Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2016 в 18:24, курсовая работа
Если ветеринарную науку расценивать как сферу человеческой деятельности, задачей которой являются получение знаний о причинах болезней и условиях их распространения, выработка мер борьбы с ними, профилактика и лечение, то она зародилась в виде народной ветеринарии в период одомашнивания животных.
Процесс становления ветеринарии был длительным и трудным. Но на всех этапах он оправдывался результатами, дававшими некоторую уверенность в завтрашнем дне. Область трудовой деятельности людей постоянно расширялась, а ее характер качественно изменялся. Первым из диких животных, одомашненным человеком, была собака. Имеются сведения, что ее одомашнивание произошло в период палеолита, и было связано с развитием охотничьей деятельности людей. Освоение зерновых культур в период первобытнообщинного строя способствовало одомашниванию почти всех известных в настоящее время видов животных.
Ветеринария в эпохи Средневековья и Возрождения (V-XVII века)
В 410 году н.э. Рим пал под натиском варваров. Это время принято считать началом эпохи Средневековья. В Европе наблюдался застой науки и упадок знаний о разнообразии живой природы, в том числе и о причинах болезней животных. Начался реакционный период всевластия и мракобесия католической церкви. Тысячелетняя культура античности была разрушена не варварами, а ранним христианством.
По наущению патриарха Феофана толпа в конце 1У века разрушила Александрийскую библиотеку с 700 тысячами рукописей. Для сравнения отметим, что в библиотеке Ватикана в то время насчитывалось всего 2546 томов. Раннее христианство ограничилось сохранением грамотности лишь в высшем обществе и в стенах монастырей. Отсюда двоякая роль средневековых монастырей: с одной стороны, с их помощью насаждались церковные догмы, а с другой – в них сохранялись книги, писались рукописи, переводились сочинения с одного языка на другой. В монастырях трудились многие ученые средневековья.
Средневековая эпоха феодализма в Европе характеризовалась многочисленными эпизоотиями и эпидемиями (сибирская язва, чума, бешенство и др.). Тем не менее такая обстановка не только не вызывала дальнейшего развития научных исследований о причинах и путях распространения болезней, но, наоборот, в соответствии с требованиями господствующей в тот период религии резко преследовалась любая научная деятельность в этом направлении.
Вместе с тем, в Арабском мире, Византии, древней Армении и ряде других стран Ближнего Востока продолжала поддерживаться преемственность культур античной цивилизации.
Лазар Парпеции и Мовсес Хоренаци (У век н.э.) описали животных из Араратской долины и других районов Армянского нагорья. Еще до арабского владычества (651-887 гг.н.э.) в Армении существовала ветеринарная наука.
В хранилище древнеармянских рукописей Матенадаране имеются «Лечебник для лошадей, мулов и ослов», «Учебник ветеринарии», трактат «О болезнях животных».
Амирдовлат (1414-1496 гг.) описал 859 форм лекарственных растений и 166 видов животных, 100 способов дегельминтизаций плоских и круглых гельминтов, он был знаком с местной анестезией.
В У – У11 веках на древнеармянский язык были переведены труды Платона, Аристотеля, Зенона, Стоика.
В VII – VIII веках арабы, создав на востоке былого античного мира свою империю, широко использовали научные достижения античных авторов. Врачевание они рассматривали как одну из форм искусства близкую к Богу.
Абу-Али Ибн Сина (Авиценна, 980 – 1037 гг.) – естествоиспытатель, врач, внес большой вклад в мировую культуру. Его работы по зоологии, болезням животных и их лечении были предметом изучения в университетах того времени. Его «Медицинский Канон» был переведен в 12 веке на латинский язык. Он пользовался широкой популярностью и способствовал подготовке опытного естествознания.
В III веке в Китае написана первая в мире сводка по фармакологии. К XVI веку китайские врачеватели хорошо знали основы систематики и анатомии животных. В своей деятельности они использовали более 60 тысяч лекарственных прописей.
В Х веке в Византии все сохранившиеся труды греческих авторов по вопросам ветеринарии были объединены в сочинение «Гиппиатрика». Им руководствовались специалисты по ветеринарии при дворах монархов, в монастырских конюшнях и других слоях высшего общества. Большая потребность в знаниях по ветеринарии подтверждается тем, что уже в Х111 веке было опубликовано сочинение Дж. Руффо «О лечении лошадей».
Позднее средневековье характеризовалось значительным ростом городов. Развитие экономики и культуры требовали повышенного уровня грамоты людей и использования знаний в процессе деятельности городского и сельского населения. Поэтому еще в XI – XIII веках католические священники вынуждены были основать университеты в Париже, Оксфорде, Кембридже, Гладзоре.
Этими университетами руководили назначенные церковью канцлеры. В Неаполе (1224), Саламанке (1250), Праге (1348) университеты основали монархи с согласия римского папы. В Болоньи (1119), Падуе (1222), Гейдельберге (1386), Кельне (1388), Лейпциге (1409), Ростоке (1419), Упсале (1477), Йене (1558), Лейдене (1575) они изначально возникли как светские гражданские университеты, возглавлявшиеся ректором, которого избирали студенты.
Создавались университетские библиотеки, где можно было ознакомиться с мыслями античных ученых. В таких библиотеках были переведенные на местные языки сочинения древнегреческих и римских мыслителей по кинологии, ветеринарии, фармакологии, медицине и др. наукам.
В учебном процессе этих университетов значительное место занимали вопросы биологии, медицины, ветеринарии, сельского хозяйства. Такие знания были базой для подготовки открытия ветеринарных учебных заведений. Конечно же, давление религии и средневековой схоластики на университетскую жизнь было очень велико. Церковь и светская власть продолжали бороться за контроль над университетской мыслью, что не способствовало прогрессу науки. Но работа университетов облегчила восприятие научных достижений, связанных уже с эпохой Возрождения.
Леонардо да Винчи (1452 – 1519) - на протяжении всей жизни занимался анатомией животных и человека. Стремился ввести экспериментальный метод в биологию. Анатомические рисунки этого автора являются обобщающими изображениями, позволяющими судить об общих закономерностях строения организма человека и животных. В текстах к рисункам он освещал не только строение, но и функции органа.
Энергия мысли Леонардо да Винчи была направлена на ниспровержение «признаков средневековья», на создание реалистических искусства и науки, идущих навстречу запросам жизни.
Везалий Андреас (1514 – 1564) – анатом эпохи Возрождения. Первым применил метод вскрытия трупов при преподавании анатомии. Дал научное описание анатомии в 7 книгах «О строении человеческого тела».
Гарвей Уильям (1578 – 1657) Основатель физиологии и эмбриологии. Описал большой и малый круги кровообращения. В труде «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных» изложил учение о кровообращении, за что подвергался гонениям со стороны современных ему ученых и церкви. Впервые высказал мысль, что «все живое происходит из яйца».
В эпоху Возрождения наиболее интересными по проблемам ветеринарии были сочинения Карла Руини по анатомии и патологии лошадей (1598), Ж. Соллейселя «Об искусстве кузнеца» (1664), и некоторые другие.
Многочисленные опустошительные эпизоотии различных болезней в эту эпоху привлекали внимание исследователей к познанию причин их возникновения, распространения и затухания. В 1411 г. в различных местах Европы отмечали болезнь овец, которой болели и люди. В 1515 – 1550 гг. овцепоголовье Франции было поражено чесоткой, что заставило Филиппа 1 издать мандат «О чесотке овец». В 1599 – 1610 гг. в различных государствах Европы была широко распространена чума крупного рогатого скота. В 1682-1683 гг. эти же государства охватила эпизоотия ящура.
К познанию проблем инфекционной патологии и эпизоотологии в те годы привлек свое внимание исследователь из Венеции Джироламо Фракасторо (1478-1553). В своем основном сочинении «О контагии, о контагиозных болезнях и лечении» (1546) он впервые употребил понятие «инфекция», изложил систематическое учение об инфекции и путях ее передачи.
По мнению Д.Фракасторо зародыши, или семинарии, как он их называл, «обладают способностью размножаться и производить себе подобных». Наблюдениями и обобщениями увиденного такой же вклад в инфекционную патологию внес английский врач Т.Сиденгам (1624 – 1689)
Таким образом, резко замедленный процесс развития ветеринарии в эпоху Средневековья, значительно оживился в эпоху Возрождения. Реальная обстановка этого периода подготовила общественное сознание для объективного познания организма животных и причин, вызывающих болезни. Одновременно, с успехом продолжала развиваться народная ветеринария. Но применительно к инфекционным болезням животных эта деятельность людей оказалась полностью беспомощной, что давало повод расценивать ее с мистических позиций.
Такое положение ориентировало исследователей обратить внимание на инфекционные болезни.
Ветеринария России до XVIII века
Развитие ветеринарии в этот период можно прослеживать по рукописным работам. В Х11 – Х1У веках в Киеве появились переводы с латинского и греческого языков сборников сведений о животных, анатомии животных, написанной Андреем Везалием, учебников и руководств по фармакопее, других книг по естествознанию.
Иван III (1462-1505) учредил в Москве типографию, где была напечатана, переведенная на русский язык «Физиогномика», в которой излагались вопросы физиологии человека в сравнении с некоторыми животными. С латинского языка были переведены рукописи Михаила Скота «Естествознание» и Альберта Славного, в которых указывалось на лечебные свойства трав, минералов и животных. В 1676 году была переведена с латинского языка «Фармакопея о составлении лекарств». Печатали так же переводные и оригинальные сочинения по животноводству. В 1706 году распространялась в рукописи книга «Аптека обозная». В 1685 году была организована Московская академия, из стен которой в 1735 году вышли и были направлены в Российскую академию наук 12 лучших учеников. В их числе были Михаил Ломоносов и братья Виноградовы. Один из них, Дмитрий Виноградов, написал лечебник по ветеринарии.
В эти годы уже было понятно, что для выращивания здоровых и продуктивных животных требуются соответствующие знания и условия. В царские, княжеские хозяйства и хозяйства других зажиточных людей приглашали для работы с животными «добрых, правдивых и рачительных людей, которые всякую животину водить умели бы».
В 1511 году был организован Конюшенный приказ, работники которого обращали большое внимание на обеспечение охраны конского поголовья от заболеваний. В штате этого ведомства числились коновалы и кузнецы. Уже в ХУ11 веке были созданы специальные конюшни для содержания и лечения больных лошадей.
В это время в городах практиковали специалисты для лечения больных животных – коновалы. В сельской местности эти функции выполняли преимущественно пастухи и владельцы животных. В Москве, например, в «расписном списке» за 1638 год числятся «двор конюшенного конского мастера Кирилла Офремова, двор Любимки Григорьева коновала …» и т.д. Всего в этом списке числилось 4 коновала, один подковщик, 20 кузнецов.
Знания и умение их преломлять в жизнь врачеватели и другие работники с животными приобретали от своих предков на основе рациональной народной ветеринарии.
В архивных документах того времени сохранились записи, красноречиво свидетельствующие о работе ветеринарных специалистов и потребности в их знаниях.
В 1650 году в Осташкове задержали «рудомета» (кровопускателя) и «конского мастера» Ивашку Кириллова, у которого обнаружили «конские и животные коренья и травы» и «рудометные рожки». Из допроса выяснилось, что он «кормился на посаде в Осташкове в коновалах и рудометах, а до этого года с полтора ходил по волостям с конским мастером и коновалом с Гришкой Алексеевым, а у того де коновала у Гришки навык конскому и рудометному мастерству, и, ходя по волостям, тем кормился».
В 1632 году царь Михаил Романов затребовал в Москву «умеющего конской лечьбе» Семена Бачманова. В указе на имя Новгородского князя Юрия Сулешова говорилось: «Ведомо нам учинилось, что новгородец Бежецкия пятины Семен Ольферьев сын Бачманов умеет конской лечьбе. И, как и вам ся наша грамота придет, и вы б тот час в Великом Новгороде и в Новгородском уезде Семена Бачманова велели сыскать. И как его сыщут, и вы б его прислали к нам к Москве на подводах, не мешкая, да о том к нам отписали».
Эти записи в архивных документах показывают, что уже в те годы стихийно на основе рациональной народной ветеринарии формировалась каста ветеринарных специалистов. Их было сравнительно мало. Но потребность в такой профессии была очень большая. Разумеется, уровень знаний и практических навыков среди таких работников был неоднозначным. Сведения о лучших из них сообщались народной молвой в самые отдаленные глухие места. Опыт и знания таких «коновалов» стал достоянием первых печатных работ по ветеринарии.
Но архивные документы того времени приводят многочисленные информации о массовых повальных болезнях животных, которыми очень часто болели люди и умирали от этих болезней. Есть основания полагать, что этими болезнями были сибирская язва, чума и перипневмония крупного рогатого скота, сап лошадей, бешенство, эмфизематозный карбункул, геморрагическая септицемия и ряд других болезней. Народная ветеринария прикладывала усилия для профилактики и лечения и этих болезней животных. Но такие усилия на уровне знаний того времени были тщетными. Вот почему владельцы животных для профилактики и ликвидации массовых болезней животных стали обращаться к заклинаниям, знахарям, шаманству и другим подобным приемам.
Такие обращения наложили отрицательный отпечаток на деятельность народной ветеринарии. В отличие от рациональной ее уместно определять, как мистическая народная ветеринария. Деятельность в этом направлении в значительной степени обеднила многое рациональное, что накапливалось в недрах эмпирической человеческой практики по работе с животными, профилактике и лечению их болезней.
В то же время правительственные организации уже понимали, важность карантинных мероприятий для профилактики распространения массовых болезней животных.