Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 05:08, реферат
С середины XVI в. в связи с отменой кормлений, уставные таможенные грамоты стали «общим явлением». Они исходили непосредственно от московского государя, его наместников, центральных учреждений (приказов) и адресовались «излюбленным» головам и целовальникам, выполнявшим обязанности по сбору таможенных пошлин «на веру», откупщикам, монастырям, воеводам и приказным людям. Несмотря на все различия в них неуклонно проводились общие принципиальные положения, устанавливалось, какие пошлины, где, с кого, в каком размере и в какой валюте взимать.
(слайд)
Особую разновидность уставных грамот в XVI -первой половине XVII в. составляли таможенные уставные грамоты, издававшиеся по велению московских великих князей и царей в целях упорядочения таможенного обложения.
(слайд)
С середины XVI в. в связи с отменой кормлений, уставные таможенные грамоты стали «общим явлением». Они исходили непосредственно от московского государя, его наместников, центральных учреждений (приказов) и адресовались «излюбленным» головам и целовальникам, выполнявшим обязанности по сбору таможенных пошлин «на веру», откупщикам, монастырям, воеводам и приказным людям. Несмотря на все различия в них неуклонно проводились общие принципиальные положения, устанавливалось, какие пошлины, где, с кого, в каком размере и в какой валюте взимать. «Уставные грамоты, - писал Е.Г.Осокин, - не могли ни ввести всюду одинаковых видов пошлин, ни ввести однообразия в их взимании, потому что были особенными законами для известной местности, какого-нибудь города, села, и главной целью имели только подтверждение старых обыкновений. После этого вовсе не покажется странным, что в то время, когда одна часть Руси страдала под тяжестью разнообразных, очень значительных таможенных пошлин, некоторые ее области, даже в XVII столетии, были вовсе от них свободны. Обычай еще не коснулся их. В последствии, при введении в этих областях уставными грамотами таможенных пошлин, стоило иногда жителям сказать только, что у них такие сборы никогда не были в обыкновении, чтоб освободиться от тяжести справедливой, долженствовавшей быть общею для всех частей Государства. Такова сила старины!». Соглашаясь с такой оценкой, С.А. Шумаков тоже полагал, что уставные таможенные грамоты, представляя собой местные законы, обычно исходили из обычая, и что только в редких случаях московские князья увеличивали количество таможенных пошлин против старых обыкновений.
Терминологические различия, содержащиеся в грамотах, объясняются не только остатками удельной старины, но и особенностями экономического быта, хозяйственной специализации отдельных городов и уездов.
2. Таможенные платежи в уставных таможенных грамотах (Таможенная новгородская грамота 1571 г.)
(слайд)
Все многообразие таможенных платежей может быть сведено, во-первых, к проезжим или заставным пошлинам и сборам, которые взимались за право провоза товара вне зависимости от его количества и стоимости, и, во-вторых, к торговым пошлинам и сборам, которые взимались за право торговли и за совершение предварительных предпродажных операций в зависимости от количества товара и его таможенной стоимости. К разряду проезжих пошлин относятся: 1) мыто (сухое и водяное) или проезжее - проезжие пошлины вообще; 2) проезд – пошлина за право отъезда с товаром; 3) перевоз, мостовщина, проезжее – пошлины за пользование обустроенными путями сообщения; 4) «с головы», задние колачи, костки – пошлины с физических лиц, перевозчиков, компаньонов, экспедиторов, проводников.
(слайд)
Торговые пошлины и сборы могут быть объединены в несколько групп: 1) явка, замыт, судовая подъемная грузовая пошлина – полуторговые, полупроезжие, полуличные, полувещные пошлины; 2) тамга, весчее, осмничее, порядное, поместное, искунное, померное, покоречное, плошки - собственно торговые пошлины; 3) пятно, писчее, роговое, привязное, годовщина («с головы») – пошлины с продажи скота и людей «в полницу»; 4) гостиное, амбарное, полавочное, поворотное, узолки (узловое, поузольщина), подворное – пошлины за предпродажное обслуживание; 5) весовое (весчее), пудовое, контарное, свальное, подъемное, рукознобное, померное, припуск – другая группа пошлин за предпродажное обслуживание. Следует обратиться к первоисточнику (Новгородской уставной грамоте 1571 г.) и выяснить, какие из указанных выше таможенных пошлин и в каком размере взимались в Новгороде.
(слайд)
Наряду с пошлинами взимались штрафы за нарушение таможенных правил:
1) промыт (промыта) – пеня за неплатеж мыта, а в XVI - XVII вв. штраф за неуплату таможенных пошлин вообще; 2) заповедь – сначала личная пеня с торгового человека, затем многофункциональный штраф; 3) протамга (протаможье) – штраф за нарушение таможенных правил вообще; 4) отвод – штраф за отклонение судна от берега с целью неплатежа мыта; 5) пропятанье («заповедь пропятенье») – личный штраф в размере двух рублей за продажу лошади без пятна (фактически заповедь)
3. Основания
дифференциации таможенных
(слайд)
Отвечая на вопрос, следует обратить внимание на разряды торговых людей, различавшихся мерой ответственности в уплате таможенных платежей: 1) местные горожане; 2) жители области, к которой относилась грамота; 3) русские торговцы из других русских земель (назывались иноземцами); 4) жители стран нерусских – иностранцы (назывались чужеземцами). Анализируя первоисточник важно также установить, что ставки пошлин «различались», смотря по тому, приходилось ли таможне иметь дело со своим человеком, или с пришлым купцом, или с иностранцем.
Местные жители либо совсем не платили тамги, которая взималась с цены товара при совершении торговой сделки, либо платили ее, но в меньшем размере (обычно в два раза и более), чем иногородние при продаже привезенного товара или увозе купленного на местном рынке. В тех случаях, когда с местных торговцев взималось 1 - 2 деньги, иногородние должны были платить по 4 деньги с рубля.
Для иногородних и иноземцев обычно устанавливалось больше платежей, которые к тому же отличались и более высоким размером. В подавляющем большинстве ранних грамот иноземцы приравнивались к иногородним. Однако, со второй половины XVI в. возобладала тенденция к подчеркиванию различий между ними. Со всей очевидностью, это следует из Новгородской таможенной грамоты 1571 г. и Уставной таможенной грамоты Суздаля 1606 г. Так, согласно первой из них, новгородец, привозивший откуда-нибудь товар в Новгород, должен был заплатить с его продажи на месте «по полуторе московке», т.е. 0,75 %; с жителя одного из новгородских пригородов (Ивангорода, Яма, Корелы, Русы, Торжка и с Двины) и с местных сельчан взималось «по четыре московки», т.е. 2 %; купец, приезжавший из Москвы и «изо всех городов и из волостей Московские земли», тоже должен был заплатить по четыре московские денги с рубля; с иностранца же («литвин и всякой иноземец») положено было взять «с рубля с новгородского по семи денег по новгородскую», что составляло 3,2 % от стоимости товара.
(слайд)
Источники:
1. Книги Московской большой таможни 1693 - 1694 гг. Новгородская, Астраханская, Малороссийская / Автор введения СИ. Сакович. М, 1961.
2 Таможенные книги Великого Новгорода 1610/11 и 1613/14 годов / Авторы введения В.А. Баренцев и Г.М. Коваленко. Под ред. акад. В.Л. Янина. СПб., 1996.
5. Таможенное дело в России X - начало XX вв. (Исторический очерк. Документы Материалы). СПб., 1995.
6. М.М. Шумилов, А.Ю. Соломеин. ИСТОРИЯ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА И ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ. Учебно-методическое пособие.- Санкт-Петербург, 2007.