Анализ правовой природы административной ответственности за нарушение валютного законодательства России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2016 в 17:42, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования - анализ правовой природы административной ответственности за нарушение валютного законодательства России на основе существующих норм права, а также конкретных судебных прецедентов.
Для претворения ее в жизнь необходимо решить следующие задачи: дать определение данному виду административной ответственности, выявить ее особенности, а также основания привлечения к ней, проанализировать основные трудности в применении норм, регулирующих изучаемое явление.
Объект изучения - административная ответственность за нарушение валютного законодательства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА…………………………………………..…………5
ОСОБЕННОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ОТДЕЛЬНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА……………………..14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………...…………….32

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 56.75 Кб (Скачать файл)

Совершается рассматриваемое административное правонарушение умышленно.

Административная ответственность за правонарушения, предусмотренные ч.3 ст.15.25 КоАП РФ

 

Часть 3 статьи 15.25 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за невыполнение обязанности по обязательной продаже части валютной выручки, а равно за нарушение порядка обязательной продажи части валютной выручки, установленного в соответствии со ст.21 Закона. Порядок обязательной продажи части валютной выручки устанавливается Инструкцией Банка России от 30 марта 2004 г. N 111-И Банком России.

Объективную сторону состава административного правонарушения по ч.3 комментируемой статьи может образовать неосуществление обязательной продажи части валютной выручки, продажа ее в меньшем объеме или в меньшей сумме, чем это установлено в соответствии с законом, либо с превышением установленных сроков, продажа части валютной выручки ненадлежащему контрагенту, другие нарушения установленного порядка обязательной продажи части валютной выручки.

Порядок обязательной продажи части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации не распространяется на поступления юридических лиц, государственная регистрация которых осуществлена в Калининградской области и которые получают выручку в иностранной валюте от экспорта товаров (работ, услуг) и (или) результатов интеллектуальной деятельности, произведенных (созданных) в Особой экономической зоне [статья 18 Федерального закона от 10.01.2006 N 16-ФЗ].

Субъектом административного правонарушения может являться лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическое лицо, являющиеся резидентами РФ.

Однако необходимо иметь в виду, что ст.21 Закона, закреплявшая требования по обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации действовала до 1 января 2007 года, поэтому актуальна будет в пределах сроков давности привлечения к административной ответственности.

 

Административная ответственность за правонарушения, предусмотренные ч.4 ст.15.25 КоАП РФ

 

Частью 4 ст.15.25 КоАП РФ установлена ответственность за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Субъектами правонарушений, предусмотренных ч.4 ст.15.25 Кодекса, являются только резиденты - лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридические лица.

Особенностью действующего ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" является то, что срок, в течение которого резидент обязан получить от нерезидента причитающиеся денежные средства, определяется не нормативно, а условиями заключенного между резидентом и нерезидентом внешнеторгового контракта. Ранее в соответствии с Указом Президента РФ от 21.11.95 N 1163 импортер-резидент под риском административной ответственности был обязан в течение 90 дней со дня оплаты обеспечить либо ввоз на территорию РФ оплаченных товаров, либо возврат нерезидентом уплаченных ему денежных средств [17, c.260].

Указ Президента РФ от 21.11.95 N 1163 до сих пор официально не отменен, поэтому в практике контрольных органов регулярно появляются попытки привлечения импортеров-резидентов к административной ответственности в случае нарушения указанного выше 90-дневного срока.

Однако складывающаяся в последнее время судебная практика в этом вопросе на стороне резидентов и не применяет положения Указа Президента РФ от 21.11.95 N 1163, как противоречащие нормам ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (в качестве примера такой практики можно привести Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 25.07.2005 по делу N А38-505-1/117-2005). Представляется, что подобная практика является полностью обоснованной.

Частью 2 ст. 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" установлен исчерпывающий перечень случаев, в которых резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту Российской Федерации. На основании этого делается вывод, что в данном Законе отсутствует разрешение не зачислять денежные средства, в частности в связи с уплатой нерезиденту процентов, неустоек, проведением зачета встречных требований (за исключением прямо указанных в Законе случаев). Однако данная позиция достаточно спорна, поскольку в ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" не содержится прямого запрета на проведение зачета встречных денежных требований между резидентом и нерезидентом. Сам по себе зачет встречных требований не является валютной операцией, так как не предполагает ни проведения соответствующих расчетов, ни перехода прав на валютные ценности и валюту РФ [23, c.45]. Таким образом, получается абсурдная ситуация, когда сделка по зачету встречных требований не запрещена валютным законодательством (и не является предметом его регулирования), но за ее совершение полагается административная ответственность как за нарушение правил о репатриации валютной выручки и валюты РФ. Такую позицию неоднократно занимал сам Центральный банк РФ в своих обобщениях практики по вопросам применения валютного законодательства, а также судебно-арбитражная практика, в частности см. Постановления ФАС СЗАО от 11.07.2005 по делу N А42-6828/04-25.

Определяющим с точки зрения принятия решения о соблюдении резидентом валютного законодательства является факт передачи товаров от продавца покупателю, а не факт вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации. Невывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации не всегда освобождает резидента от обязанности обеспечить получение от нерезидента на свои банковские счета в уполномоченных банках денежных средств, причитающихся за переданные нерезиденту товары, в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами). При определении момента исполнения обязанности продавца по передаче товара необходимо руководствоваться гражданским законодательством, в частности ст.458 части второй ГК РФ.

Например, если в соответствии с внешнеторговым договором (контрактом) поставка товаров осуществляется на условиях FCA (Инкотермс-2000), то товары считаются переданными покупателю (если внешнеторговым договором (контрактом) не предусмотрено иное) с момента их предоставления в распоряжение перевозчика или другого лица, указанного покупателем. В данном случае, как правило, передача товаров происходит на таможенной территории Российской Федерации и с момента их передачи у продавца-резидента возникает обязанность обеспечить выполнение требования, установленного п.1 ч.1 ст. 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" [14, c.306].

Таким образом, для возбуждения дела по ч.4 ст.15.25 Кодекса необходимо и достаточно установить следующие факты и обстоятельства:

  • товар передан в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) резидентом нерезиденту;

  • денежные средства, причитающиеся за переданные нерезиденту товары, не получены в предусмотренные внешнеторговым договором (контрактом) сроки.

 

Продление контрактных сроков получения денежных средств, причитающихся за переданные нерезиденту товары, путем заключения дополнения к внешнеторговому договору (контракту) может свидетельствовать об отсутствии события правонарушения в случае, если указанное дополнение заключено до истечения данных сроков [14, c.307].

Получение с нарушением сроков, предусмотренных внешнеторговым договором (контрактом), денежных средств за товары, еще не переданные нерезиденту (предварительная оплата или оплата против отгрузки до передачи товара покупателю), нарушением требований ч.1 ст. 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" не является.

 

Административная ответственность за правонарушения, предусмотренные ч.5 ст.15.25 КоАП РФ

 

Частью 5 ст.15.25 Кодекса предусмотрена ответственность за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (не полученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, не оказанные услуги либо за не переданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Субъектами правонарушений, предусмотренных ч.5 ст.15.25 Кодекса, являются только резиденты - лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридические лица.

Возврат в Российскую Федерацию денежных средств за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (не полученные на таможенной территории Российской Федерации) товары должен быть осуществлен в сумме фактически уплаченных нерезидентам (полученных нерезидентами) денежных средств, т.е. без вычета банковских расходов и комиссий [14, c.307].

Для возбуждения дела по ч.5 ст.15.25 КоАП необходимо и достаточно установить следующие факты и обстоятельства:

  • денежные средства перечислены нерезиденту и не возвращены в Российскую Федерацию в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами) для их возврата, а в случае отсутствия таковых в контракте - для ввоза (получения) товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

  • товары не ввезены на таможенную территорию Российской Федерации (не получены от нерезидента на таможенной территории Российской Федерации) в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами).

 

Вместе с тем, если товары ввезены в Российскую Федерацию (переданы резиденту на таможенной территории Российской Федерации) с нарушением срока, предусмотренного внешнеторговым договором (контрактом), но в срок, установленный договором для возврата денежных средств, событие правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.15.25 Кодекса, отсутствует. Если ввоз товаров состоялся позднее указанных сроков, то невозвращение в эти сроки ранее перечисленных денежных средств за данные товары свидетельствует о наличии признаков административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.15.25 Кодекса [14, c.309].

Вина импортера-резидента в совершении данного правонарушения отсутствует, если до истечения контрактного срока импортируемые товары до ввоза на таможенную территорию Российской Федерации в момент, когда риски несла российская сторона, оказались уничтоженными, безвозвратно утерянными вследствие действия непреодолимой силы, недостачи, произошедшей в силу естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения, либо товары выбыли из владения российской стороны вследствие неправомерных действий органов или должностных лиц иностранного государства, либо возврат переведенной в оплату товаров суммы денежных средств оказался невозможным вследствие действия непреодолимой силы или неправомерных действий органов или должностных лиц иностранного государства.

При доказывании субъективной стороны правонарушений, предусмотренных ч.4 и 5 ст.15.25 Кодекса, необходимо учитывать меры, предпринятые резидентом в целях исполнения возложенной на него обязанности, к числу которых могут быть отнесены:

  1. на стадии предконтрактной подготовки:

выяснение через торгово-промышленную палату, торговое представительство, официальные органы страны иностранного партнера либо иными способами его надежности и деловой репутации;

  1. на стадии заключения контракта:
    • внесение в договор способа обеспечения исполнения обязательств в зависимости от надежности и деловой репутации партнера (банковская гарантия, неустойка, поручительство, залог, задаток и т.д.);

    • применение таких форм расчета по договору, которые исключают риск неисполнения контрагентом обязательств по договору;

    • разработка механизма разрешения возможных разногласий с четким указанием сроков досудебных способов защиты нарушенных прав и указанием, какой судебный орган будет рассматривать возникший спор;

    • использование страхования коммерческих рисков;

  1. после неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств:
    • ведение претензионной работы (переписка с иностранной стороной по факту нарушения обязательств по договору, предъявление претензии);

    • предъявление после ответа на претензию или истечения срока ответа искового заявления в судебные органы с требованием о взыскании с контрагента причитающейся суммы.

 

Деяния, предусмотренные ч.4 и 5 ст.15.25 Кодекса, совершаются на следующий день после истечения срока исполнения обязанности, установленной ч.1 ст. 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле". С этого же дня исчисляется срок давности привлечения к административной ответственности [17, c.270].

Санкции ч.4 и 5 ст.15.25 Кодекса предусматривают наложение административного штрафа в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках, не возвращенных в Российскую Федерацию, соответственно. Таким образом, возникает вопрос о влиянии на административно-правовую оценку деяния факта зачисления (возврата) денежных средств в ходе производства по делу об административном правонарушении.

Информация о работе Анализ правовой природы административной ответственности за нарушение валютного законодательства России