Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2015 в 19:31, реферат
История становления и развития военного воспитания в России включала следующие основные периоды:
1-й - с древнейших времен по XVII в. (появление элементов военного воспитания ратников);
Обобщение практики военного обучения и воспитания первоначально было стихийным. Приобретенный опыт вооруженной борьбы, правила военного обучения и воспитания передавались от поколения к поколению устно, на практике, закреплялись в пословицах, былинах, песнях, военно-исторических преданиях.
История становления и развития военного воспитания в России включала следующие основные периоды:
1-й - с древнейших времен по XVII в. (появление элементов военного воспитания ратников);
Обобщение практики военного обучения и воспитания первоначально было стихийным. Приобретенный опыт вооруженной борьбы, правила военного обучения и воспитания передавались от поколения к поколению устно, на практике, закреплялись в пословицах, былинах, песнях, военно-исторических преданиях.
С появлением письменности военно-педагогическая практика и мысль стали отражаться в летописях, государственных актах, поучениях, завещаниях, затем в воинских уставах, приказах, наставлениях, инструкциях, трудах по военным вопросам, а также в военно-исторических и художественных произведениях.
2-й – XVIII в. – первая половина XIX в. (становление воспитательной системы в регулярной армии);
При Петре I
Петром I создаются регулярные армия и флот. Для их комплектования была введена новая, прогрессивная для того времени рекрутская система. По сравнению с наемной, принятой в армиях западноевропейских стран, она обеспечивала русской армии и флоту национально-однородный состав солдат и матросов, позволяла целенаправленно обучать и воспитывать их.
За годы Северной войны военно-педагогическая практика значительно продвинулась в своем развитии.
Важно - Создание Устава воинского 1716 г. и Устава морского 1720 г.!
Вся система военного обучения была направлена на подготовку войск к победоносной войне. В инструкции «Учреждение к бою» отмечалось, что солдат «надлежит непрестанно тому обучать, как в бою поступать». Основу обучения составляли строевая, огневая и тактическая подготовка. Уставы и инструкции требовали учить солдат «справной и спешной стрельбе», «доброму прицеливанию», штыковым приемам, рукопашному бою, умению наступать, вести оборонительные бои, маневрировать.
Непрерывность обучения, последовательность, систематичность. Дифференцированый подход (к неопытным и "бывалым" солдатам)
Особое внимание уделялось поддержанию в войсках порядка и дисциплины.
В армии и на флоте в воспитательных целях применялись поощрения: повышение в звании и должности, награждение медалями, орденами, денежное вознаграждение.
Суровые наказания. Применение телесных наказаний. Как вариант - смертная казнь.
Опытные солдаты наказывались жестче, чем молодые, так как молодые "еще плохо знают службу".
В этот период получили свое развитие нравственные (внушение страха божьего) и военные (преданность государю и Отечеству) аспекты воспитания.
Принципиальное отличие петровской политики воспитания - если в европейских войсках насаждалась «палочная» дисциплина, то в России приоритет отдавался нравственным началам.
В петровскую эпоху зарождались следующие позитивные тенденции военно-педагогической мысли России:
• разработка содержания, организации и методики обучения на основе исторических традиций, национальных и психологических особенностей русского народа и их правовое закрепление в соответствующих документах;
• активное использование зарубежной военной мысли, преломленной через призму национальных особенностей и исторических традиций русского воинства;
• учет результатов боевых действий в практике обучения войск;
• преобладание индивидуального подхода к подготовке офицерского состава с учетом специфики войск;
• формирование категориального аппарата военно-педагогической направленности и его активное использование военачальниками в обучении воинов и др.
После смерти Петра I, в 30-40-е г/ы XVIII
Новые уставы были подготовлены временщиками (Остерманом, Минихом, Бироном и др.),
Все плохо, муштра, пренебрежение к солдату, недоверие к солдату, пресечение проявлений личностной инициативы, гипертрофия применения телесных наказаний, морально-этическая сторона забыта, в армию брали иногда в качестве наказания, итп.
В 40–60-х г. XVIII в. предпринимаются попытки возродить в войсках петровские традиции. Постановления Военной коллегии требуют осуществлять боевую подготовку так, как было при Петре I.
В 1755 г. вышли новые уставы: пехотный «Описание пехотного полкового строя» и кавалерийский.
Однако все эти меры не решали задачи восстановления традиций, созданных при Петре I.
Так же осталось невнимание к личности солдата, пренебрежение возможностями проявления инициативы, добавилось "щегольство", стремление сделать действия полка в первую очередь красивыми, и лишь во вторую - эффективными.
Выдающиеся полководцы и флотоводцы второй половины XVIII в., борясь с рутиной, косностью, пруссачеством в армии и на флоте, продолжали настойчиво совершать обучение и воспитание личного состава. В 50–60-е г. XVIII в. значительный вклад в становление военной педагогики внесли известные политики и военачальники П. А. Румянцев, Г. А. Потемкин, А. В. Суворов, С. Воронов, М. И. Кутузов, П. И. Панин, П. С. Салтыков, Ф. Ф. Ушаков и др.
Первые значительные шаги в совершенствовании содержания и методики воспитания и обучения русской армии сделал П. А. Румянцев (1725–1796), В целях повышения эффективности подготовки он использовал опыт старых солдат, закрепляя их за молодыми, непрерывно проводил обучение армии, а в мирное время с особым «попечением». Основой воспитания фельдмаршал считал моральные начала – «нравственный элемент»
Особенно высокой степенью совершенства отличилась система боевой подготовки, созданная А. В. Суворовым, которую он изложил в нескольких афоризмах: «Ученье – свет, а неученье – тьма», «Дело мастера боится», «За ученого трех неученых дают», «Надо бить уменьем, а не числом», «Надежность на себя – основание храбрости».
Добиваясь сознательности в военном обучении, А. В. Суворов сформулировал правило: «Каждый воин должен понимать свой маневр». В боевую подготовку генералиссимус ввел беседы («словесное обучение»), назначение которых состояло в том, чтобы на занятиях простым и ясным языком разъяснять солдатам уставные обязанности, строевые и тактические приемы.
Во второй половине XVIII в. благодаря деятельности П. И. Шувалова, И. И. Бецкого, М. В. Ломоносова, М. И. Кутузова и других в России были открыты военно-учебные заведения закрытого типа (кадетские корпуса). Впервые обучению было придано планово-организационное начало, что послужило педагогической основой для развития военного образования в стране.
Во второй половине XVIII в. на обучение войск позитивное воздействие оказали следующие тенденции:
• преемственность в военно-педагогических взглядах полководцев;
• понимание «самобытности» русского солдата, учитывающее психологические, национальные особенности и исторические традиции русского народа, приоритет идей патриотизма и воинской чести в системе моральных ценностей воина и развитие их в новых условиях;
• определяющее влияние педагогической практики на развитие теоретических идей в сфере обучения воинов;
• учет результатов боевых действий в практике обучения войск и расширение содержания военно-педагогического категориального аппарата;
• влияние военно-педагогической мысли на становление российской военно-педагогической науки и др.
Наряду с позитивными имели место и негативные тенденции, оказывавшие отрицательное воздействие на развитие военно-педагогической мысли в России:
• слабый уровень методической подготовки офицерских кадров низшего и среднего звеньев при обучении подчиненных;
• преобладание административных форм в управлении практикой обучения войск;
• перманентное противоборство идей общекультурного развития и военно-профессиональной подготовки и др.
Начало XIX века было противоречивым с рассматриваемой точки зрения. С одной стороны - прогрессивные демократически направленные течения в обществе, с другой - жесткость в армейской среде. Результат - восстание декабристов.
После неудавшегося их восстания в военно-педагогической мысли России наступило время застоя и постепенного забвения прогрессивных отечественных взглядов на обучение и воспитание воинов. Внешний лоск, плац-парадная муштра не замедлили сказаться на состоянии войск, и поражение в Крымской войне 1853-1856 гг. явилось его логическим следствием.
3-й - вторая половина XIX в. - начало XX в. (развитие военно-воспитательной системы как науки и практики);
Важный этап. Именно в этот период в России появляются первые учебные пособия по военной педагогике, формируется военная школа.
Уже в 1862 г. по предложению генерал-фельдмаршала Д. А. Милютина начала создаваться сеть военных гимназий и прогимназий, военных, юнкерских и специальных училищ, было расширено число военных академий.
В России этого периода была выработана стройная теория обучения офицерских кадров, реализуемая на практике с учетом триединой цели: вооружения личного состава знаниями и навыками, развития мышления и умственных способностей обучаемых.
С целью упорядочения руководства военно-учебными заведениями в 1863 г. было учреждено Главное управление военно-учебных заведений. Стал издаваться первый специализированный журнал по проблемам военной педагогики – «Педагогический сборник».
Основой выступало нравственное воспитание. Именно ему уделялось большое внимание как в военной, так и в общей педагогической литературе.
Следующий важный элемент, составная часть военного воспитания в дореволюционной России второй половины XIX – начала ХХ в. – умственное воспитание. Под ним понималась забота о развитии, во-первых, сознательной привычки отдавать себе ясный отчет в предъявляемых службою требованиях и задачах; во-вторых, глазомера (чутья) – способности быстро оценивать и даже угадывать обстановку данного действия; в-третьих, находчивости и быстрой сметки, обеспечивающей целесообразность решений (поступков), которые приводят кратчайшим путем к наибольшему успеху.
Цели, задачи, содержание и общие педагогические требования к процессу воспитания определяли и круг средств как воспитательных методов. Их можно представить несколькими группами:
• внешние воспитательные средства (личное воздействие и личный пример командира, воздействие внешней среды);
• воспитательные средства, предусмотренные законами и воинскими уставами (награды и наказания, суды офицерской чести, дуэли, офицерские собрания);
• внутренние воспитательные средства (самовоспитание и самообразование).
Важное место среди воспитательных средств, предусмотренных законами и воинскими уставами, отводилось офицерскому собранию и функционирующему при нем суду офицерской чести.
На них возлагались следующие задачи: рассмотрение проступков, несовместимых с понятием воинской чести и службы, достоинства, нравственности и благородства; разбор ссор, случившихся в офицерской среде.
Офицерские дуэли.
Введние в 1894 г. дуэлей между офицерами.
Император Александр III, как отмечалось в Военном альманахе за 1901 г., даровал право защищать свою честь оружием, но ограничил это право судом общества офицеров. Решение о дуэли принимал не сам участник, а офицерское собрание.
Офицер не мог не выполнить решения такого собрания об участии в дуэли.(иначе он должен был сам уволиться, или его увольняли)
В 1900 г. при Педагогическом музее военно-учебных заведений в Санкт-Петербурге были открыты Педагогические курсы ведомства военно-учебных заведений под руководством генерала А. Н. Макарова.
Тяжелым ударом для России и ее армии оказалось поражение в Русско-японской войне (1904–1905). Командование оказалось неспособным руководить подчиненными в условиях военных действий. Армия потеряла до 30% офицеров и 20% солдат.
С 1911 г. в российской армии начинаются военно-педагогические реформы, о необходимости которых писали М. С. Галкин, М. Д. Бонч-Бруевич, Н. П. Бирюков, Д. Н. Трескин и др. Однако Первая мировая война показала существенные недостатки в военно-профессиональной подготовке солдат и офицеров.
4-й – 1917 – 1991 гг. (становление и развитие советской военно-воспитательной системы);
В процессе становления Рабоче-крестьянской Красной Армии (РККА) и Рабоче-крестьянского Красного Флота (РККФ) стала складываться новая военная педагогика, которая основывалась на теоретико-методологических установках К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина о классовом подходе и ведущей роли народных масс.
"Политизация",
формирование негативного
6 апреля 1918 г. был
учрежден институт военных
В воспитании личного состава активно участвовали партийная и комсомольская организации, красноармейская (краснофлотская) общественность.
В тесной связи с воспитанием создавалась система военного обучения, включающая всеобщее военное обучение народа, подготовку бойцов в действующих, резервных и запасных частях. В целях ликвидации неграмотности (в 1917 г. она составляла до 90%) в полках создавались школы (к 1918 г. их насчитывалось более 500, к середине 1919 г. – более 3600), была введена система политзанятий. В итоге уже к 1920 г. 80% военнослужащих умели читать и писать.
К 1918 г. в России военно-учебных заведений насчитывалось уже более 63, среди них: Академия Генерального штаба, Артиллерийская, Военно-инженерная, Военно-медицинская, Военно-хозяйственная академии, Учительский институт (положивший начало Военно-политической академии (ВПА) им. В. И. Ленина, ныне Военный университет) и др.
Важная роль в разработке основ военно-педагогической науки данного периода принадлежала Г. Ф. Гирсу, П. И. Изместьеву, М. И. Калинину, Н. И. Подвойскому, С. С. Каменеву, Ф. Э. Дзержинскому и др. Личные качества военачальников не смогли не отразиться на формирующейся системе подготовки войск: с одной стороны, было заметно стремление отказаться от муштры, пассивности воинов, возвысить личность солдата; с другой – категоричность установок, неоправданная жестокость и недооценка теории.
Информация о работе История становления и развития военного воспитания в России