал неотъемлемой частью программ Центрального телевидения.

С января 1955 г. ежедневным стало московское, а с октября 1956 г. – ленинградское  телевидение. Вступила в строй действующих  Свердловская студия телевидения. К  середине 50-х гг. наметилась тенденция к росту числа телевизионных журналов, несших в себе оперативную информацию. В 1956 г. на Московской студии телевидения была создана редакция «Последних известий».

      Бурный рост передающей  и приемной телевизионной сети  начался в середине 50-х годов. Если в 1953 г. работали только три телевизионных центра, то в 1960 уже действовали 100 мощных телевизионных станций и 170 ретрансляционных станций малой мощности.

      Прием цветного  телевидения производился на  телевизоры «Радуга» с вращающимся светофильтром. Однако такая система требовала значительного расширения спектра видеочастот и была не совместима с существовавшей системой черно-белого телевидения. В 1956 г. в лаборатории Ленинградского электротехнического института связи им. М. А. Бонч-Бруевича разработали и изготовили под руководством П. В. Шмакова установку цветного телевидения с одновременной передачей цветов.

    В течение ряда лет  в Советском Союзе и в других  странах проводились испытания  различных систем цветного телевидения. В марте 1965 г. было подписано соглашение между СССР и Францией о сотрудничестве в области цветного телевидения на основе системы СЕКАМ. 26 июня 1966 г. было принято решение избрать для внедрения в Советском Союзе совместную советско-французскую систему цветного телевидения СЕКАМ-111. Первые передачи по совместной советско-французской системе начались в Москве с 1 октября 1967 г., к этому же времени был приурочен выпуск первой партии цветных телевизоров.

       В  день 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции (7 ноября 1967 г.) состоялась первая цветная телевизионная передача с Красной площади парада и демонстрации трудящихся. Внедрение цветного телевидения открыло широкую возможность для повышения качества передач и позволило значительно повысить эмоциональность восприятия телевизионных передач и увидеть изображения в естественных красках.

      В 1960 г. состоялась  первая передача цветного телевидения  в Ленинграде с опытной станции  Ленинградского электротехнического  института связи. В это же время для приема передач цветного телевидения были изготовлены опытные телевизоры.

      Первый обмен передачами  между Москвой и Ленинградом,  Ленинградом и Киевом по кабельным  линиям был проведен 31 декабря  1960 года. В 1964 г. были начаты  передачи по международной радиорелейной линии Киев – Бухарест – София и по международной кабельной магистрали Москва – Львов – Катонице – Прага – Берлин.

      С 1950 года по 1970  в СССР было построено свыше  270 мощных телевизионных станций  и телецентров, около 900 телевизионных трансляторов малой мощности, создана разветвленная сеть кабельных и радиорелейных линий для передачи программ междугороднего и международного телевидения.

Информация о работе Журналистика СССР в 1946-1965 гг