Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 01:25, реферат
Микробиологическое выщелачивание в сочетании с применением фи-зико-химических, обогатительных методов способствует оптимизации техно-логических схем переработки различных отходов горно-металлургической промышленности. Затраты на данную технологию ниже, чем на обычные пи-рометаллургические и гидрометаллургические операции. Эта технология была разработана, чтобы быть более дешевой, более эффективной и без-вредной для окружающей среды, чем обжиг и влажность высокого давления [2]. Применение биологических методов также позволяет устранить напол-нение газом угольных шахт, делает возможным экстракцию остаточных порций нефти из месторождений, которые исчерпываются.
Введение
Важность применения биогеотехнологии металлов связана с исчер-паемостью доступных природных ресурсов минерального сырья и с необхо-димостью разработки сравнительно небогатых и трудноперерабатываемых месторождений [1]. При этом биологические технологии не обезображивают поверхность Земли, что происходит при добычи полезных ископаемых отк-рытым и шахтным (образование терриконов) способом; не отравляют воз-дух, в отличие от пирометаллургического метода, при котором происходит загрязнение атмосферы газом AsH3. Биогеотехнологические методы: микро-биологическая адсорбция и бактериальное выщелачивание, позволяют полу-чить дополнительное количество металлов за счет утилизации «хвостов» обо-гатительных фабрик, шламов и отходов металлургических производств, а также переработки так называемых забалансовых руд (содержание металла 0,1 – 0,5%), извлечением из морской воды и стоков, дает возможность выде-ления радиоактивных элементов.
Микробиологическое
В настоящее время процесс
Обычно использование
Бактериальное выщелачивание (биовыщелачивание, биогидрометал-лургия, биоэкстракция металлов, мобилизация металлов) – составляющая часть биогеотехнологии, на стадии которой происходит избирательное извле-чение химических элементов из многокомпонентных соединений посредст-вам их растворения в водной среде с помощью микроорганизмов или продук-тов их метаболизма при температурах 5-80˚С и нормальном давлении.
Роль, которую играют микроорганизмы в биовыщелачивании, до сих пор остается не выясненной до конца и дискуссии по данному вопросу про-должаются. Трибутч утверждает, что существует 3 «стратегии» биовыще-лачивания:
1) непрямое биовыщелачивание: микроорганизмы не прикрепляются к по-верхности минерала, и их действие ограничено возобновлением выщела-чивающего агента — Fe3+;
2) контактное биовыщелачивание: микроорганизмы прикрепляются к по-верхности минерала, способствуя его электрохимическому растворению с помощью Fe3+, содержащегося во внеклеочных полимерных соединениях (ВПС); экзополимеры производятся клеткой для прикрепления ее к твердой поверхности минерала;
3) кооперативное биовыщелачивание: микроорганизмы, прикрепленные к минеральной поверхности, кооперируют со свободными клетками из раст-вора; прикрепленные бактерии высвобождают окисляемые металлы, которые служат источником энергии для микроорганизмов в растворе [6].
Мобилизация нерастворимых соединений металлов происходит в ре-зультате биоокисления или биовостановления преимущественно за счет по-нижения pH среды при окислении органических соединений микроорганиз-мами, а также в результате выделения ими соединений, которые образуют с металлами органоминеральные комплексы – хелаты в очень широком диапа-зоне рН. Гетеротрофы (бактерии, грибы, дрожжи) выделяют метаболиты (органические кислоты, липиды, полисахариды), которые извлекают Au, разлагают Si-O-Si, обогащают бокситы, извлекают металлы из карбонатных и силикатных руд (Bacillus megaterium, Bacillus mucilaginosis, Aspergillus niger, Penicillium notatum) [3]. Энергия, которая выделяется в процессе окисления минерала, обычно используется организмом для проведения процессов своей жизнедеятельности.
Микроорганизм выступает в роли живого окислителя, а с точки зрения электрохимии – живого катода. Минерал, становясь донором электронов для бактериальной клетки, окисляется, занимая позицию анода в данной модели. На разных минералах, прежде всего в зависимости от их химической и струк-турной конституции, этот процесс, несмотря на общий характер, проходит индивидуально. На ход процесса деструкции минерала влияют такие его особенности как: электронное строение, частота и характер дефектов, состав примесей, степень структурной упорядоченности, тип проводи-мости. Чем меньше ЭП минерала, тем меньше работа выхода электронов (РВЭ) с его кристаллической структуры и, значит, выше способность слу-жить донором электронов.
Основными факторами, котьорые определяют возможность исполь-зования метода биовыщелачивания являются:
- способность биоагента
- активность микроорганизма;
- химический состав минерал;
- физико-химические свойства
Стойкость микроорганизма к металлу также является важным показа-телем, поскольку в больших концентрациях металл может выступать токси-кантом по отношению к клетке. В лабораторных условиях выведены штаммы Thiobacillus ferrooxydans выдерживающие концентрации Zn2+ и Cu2+ в кон-центрации 20-50 г/л. Гены, определяющие механизмы стойкости содержатся иногда в хромосоме, но чаще в плазмидах, в 70% случаев они сщеплены с генами стойкости к антибиотикам.
Микробная толерантность к металлам может осуществляться по сред-ствам внутриклеточной детоксификации. Внутриклеточная детоксификация металла происходит в результате его связывания с белками, богатыми сульф-гидрильными группами.
Производить мобилизацию металлов можно как при помощи чистой культуры так и при помощи ассоциации микроорганизмов. Однако, как пока-зывает практика, применение ассоциации микроорганизмов является более эффективным, так как взаимодействие микроорганизмов часто является важ-ной частью процесса выщелачивания.
2. Микроорганизмы, участвующие в процессах выщелачивания различных элементов
Большинство микроорганизмов, которые используются в биогидроме-таллургии – хемолитотрофы. Хемолитотрофы окисляют неорганический субстрат с целью получения энергии. При этом они могут использовать моле-кулярный водород (водородные бактерии), оксид углерода (карбоксидо-бактерии), восстановленные соединения серы (тионовые бактерии), соедине-ния азота (нитрифицирующие бактерии). В качестве акцептора электронов они используют молекулярный кислород. В анаэробных условиях терминаль-ным акцептором водорода может быть нитрат, нитрит и оксиды азота (денит-рифицирующие бактерии), сера или сульфат (сульфатредуцирующие бакте-рии), углекислота (метаногены, ацетогены) и некоторые другие соединения. Хемолитотрофы играют существенную роль в природе, являясь продуцент-тами органического вещества, участвуя в замыкании циклов биогенных эле-ментов, обуславливая выщелачивание горных и формирование осадочных пород [7]. Среди этих организмов присутствуют как аэробные так и факуль-тативно анаэробные микроорганизмы, мезофильные и умеренно термофиль-ные формы, крайние ацидофилы и ацидотермофилы.
Основные биоагенты биогеотехнологии:
- микроорганизмы, окисляющие Fe2+ , S˚ и сульфидные минералы: Thiobacillus ferrooxidans, Thiobacillus thiooxidans, Sulfobacillus thermosulfido-oxidans, Leptospirillum ferrooxidans, Sulfolobus acidocaldarius, Sulfolobus solfatoricus, Acidianus brierleyi, Acidianus infernus;
- микроорганизмы, окисляющие As3+: Pseudamonas putida, Alcaligenes eutrophus, Pseudamonas arsenitoxidans;
- микроорганизмы, восстанавливающие Cr6+: Pseudamonas dechromati-cans, Pseudamonas chromatophila, Aeromonas dechromatica;
- микроорганизмы, восстанавливающие и окисляющие марганец: в пресной воде – Bacillus macerans, Bacillus subtills, Clostridium felsineum, Enterobacter aerogenes, Pseudomonas fluorescences, Escherichia coli; в морской воде – Arthrobacter sp, Acinetobacter calcoaceticus;
- микроорганизмы, растворяющие золото: Pseudamonas cepacia, Saccharomyce cerevisiae, представители рода Bacillus;
- организмы, учавствующие в деструкции силикатов: Thiobacillus thioparus, Thiobacillus thiooxidans, Nitrosospira briensis, Aspergillus niger, Penicillium expansum, популяции почвенных микроорганизмов, лишайники;
- микроорганизмы, окисляющие уран: Thiobacillus ferrooxidans.
3. Принципы бактериального выщелачивания различных элементов. Роль бактерий в окислении Fe2+ , S0 и сульфидных минералов
В окислении Fe2+, сульфидных минералов и серы принимают участие главным образом бактерии родов Thiobacillus, Leptospirillum, Sulfolobus, Sulfobacillus и Acidianus.
Закисное железо — наиболее легко окисляемый субстрат для T.ferro-oxidans и ряда других бактерий. Реакция окисления протекает по вероятной схеме:
бактерии
4Fe2++О2 +4Н 4Fe3++2H2О
ΔG30˚C = -38,0 кДж/моль-1
Эта реакция весьма важна для выщелачивания металлов, так как позволяет накапливать биомассу бактерий в рудах и растворах, получить сильный окислитель многих сульфидных минералов — Fе3+ — и создать высокий окислительно-восстановительный потенциал среды. Окисное железо в зави-симости от его концентрации и рН среды гидролизуется, часть его выпадает в осадок и выделяются Н+ ионы:
Fe3+ + 3H2O химически ↓Fe(OH)3 + 3H+
Это позволяет регулировать рН и концентрацию окисного железа в растворах.
Кинетика окисления Fе2+ наиболее полно изучена у Thiobacillus ferro-oxidans. Эта бактерия ускоряет окисление Fе2+ в сотни тысяч раз. Увеличение числа клеток T.ferrooxidaris всего на один порядок с 2,5∙107 до 2,5∙108 в 1 мл позволяет ускорить процесс окисления Fе в 3 раза даже при температуре 8-9°С [8].
Процесс окисления железа и серы бактериями является прямым окис-лительным процессом:
4 FeSО4 + О2 + 2 H2SО4 2 Fe2(SО4)3 + 2 Н2О,
S8 + 12 О2 + 8 Н2О 8 H2SО4.
В результате прямого бактериального окисления окисляются пирит:
4 FeS2 + 15 О2 + 2 Н2О 2 Fe2(SО4)3 + 2 H2SО4
и сфалерит [1]:
ZnS + 2O2 ZnSО4.
Окисление Fе2+ и восстановленных соединений серы бактериями весь-ма сложный и недостаточно изученный многоступенчатый процесс. Он включает следующие этапы: прикрепление бактерий к минералам, их дест-руктирование, растворение серы, транспортирование S˚, Fе2+ или ионов других металлов в клетку и их окисление. На первом этапе проис-ходит взаимодействие бактерий с поверхностью сульфидных минералов.
При этом, как показано на примере окисления пирита Thiobacillus ferro-oxidans, электродный потенциал этого минерала (ЭП) в значительной мере снижается, а окислительно-восстановительный потенциал среды (Еh) возрас-тает, т.е. создаются резко окислительные условия. Без бактерий, когда ЭП пирита и Еh среды близки, окисление его не происходит (рис. 1).
Рис 1. Изменение Еh среды (1) и ЭП (2) дырчатого (+) и электронного (-) пирита в опытах без бактерий (а) и с бактериями Thiobacillus ferrooxidans (b)
Эта закономерность подтверждена и в отношении других сульфидных минералов. В смеси различных сульфидных минералов, образующих гальванические пары, бактерии прежде всего окисляют те, которые имеют более низкий ЭП, т.е. сульфид-анод) [8]
При бактериальном окислении арсенопирита (пример непрямого окисления сульфидного минерала) происходит следующее (рис. 2). В диффузионном слое на поверхности минерала происходят реакции:
анодная реакция
FeAsS Fe2+ + As3+ + S° + 7e-; 3,5O2 + 14H+ + 7e- 7H2O.
Бактерии окисляют Fе2+ и S° до конечных продуктов:
4Fе2+ + О2 + Н+ бактерии 4 Fе3+ + 2 Н2О
S° + 4Н2О бактерии SО42- + 8Н+ +6е-.
Окисление ионов двухвалентного железа и серы до конечных продуктов происходит непосредственно в диффузионном слое, что способствует быстрому взаимодействию иона трехвалентного железа с минералами:
FеАsS + Fе2 (S04)3 + 1.5 Н20 + 0.75 O2 3 FеS04 + S° + Н3АsО3
и серой [1]:
S° + 6 Fе3+ + 4 Н2O 6 Fе2+ + SO42- + 8 Н+.
Информация о работе Бактериальное выщелачивание. Общая характеристика