Внеэкономические последствия в сфере труда и занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 05:31, курсовая работа

Описание работы

Происходящее на российском рынке труда невозможно понять и предвидеть вне анализа той специфической модели, которая у нас прочно укоренилась. Английский экономист Ричард Лэйард еще в первой половине 90-х годов отчеканил для нее термин: «российский путь адаптации рынка труда». Его институциональная суть заключается в тесном переплетении крайне жестких правил, зафиксированных в трудовом законодательстве, с массовой практикой неформальных договоренностей, позволяющих смягчать эти правила или их вовсе обходить. Подобное устройство рынка демпфирует внешние шоки снижением заработной платы, сдерживая при этом колебания в занятости и безработице.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

1. Занятость и труд: региональные особенности

2. Стадии формирования Дальневосточного рынка труда

3. Внеэкономические последствия в сфере труда и занятости

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Рынок труда и занятость на российском Дальнем Востоке.doc

— 96.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ:

 

ВВЕДЕНИЕ

 

1. Занятость и труд: региональные  особенности

 

2. Стадии формирования Дальневосточного  рынка труда

 

3. Внеэкономические последствия  в сфере труда и занятости

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Достижение достойного уровня и  качества жизни в России невозможно без эффективного использования трудовых ресурсов, без самостоятельного формирования и реализации регионами России политики содействия продуктивной занятости населения. Уровень организации социально-трудовых отношений, степень занятости населения в современном мире получили признание в качестве важнейших качественных характеристик социального развития. Решающим фактором социальной защищенности граждан на рынке труда сегодня является их образовательный и профессиональный уровень, профиль подготовки.

 

Происходящее на российском рынке  труда невозможно понять и предвидеть вне анализа той специфической  модели, которая у нас прочно укоренилась. Английский экономист Ричард Лэйард еще в первой половине 90-х годов  отчеканил для нее термин: «российский путь адаптации рынка труда». Его институциональная суть заключается в тесном переплетении крайне жестких правил, зафиксированных в трудовом законодательстве, с массовой практикой неформальных договоренностей, позволяющих смягчать эти правила или их вовсе обходить. Подобное устройство рынка демпфирует внешние шоки снижением заработной платы, сдерживая при этом колебания в занятости и безработице.

 

На рынке труда и образовательных  услуг отмечены нерешенные проблемы, требующие активизации взаимодействия территориальных органов службы занятости и их социальных партнеров. Учреждения профессионального образования медленно перестраиваются в соответствии с новыми требованиями работодателей, недостаточно гибко реагируют на изменения рынка труда в отношении соответствия структуры, объемов и профилей подготовки кадров, уровня их квалификации. Продолжается подготовка кадров для отраслей, переживающих спад, где происходит значительное высвобождение работников. Выпускники 9-11 классов общеобразовательных школ попадают на рынок труда, не имея востребованных профессий и специальностей. Значительная часть выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений не имеют реальной трудовой перспективы по месту жительства в небольших городах и сельских поселениях. Количество обращений выпускников вузов, имеющих профессии бухгалтера, экономиста, техника, юриста значительно превышает потребность, что практически не оставляет им шанса для трудоустройства по полученной профессии. Таким образом, заказчиками по этим профессиям являются не предприятия и организации, а родители выпускников.

 

Несоответствие требованиям рынка  труда, низкая квалификация приводят выпускников  на биржу труда. Проблемы трудоустройства  молодых специалистов и рабочих  кадров, выходящих на рынок труда Хабаровского края, по-прежнему остаются весьма острыми. Основными причинами этого являются:

 

- несоответствие спроса и предложения  рабочей силы на рынке труда;

 

- несоответствие между структурами  потребностей рынка труда и  выпуска специалистов;

 

- отсутствие необходимого опыта и навыков работы, низкая квалификация выпусков;

 

- превалирующая ориентация выпускников  на занятость в непроизводственной  сфере, с установкой на высокую  заработную плату;

 

- низкий уровень оплаты труда  и отсутствие в больнинстве организаций и предприятий социальных гарантий (прежде всего перспектив обеспечения жильем);

 

- недостаточная информированность  безработных граждан и выпускников  учебных заведений о тенденциях  и навыках поведения на рынке  труда.

 

Современный рынок труда и образовательных услуг является переплетением социальных сетей, совокупностью динамических связей между участниками рынка. Успешность действий на рынке труда в значительной мере зависит от того, станут ли участники взаимовыгодных социальными партнерами. Качество и системные свойства социального партнерства определяются устойчивостью контактов, надежностью и полезностью деловых партнеров. Разрозненные, слабо управляемые действия участников рынка труда не позволяют успешно адаптироваться выпускнику и безработному гражданину.

 

Основной целью Концепции действий на рынке труда на 2003-2005 годы, одобренной распоряжением Правительства РФ от 6 мая 2003 года № 568-р, является осуществление  комплекса мер экономического, правового  и административно-управленческого  характера, направленных на развитие управления рынком труда и развитие продуктивной занятости населения. Для совершенствования работы по профессиональной ориентации и адаптации граждан, оказания помощи в самоопределении на рынке труда внесены изменения и дополнения в федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации», на основании которых все граждане получили право на бесплатное получение профориентационных услуг.

 

1. ЗАНЯТОСТЬ И ТРУД: РЕГИОНАЛЬНЫЕ  ОСОБЕННОСТИ

 

Переход к новым условиям формирования рынков на Дальнем Востоке начал осуществляться в условиях дефицита рабочей силы на предприятиях практически всех отраслей. Недобор рабочей силы, особенно в массовых профессиях, на январь 1998 года составлял 5-10 %. В то же время фактические излишки работников на предприятиях различного типа варьировали в пределах 10-15 %. Этот дефицит рабочей силы, существовавшей наряду с фактическим ее избытком вследствие низкой производительности труда, порождал «диктат» со стороны продавца рабочей силы.

 

Высокий уровень милитаризации и монополизированности индустриального сектора экономики Дальнего Востока в сочетании с чрезвычайно узким уровнем развития сферы услуг привел к тому, что профессионально-квалификационная структура занятых характеризовалась высокой долей работников «узкоотраслевого» профиля, неквалифицмрованной рабочей силы. И это при высоком образовательном уровне населения.

 

Дальний Восток всегда обладал значительными  имеющими экспортную ценность природными ресурсами, добыча которых требует  значительных капиталовложений. Их отсутствие приводило ранее (это же продолжается и сейчас) к неспособности занять население высокосодержательным трудом, удержать его в экстремальных природно-климатических условиях. Высокий миграционный оборот населения был естественным результатом этой особенности. Для населения большинства дальневосточных территорий, особенно в северных районах, социально-демографическая нестабильность являлась ключевой отличительной региональной особенностью.

 

Состояние активной части производственных фондов на большинстве предприятий Дальнего Востока очень плохое. Возраст 60-70 % активных фондов уже давно перевалил за 40-50 лет, но и сегодня они практически не обновляются. Это, с одной стороны, всегда было фактором повышенной занятости населения, с другой - увеличивает вероятность банкротства предприятий и последующие массовые высвобождения работников, к тому же формирует повышенный спрос на работников низкой квалификации, сужение сферы квалифицированного труда. Именно это обстоятельство, наряду с экстремальными условиями труда и жизни, обусловливали неравноценный обмен Дальнего Востока квалифицированными кадрами.

 

Дальний Восток - крупный экономический  район, занимающий стратегически важное геополитическое положение для  России. Вместе с тем по всем экономическим и социальным показателям Дальневосточный регион можно отнести не просто к проблемным территориям России. Он находится в ситуации острейшего социально-экономического кризиса, глубина и масштабы которого все отчетливее трансформируются в проблему национальной безопасности. В связи с этим проблема выбора стратегии экономического развития Дальнего Востока на ближайшую и особенно отдаленную перспективу является задачей, не терпящей отлагательства.

 

Складывающиеся тенденции в  сфере демографического воспроизводства населения крайне негативно воздействуют на формирование трудового и социального потенциала Дальнего Востока. Заметное снижение рождаемости, имеющее место в последнее десятилетие, на фоне столь же заметного роста смертности и увеличения миграционного оттока населения за пределы дальневосточных территорий, ведет к сокращению численности населения, понижает ориентации дальневосточников на стабильность и приживаемость на Дальнем Востоке, разрушает саму возможность формирования стабильного населения. Сочетание отмеченных двух неблагоприятных факторов - повышение миграционной подвижности дальневосточного населения и снижение их трудовой мобильности, действующих в противоположных направлениях, создают благоприятные условия притока китайской рабочей силы на региональные рынки труда. Дополнительными факторами, которые могут значительно увеличить удельный вес китайцев в сфере занятости дальневосточного населения, являются: значительные масштабы неконтролируемого рынка труда, в том числе увеличение нелегальной занятости; низкий уровень сферы обслуживания и сервиса; снижение мотивации труда вследствие неэффективной социальной политики, низкого уровня качества жизни, низкой цены труда; а также исторически сложившейся на Дальнем Востоке дисбаланс между качеством труда, профессионально-квалифицированной структурой и потребностями производства.

 

Совокупность этих условий предопределила особенности формирования рынка  труда на Дальнем Востоке.

 

2. СТАДИИ ФОРМИРОВАНИЯ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО  РЫНКА ТРУДА

 

Три этапа развития особенностей формирования дальневосточного рынка труда и занятости населения:

 

1. Легализация безработицы. Для  этой стадии формирования дальневосточного  рынка труда характерен переход  от дефицита кадров к безработице.  Превышение предложений рабочей  силы над ее спросом начало осуществляться в основном под воздействием фрикционной безработицы.

 

Фактически произошла регистрация  через центры занятости некоторой  части работников, занимавшихся ранее  свободным поиском работы, то есть проведя несложные оценки. Уровень текучести кадров в 1991 году на различных территориях Дальнего Востока составлял в среднем 18-20 %. Если к этому прибавить существующий избыток рабочей силы, равный примерно такой же величине, то уровень нефиксированной («потенциальной») безработицы в пересчете к трудоактивному населению составлял в 1991 году примерно 6-7 %. Официально зарегистрированный уровень безработицы к декабрю 1993 года колебался от 0,5 до 1,0 и, следовательно, на 5-6 % был фактически ниже уровня потенциальной фрикционной безработицы.

 

Основной парадокс в формировании занятости этого этапа состоял  в том, что стремительное падение  производства не сопровождалось адекватным снижением занятости и ростом безработицы. Падение производства на Дальнем Востоке составило  в среднем за рассматриваемый период 35-50 %. Но структурной или тем более циклической безработицы на Дальнем Востоке на этом этапе (как и в России в целом) фактически не было вследствие следующих основных причин:

 

- традиционно существовавшего  на Дальнем Востоке дефицита  рабочей силы, особенно высококвалифицированного;

 

- существовавшей деформации производственных  структур, требовавших непомерно  больших объемов занятых работников;

 

- негибкости, тяжеловесности, большой  инерционности экономики, которая  с большими отставаниями реагировала на все инновационные изменения;

 

- инфляционного роста цен на  производимую продукцию, неадекватного  падению производительности труда;

 

- торможения экономической реформы,  особенно в части принятия  закона о банкротстве;

 

- наличия ряда субъективных факторов, обусловленных негативным отношением как работников, так и руководителей предприятий к высвобождению персонала.

 

Для этого этапа характерным  было нарастание несоответствия между  динамикой производства и динамикой  занятости. Спад производства и ухудшение финансово-экономического положения предприятий не сопровождалось адекватным сокращением численности трудовых коллективов. Сохранялась ситуация, когда численность занятых в производстве по существу не зависела от его объемов, трудоемкости, эффективности трудозатрат. Факторами, определяющими занятость на предприятиях, оставались: возможности повышения цен на продукцию, получение субсидий и льгот, сокращение рабочего времени, задержки выплат заработной платы. Приватизация предприятий, переход на новые формы собственности на этом этапе не оказали решающего влияния на занятость населения.

 

Этап легализации безработицы  длился примерно с 1991 г. по 1993 г. И характеризовался ростом фрикционной составляющей безработицы, низким квалификационным уровнем безработных, в состав которых в основном входили неконкурентоспособные социальные группы. Потенциальная возможность перехода работников на статус безработного воспринималась основной частью населения психологически болезненно как в принципе неприемлемая и постыдная акция, как личная трагедия, связанная с потерей социальной идентификации.

 

2. Обострение ситуации на рынке  труда. На этом этапе, примерно 1994-1996 гг., доминирующее значение  приобрело структурно-регрессионное  высвобождение и перераспределение  рабочей силы. В странах с развитой рыночной экономикой структурные факторы безработицы, проявляющиеся в перераспределении спроса на рыночную силу из отсталых отраслей в прогрессивные, когда происходит переход предприятий на новые технологии, являются определяющими. Наличие структурно-технологической безработицы является признаком поступательного развития экономики. Несколько иная ситуация сложилась на дальневосточных рынках труда, как и в России в целом. Действительно, произошло определенное увеличение доли занятых в сфере малого бизнеса, торговле, сфере услуг. Но не эти процессы оказались доминирующими. Произошло значительное сокращение работающих в наукоемких и социально-ориентированных отраслях промышленности и науке.

 

Основными последствиями этого  этапа явились следующие явления и процессы.

 

Безработица к середине 1996 года достигла уровня 5-7 %, и по данным проведенных  социологических опросов ее проблемный рейтинг в общественном сознании стал занимать третье место. Произошел  психологический перелом в сознании населения, менталитет общественного сознания в отношении безработицы поменял свою полярность. Теперь исчезли психологические препятствия перехода работающего населения на статус безработного. Напротив, принятое законодательство стимулировало увеличение притока в центры занятости клиентов. На ряде территорий пособие по безработице становилось единственным гарантированным источником доходов.

 

Стремительно  стала нарастать скрытая безработица: работа неполный рабочий день, вынужденные  отпуска, простои и т.д. Скрытая безработица на этом этапе в 2-3 раза превышала официально зарегистрированную безработицу.

 

Произошло резкое снижение цены труда особенно в бюджетной сфере. Следствием падения  цены труда явилось снижение роли механизма самонастройки, основанного  на стоимостных принципах формирования пропорций занятости.

 

Принципиально изменилась социальная структура безработных. В 1997 году в составе безработных  было свыше 25-27 % лиц с высшим и  среднеспециальным образованием, увеличилась  доля лиц предпенсионного возраста (до 8 %). Безработица явно приобрела «женское лицо»: 57 % безработных - женщины.

Информация о работе Внеэкономические последствия в сфере труда и занятости