Мышление и речь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 23:09, реферат

Описание работы

Проблема мышления и речи — столь же древняя, как и сама наука психология.
Цель данной работы – исследование вопроса о мышлении и речи.
Задачи речи:
1) генетический анализ отношений между мыслью и словом;
2) раскрыть проблему мышления и речи как узловую проблему всей психологии человека.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. МЫШЛЕНИЕ 5
2. РЕЧЬ 8
3. ЕДИНСТВО МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 13

Файлы: 1 файл

Мышление и речь.doc

— 85.00 Кб (Скачать файл)
="justify">     Единство  речи и мышления обусловлено значением слова: отсутствие значения не может выразить мысль и не образует речь. Слово не табличка, навешенная на данный реальный объект. Оно обобщает большую «семью» аналогичных объектов и этим самым включено в мыслительные акты.

     Мысль возникает в неразрывной связи  со словом. Человек мыслит словами даже в тех случаях, когда мыслительная деятельность «запускается» образом объекта. Хорошо можно озвучить лишь то, что хорошо осознано, продумано. Возможна и обратная зависимость. Со многими случалось такое: при попытке пояснить вслух какое-то не совсем четкое явление  нас  вдруг  «озаряло»   и  мы глубже  постигали тайны этого явления, делали свои маленькие «открытия», удивляясь тому, как это раньше не «пришло в голову». Очевидно, прав был поэт прошлого века Т. Элиот: Люблю   говорить – это помогает думать».

     Совместная  работа обеих сигнальных систем человека приводит к тому, что слова и звуки приобретают смысловое значение. А смысловое содержание «уже сопровождается процессами мышления» [Козубовский, с. З01].

     Очень важное значение для понимания отношения  мысли к слову имеет внутренняя речь. Она в отличие от внешней речи обладает особым синтаксисом, характеризуется отрывочностью, фрагментарностью, сокращенностью [Немов, с. З27].

     Как правило, люди, думающие о содержании мысли, обычно не замечают своей внутренней речи из-за ее чрезвычайной свернутости, краткости, но такую речь можно обнаружить специальными способами.

     В ситуациях затруднения особую помощь мышлению может оказать письменная речь, которая отличается от устной тем, что она всегда полна и развернута. Именно поэтому человек, испытывающий потребность сделать весь процесс мышления наиболее четким и полным, нередко обращается к письменному изложению. В этом случае его мысль начинает принимать более отчетливые и конкретные формы.

     Нужно помнить, что, хотя процесс мышления в основном протекает в форме внутренней речи, все же показатель ясности и точности мысли — ее развернутое устное и особенно письменное изложение [Давыдов, с. 140].

     Мышление  по своему происхождению и по способам работы неотделимо от языка, от речи. Однако неразрывная связь мышления с речью вовсе не означает, что мышление может быть сведено к речи, тождественной с ней. Мышление и речь не одно и то же. Мыслить – не значит говорить про себя. Свидетельством этому может служить возможность высказывания одной и той же мысли разными словами, а также то, что мы не всегда находим нужные слова, чтобы выразить свою мысль [Общая Рог, с. 270].

     Нельзя  и отрывать мышление и речь друг от друга. В речи мы формулируем мысль, но, делая это, мы одновременно ее формируем. Речь поэтому нечто большее, чем внешняя одежда, форма мысли; она включается в самый процесс мышления как форма, связанная с его содержанием. Создавая речевую форму, мышление само формируется. Мышление в речи не только выражается, но по большей части оно в ней и совершается.

     Речь  и мышление связаны сложными и  часто противоречивыми отношениями (ср. отношения формы и содержания в философии). Речевая (грамматическая) структура предложения часто не совпадает с логической (мыслительной) структурой суждения, выраженного в этом предложении. Иногда в языке отлагаются и запечатлеваются формы мышления той эпохи, когда возникли соответствующие формы речи, эти формы, закрепляясь в языке, неизбежно расходятся с мышлением последующих эпох. Речь архаичнее мысли. Уже в силу этого нельзя непосредственно отождествлять мышление с речью, сохраняющей в себе архаические формы. Речь вообще имеет свою «технику». Эта «техника» связана с логикой мысли, но не тождественна с ней [Тугушев, с. 252].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Познавая  мир, человек обобщает результаты чувственного опыта, отражает общие свойства вещей. Для познания окружающего мира недостаточно лишь заметить связь между явлениями, необходимо установить, что эта связь является общим свойством вещей. На этой обобщенной основе человек решает конкретные познавательные задачи. Мышление дает ответ на такие вопросы, которые нельзя разрешить путем непосредственного, чувственного отражения. Благодаря мышлению человек правильно ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные обобщения в новой, конкретной обстановке.

     Исключительно важная особенность мышления — это  неразрывная связь с речью. Тесная связь мышления и речи находит  свое выражение прежде всего в  том, что мысли всегда облекаются в речевую форму, даже в тех  случаях, когда речь не имеет звуковой формы, например в случае с глухонемыми людьми. Мы всегда думаем словами, т. е. мы не можем мыслить, не произнося слова. Так, специальные приборы регистрации мышечных сокращений отмечают во время протекания у человека мыслительного процесса наличие незаметных для самого человека движений голосового аппарата.

     Таким образом, речевое общение — это  сложный и многосторонний процесс. И, как пишет А. Н. Леонтьев, всякий акт речи «представляет собой  как бы решение своеобразной психологической  задачи, которая, в зависимости от формы и вида речи и от конкретных обстоятельств и целей общения, требует разного ее построения и применения разных речевых средств» [Леонтьев, с. 45]. Вполне естественно, что то же самое относится и к пониманию речи. 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

     1. Ахутина, Т.В., Горелов, И.Н, Залевская, Н.А. Исследование речевого мышления в психолингвистике / Т.В. Ахутина, И.Н. Горелов,                      Н.А. Залевская. – М.: Наука, 1985. – 240 с.

     2. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.

     3. Гамезо, М.В., Герасимова, В.С. Машурцева, Д.А., Орлова, Л.М. Общая психология: Учебно-методическое пособие / Под общей ред. М.В. Гамезо. – М: Ось-89, 2007. – 352 с. 

     4. Григорович, Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учеб. пособие / Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. – М.: Гардарики, 2003. – 480 с.

     5. Давыдов В.В. Лекции по общей психологии: учеб пособие для студ. высш. учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Давыдов. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский цент «Академия», 2005. – 176 с.

     6. Козубовский, В.М. Общая психология: познавательные процессы: учебное пособие / В.М. Козубовский. – 3-е изд. – Минск: Амалфея, 2008. – 368 с.

     7. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т.          Т. 2 / Под ред В. В. Давыдова и др. – М.: Педагогика, 1983. С. 45

     8. Максименко, С.Д. Общая психология / С.Д. Максименко. – М.: Рефл-бук», К.: «Ваклер», 2004. – 528 с.

     9. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е  изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.

     10. Общая психология: Курс лекций для первой ступени пед. образования / Сост. Е.И. Рогов. – М.: Гуманит. изд. цент ВЛАДОС, 2002. – 448 с.

     11. Общая психология: Учебник / Под ред. Тугушева Р.Х. и            Гербера В.И. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 560 с.

     12. Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. канд. филос. наук, доцент                В.М. Николаенко. – М.: Инфра-М, НГАЭиУ, 2000. – 175 с.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Мышление и речь