О краеугольном камне финансового благополучия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2011 в 15:39, статья

Описание работы

Стремительное развитие филиальной сети страховых компаний имеет для последних безусловно много положительных моментов, большинство которых в итоге сводится к простому увеличению денежных потоков в компанию и увеличению стоимости страховщика. Но приводит ли региональная экспансия и увеличение денежных потоков к однозначному увеличению прибыльности страхового бизнеса и росту стоимости компании? И какие условия, финансовые ограничения, нормативы должны соблюдаться для того, чтобы экстенсивное развитие служило для компании почвой интенсивного роста и чтобы количество непреложно переходило в качество.

Файлы: 1 файл

О краеугольном камне финансового благополучия.docx

— 19.24 Кб (Скачать файл)

О краеугольном камне  финансового благополучия

(на примере  модели филиала)

Стремительное развитие филиальной сети страховых компаний имеет для последних безусловно много положительных моментов, большинство которых в итоге сводится к простому увеличению денежных потоков в компанию и увеличению стоимости страховщика. Но приводит ли региональная экспансия и увеличение денежных потоков к однозначному увеличению прибыльности страхового бизнеса и росту стоимости компании? И какие условия, финансовые ограничения, нормативы должны соблюдаться для того, чтобы экстенсивное развитие служило для компании почвой интенсивного роста и чтобы количество непреложно переходило в качество.

Для примера  рассмотрим место филиала в финансовой структуре страховой компании. В зависимости от того, какое место филиал занимает в финансовой структуре компании, таким образом и выстраивается дальнейшая система управления филиалом, бюджетирования его хозяйственной деятельности и порядка составления управленческой отчетности. В ряде страховых компаний филиал, как центр финансовой ответственности, относят к центрам продаж, когда на первый план выходят сборы филиала, а прибыль нормативно регулируется из центрального офиса компании путем: лимитирования административных расходов; выставления ограничений на аквизиционных издержки; использования системы мотивации, нацеленной прежде всего на объемы и структуру доходной части. Такая модель характерна для большинства российских компаний и части компаний Восточной Европы, где страховой рынок относительно слабо развит. Для страховщиков развитых стран региональное подразделение выступает в роли центра прибыли, что подчеркивает значительную самостоятельность от головной компании, и дает определенный маневр в выборе краткосрочной стратегии развития. Такое подразделение отвечает не только за доходную составляющую бизнеса, но прежде всего за прибыль и за вклад в увеличении стоимости головной компании. Наиболее важным критерием успешности является именно последний фактор.

Автор статьи выступает за относительную децентрализацию филиалов, придание филиалам статуса центра прибыли, но всегда такое решение должно приниматься с учетом этапа развития компании и оценкой способности управленческой команды в филиале, а также возможностями центрального офиса. Автор полагает, что директор филиала – это не просто продавец, но прежде всего менеджер самостоятельной хозяйствующей единицы. Директор отвечает за результаты филиала, не только за его доходную часть, взятую в отдельности, но также и за расходную часть, чтобы она была адекватной и минимально достаточной для реализации доходной части. Ровно по такому же принципу работают все прибыльные предприятия страны. Задача директора филиала - регулярно анализировать структуру доходов и расходов, выявлять причины дисбаланса доходов и расходов (в том числе отчислений в резервы для будущих выплат – страховые резервы).

Стоит отметить тот факт, что большинство руководителей филиалов считает деньги по «приходу» и «уходу», или по кассовому методу: получили взносов столько-то, перечислили на выплаты, заработную плату, заплатили за аренду и получили положительный кассовый результат - деньги есть, значит, напрашивается вывод, – все хорошо! Филиал прибыльный! На самом деле это ложная сентенция и часто такой подход приводит к финансовым трудностям для страховщиков.

Многие упускают из виду тот факт, что обязательства по заключенным договорам страхования не заканчиваются в момент, когда премия по ним оприходована, а существуют и актуальны в течение всего срока действия договора (1 год). И в течение этого периода договоры необходимо сопровождать, осуществлять страховые выплаты и пр. Часто полученные денежные средства расходуются сразу, в первом месяце, в лучшем случае, квартале на управленческие нужды. Между тем договор продолжает дальше «жить своей жизнью» и требует сопровождения, урегулирования убытков и пр. И что же происходит, если по договору происходит убыток в конце периода его действия, а деньги израсходованы в начале периода? В таких случаях на покрытие убытка используется премия, полученная по вновь заключенным договорам страхования, которые также остаются без соответствующего резерва. По такому принципу строится страховая пирамида, когда обязательства по прошлым договорам покрываются новыми поступлениями и так до тех пор, пока волна убытков по существующим обязательствам не превысит текущие поступления. Возникает задолженность перед страхователями, в платежном балансе появляется кассовый разрыв и, далее, действует механизм обратной отрицательной связи. Суть его заключается в следующем, - наличие задолженности перед страхователями создает неблагоприятный информационный и коммуникационный фон и, как следствие, отталкивает от сотрудничества со страховщиком, как самих страхователей, так и посредников, что в свою очередь приводит к еще большему падению сборов.

Суть  страхового резерва и метода «по начислению» заключается в том, что страховщик формирует фонд (резерв) для покрытия будущих издержек (выплат и расходов) по заключенным договорам. В первом квартале можно расходовать только ¼ от полученной (начисленной) премии, ¾ необходимо сохранить и перечислить в резерв будущих периодов (кварталов). Затем, сформированные средства равномерно списываются и могут расходоваться в течение оставшегося срока действия договора, резерв переходит в доходную часть в виде заработанной премии.

Существует  глубокая аналогия между динамикой  величины страхового фонда (резерва),  и динамикой уровня жидкости в резервуаре, в который жидкость поступает упорядоченными порциями (взносы) и неупорядоченно, случайными порциями и в случайные моменты времени вытекает (выплаты и расходы на ведение дела, или в целом - издержки). В страховании сток имеет случайный характер, по двум причинам: во-первых, заранее неизвестно, когда произойдет страховой случай, во-вторых - неизвестен размер страхового возмещения. Уровень жидкости в резервуаре все время находится в движении: то он повышается за счет накачки жидкости (поступления страховой премии), то понижается за счет стока (издержек). Достаточным условием функционирования страховой компании является “наличие жидкости в резервуаре” - резерва в любой момент времени. Для этого необходимо, по крайней мере, чтобы за фиксированный интервал времени (квартал, год) приток гарантированно превышал или хотя бы компенсировал сток.

Идеальной для страховщика является ситуация, когда все договоры страхования заключаются одновременно и вся страховая премия по ним сразу же поступает страховщику. В этой ситуации страховщик сразу же получает сумму, равную максимальной сумме издержек за весь срок страхования (при условии адекватных страховых тарифов) и больше ему не о чем беспокоиться - сформированного резерва с гарантией хватит для осуществления всех страховых выплат и административных расходов. Если вернуться к аналогии с резервуаром, то в начальный момент времени заливается все необходимое количество жидкости, а затем постепенно, небольшими порциями, она расходуется. Хотя величина выплаты по отдельному договору во много раз превышает величину индивидуальной страховой премии, вследствие коллективной раскладки убытка на всех участников страхования доля страховой выплаты, приходящаяся на каждого, значительно меньше этой премии. Поэтому можно считать, что по каждому договору страхования существует свой индивидуальный страховой резерв, равный разности между поступившей страховой премией и долей общего потока издержек, приходящейся на этот договор.

Представим себе гипотетическую ситуацию, что все поступления прекращаются в один день. В таком случае, хватит ли страховщику фонда (резерва), сформированного ранее, на урегулирование убытков по уже существующим договорам и на поддержание текущей деятельности еще в течение года, вплоть до окончания всех договоров страхования? Если страховщик верно и регулярно занимался созданием таких фондов, то должно хватить! Примерно то же назначение и у стабилизационного фонда России (только там нефть и газ, а у страховщика премии). 

Панов Сергей, начальник ФЭУ, 27.01.2011

Информация о работе О краеугольном камне финансового благополучия