Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2010 в 01:02, Не определен
ВВЕДЕНИЕ
2. Характеристика Городской ветеринарной станции
3. Основная часть
3.1. Типовое положение о городской ветеринарно-санитарной станции
3.2. Особенности некробактериоза
Эпизоотологические данные
Течение и симптомы
Патогистологические изменения
Диагностика некробактериоза
Лечение
Иммунитет
Профилактика и меры борьбы
Меры по борьбе с некробактериозом животных
3.3. Определение экономического ущерба
Выводы и предложения
Список литературы
Имеются видовые и возрастные особенности проявления некробактериоза. Так, у взрослого крупного рогатого скота наиболее часто регистрируют поражения конечностей (панариций) и половых органов (некротический вагинит, эндометрит, метрит и др.). Для овец свойственно развитие патологического процесса на нескольких конечностях, на коже губ, крыльев носа, слизистых оболочках ротовой полости и половых органов. Некробактериоз у лошадей протекает в виде гангренозных поражений конечностей (гангренозный дерматит) (рис. 1), у северных оленей — с флегмонозно-гнойным воспалением нижних фаланг конечностей (копытка), а также с гнойными артритами. Некротический процесс у собак строго локализован, проявляется местно, развивается медленно. Поражаются хвост, кожа вокруг ануса, лапы, скакательный сустав, локоть, предплечье, крайняя плоть, губы и нос. У кроликов в основном наблюдаются гнойно-некротические поражения слизистых оболочек ротовой полости, кожные и подкожные абсцессы в различных частях тела. Некробактериоз у кур характеризуется поражением у цыплят слизистых оболочек, отеком межчелюстной области и щек, творожистым налетом на корне языка, у взрослых кур — подошвенной стороны лап, как при хроническом пастереллезе1.
Патологоанатомические изменения. Поражения кожи, слизистых оболочек, внутренних органов встречаются самостоятельно или в сочетании. У крупного рогатого скота, овец, лошадей патологические изменения чаше всего локализуются на конечностях в области путового сустава и венчика. Этот процесс протекает при участии гноеродных микробов. Вначале кожа межкопытцевой щели и венчика набухает, покрывается рыхлыми серыми наложениями, затем подвергается гнойно-некротическому распаду с образованием углублений, проникающих до мышц, надкостницы, сухожилий, суставов и костей пальцев. При развитии некротического воспаления в области венчика рыхлая соединительнотканная клетчатка бывает оголена, инфильтрирована, напряжена, на этом фоне происходит отслоение роговой стенки копытец от подлежащих тканей. Из образовавшейся щели выделяется гнойно-гнилостный дурно пахнущий экссудат серо-зеленоватого цвета с прожилками крови. Некротический процесс постепенно охватывает ткани пальцев. Такой процесс называют панарицием. У телят изменения локализуются преимущественно в слизистой оболочке рта - на деснах, языке, щеках, глотке. При некротическом стоматите находят участки серого, серо-желтоватого цвета, в мягких тканях - вплоть до костей. Некротические фокусы четко отграничены от окружающих живых тканей. Поверхность их покрыта рыхлыми растирающимися наложениями, снимающимися с трудом. Некротические изменения аналогичного характера у новорожденного молодняка могут быть в области пупочного кольца.
Трупы животных с некротическим процессом в ротовой полости обычно бывают истощены. Во рту находят много пенистой слюны и изъязвления на языке, щеках и гортани с творожистыми пленками, структура ткани исчезает и значительные участки слизистой оболочки превращаются в желтовато-серую, крошковатую, дурнопахнущую массу. В тяжелых случаях процесс охватывает мышцы языка, образуя некротические очаги. На твердом нёбе иногда происходит некроз костей, а в гортани — хрящей. Полностью или частично разрушаются голосовые связки. В глубине мышц щек можно обнаружить очаговые поражения величиной до грецкого ореха.
При вскрытии трупов, кроме некротического стоматита эндометрита, омфалита, панариция, нередко находят метастатические процессы в различных органах - легких, печени, селезенке, почках. Они бывают неправильно округлой или овальной формы разных размеров, выделяются серо-желтой окраской, обычно не обызвествлены и не имеют капсулы. Граница их довольно четкая. Иногда отдельные близко расположенные фокусы сливаются между собой.
Некротический процесс нередко переходит на легкие и грудную полость. Диафрагма покрыта гнойно-фибринозной массой. Легочная ткань может прирасти к грудной клетке, в легких имеются ограниченные очаги некроза. Заглоточные и бронхиальные лимфоузлы обычно увеличены и гиперемированы. У крупного рогатого скота некротические поражения бывают в рубце и сетке, реже — книжке: листки книжки изъедены и разорваны.
Образующиеся в кишечнике и преджелудках некротические очаги серого цвета, возвышаются над окружающей слизистой оболочкой. При и выпадении некротических масс образуются углубления или сквозные отверстия в стенках органов.
При некрозе половых органов задняя часть тела у самок испачкана гнилостными истечениями, на шерстном покрове имеются засохшие корки. Во влагалище обнаруживают хлопьевидные грязно-серые наложения, слизистая оболочка опухшая и гангренозная, местами покрыта язвами. Нередко стенки влагалища срастаются, что делает невозможным ввести в него зонд или катетер. Мочевой пузырь бывает переполнен. Матка у коров сильно увеличена и занимает почти всю брюшную полость. Она заполнена гнойно-фибринозной массой, на слизистой оболочке и в толще обнаруживаются гнойные наложения. У беременных животных плод обычно некротизирован и сильно вздут. При перитоните в брюшной полости находят мутноватую жидкость. Печень глинистая, сухая и ломкая. Селезенка и паховые лимфоузлы увеличены. В печени, легких, почках, а также в кишечнике и головном мозге находят множественные некротические очаги.
Общие
изменения проявляются в виде
анемии, атрофии скелетной мускулатуры,
уменьшении или серозной атрофии
жира, застойного полнокровия органов,
иногда отека. Регионарные пораженным
органам лимфатические узлы увеличены.
Общесептические изменения
На большей части поверхности пораженной кожи и слизистых оболочек эпителий отсутствует, а на его месте располагается окрашенная в сине-фиолетовый или розовый цвет зернистая бесструктурная масса. Граница ткани, сохранившей структуру, и некротического участка четкая, здесь обнаруживаются клеточные элементы полиморфного состава — макрофаги, лимфоциты, нейтрофильные лейкоциты, фибробласты. Последние вместе с расширенными сосудами создают демаркационную зону. При окраске гематоксилин-эозином, а также по Романовскому — Гимзе выявляют нежно воспринимающие краски переплетающиеся между собой нити возбудителей болезни — бактерий некроза. В краевых участках некротического воспаления эпидермис сохранен, правда, в одних местах он состоит из большого количества рядов клеток, в других истончен и включает 2—4 ряда эпидормоцитов. Здесь постоянно выявляют пальцевидные и древовидные отростки эпидермиса, внедряющиеся в соединительнотканную основу. Толщина и длина эпителиальных отростков различная. Роговой слой местами утолщен, причем здесь сохраняются ядра ороговевающих клеток, имеющие палочковидную форму, что указывает на пара-кератоз.
Первичный диагноз на некробактериоз при поражении нижних частей конечностей, кожи лицевой части головы, вымени и т. д., а также слизистых оболочек ротовой полости, половых органов может быть поставлен только на основании клинических признаков болезни.
При
этом характерным считается наличие
гнойно-некротических
Фиксированные спирт-эфиром в течение 10 минут мазки окрашивают обычными методами, синькой Леффлера (можно с прогреванием) в течение 3-4 минут, по Муромцеву, Романовскому-Гимза, по Граму. При наличии в препаратах зернисто-окрашенных нитей или тонких, длинных грамотрицательных палочек ставят диагноз на некробактериоз.
В
случае получения неясного результата,
а также при поражении
Материал отправляют и свежем виде или при необходимости консервированным в 30%-ном глицерине.
Бактериологическое исследование
Поверхность некротического очага, граничащую со здоровой тканью, прижигают в разрезают ют стерильными ножницами или скальпелем. В разрез вводят стерильную пастеровскую пипетку или толстую платиновую петлю, извлекают небольшое количество содержимого очага и переносят в питательную среду (МППБ, мартеновский бульон, полужидкий агар).
Посевы помещают в термостат при 37° и через 2—3 дня исследуют. Для подавления сопутствующей микрофлоры в питательную среду добавляют сернокислый мицерин или неомицин (5000—10000 ЕД на 10 мл среды).
При получении и в этом случае недостаточно чистой культуры ее засевают на кровяные пластинки, используя в качестве поглотителя кислорода желтую сарцину.
В том случае, когда патологический материал сильно загрязнен посторонней микрофлорой и использование бактериологических методов очистки не приносит успеха, заражают лабораторных животных.
Биологическая проба
Биологическую пробу применяют для выделения чистой культуры возбудителя некробактериоза или в целях определения его вирулентности и патогенности и ставят чаще всего на белых мышах или кроликах путем заражения эмульсией, приготовленной из патологического материала.
Кроликов заражают подкожно в дозе 0,5 -1 мл в надлопаточной области или внутрикожно и подкожно в область брюшных мышц. На месте инъекции развивается прогрессирующий некротический процесс, который охватывает обширные участки здоровой ткани. На 4-5-й день после заражения из материала, взятого на границе живой и омертвевшей тканей, удается выделить палочку некроза. Гибель кролика наступает на 14-24-е сутки после заражения.
С целью получения чистой культуры высевают материал (кровь), полученный из сердца кролика в период агонии или некротических очагов, метастатировавших в печень, легкие и другие органы. Заболевание необходимо дифференцировать от копытной гнили, контагиозного пустулезного стоматита (дерматита) овец и коз, ящура, оспы, афтозного стоматита и др.2.
Больных животных лечат на специально оборудованных для этой цели площадках с сухими полами, защищенных от дождя и ветра. Места поражения очищают от омертвевших тканей, корок, обрабатывают одним из антисептических растворов (перекись водорода, калия перманганата, медный купорос) и наносят сульфаниламидные препараты или антибиотики тетрациклинового или пенициллиннового ряда. Хороший результат дает лечение дибиомицином. Пораженный участок орошают 15 %-ной масляной взвесью дибиомицина с последующим наложением легкой марлевой повязки, которую снимают через 3—5 дней. Одновременно дибиомицин применяют для общего лечения в виде суспензии на 30 %-ном глицерине, приготовленном на 0, 5—1% -ном р-ре новокаина. Содержание дибиомицина в суспензии должно быть 30 тыс. ЕД в 1 мл. Такую суспензию вводят внутримышечно в области бедра из расчета 20 тыс. ЕД дибиомицина на 1 кг массы животного. Разовую дозу эмульсии вводят в несколько точек по 5—7 мл на инъекцию.
При необходимости препарат вводят повторно через 6—8 дней в тех же дозах в области бедра другой конечности.
При
необходимости лечение
Из антибиотиков также используют биомицин (внутрь или внутримышечно) и террамицин (подкожно) согласно наставлению. Можно применять сульфаниламидные препараты в обычных дозах.
При поражении слизистой оболочки ротовой полости для местного лечения используют 3 %-ный р-р перекиси водорода или медного купороса, настойку йода, 3 %-ную эмульсию карболовой кислоты на нафталанской нефти и др.; при поражении кожи губ—также йодглицерин и цинковую мазь. При наличии глубоких поражений связок и костей лечение, как правило, не дает положительных результатов.
Переболевшие некробактериозом животные иммунитета не приобретают.
В основе профилактики некробактериоза должны лежать общие ветеринарно-санитарные мероприятия, воздействующие на все элементы эпизоотического процесса: восприимчивость животных, возбудителя инфекции и факторы эпизоотологического риска, у восприимчивых животных следует повышать естественную резистентность организма, в первую очередь, за счет сбалансированного нормированного кормления и улучшения зоогигиенических условий содержания. Последнее способствует устранению факторов передачи возбудителя инфекции, что также достигается предупреждением скрытого и открытого травматизма. Воздействие на возбудителя в частности его уничтожение, достигается путем дезинфекции животноводческих помещений.