Понятие и виды преступлений против свободы, чести и достоинства личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2017 в 17:53, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование преступлений против свободы, чести и достоинства личности и порядка применения мер уголовной ответственности к лицам, нарушающим нормы уголовного законодательства в указанной сфере. Указанная цель предопределила задачи исследования:
1 Изучение развития истории института преступлений против свободы, чести и достоинства личности.
2. Выявление понятия преступлений против свободы, чести и достоинства личности в уголовном праве Республики Беларусь.
3. Изучение преступлений против конституционных прав и свобод как разновидности преступлений против свободы, чести и достоинства личности в уголовном праве Республики Беларусь.
4. Классификация преступлений против свободы, чести и достоинства личности в уголовном праве Республики Беларусь.
5. Исследование торговли людьми как вида преступления против человека.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа_УП.docx

— 85.43 Кб (Скачать файл)

Объективная сторона преступления характеризуется активным поведением, выразившимся в альтернативных действиях: купля-продажа человека или совершение иных сделок в отношении его, вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение человека. Состав преступления формальный, оно признается юридически оконченным с момента выполнения предусмотренного законом действия [18, с.30].

Из диспозиции части I статьи 181 УК следует, что торговля людьми может быть совершена любым способом, но поскольку ни один из способов в ч. 1 ст. 181 УК не указан, следует руководствоваться международно-правовым определением понятия торговли людьми, содержащимся в Протоколе о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющим Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г. (далее - Палермский Протокол против торговли людьми). В.В. Марчук условно их подразделяет на две группы: способы, которые свидетельствуют о торговле человеком против его воли (применение силы или угрозы его применения, иные формы принуждения) либо помимо его воли (обман, злоупотребление доверием, использование уязвимого положения) [19, с. 23].

Однако все эти способы с определенной модификацией были выведены в квалифицирующие обстоятельства:

  • пункт 6 части 2 статьи 181 УК - должностным лицом с использованием своих служебных полномочий;

  • пункт 9 части 2 статьи 181 УК - с использованием стечения тяжелых личных, семейных или иных обстоятельств потерпевшего;

  • пункт 10 части 2 статьи 181 УК - путем обмана, злоупотребления доверием или соединенные с насилием, угрозой его применения или иными формами принуждения [19, с.31].

Возникает вопрос: если преследуется цель эксплуатации человека, под которой в законе понимается незаконное принуждение к работе или оказанию услуг, то как можно завербовать, перевезти, передать, укрыть или получить совершеннолетнего человека способами, не ограничивающими его свободу волеизъявления? Конечно, это всегда будет сопряжено с обманом, использованием уязвимого положения, возможно, насилием. Такая конструкция нормы не могла не сказаться на практике се применения. Так, в 2010 г. за преступления, предусмотренные статьей 181 УК, было осуждено 13 человек, из них по части 1 был осужден всего лишь один человек. Аналогичная картина наблюдалась и в 2009 г., когда за торговлю людьми было привлечено к ответственности 19 человек, из которых все без исключения были осуждены за квалифицированный состав торговли людьми [17].

В этой связи представляет интерес законодательный опыт конструирования признаков состава торговли людьми в других государствах. Так, статья 149 УК Украины гласит: «Торговля людьми или осуществление иной незаконной сделки, объектом которой является человек, а также вербовка, перемещение, сокрытие, передача или получение человека, совершенные с целью эксплуатации, с использованием обмана, шантажа или уязвимого положения лица, - наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет» [3]. Аналогичным образом сконструирована норма, предусматривающая ответственность за торговлю людьми, в УК Кыргызской Республики, где способ является обязательным признаком объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 124 УК [20].

Представляется, что наиболее приемлемым решением рассматриваемой проблемы, на наш взгляд, будет закрепление в ч. 1 ст. 181 УК в качестве конструктивного признака состава торговли людьми обмана, путем исключения его из перечня квалифицирующих признаков; дифференциация квалифицирующего признака совершения торговли людьми, соединенной с насилием, угрозой его применения, путем перевода насилия, не опасного для жизни или здоровья потерпевшего, либо угрозы применения такого насилия в статус конструктивного признака основного состава торговли людьми и сохранение в качестве квалифицирующего признака - совершение торговли людьми, сопряженной с насилием, опасным для жизни или здоровья потерпевшего, либо угрозой применения такого насилия [17].

Нелегальный бизнес, связанный с торговлей людьми, является одним из самых привлекательных для преступных организаций. Некоторые транснациональные преступные организации перешли от торговли наркотиками к торговле людьми из-за меньшего риска быть наказанными и высокого уровня доходности при низких затратах. По оценкам экспертов, в среднем одна подневольная проститутка приносит своему хозяину ежегодно доход в размере от 7 до 10 тыс. долларов [21, с. 112]. В связи с тем, что торговля людьми является высокодоходной и нередко остающейся вне контроля правоохранительных органов сферой деятельности криминального бизнеса, она порождает у преступников стремление к повторению подобных акций.

Белорусский законодатель признал необходимым закрепить в качестве квалифицирующего признака специальную повторность, то есть совершение торговли людьми лицом, ранее совершившим аналогичное преступление либо преступления, связанные с использованием занятия проституцией (статья 171 УК), вовлечением в занятие проституцией либо принуждением к продолжению занятия проституцией (статья 1711 УК), использованием рабского труда (статья 181 УК), а также с незаконными действиями, направленными на трудоустройство граждан за границей (статья 187 УК) [17] .

Следует отметить, что действующий уголовный закон необоснованно, на наш взгляд, отказался от такой разновидности повторности, как преступный промысел. Хотя в УК 1960 г. определение данного понятия отсутствовало, судебная практика рассматривала преступный промысел как преступную деятельность, доход от которой являлся основным или существенным дополнительным источником существования. При этом лица, занимающиеся преступной деятельностью в виде промысла, совершали преступления в течение достаточно продолжительного времени под прикрытием иной законной деятельности.

О безосновательном отказе законодателя от понятия преступного промысла, использовавшегося в ранее действовавшем законодательстве (УК РФ 1960 г., УК Республики Беларусь 1960 г. и др.) уже указывалось в литературе и поддерживалось предложение С.Ф. Милюкова о дополнении положений Общей части УК РФ статьей, посвященной преступному промыслу [11, с. 96]. И хотя данное предложение поддерживалось в аспекте уголовной ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность, оно достаточно значимо и применительно к такому преступлению, как торговля людьми.

По нашему мнению, специфика преступления торговли людьми, а также его доходность позволяют говорить о том, что зачастую данное преступление совершается лицами, превращающими свою противоправную деятельность в основной источник существования. Как свидетельствует анализ уголовных дел, многие преступные группы занимались торговлей людьми на протяжении достаточно длительного времени, причем многие из членов группы нигде не работали. Изучение следственной и судебной практики позволило выявить характерную особенность осуществления преступной деятельности по торговле людьми - участие в совершении преступлений в качестве организаторов и непосредственных исполнителей супружеских пар, добывающих таким путем средства для всей семьи.

Следует отметить, что в проекте Федерального закона «О противодействии торговле людьми», подготовленном рабочей группой в Государственной Думе РФ 18 марта 2003г., в предлагаемой редакции ст.1271 УК, предусматривающей ответственность за торговлю людьми, в качестве квалифицирующего признака было предусмотрено совершение преступления в виде преступного промысла [22, c. 24].

В этой связи представляется целесообразным дифференцировать повторность как отягчающее обстоятельство, сохранив в качестве квалифицирующего признака совершение торговли людьми лицом, ранее совершившим данное преступление либо преступление, предусмотренное статьями 171, 17Р УК, 18Р УК или 187 УК и включив в качестве особо квалифицирующего признака совершение торговли людьми в виде преступного промысла.

Считаем необходимым рассмотреть вопрос о применении положений института деятельного раскаяния в отношении лица, совершившего преступления, связанное с торговлей людьми.

Деятельное раскаяние - это институт, стимулирующий раскрытие и пресечение целого ряда тяжких или особо тяжких преступлений, а также обеспечивающий достижение целей уголовной ответственности без применения ее мер [23, с.53]. В УК деятельное раскаяние рассматривается в целях избежания тяжких последствий, которые могут наступить в результате совершения преступления. При этом законодатель руководствуется как значимостью охраняемых законом объектов, так и тяжестью самого преступления, последствия которого можно предотвратить, используя институт деятельного раскаяния. УК 1999 г. существенно расширил сферу применения деятельного раскаяния как основания освобождения от уголовной ответственности. В ряде норм Особенной части УК имеется указание на поведение, характеризующееся деятельным раскаянием, что свидетельствует о стремлении законодателя оптимально использовать все возможные средства для обеспечения целей уголовной ответственности. По мнению профессора Э.А. Саркисовой, предусматривая в статье 88 УК возможность освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием, законодатель должен определить, во имя чего смягчается участь лица, проявившего такое раскаяние, какие цели в каждом конкретном случае приоритетны: раскрыть более опасное преступление либо проявить гуманное отношение к виновному, не используя при этом меры уголовной ответственности [24, с.70].

Торговля людьми - это деяние, посягающее на одно из ценнейших человеческих благ - свободу. Учитывая высокую степень общественной опасности этого преступления и порой непредсказуемые по своей тяжести последствия, вплоть до обращения человека в рабство, полагаем, что институт деятельного раскаяния в большинстве случаев позволил бы избежать тяжких последствий, которые могут наступить в результате продажи человека для эксплуатации.

К условиям такого освобождения следует отнести следующие обстоятельства, представленные в совокупности: совершение торговли людьми впервые, освобождение человека, который был приобретен в результате совершения преступления, предусмотренного ст. 181 УК; добровольный отказ от его принудительного использования; способствовавшее раскрытию совершенного преступления и изобличению иных соучастников, возмещение причиненного имущественного ущерба или морального вреда.

Возможность освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием лица, совершившего преступление в виде торговли людьми, зафиксирована в законодательстве некоторых государств. Например, в соответствии с примечанием 1 к статье 127-1 УК РФ «Торговля людьми», лицо, впервые совершившее деяние, предусмотренное частью первой или пунктом «а» части второй настоящей статьи, добровольно освободившее потерпевшего и способствовавшее раскрытию совершенного преступления, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях нс содержится иного состава преступления [25]. Аналогичное положение закреплено в УК Китайской Народной Республики в части 6 статьи 241 УК, согласно которой, если виновный после покупки похищенных на продажу женщины или ребенка в соответствии с желанием купленной женщины не препятствовал ее возвращению на прежнее место жительства, не подвергал купленного ребенка жестокому обращению и не препятствовал его освобождению, он может быть освобожден от уголовной ответственности [26].

Резюмируя вышеизложенное, полагаем, что внедрение указанных предложений в законодательство позволит создать благоприятные условия для дальнейшего развития перспективного направления уголовно-правовой политики, обеспечивающей эффективное противодействие торговле людьми в Республике Беларусь.

 

 

3.1 Похищение человека как преступление против личной свободы

 

 

Похищение человека – это преступление, которое понимается как тайное, открытое, путем обмана или злоупотребления доверием, или соединенное с насилием или с угрозой его применения, или иными формами принуждения противоправное завладение лицом. Непосредственным объектом этого преступления является личная свобода. Посягательство лишает человека возможности самому определять место своего пребывания, создает угрозу его безопасности, унижает честь и достоинство личности. Потерпевшим от преступления может быть любое лицо. Похищение человека можно определить как умышленное противоправное завладение лицом с последующим перемещением потерпевшего вопреки его воле с места постоянного или временного пребывания в иное место с последующим удержанием [14].

Объективная сторона преступления характеризуется активным поведением и разнообразием способов похищения человека. Выбор способа во многом зависит от особенностей потерпевшего: возраста, пола, рода занятий, состояния здоровья и т.п. Похищение может быть тайным, когда виновный захватывает потерпевшего при обстоятельствах, исключающих осознание посторонними лицами факта похищения. Преступление может быть и более дерзким, открытым, когда виновный не предпринимает попыток замаскировать характер своих действий. В подобных случаях похищение может сопровождаться применением психического или физического насилия различной степени как против самого потерпевшего, так и против лиц, которые могут воспрепятствовать преступлению.

Похищение может быть совершено путем обмана или злоупотребления доверием, когда, например, с помощью ложного предлога человека заманивают в удобное для его захвата место. Похищение может быть совершено с использованием любых других форм принуждения (путем угрозы уничтожением или повреждением имущества потерпевшего или его близких, распространением клеветнических или оглашением иных сведений, которые потерпевший или его близкие желают сохранить в тайне; ущемлением прав, свобод и законных интересов потерпевшего или его близких и т.п.) [15, с.133] .

Способ совершения преступления может влиять на квалификацию содеянного (п. 7 ч. 2 ст. 182), а в остальных случаях должен учитываться при назначении наказания. Преступление признается юридически оконченным с момента фактического захвата потерпевшего и перемещения его в другое место. Продолжительность удержания похищенного может быть различной и на квалификацию деяния не влияет (потерпевшего могут отпустить практически сразу после доставления в иное место, например, высадить из автомашины в лесу).

Информация о работе Понятие и виды преступлений против свободы, чести и достоинства личности