Актуальные вопросы вины в уголовном праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 14:46, курсовая работа

Описание работы

Провозглашение Конституцией РФ (статья 1) в России одной из главных задач - построение демократического правового государства с неизбежностью породило необходимость совершенствования правового регулирования общественных отношений, законодательства и практики его применения. Это в полной мере охватывает и отрасль уголовного права.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….................3
1. Понятие вины по российскому уголовному праву………………….................5
2. Формы вины………………………………………………………….…………..9
2.1.Умысел, как форма вины и его виды……………………………………………….10
2.2.Неосторожная форма вины и ее виды……………………………………...............12
2.3Особенности разграничения легкомыслия и неосторожности……………………15
Заключение……………………………………………………………………………….20
Глоссарий………………………………………………………………...........................21
Список использованных источников…………………………………………...............23

Файлы: 1 файл

Тушаков Рамиль ЗЮ-709.doc

— 186.50 Кб (Скачать файл)

     Сознание  общественно опасного характера  совершаемого деяния означает понимание его фактического содержания и общественного значения. Оно включает представление о характере тех благ, на которые совершается посягательство[6]. Отражение всех этих компонентов в сознании виновного даёт ему возможность осознать объективную направленность деяния на определённые социальные блага, его вредность для системы существующих в стране общественных отношений, то есть его общественную опасность. Сознание общественной опасности деяния не требует специального доказательства по каждому конкретному делу, поскольку способность сознавать социальное значение своих поступков присуща каждому человеку на основе его жизненного опыта и приобретённых знаний.

     Умысел - это наиболее распространённая в  законе и на практике форма вины. Из каждых десяти преступлений около  девяти совершается умышленно. В  ч.1 ст. 25 УК РФ впервые законодательно закреплено деление умысла на прямой и косвенный (см. Приложение 2).

     Преступление  признаётся совершённым с прямым умыслом, если лицо, его совершившее, осознавало общественную опасность  своего действия (бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления  общественно опасных последствий и желало их наступления (ч.2 ст. 25 УК РФ) [19].

     Повышенная  социальная опасность преступления, совершенного с прямым умыслом выражается, прежде всего, в том, что это умышленное деяние, сознательно направленное на причинение вреда обществу, создает большую вероятность фактического причинения вреда, чем неосторожное действие. Субъект умышленного преступления избирает такой способ действия, который заведомо для него сможет причинить вред обществу. Есть и другой аспект проблемы, по которому в умышленном преступлении проявляется отрицательное отношение лица к интересам общества.

     Преступление  признается совершенным с косвенным  умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия, либо относилось к ним безразлично.

     Основное  различие между прямым и косвенным  умыслом коренится в волевом  элементе. Для прямого умысла характерно желание, а для косвенного — сознательное допущение преступных последствий. Действуя с косвенным умыслом, лицо сознательно допускает преступное последствие, но это последствие — не цель, не средство ее достижения, не этап на пути достижения цели. Виновный в этом случае занимает пассивную позицию по отношению к последствиям, поэтому преступления с косвенным умыслом (при прочих равных условиях) принято считать менее опасными, чем преступления, совершаемые с прямым умыслом. Преступное последствие в преступлениях, совершаемых с косвенным умыслом, не обусловлено мотивом. Напротив, оно может быть контрмотивом (слабой психологической силой, которая не останавливает лицо и не заставляет его отказаться от преступных действий) [7].

     При косвенном умысле виновный может  безразлично или отрицательно относиться к преступным последствиям, активно желать их ненаступления, может надеяться, что они не наступят,— все это разновидности отношения к преступным последствиям, которое характерно для косвенного умысла. При этом необходимо установить, что лицо предвидело эти последствия и рассчитывало их предотвратить. 

     2.2 Неосторожная форма  вины и ее виды 

     Преступлением, совершенным по неосторожности, признается деяние, совершенное по легкомыслию  или небрежности (ст. 26 УК РФ).

     По  общему правилу преступление с неосторожной формой менее опасно, чем умышленное, ибо лицо вообще не  намеривается совершать преступление. Чаще всего происходит нарушение, каких либо инструкций (по технике безопасности, противопожарных, обращения с оружием и т.п.), которое влечет общественно опасные последствия, превращающие проступок в преступление. Такие преступления совершаются в любой сфере деятельности человека.

     Однако  необходимо иметь в виду, что,  во-первых, неосторожная форма вины – это одна из опасных разновидностей невнимательности, неосмотрительности, а иногда и равнодушия, неуважения к интересам личности и общества в целом. Во-вторых,  в условиях научно-технического прогресса число неосторожных преступлений во всех сферах деятельности человека  увеличилось [6]. Лица, обязанные по роду своей службы (работы) соблюдать определенные требования, из-за беспечности, легкомыслия, недисциплинированности нарушают их, причиняя огромный ущерб жизни, здоровью людей и окружающей среде. Например, к неосторожным преступлениям, совершаемым должностными лицами в сфере управленческой деятельности относятся халатность, бесхозяйственность, выпуск недоброкачественной продукции, преступления в области охраны природы и некоторые другие. Эти преступления выражаются в невыполнении или ненадлежащем выполнении должностным лицом своих обязанностей, что причиняет вред интересам общества и граждан. К неосторожным преступлениям в сфере профессиональной деятельности относятся: неоказание помощи больному, нарушение ветеринарных правил и т. п. К неосторожным преступлениям, совершаемым в быту, относятся такие, как, неосторожное тяжкое или менее тяжкое телесное повреждение, неосторожное уничтожение или повреждение государственного, общественного либо личного имущества граждан, повлекшее тяжкие последствия, небрежное хранение огнестрельного оружия, если это повлекло тяжелые последствия.

     Неосторожные  преступления квалифицируются, как  правило, по последствиям, а также  по способам их причинения, по сфере  деятельности, в которой они наступают. Ненаступление последствий причинивших вред, по общему правилу, исключает ответственность за неосторожное создание опасности причинения вреда [5].

     Законодательное закрепление  неосторожной формы  вины (ст. 26 УК РФ) позволяет различать  две ее разновидности, отличающиеся по своему психологическому  содержанию.  Таким образом, можно выделить две формы неосторожных преступлений - преступление, совершенное по легкомыслию и преступление по небрежности.

     Преступление  признается совершенным по легкомыслию, если лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий (ст. 26 УК РФ).

     Преступное  легкомыслие, как форма вины, представляет опасность тем, что лицо сознательно нарушает правила предосторожности, хотя и не желает вредных последствий.

     Преступление  признается совершенным по небрежности, если лицо не предвидело возможности  наступления общественно опасных  последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия (ст.26 УК РФ) [2].

     Обязанность предвидеть последствия свих действий  является характерным признаком  для всех  дееспособных людей. Поэтому  вопрос о возможности человека сознавать факт нарушения им каких-то правил и предвидеть наступившие в результате этого общественно опасные последствия должен решаться с учетом конкретной обстановки и индивидуальных особенностей лица, привлекаемого к уголовной ответственности [13].

     Преступную  небрежность как вид неосторожной вины необходимо отграничивать от случайного невиновного причинения вреда. При  невиновном причинении вреда лицо не предвидит, не должно и не могло предвидеть наступления общественно опасных  последствий   либо должно, но не могло их предвидеть.  Например, рабочий мясокомбината, играя в обеденный перерыв со своим приятелем, из озорства надел ему на голову бумажный мешок из-под костной муки. Остатки муки попали в глаза потерпевшему, в результате чего он ослеп. Объективный критерий в этом случае имеется – все рабочие данного комбината должны знать свойства костной муки  и не допускать нарушения правил безопасности при обращении с мешком. Однако субъективным критерий  небрежности – лицо могло предвидеть наступление вредных последствий – отсутствует. Рабочий ранее не  имел дело с  костной  мукой, не знал ее свойств, не прошел соответствующего инструктажа по технике безопасности.

     Таким образом, если отсутствует объективный  и субъективный критерии преступной небрежности, либо нет одного из них, лицо,  допустившее наступление последствий, считается невиновным,  а сами последствия расцениваются как несчастный случай.

     Невинное  причинение вреда имеет место  и в том случае,  когда лицо, совершившее то или иное деяние, хотя и предвидело наступление общественно опасных последствий, но не могло предотвратить их в силу несоответствия своих психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам. Это не распространяется на те  случаи, когда общественно опасное деяние возникло по вине самого лица, поскольку оно не обладало достаточными навыками к выполнению той или иной работы и скрыло эти обстоятельства или добровольно привело себя в такое состояние, в котором не могло  совершить необходимые, соответствующие ситуации действия, в результате употребления наркотиков, алкоголя [16]. 

     2.3 Особенности разграничения легкомыслия и неосторожности 

     Анализ  психологического содержания преступной самонадеянности и преступной небрежности  позволяет выявить общие черты, отличающие их от умысла и обосновывающие объединение в рамках одной и той же формы вины – неосторожности.

     Самонадеянность и небрежность имеют единые психологические  и социальные корни, порождаются  одинаковыми отрицательными чертами  личности: недостаточной осмотрительностью, внимательностью, заботливостью об общественных интересах. Самонадеянность и небрежность объединяются общим понятием «неосторожность».

     Недостаточная осторожность при самонадеянности  проявляется в оценке тех обстоятельств, которые, по мнению субъекта, должны предотвратить наступление общественно опасных последствий, поэтому можно сказать, что лицо не предвидит возможности непредотвращения последствий; при небрежности эта неосторожность проявляется в отношении самого характера деяния, в силу чего субъект не предвидит его возможные общественно опасные последствия. Общественная опасность лица, как при самонадеянности, так и при небрежности однотипна и выражается в отсутствии бережного, заботливого отношения к интересам  общества, охраняемым уголовным законом [8].

     Вторым  общим признаком обоих видов  неосторожности, отличающим ее от умысла, является отсутствие у субъекта сознания актуальной общественной опасности  совершаемого деяния. При самонадеянности  лицо предвидит абстрактную возможность наступления конкретных опасных последствий, поэтому можно говорить и о сознании потенциальной опасности совершаемого действия или бездействия. Иначе дело обстоит  при небрежности. Здесь виновный ни в какой форме не предвидит наступления общественно опасных последствий, поэтому нет оснований и для постановки вопроса о сознании общественной опасности совершаемого деяния. Такое сознание отсутствует и в случае причинения непредвидимых последствий в результате сознательного нарушения определенных правил предосторожности (профессиональных или бытовых), поскольку и здесь нет предвидения конкретных общественно опасных последствий.

     В то же время у лица, действующего и самонадеянно и по небрежности  имеется обязанность сознавать  общественную опасность своего поступка и возможность такого сознания при более осмотрительном и внимательном отношении к делу [9].

       Общей чертой двух видов неосторожности  является то, что они устанавливаются  с помощью объективного и субъективного  критериев. Объективный критерий  заключается в обязанности лица осознавать общественно опасный характер своего деяния (при неосторожности в формальных составах); предвидеть возможные общественно опасные последствия своего деяния (при небрежности в материальных составах); предвидеть неосновательность своего расчета на предотвращение возможных общественно опасных последствий (при самонадеянности в материальных составах). Объективный критерий имеет нормативный характер и основан на обязанности человека соблюдать существующие в обществе правила предосторожности, начиная от простых, складывающихся в общежитии, и кончая сложными правилами техники безопасности при осуществлении определенной профессиональной деятельности. Субъективный критерий заключается в возможности лица сознавать и предвидеть перечисленные выше обстоятельства. Он имеет большое значение для характеристики неосторожности, поскольку лишь при его наличии можно говорить о зависимости общественно опасного деяния от личности субъекта.

     Наличие указанных критериев неосторожности ограничивает ее от субъективного случая, при котором вред причиняется лицом, не обязанным или не способным оценивать обстановку причинения вреда иначе, чем он сделал, не обязанным или не способным предвидеть возможность наступления общественно опасных последствий [10].

     Наряду  с общими признаками, самонадеянность  и небрежность обладают специфическими признаками, отграничивающими их друг от друга. Их необходимо строго различать  как для точного установления в деянии обвиняемого признаков  неосторожной вины (в материальных составах  должна установиться не «вообще» неосторожность, а либо небрежность, либо самонадеянность), так и для отграничения неосторожности от субъективного случая от умысла. Основное различие между ними заключается в разной направленности воли виновного. В умышленных преступлениях воля виновного направлена (прямо или косвенно) на причинение преступных последствий, а при неосторожности она направлена на совершение действия (бездействия), противоречащего требованиям надлежащей заботливости, осмотрительности, внимательного отношения к интересам других лиц.

Информация о работе Актуальные вопросы вины в уголовном праве