Квалификация убийства с особой жестокостью при неоконченном преступлении, отграничение от смежных составов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2016 в 09:26, курсовая работа

Описание работы

Защита личности от преступных посягательств, охрана её прав и свобод – обязанность государства. Это положение зафиксировано в ст. 2 Конституции РФ. Однако статистические данные о состоянии преступности за последние несколько лет свидетельствуют о том, что удельный вес преступлений против личности неуклонно растет. Особенно заметен всплеск насильственных преступлений против личности. Причины столь бурного роста насильственных преступлений в последнее время очень многообразны. Их следует искать в нестабильной экономической ситуации. В нерешенности многих социальных вопросов. Можно найти эти причины и в политической сфере

Содержание работы

Введение__________________________________________________________________2
I. Особая жестокость____________________________________________________4
§ 1. Природа жестокого поведения____________________________________________4
§ 2. Исторический аспект жестокого преступного поведения в отечественном уголовном законодательстве____________________________________________________________7
§ 3. Понятие особой жестокости и её функциональный анализ____________________15
II. Убийство с особой жестокостью________________________________________23
§ 1. Уголовно правовое определение убийства с особой жестокостью______________23
§ 2. Умысел виновного при убийстве с особой жестокостью______________________30
§ 3. Мотив в составе убийства с особой жестокостью____________________________34
Квалификация убийства с особой жестокостью при неоконченном преступлении, отграничение от смежных составов___________________________________________39
§ 1. Приготовление к убийству с особой жестокостью и покушение на его совершение, добровольный отказ от совершения данного вида убийства_______________________39
§ 2. Соучастие в убийстве с особой жестокостью_______________________________44
§ 3. Отграничение состава убийства с особой жестокостью от смежных составов____48
Заключение_______________________________________________________________64
Список использованных источников_______________________________66

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ жестокость.doc

— 298.50 Кб (Скачать файл)

Истязание - это действия, связанные с многократным или длительным причинением боли, - щипание, сечение, причинение множественных, но небольших повреждений тупыми или остроколющими предметами, воздействие термических факторов и иные аналогичные действия.

А.Н. Попов рассматривая данный вопрос, говорит о том что, мучение - это причинение страдания, а истязание - это причинение боли, но боль и страдание — это практически одно и то же. Различие в том, что страдание может быть не только физическим, но и нравственным. Однако и боль может быть не только физической.

В толковом словаре русского языка данные понятия раскрываются следующим образом. Мучения — это мука, страдание30. Страдание - это физическая или нравственная боль, мучение31. Истязать - значит жестоко мучить (физически или нравственно)32. Издеваться - зло и оскорбительно высмеивать кого-нибудь, что-нибудь33. Садизм - это половое извращение, при котором половое чувство удовлетворяется причинением физической боли другому лицу34, стремление к жестокости, наслаждение чужими страданиями35.

Как мы видим, провести разграничение между употребляемыми в законе понятиями очень трудно. Они практически идентичны. По этому в уголовном праве высказываются предложения по упорядочению применяемых терминов.

Например, Г. И. Чечель пришел к заключению, что с точки зрения филологической, пытки, мучения, истязания в русском языке являются однозначными понятиями, которые целесообразнее было бы в уголовном праве выражать одним словом — истязание36.

Согласится с данным выводом нельзя, потому что мучения и истязание — это разные способы причинения потерпевшему повреждений, а пытка — это целенаправленное причинение страданий.

Однако, учитывая, что эти и вышеназванные понятия означают причинение потерпевшему или физических, или нравственных, или и тех, и других страданий одновременно, следует сделать вывод о том, что все они являются частными случаями проявления жестокости.

Таким образом, жестокое поведение (жестокость) — это умышленное причинение физических и (или) нравственных страданий.

Жестокость включает в себя и мучения, и истязания, и пытки, и издевательства, и садизм, потому что все эти определения раскрывают разные грани одного явления — причинения физических и (или) нравственных (психических) страданий.

Что же такое особая жестокость?

Представляется, что особая жестокость при убийстве заключается в причинении потерпевшему особых физических и (или) нравственных страданий, т. е. сильных, достаточно продолжительных, многократных или однократных страданий.

«Виновный не только отнимает самое дорогое, что может быть у человека — его жизнь, но еще и сознательно, умышленно причиняет при этом дополнительные, сильные, продолжительные физические и (или) нравственные страдания. Именно сочетание процесса убийства с сознательным, умышленным причинением дополнительных, сильных, продолжительных физических и (или) нравственных страданий, находящихся за рамками процесса причинения смерти, и образует понятие «особая жестокость».

В этом проявляется нечеловеческая безжалостность и беспощадность виновного лица»37.

Следует согласиться с мнением авторов работы «Преступления, совершаемые с особой жестокостью», высказавших следующее определение особой жестокости:

«Особая жестокость — это сопровождающее или следующее за насильственным преступлением, не обязательное для его совершения и наступления обычных для него последствий, умышленное действие (или бездействие), состоящее в причинении потерпевшему или его близким дополнительного, как правило, тяжелого, физического или психического страдания»38.

 

II. Убийство с особой жестокостью.

§ 1. Уголовно правовое определение убийства с особой жестокостью.

 

Убийство с особой жестокостью (п. "д" ч. 2 ст. 105 УК) — один из наиболее распространенных видов квалифицированного убийства. Верховный Суд Российской Федерации неоднократно давал характеристику признаку особой жестокости, в том числе в упомянутом постановлении "О судебной практике об умышленном убийстве" (п. 8).

С учетом сложившейся судебной практики убийство может быть признано особо жестоким:

а) когда перед лишением жизни или в процессе совершения убийства к потерпевшему применялись пытки, истязания или совершалось глумление над жертвой. Если пытки применялись с целью получения от потерпевшего каких-либо сведений, то причинение смерти возможно и с косвенным умыслом;

б) когда убийство совершено способом, который заведомо для виновного связан с причинением потерпевшему особых страданий: нанесение большого количества ранений, использование мучительно действующего яда, кислоты или других агрессивных веществ, причинение смерти путем применения огня (см.: Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, 1997, № 5, с. 11), электротока бытового напряжения, закапывание заживо, замедленное утопление или удушение, причинение смерти путем лишения пищи или воды и т.п.;

в) когда убийство совершено в присутствии близких потерпевшему лиц, если виновный сознавал, что своими действиями причиняет присутствующим особые душевные страдания;

г) когда в целях продления мучений жертвы виновный препятствует оказанию помощи умирающему.

Ранее признаком особой жестокости признавалось глумление над трупом, но в последние годы от этого отказались, поскольку данные действия совершаются после совершенного убийства. Однако в тех случаях, когда виновный в силу своего возбужденного состояния или других обстоятельств не осознал момент наступления смерти, глумление над трупом выступает как глумление над жертвой и может быть квалифицировано по п. "д" ч. 2 ст. 105 УК.

Верховный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что множественность ранений сама по себе не тождественна особой жестокости (см.: Бюллетень Верховного Суда РСФСР, 1990, № 4, с. 3; Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, 1994, № 6, с. 4—5 и др.). Большое количество ранений может быть обусловлено не только особой жестокостью виновного, но и его возбужденным состоянием, неспособностью оценить ситуацию, стремлением довести до конца начатое преступление при недостаточной эффективности выбранного орудия или способа действия, в случае активного сопротивления жертвы и т.д. Необходимо оценивать количество ранений в сопоставлении со временем, в течение которого они наносились, моментом сформирования умысла, мотивом убийства, обстоятельствами дела.

Убийство может быть квалифицировано по п. "д" ч. 2 ст. 105 УК не только тогда, когда виновный специально стремился проявить особую жестокость, но и когда он сознавал особую мучительность для жертвы данного способа лишения жизни и заведомо шел на это (см.: Бюллетень Верховного Суда РСФСР, 1990, № 5, с. 7).

В научных исследованиях не является однозначной уголовно-правовая оценка особой жестокости при совершении убийства. Можно выделить три подхода к оценке анализируемого уголовно-правового феномена.

Первая группа авторов, включая известных ученых, относят особую жестокость к объективной стороне состава преступления (к объективным свойствам содеянного). Такова позиция профессоров С.В. Бородина39, Л.Л. Кругликова40, Э.Ф. Побегайло41 и некоторых других авторов.

Второй подход, который исторически был изначальным в российском уголовном праве, представлен авторами, рассматривающими особую жестокость в качестве характеристики личности виновного. Такое истолкование проблемы отражено во многих научных исследованиях, начиная с комментариев к УК РСФСР 1926 года, изданных в 40-х годах прошлого века. В частности, в комментарии к Уголовному кодексу, изданном в 1946 году под редакцией Председателя Верховного Суда СССР И.Т. Голякова, отмечалось, что показателем повышенной опасности виновного является, наряду е другими критериями, совершение преступления с особой жестокостью.42

Профессор И.И. Карпец, рассматривая особую жестокость как отягчающее обстоятельство, говорил, что "жестокость характеризует особые личные качества преступника и является показателем его повышенной общественной опасности".43 В другом исследовании проблем назначения наказания данный автор уточнил трактовку этого вопроса, добавив, что совершение преступления с особой жестокостью или издевательством над потерпевшим "можно было бы отнести и к обстоятельствам, характеризующим объективную сторону преступного посягательства, как способ совершения преступления".44 В таком же ракурсе рассматривается проблема и в кандидатской диссертации П.Ю. Константинова.45

Третья позиция выражена М.Н. Становским в монографии о назначении наказания. Этот автор полагает, что "особая жестокость - обстоятельство, характеризующее субъективное отношение преступника к своим действиям и результатам этих действий. Поэтому особая жестокость как отягчающее обстоятельство будет налицо только тогда, когда преступник понимает, что он поступает особо жестоко по отношению к жертве или близким ей лицам, и желает этого".46

Бусырев Н.А., Базарова Ю.Р. в своей работе Квалифицирующие обстоятельства убийства, относящиеся к субъекту и субъективной стороне состава преступления рассматривают особую жестокость как обстоятельство, характеризующее личность виновного, подчеркивая при этом, что она получает свое отражение и закрепление в способах  действий гражданина и в обстановке совершаемого деяния. В этом' смысле названное ранее суждение профессора И.И. Карпеца о способе совершения преступления по его содержанию является правильным. Что касается тезиса М.Н. Становского о понимании виновным способа совершения деяния и желании действовать таким образом, то сказанное им характеризует умысел и в равной мере относится ко всем без исключения квалифицирующим убийство обстоятельствам.

Довольно убедительна психологическая характеристика убийцы, проявившего особую жестокость, данная профессором Ю.М. Антоняном. Он подчеркивает, что "лица, совершающие убийства с особой жестокостью, абсолютно не способны сочувствовать своим жертвам и их страданиям. Однако они ставят себя на их место, т.е. знают, как это тяжко".' Рассматривая особую жестокость в отношении потерпевшего, он указывает, что "самая страшная участь постигала тех, кто подвергался пыткам и истязаниям, кому наносилось множество телесных повреждений".47

Современное понимание особой жестокости применительно к убийству закреплено в п. 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 января 1999 года. В этом акте толкования закона обращено внимание на способ лишения жизни потерпевшего, когда перед лишением жизни или в процессе совершения убийства к потерпевшему применялись пытки, истязание или совершалось глумление над жертвой.

В практической деятельности следственных органов и судов наиболее часто вопрос об особой жестокости решается применительно к убийствам путем нанесения множественных ударов и ран потерпевшему. Так, судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации признала правильными выводы областного суда об особой жестокости, когда в процессе лишения жизни потерпевшему было нанесено не менее 16 тяжких телесных повреждений различного характера, а также в ситуации использования для убийства легковоспламеняющегося нитролака, подожженного на теле убитой. От полученных ожогов в мучениях и страданиях потерпевшая скончалась.48

В деле по обвинению К. установлено 57 повреждений головы и тела убитого, среди которых разрыв печени, закрытая черепно-мозговая травма и др.49 Вместе с тем надлежит подчеркнуть, что нанесение большого числа ранений погибшему не всегда свидетельствует о наличии признака особой жестокости. По каждому уголовному делу требуется обосновать, что умыслом виновного охватывалось совершение убийства с особой жестокостью.

Так, исключая из обвинения 3. п. "д" ч. 2 ст. 105 УК России, который не менее чем 21 ударом в голову, грудь, живот и другие места убил потерпевшую X., а затем не менее чем 19 ударами ножом в голову, шею и руки также убил ее мужа, Челябинский областной суд указал, что все телесные повреждения были нанесены практически при полном отсутствии освещения в доме, а оба потерпевших находились в состоянии тяжелого алкогольного опьянения.50

Применительно к данному убийству возникает также вопрос об уголовно-правовом значении глумления над убитым. Верховный Суд Российской Федерации в упоминавшемся ранее постановлении от 27 января 1999 года разъяснил, что глумление над трупом само по себе не может расцениваться в качестве обстоятельства, свидетельствующего о наличии в учиненном деянии признака особой жестокости, равно как и уничтожение или расчленение трупа с целью сокрытия преступления. Это верное разъяснение, так как надругательство над телами умерших является самостоятельным преступлением, квалифицируемым по ст. 244 УК России.

Особая жестокость порой обусловливается внешней ситуацией (обстановкой), в которой совершается содеянное. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 27 января 1999 года разъясняет, что такая жестокость может выражаться в совершении убийства в присутствии близких потерпевшему лиц, когда виновный сознавал, что своими действиями причиняет им особые страдания. Кассационная Палата Верховного Суда Российской Федерации отклонила жалобу осужденного и указала, что потерпевший был убит в присутствии близкой для него женщины, с которой тот совместно проживал более двух лет и намеревался заключить брак, фактически создав с ней семью. Во время совершения этого преступления потерпевшей были причинены особые душевные страдания, вызванные лишением жизни у нее на глазах близкого человека, что сознавал осужденный.51

Информация о работе Квалификация убийства с особой жестокостью при неоконченном преступлении, отграничение от смежных составов