Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2010 в 11:57, Не определен
1.Закон о техническом регулировании, отраслевые регламенты.
2. Метрологическая служба РФ
3. Сертификация услуг: понятие, цели, принципы, виды, значение.
1. Закон о техническом регулировании, отраслевые регламенты
27
декабря 2002 г. был принят Федеральный
Закон 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Актуальность и необходимость
технического регулирования
Закон регулирует отношения, возникающие при:
Положения Закона касаются деятельности самого широкого круга юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выступающих изготовителями и продавцами продукции, выполняющих работы и оказывающих услуги либо являющихся органами по сертификации.
Техническое регулирование осуществляется в соответствии с принципами:
применения единых правил установления требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
Законом выделены две основные категории регламентирующих актов в области технического регулирования. К первой категории относятся технические регламенты, устанавливающие обязательные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Ко второй категории относятся стандарты, содержащие характеристики продукции, процессов производства, выполнения работ и оказания услуг, которые применяются в добровольном порядке.
Прошло уже 7 лет со дня публикации, казалось бы, очередной законодательный документ, а вызвал такие яростные споры и словесные баталии, не стихающие до сих. Пересмотрев весь материал по существующему вопросу мы видим несколько кардинально разных точек зрения на закон №184-ФЗ, ставший камнем преткновения у спорящих сторон:
Точка зрения 1. Кардинальная
«Федеральный закон «О техническом регулировании» опасен для страны» – так сформулировала свою главную мысль группа депутатов ГД РФ.
Закон
был разработан и принят в пожарном
порядке вопреки многочисленным
предупреждениям научно-
Между тем представители науки, промышленности и эксперты отмечают, что существенные противоречия норм самого закона, полное отсутствие координации и четкой методической базы разработки технических регламентов, а также принципиальные расхождения с международными и прежде всего европейскими, подходами к техническому регулированию не позволят разработать необходимые по закону технические регламенты. Ведь по указанным причинам даже их количество не определено и, по разным оценкам, может составлять от 400 до двух и более тысяч документов. В соответствии с законом также оказались «заморожены» на семилетний срок все нормативные и нормативно-правовые документы, устанавливающие требования безопасности и регулирующие промышленный и потребительский рынок (стандарты, строительные нормы и правила, нормы пожарной безопасности и так далее). При этом федеральные органы власти не вправе принимать обязательные решения в сфере технического регулирования в закрепленных за ними областях, даже для обеспечения безопасности граждан. В этих условиях резко снижается эффективность государственного регулирования безопасности на потребительском рынке, в промышленности, строительстве, энергетике, на транспорте, что при нарастающем износе основных производственных фондов привело к увеличению аварий и техногенных катастроф. Многочисленные попытки депутатов Государственной Думы, а также ряда министерств, ведомств и общественных организаций внести в закон изменения оказались безуспешными. В то же время за прошедшие годы разработан и принят вопреки закону целый ряд законодательных актов. Все это лишний раз подтверждает его недееспособность и неэффективность, необходимость концептуальной переработки.
Точка зрения 2. Лингвистическая
Вступивший с середины 2003 года в силу Федеральный закон «О техническом регулировании» по сей день так и не заработал. На то есть принципиальные причины, вызванные, в том числе безосновательными попытками придать законодательный статус сугубо отраслевым и производственным нормативно-техническим документам, из-за чего проистекают ошибочность и несостоятельность многих его основных положений. Причем название закона не соответствует его содержанию, и даже не указана его цель. Это свидетельствует о непонимании проблемы его разработчиками и делает закон из-за отсутствия обоснованного предмета регулирования юридически несостоятельным. А трактовка в нем ряда основных понятий и положений противоречит как общепринятым международным нормам, так и семантике русского языка.
Например, основополагающее понятие закона «безопасность» трактуется как состояние объекта. На самом же деле безопасность – это свойство, выражаемое вероятностными характеристиками. Отсюда и ошибочность распространения норм безопасности на многие объекты, в том числе являющиеся виртуальными или относящиеся к совершенно другим сферам права, никак не связанным с нормированием характеристик продукции. Причем нормы безопасности регламентируются законом даже для политики, что совершенно абсурдно. К тому же правовое регулирование (нормирование) характеристик объектов вопреки закону – отнюдь не синоним технического регулирования.
Со вступлением закона в силу перестала действовать как обязательная для применения большая часть нормативно-технической базы страны, насчитывавшая около 170 000 документов, а взамен за 7 лет принято всего шесть. Разработка новых законодательных актов – технических регламентов оказалась невозможной ввиду их надуманности и порочности самого закона. К 2010 году, завершился переходный период, отпущенный на принятие техрегламентов, российская экономика остается без нормативно-технических документов и в ней начнется хаос. Так что попытки реформировать эту сферу потерпели крах. Причем сам закон не имеет аналогов в мире. И хотя его апологеты декларировали необходимость равняться в этом деле на Запад, они не удосужились хотя бы ознакомиться с тем, к чему призывали. Для предотвращения хаоса в экономике страны действие закона необходимо приостановить, одновременно восстановив действие отмененных законов «О стандартизации» и «О сертификации». Иначе возникнет правовой вакуум. Сам закон требуется концептуально изменить. Целью новой версии закона должно быть установление общих требований к качеству, в том числе безопасности продукции (зданий, сооружений), а также условий правоприменения – обязательного или добровольного – нормативно-технических документов, регламентирующих нормы качества продукции и ее сертификации. Для отдельных групп продукции должны быть оговорены рамочные требования к ее качеству, в том числе безопасности, в специальных законах, гармонизированных с соответствующими директивами ЕС. Эти требования должны также обеспечивать выполнение норм действующего законодательства. Таким образом, нормативно-техническая база страны получит недостававшую правоприменительную надстройку, из чего следует новое название Закона: «О правовом регулировании (нормировании) характеристик продукции и правоприменении нормативно-технических документов по ее производству, стандартизации и сертификации». Специальные рамочные акты должны именоваться законами о нормировании показателей качества соответствующих видов продукции. При этом термин «технический регламент» должен быть исключен, так как он имеет совсем иной смысл – «обслуживание техники». Одновременно с разработкой новой версии закона необходимо срочно скорректировать законы «О стандартизации» и «О сертификации» и начать корректировку нормативно-технических документов, в том числе с целью их гармонизации с зарубежными, учитывая наши национальные интересы.
Точка зрения 3. Международная
Отсутствие в России разработанных технических регламентов, «встроенных» в международную систему сертификации, оставит российского товаропроизводителя за рамками международной торговли, а зарубежный бизнес, со вступлением России в ВТО, наоборот, получит колоссальные преимущества для торговли на нашем отечественном рынке. Весьма вероятно, что многосторонние переговоры и согласования будут успешно завершены и Россию примут, наконец, в ВТО. После чего заработают принципы свободного движения товаров в новом пространстве, включающем и нашу территорию, и тогда к нам направится возросший поток зарубежных товаров, а наша конкурентная продукция начнет движение в обратном направлении. Видимо, по этой причине правительство озаботилось поддержкой экспортеров путем введения страхования экспортных поставок, предоставления экспортерам долгосрочных льготных кредитов, своевременным возмещением НДС. Но достаточно ли предпринимаемых усилий для обеспечения успеха экспортных поставок? Известно, заинтересованного покупателя за рубежом необходимо убедить в том, что продукция российского производителя соответствует нормам безопасности, действующим в регионе продажи. А как это сделать? Ведь в стране не существует информационной базы, которая подсказывала бы, как поступать в этом случае, каким обязательным директивам, регламентам, требованиям и прочим документам должна соответствовать продукция, поставляемая в тот или иной регион мира. Более того, из-за отсутствия необходимых технических регламентов у производителей нет законных требований, предъявляемых к продукции, поставляемой и на внутренний рынок.
В этой связи предлагается в отличие от положений Федерального закона «О техническом регулировании», разработать дерево технических регламентов в соответствии с общероссийским классификатором продукции (ОКП) в виде системы кратких документов с перечнем обязательных качественных требований, предъявляемых к продукции. В них, помимо обязательных требований, предъявляемых к продукции в РФ, следует также включить обязательные требования к продукции, предназначенной для поставки в другие страны. Такой подход позволит выработать пакет предложений по гармонизации технических требований, предъявляемых к различным видам продукции в рамках ВТО. К сожалению, в России нет пока развитой сети аккредитованных испытательных лабораторий и органов по сертификации, имеющих полномочия производить оценку соответствия продукции обязательным требованиям, принятым за рубежом. А по некоторым видам испытаний, например по электромагнитной совместимости технических средств, у нас вообще не аккредитовано ни одной лаборатории или органа по сертификации. Поэтому российским производителям продукции придется обращаться в зарубежные органы по сертификации. В то же время в некоторых странах существуют испытательные лаборатории и органы по сертификации, аккредитованные в российской системе сертификации ГОСТ Р, в результате чего зарубежные производители получают преимущество, поскольку они могут провести на своей территории необходимые испытания и оформить сертификаты соответствия системы ГОСТ Р, дающие право на поставку продукции в РФ. Время уходит. Россия на пороге ВТО. Вероятно, вопросы сертификации следовало решать заранее: оценить номенклатуру видов испытаний отечественной продукции с учетом перспективы поставки в те или иные регионы мира, выбрать испытательные лаборатории и органы по сертификации, которым предложить провести работы с зарубежными партнерами по взаимному признанию результатов испытаний, создать соответствующую информационную базу, подписать необходимые межправительственные соглашения. Нерешенность на государственном уровне затронутых вопросов может привести к тому, что свободное движение товаров после вступления России в ВТО окажется односторонним и отечественный товаропроизводитель попросту исчезнет.
Точка зрения 4. Конкретная
Реформа технического регулирования в России провалена, и если бизнес не включится в разработку национальных стандартов, то после вступления страны в ВТО строителям придется работать по законам конкурентов. Если Россия не будет иметь своего технического законодательства, то рынки придется отдать иностранным компаниям, как это произошло в некоторых государствах Восточной Европы. Страны, входящие в Европейский союз, чтобы сохранить свои рынки от засилья товаров из США, еще в 1985 году принялись пересматривать свои нормативные акты, касающиеся технического регулирования. Опытом Европы воспользовались Украина, Белоруссия, Казахстан, Китай. Россия, как всегда, идет своим путем: не принят ни один технический регламент, а те наработки, что сделаны, совершенно неприемлемы, потому что разрабатывались в рамках проекта закона «О техническом регулировании», в который авторы заложили системные ошибки. В отличие от Европы, где законодатель в отраслевые директивы заложил минимальные требования по безопасности, а технические характеристики прописал в еврокодах и стандартах, российские нормотворцы принялись создавать отраслевые регламенты. В итоге было предложено утверждать законом состав бригады, порядок передачи смен, элементарные правила техники безопасности – типа «нельзя держаться за оголенный провод или касаться вращающихся частей».
Можно соглашаться или не соглашаться с доводами сторонников и противников Федерального закона «О техническом регулировании», но сам факт, что за 7 лет, прошедших со дня публикации закона, принято только шесть технических регламентов, свидетельствует о многом. Что же принято:
Заместитель Министра промышленности и торговли в начале 2008 года высказывал мнение, что до 2010 года будет принято порядка шестидесяти технических регламентов, действующих в разных сферах и обеспечивающих безопасность различных видов и типов продукции. При этом в первую очередь будут приниматься те регламенты, которые защищают потребителей от наиболее опасной продукции и имеют наиболее важное социальное значение. Где они? Вопрос остается открытым и необходимость введения данного закона под вопросом.