Квалифицированное убийство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 15:23, курсовая работа

Описание работы

Осознавая всю сложность и актуальность выбранной темы, автор ставит своей целью всесторонне и полно исследовать сущность понятия «убийства» и проблемы его квалификации.
Для осуществления поставленной цели были рассмотрены следующие вопросы:
История развития российского законодательства о преступлениях против жизни;
Понятие убийства;
Характеристика состава преступления статьи 105;
Простое убийство;
Квалифицированное убийство.

Содержание работы

Введение………….…………………………………………………..….………..3
Глава I. Общая характеристика убийства как категории уголовного права….5
§1. История развития российского законодательства о преступлениях против жизни…….………………………………………………………………………...5
§2. Понятие убийства…………...……………….……………………………....11
§3. Характеристика состава преступления статьи 105 УК РФ……………….14
Глава II. Простое убийство……………………………………………………..19
§1. Убийство из ревности……………………………………………………….19
§2. Убийство из мести, возникшей на почве личных отношений………….21
§3. Убийство в ссоре или драке………………………………………………...22
§4. Иные виды «простого» убийства………………………………………......23
Глава II. Квалифицированное убийство………………………………………..26
§1. Отягчающие обстоятельства, характеризующие объективные свойства посягательства………………………………………………………..……….....27
§2. Отягчающие обстоятельства, характеризующие субъективные свойства преступления……………………….…………………………………………….32
Заключение...………………………………………………………………….….37
Список используемой литературы………………………

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 217.50 Кб (Скачать файл)

      В Уголовном уложении фактически были повторены квалифицирующие признаки убийства, однако был исключен общий  квалифицирующий признак о предумышленности убийства, а также включены дополнительно два квалифицирующих признака: Убийство священнослужителя во время службы, а также члена караула, охраняющего императора, либо часового военного караула. Повторным признавалось убийство, если оно было совершено в течении пяти лет после отбывания наказания за убийство без отягчающих обстоятельств. Была введена новая норма об ответственности за убийство главы иностранного государства, которое наказывалось каторгой без срока.

      Уложение  о наказаниях предусматривало детоубийство, совершенное из стыда или страха при рождении ребенка, которое наказывалось заключением в тюрьме до двух лет или ссылкой на поселение.

      По-разному  в Уложении о наказаниях и в  Уголовном уложении решался вопрос об убийстве в состоянии сильного душевного волнения.

      В ст.1455 Уложения о наказаниях говорилось: если убийство было совершено не случайно, но в запальчивости или раздражении, и особенно, когда оно было вызвано  насилием или тяжким оскорблением со стороны убитого, виновный наказывался  каторжными работами.

      В ст. 458 Уголовного уложения была предложена другая конструкция. В ч. 1 речь шла  об убийстве, задуманном и выполненном  под влиянием сильного душевного  волнения (наказание – каторжные  работы не свыше восьми лет), а в  ч.2 говорилось об убийстве в состоянии сильного душевного волнения, вызванного противозаконным насилием или тяжким оскорблением со стороны потерпевшего (наказание более мягкое – заключение в тюрьме до одного года).

      В ст. 1465 Уложения о наказаниях в качестве самостоятельного состава преступления выделялось убийство в драке без намерения его совершить. Предусматривалось два варианта:

  • Когда известно, кем нанесены удары, повлекшие смерть, - убийство наказывалось заключением в тюрьме на срок от восьми месяцев до одного года и четырех месяцев;
  • Когда неизвестно, кем нанесены удары; в этом случае убийство наказывалось заключением в тюрьму на срок от четырех до восьми месяцев.

      Уголовное уложение специальной статьи о квалификации убийства в драке не содержало. Но в нем появился новый состав убийств при смягчающих обстоятельствах – убийство по настоянию потерпевшего из сострадания.

      В Уложении о наказаниях было предусмотрено  освобождение от уголовной ответственности, когда смерть причинена:

  1. cлучайно (без умысла и неосторожности);
  2. в состоянии необходимой обороны;
  3. при побеге потерпевшего из карантина;
  4. таможенником или лесничим в рамках законных полномочий при пресечении преступлений;
  5. при нападении на пост или дозор;
  6. солдатом при оказании помощи гражданским властям, если действия точно соответствовали воинскому уставу.

 

       Законодательство России в советский  период.

      Сразу же после Октябрьской революции  Советское правительство пустило  «на слом» все судебные учреждения и юридические институты царской  России. Были образованы окружные народные суды и революционные трибуналы. Судам разрешалось руководствоваться законами свергнутых правительств, «поскольку таковые не отменены декретами ВЦИК и СНК и не противоречат социалистическому правосознанию».[1]

      Первым  законом, в котором были кодифицированы уголовно-правовые нормы, устанавливающие ответственность за преступления против жизни, явился УК РСФСР 1922 г., введенный в действие с

      1 июня 1922 г.

      В разд. I «Убийство» предусматривалась ответственность: за умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах; за умышленное убийство без отягчающих обстоятельств; за умышленное убийство при смягчающих обстоятельствах; за неосторожное убийство. В этом же разделе УК предусматривалась ответственность за содействие или подговор к самоубийству несовершеннолетнего или лица, заведомо неспособного понимать свойства или значение им совершаемого или руководить своими поступками, если самоубийство или покушение на него последовали.

      УК  РСФСР 1922 г. относил к преступлениям  против жизни производство аборта лицом, не имеющим медицинской подготовки, либо в ненадлежащих условиях (ст.146).

      С 1 января 1927 г. был введен в действие утвержденный 22 ноября 1926 г. новый УК РСФСР2. Этот кодекс оставил без существенного изменения ответственность за умышленное убийство. Были изменены лишь санкции.

      Вместе  с тем практик ставила вопрос о дальнейшем совершенствовании  законодательства об убийствах. В частности, возникал вопрос о недостатках ч. 1 ст. 136 УК РСФСР, которой устанавливались  отягчающие обстоятельства умышленного  убийства. Правильное разрешение этого вопроса было очень важным, так как отнесение тех или иных обстоятельств, при наличии которых совершаются убийства, к отягчающим и оказывающим влияние на их квалификацию определяет направленность борьбы с этими преступлениями. Эту задачу в то время разрешил УК РСФСР 1960 г., который сохранив прежнюю классификацию преступлений против жизни, внес серьезные изменения в характеристику обстоятельств, отягчающих умышленное убийство.

      Характеризуя  действовавшее в то время законодательство об ответственности за преступления против жизни, необходимо подчеркнуть, что по сравнению с прежним оно полнее регламентировало ответственность за эти преступления и предусматривало более строгие санкции, особенно за умышленные убийства при отягчающих обстоятельствах.

        Оценивая законодательство советского периода о преступлениях против жизни, необходимо иметь в виду, что наряду с системой общих судов, рассматривавших дела об этих преступлениях, в 1918 – 1951 гг. действовала система внесудебной расправы. На основании Особого совещания НКВД, двоек, троек, а иногда и просто по спискам уничтожались лица, не угодные тоталитарному режиму. Их действия как правило, не получали юридической оценки по УК, не исследовались доказательства, не было суда. Таким путем посягательств на жизнь, предусмотренные УК, приумножались фактически государственной политикой по уничтожению невиновных людей. Верховный Суд РФ до недавних пор рассматривал «дела» и реабилитации жертв этих репрессий. 

      §2. Понятие убийства. 

      Российское  уголовное законодательство устанавливает ответственность за преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности. Наибольшую опасность среди преступлений, направленных против личности, представляет убийство.

      На  первый взгляд может показаться, что  в раскрытии понятия убийства, вообще нет необходимости, так как это понятие само по себе достаточно ясно. Между тем понятие убийства в житейском смысле не раскрывает и не может раскрыть юридической характеристики данного преступления.

      Понятие «убийство» неразрывно связано с  жизнью и смертью человека, поэтому без выяснения содержания понятия жизни и смерти нельзя говорить об определении убийства.

      «Жизнь  – пишет Ф. Энгельс, - есть способ существования белковых тел, и этот способ существования заключается  в постоянном обновлении их химических составных частей путем питания и выделения»[1]. Это высказывание Ф. Энгельса имеет принципиальное значение для определения понятия жизни человека, которая с биологической точки зрения состоит в непрерывном обмене веществ, питании и выделении. С прекращением этих функций прекращается жизнь человека. Человеческая жизнь в биологическом смысле слова имеет значение для определения границ жизни человека. Возникновение жизни связано с началом процесса родов. Началом жизни считается появление плода во время родов. Поэтому лишение ребенка жизни в этот момент и позднее является убийством[2].

      Естественное  и неизбежное завершение жизни –  физиологическая смерть человека вследствие старения организма[3].

      Однако  некоторая часть людей умирает  в результате патологической, преждевременной смерти, вызванной болезнью или насильственными действиями. К патологической смерти относится и убийство – род насильственной смерти.

      Следовательно, насильственный характер смерти –  один из признаков убийства. Но насильственная смерть может свидетельствовать не только об убийстве, но и о несчастном случае и самоубийстве. В связи с этим возникает вопрос об их разграничении. В отличие от несчастного случая и самоубийства убийство преследуется как противоправное деяние, предусмотренное Особенной частью уголовного кодекса. Чтобы исключить отнесение к убийству случайное причинение смерти, совершаемое при отсутствии вины, необходимо указать на виновное лишение жизни при определении убийства. Наконец, для отграничения от самоубийства должно быть указано, что речь идет о лишении жизни другого человека.

      Исходя  из указанных признаков, в российской юридической литературе убийство определяется как предусмотренное Особенной  частью Уголовного кодекса виновное деяние, посягающее на жизнь другого человека и причиняющее ему смерть[4].

      Против  этого определения выступил М.Д. Шадгородский, который полагал, что  «убийство – это неправомерное  лишение жизни другого человека». Все другие элементы, включаемые в  определение убийства, он считал излишними. С этим нельзя согласиться. Определение М. Д. Шаргородского явно не полно. Оно не позволяет отграничить убийство от других преступлений, при совершении которых потерпевший лишается жизни. Кроме того, «неправомерность» не позволяет отличить убийство, в частности, от самоубийства и несчастного случая. Дело в том, что далеко не всякое деяние, которое признается невиновным, является соответствующим праву.

      В современной юридической литературе выделяют следующие виды убийства:

      1) Убийство при отягчающих обстоятельствах (квалифицированное);

      2) Убийство без смягчающих и  отягчающих обстоятельств (простое);

      3) Убийство при смягчающих обстоятельствах  (привилегированное).

      Каждый  вид будет подробно рассмотрен в  главах III и IV данной работы.

      Правильная  квалификация преступления – важное условие осуществления правосудия и укрепления законности. Разрешение вопроса о квалификации преступления служит необходимым шагом в направлении вынесения судом законного и обоснованного приговора, ибо оно выражает государственную оценку содеянного и определяет правовые последствия совершенного деяния1.

      Успешная  борьба с убийствами в значительной степени обусловлена правильной квалификацией этих особо опасных  преступлений. Полная юридическая характеристика преступления, необходимая для решения  вопроса об уголовной ответственности и о квалификации, может быть получена только в результате анализа признаков состава преступления2. Правильное понимание общего состава преступления и всех его признаков – одна из гарантий применения норм Особенной части Уголовного кодекса в соответствии с их точным смыслом. Следственная и судебная практика свидетельствуют о том, что большинство ошибок в квалификации конкретных преступлений проистекает от неправильного понимания общего понятия состава преступления и его важнейших элементов. Именно по этой причине нередки случаи признания в деянии того или иного состава преступления, когда в действительности он отсутствует. Во избежании подобных ошибок в каждом случае необходим тщательный анализ признаков состава преступления: объекта, объективной стороны, субъекта, субъективной стороны3.

 

       §З. Характеристика состава преступления убийства. 

      Объект  убийства.

      Объект  убийства – жизнь другого человека. Но было бы неправильно сводить понятие  жизни лишь к биологическому процессу, так как человек, прежде всего член общества и его жизнь не отделима от общественных отношений. Поэтому объектом преступного посягательства при убийстве являются и жизнь человека, и общественные отношения, возникающие в связи с охраной его жизни[5].

      Со  смертью человека прекращается уголовно-правовая охрана его жизни, и, следовательно, нельзя говорить об убийстве, когда лицо стреляло с целью лишения жизни в уже умершего человека. Убийство при таком положении совершить невозможно, но и действия лица все же представляют общественную опасность, так как последствия не наступают по не зависящим от лица обстоятельствам. Оно должно отвечать за покушение на негодный объект.

      Уголовно-правовой охране по российскому законодательству в равной мере подлежит жизнь любого человека независимо от его возраста, физических и моральных качеств.

Информация о работе Квалифицированное убийство