Лексика природы в говорах Приамурья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2010 в 16:50, Не определен

Описание работы

Изучение диалектного материала, анализ публикаций и диссертационных исследований по материалам говоров Приамурья с целью проверки и определения объема диалектной лексики в тематической группе «Растительный мир», ее значений, употреблений в системе языка

Файлы: 1 файл

Кур.р. Русский язык.doc

— 187.50 Кб (Скачать файл)

     Содержание 

 

Введение

 

     Актуальность  работы обусловлена тем, что представления человека об окружающем его мире, в частности о природе, формируют глубинную основу системы его ценностей. Отношение русского народа к природе отразилось в чрезвычайно богатом и детализованном словаре, характеризующемся множественностью в наименовании одних и тех же реалий, различающихся способами семантического и словообразовательного маркирования. «О ценностном отношении к природе как источнику добра или зла и шире - жизни или смерти говорит факт существования в каждом языке избирательности в способах номинации, в способах детерминации природных явлений и выборе совершенно определенных мотивировочных признаков» [Вендина, 2004, с. 203]. Действительность как бы «давит» на язык, стремясь запечатлеть в нем свои черты. С этим давлением и связана, по-видимому, таксономическая глубина, степень детализации в наименовании реалий растительного мира.

     Растения  привлекают внимание очень многих исследователей. Лекарственные растения - объект специального курса, читаемого на факультетах высших учебных заведений. На протяжении многих веков народ накапливал наблюдения и познания природы, находил в ней лучшие лекарственные средства, приобретал опыт в использовании растений в пищу и для других хозяйственных целей. Одни наблюдения, не выдержав испытания временем, были забыты, другие же используются и сейчас в современном народном быту, науке и медицине.

     Лексика растительного мира может быть признана частью всех знаний системы народной языковой культуры славян (и любого другого этноса), так как она является элементом обрядности, системы народных верований, фольклорных текстов. Кроме того, каждый, кто так или иначе имел дело с народными верованиями славян, знает, что в основе всех представлений об исцелении человека и животных от телесных и душевных недугов испокон веков лежат поверья, связанные с верой в чудодейственную силу растений. Знания подобного рода тщательно охранялись, являясь достоянием лишь небольшого количества людей - знахарей, ведунов, травников, зелыциков и т.п.

     Лексика растительного мира в русском  языке постоянно привлекала и  продолжает привлекать внимание лингвистов.

     Вопросы формирования ботанической терминологии в языке русской науки на материале  словарей и т.п. интересовали Л.Ю. Астахину [1988], Т.А. Боброву [1990], А.Г. Бондареву [2002], Н.А. Енгалычева [1986], М. Иремашвили [1987], А.Л. Итунину [1999, 2002], Е.В. Кузнецову [2000], Г.С. Любину; Г.Г. Шмакову [1991], З.М. Петрову [1999], Л.С. Ряховскую [1967], Н.П. Семенова [1978], Е.В. Сердюкову [1994], Л.Н. Сикорскую [1986], Е.Н. Слесюк [2001], Т.В. Слободянюк [1975], Т.В. Цой [1989], Е.И. Чинок [1985], А. Штейнгольд [1997].

     Таким образом, народные представления о  растениях не сводятся к ряду реалий, наделенных конкретным названием, а  включают более широкий объем материала, позволяющий выявить необходимые знания. Поэтому вся система знаний народной языковой культуры через одну тематическую группу не может быть полноценно описана через названия конкретных ботанических реалий, если при этом не учитывается весь круг основных мотивов, функций и признаков, характеризующих эту систему в целом.

     Объектом  исследования является лексика в говорах  Приамурья в системе русского национального языка.

     Предмет изучения - лексическая подсистема «Растительный мир» в говорах Приамурья.

     Цель  нашего исследования - сбор сведений о  растительной лексике говоров Приамурья и анализ отношений.

     В соответствии с поставленными целями решаются следующие задачи:

     1)сбор  и обработка диалектного материала,  анализ публикаций и диссертационных исследований по материалам говоров Приамурья;

     2) анализ, статистическая обработка  лексики растительного мира 

     3) проверка и определение объема  диалектной лексики в тематической групп «Растительный мир», ее значений, употреблений в системе языка:

 

1.Теоретические основы изучения лексики  природы

1.1.Проблема  лексического значения  слова в русском  языке

 

     Проблема  значения слова, проблема смысловой  стороны слов и выражений чрезвычайно существенна для языкознания. От правильного решения этой проблемы во многом зависит понимание объема, предмета и задач семантики и семасиологии в общей системе науки о языке. Изучение закономерностей развития словарного состава языка также невозможно без глубокого проникновения в существо исторических изменений значений слов.

     Выяснение сущности значения слова, анализ качественных изменений в структуре значений слова – в их историческом движении, - является одной из основных задач лексикологии. Определение или толкование значений слов – главная цель составления словарей, прямой объект лексикографии.  

     Одним из путей подхода к решению  сложных вопросов, связанных с  изучением слова и его значения, с исследованием законов изменений  значений слов, является выяснение  разных типов и видов лексических значений слова и способов или форм их связи в смысловой структуре слова. [5;112]   

     Слово является не только названием предмета или предметов, но и выражением значения, а иногда и целой системы значений. В одном и том же значении обобщается и объединяется общественное понимание  разных предметов и явлений, действий, качеств.   

     Между рядами предметов, действий, качеств, обозначаемых словами, существуют разнообразные  взаимодействия и соотношения. Предмет, названный словом, может оказаться  звеном разных функциональных рядов, разных сторон действительности, включенных в общую широкую картину жизни. Слово помогает осмыслить и обобщить эти отношения. Все это находит отражение в развитии значений слова в языке того или иного исторического периода.   

     Формирование и создание нового понятия или нового понимания предмета осуществляется на базе имеющегося языкового материала. Это понимание, воплощаясь в значение слова, становится элементом смысловой структуры данного языка в целом.  

     Всякий  раз, когда новое значение включается в лексическую систему языка, оно вступает в связь и во взаимоотношение с другими элементами сложной и разветвленной структуры языка. Только на фоне лексико-семантической системы языка, только в связи с ней определяются границы слова как сложной и вместе с тем целостной языковой единицы, объединяющей в себе ряд форм, значений и употреблений. [7;18]  

     При отношении к слову только как  к названию нельзя установить принципиальной разницы между разными значениями одного и того же слова и между  разными словами-омонимами.   

     Значение  слова определяется не только соответствием его тому понятию, которое выражается с помощью этого слова; оно зависит от свойств той части речи, той грамматической категории, к которой принадлежит слово, от общественно осознанных и отстоявшихся контекстов его употребления, от конкретных лексических связей его с другими словами, обусловленных присущими данному языку законами сочетания словесных значений, от семантического соотношения этого слова с синонимами и вообще с близкими по значениям и оттенкам словами, от экспрессивной и стилистической окраски слова.  

     Под лексическим значением слова  обычно разумеют его предметно-вещественное содержание, оформленное по законам  грамматики данного языка и являющееся элементом общей семантической  системы словаря этого языка. [4;27]  

     Наблюдения  над способами объединения разных значений в слове, а также над  закономерностями словоупотребления  приводят к выводу, что не все  значения слов однородны или однотипны, что есть качественные различия в  структуре разных видов лексических значений.   

     В системе значений, выражаемой словарным  составом языка, легче всего выделяются значения прямые, номинативные, как  бы непосредственно направленные на «предметы», явления, действия и качества действительности (включая сюда и  внутреннюю жизнь человека) и отражающие их общественное понимание. Номинативное значение слова – опора и общественно осознанный фундамент всех других его значений и применений.  

     Основные номинативные значения слов очень устойчивы. Эти значения можно назвать свободными, хотя их свобода обусловлена социально-исторически и предметно-логически. Функционирование этих значений слов обычно не ограничено и не связано узкими рамками тесных фразеологических сочетаний. В основном, круг употребления номинативного значения слова, круг его связей соответствует связям и отношениям самих предметов, процессов, явлений действительного мира.  

     У слова может быть несколько свободных значений. Однако по отношению к основному номинативному значению все другие значения этого рода в слове являются производными. Эту производность вторичных номинативных значений нельзя смешивать с метафоричностью и образностью. В той мере, в какой эти значения не отрываются от основного, они понимаются соотносительно с ним и могут быть названы номинативно-производными значениями. Часто они бывают уже, теснее, специализированнее, чем основное номинативное значение слова. Таково, например, у слова капля – капли номинативно-производное значение ‘жидкое лекарство, принимаемое по числу капель’. Оно свойственно формам множественного числа – капли.   

     Два или больше свободных номинативных значения могут совмещаться в  одном слове лишь в том случае, если одно или два из них являются производными от основного (по крайней  мере, понимаются как такие в данный период развития языка). Если же такой связи между значениями нет, то мы имеем дело уже с двумя омонимами. [6;62]   

     Необходимо  обратить внимание еще на то обстоятельство, что свободные номинативные значения, за исключением значений терминологических, препарированных, могут быть опорными или исходными пунктами синонимических рядов.  

     У многих слов есть стилистические синонимы в разных пластах или слоях лексики. Значительная часть этих синонимов лишена прямого, свободного номинативного значения. Подобные синонимы выражают свое основное значение не непосредственно, а через то семантически-основное или опорное слово, которое является базой соответствующего синонимического ряда и номинативное значение которого непосредственно направлено на действительность. Например, глагол облечь является книжно-торжественным синонимом слова одеть и употребляется прежде всего для выражения значения одеть в соответствующем стилистическом контексте. Его основное значение не свободно-номинативное и не производно-номинативное, а экспрессивно-стилистическое, опосредованное его отношением к глаголу одеть.   

     На  основе экспрессивно-синонимического  значения могут развиваться другие, но только фразеологически связанные  значения и употребления слова (ср. облечь властью, доверием, полномочиями и совсем изолированно: облечь тайной).   

     Своеобразие экспрессивно-синонимических значений многих слов определяется характером и видами их соотношений с номинативными  значениями опорных, исходных слов соответствующего синонимического ряда. Между тем  фразеологически связанные значения слов вообще не могут служить базой, основой синонимического ряда.   

     Многие  слова в современной языковой системе вообще не имеют прямых номинативных значений. Они существуют лишь в  составе немногочисленных фразеологических сочетаний. Их значение выделяется из этих сочетаний чаще всего путем подстановок синонимов.   

     Таким образом, многие слова или отдельные  значения многих слов … ограничены в своих связях. Эти значения могут  проявляться лишь в сочетании  со строго определенными словами, т.е. в узкой сфере семантических отношений.   

     Фразеологически связанное значение лишено глубокого  и устойчивого понятийного центра. Общее предметно-логическое ядро не выступает в нем так рельефно, как в свободном значении. Оно  не вытекает ни из функций составляющих слово значимых частей (если это слово производное), ни из отношений этого слова к реальной действительности. Значение этого рода – «рассеянное»: оно склонно дробиться на ряд оттенков, связанных с отдельными фразеологическими сочетаниями. [3;58]  

     Например, глагол отрасти, хотя и определяется в толковых словарях общей формулой «достигнуть в росте каких-нибудь размеров», обычно применяется лишь по отношению к волосам, усам, бороде, ногтям. В других случаях говорится вырасти.   

     Кроме качественных различий между значениями свободными и значениями фразеологически связанными, несвободными, в лексической системе русского языка очень рельефно выступают специфические особенности значений, осуществление которых обусловлено синтаксически.   

     Своеобразный  тип значений синтаксически обусловленного характера формируется в словах, за которыми закрепляется строго определенная функция в составе предложения. Функционально-синтаксически ограниченное значение качественно отличается от всех других типов значений тем, что синтаксические свойства слова как члена предложения здесь как бы включены в его семантическую характеристику. Например, ср. в разговорной речи слово молодец при выражении похвалы, одобрения в функции сказуемого: Она у нас молодец.   

Информация о работе Лексика природы в говорах Приамурья