Социальное неравенство, как основание социальной стратификации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2016 в 03:21, контрольная работа

Описание работы

Главным экономическим негативным фактором общественного взаимодействия является неравенство. Характерное для России разделение населения на бедных и богатых, при котором подавляющее большинство составляют бедные, имеющие несопоставимо низкие, крайне неблагополучные показатели уровня жизни, чем небольшое число богатых людей, чей уровень жизни многократно выше, является важнейшим экономическим условием нарастания негативных настроений в обществе.
Цель данной работы – рассмотреть социальную структуру общества и социальное неравенство.

Файлы: 1 файл

Социология,13,ТОГУСоциальнНеравенство.2014_Б4822.doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)

Иной взгляд на проблему излагается сторонниками эгалитарного направления. К. Маркс, Ф. Энгельс трактовали бедность как социальное зло, подпитываемое капиталистическим строем с его специфическим способом производства и делением общества на эксплуатируемых и эксплуататоров. К. Маркс считал нищету неизменным спутником этого строя, ориентированного на получение прибыли, а не на повышение благосостояния граждан. Уместно привести следующее его высказывание: "...по мере накопления капитала положение рабочего должно ухудшаться, какова бы ни была, высока или низка, его оплата".

Этот вывод демонстрирует всю глубину противоречий между идеологами марксизма и капитализма. Последние принимают биологическую природу неравенства, отвергая такой инструмент сглаживания социальных антагонизмов, как конституционное регулирование экономики. Между тем опыт тотального контроля над хозяйственной деятельностью, игнорирование естественных причин возникновения неравенства на примере СССР не привел к однозначно положительным результатам. Ликвидация классовых противоречий привела к уничтожению стимулирования в экономической жизни, поставив под угрозу само существование государства.

В марксизме основное внимание уделяется проблемам классового неравенства и эксплуатации. Соответствующим образом в конфликтологических теориях обычно подчеркивается доминирующая роль в системе социального воспроизводства дифференцирующих (подразделяющих общество на группы и слои) отношений собственности и власти. Эта логика описания неравенства хорошо применима к динамичным транзитивным обществам, переживающим революции и реформы, поскольку передел социальной структуры и изменение общих «правил игры» всегда связаны с институтами власти – собственности. От того, кому достается контроль над значимыми общественными ресурсами и на каких условиях, зависят характер формирования элит и характер перелива социального капитала (принудительный или трастовый, эксплуататорский или эквивалентный).

В живом, динамичном обществе всегда есть внутреннее движение, поскольку отдельные люди и образуемые ими общности, как правило, стремятся занять более высокое социальное положение. Это внутреннее движение, изменяющее индивидуальные или статусные (априорные, институциональные) позиции, называют социальной мобильностью.

Социальная мобильность является самостоятельным показателем «прогресса» общества. Первый показатель, как мы уже знаем, – это усложнение социальной системы, ее структуры и организации. Второй – повышение внутренней мобильности общества, причем не столько реальных социальных перемещений, сколько стабильных возможностей их осуществить. Иначе говоря, в той мере, в какой развита сеть каналов для социальных перемещений людей и образования новых социальных групп, мы можем говорить о продвинутости общества к современному состоянию, при котором социум в большей степени поощряет развитие человека и его индивидуальности.

П. Сорокин, один из крупнейших теоретиков социальной стратификации, отмечал, что там, где есть мощная вертикальная мобильность, есть жизнь и движение. Затухание мобильности порождает застой.

Он же различил вертикальную (возвышающуюся и падающую) мобильность, связанную с переходом из одного слоя в другой, и горизонтальную, при которой перемещения происходят внутри одного слоя, а статус и престиж позиции не меняются.

 

2. Исторические формы неравенства

 

Прослеживая путь развития человеческого общества от первобытнообщинного строя к появлению государства, необходимо указать, что на начальном этапе неравенство не носило явный характер.  Однако, с продвижением процесса индивидуализации война порождает два новых социальных феномена: индивидуальную собственность, происходящую из военной добычи, и рабство побежденных. ...Таким образом, с появлением индивидуальной собственности и рабства социальная структура все более усложняется: внутри нее происходит деление на богатых и бедных, рабовладельцев и рабов.

Одновременно исчезает и единство социальной общности: общие воля и сознание разрываются на части, и внутри общества появляется борьба между различными классами, им же и порожденными...

На этапе рабовладельческого и феодального строя - социальная структура отличается следующими признаками:

- резкой социальной дифференциацией (касты, сословия, классы);

- большим социальным неравенством (например, в XVIII в. в России по «Табели о рангах» лишь первые пять чинов имели право на отчество, остальные были просто «Ваньками»);

- жестким разделением страт (перейти из сословия в сословие было практически невозможно).

Рабство - экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей (полное бесправие рабов и крайняя степень неравенства рабов и рабовладельцев). Рабство возникло в Египте, Вавилоне, Китае, Греции, Риме. В ряде регионов (например, в США) рабство существовало до XIX в. Системы насильственного рабского труда были нестабильными, так как высокая производительность достигалась только за счет постоянного надсмотра и использования методов наказания. Системы рабского труда развалились вследствие борьбы против них, а также потому, что рабство было экономически неэффективно.

Каста на санскрите обозначается словом "джати" и подразумевает рождение в определенной семье. Джати закрепляется происхождением, тогда как варна (цвет) определяется качествами и его склонностями к особой деятельности. Деление по кастам, которое описали португальские и британские колонизаторы в индийском обществе, представляет лишь подобие прежней социальной структуры, которая перестала быть гибкой и продуктивной из-за распада ценностей страты. Священнослужители стали интересоваться исключительно сохранением своей власти и влияния в обществе. Они исказили и перетолковали утверждения Вед таким образом, чтобы обычные люди считали, что положение в жреческом сословии зависит исключительно от происхождения (чистоты крови), но не от его достоинств (чистоты помыслов).

В Гите объясняется, каковы эти четыре подразделения общества и по каким характерным признакам можно узнать, к какой части общества относится тот или иной человек. "Брахманов, кшатриев, вайшиев и шудр можно узнать по их качествам, проявляющимся в деятельности, соответствующей трем гунам материальной природы, о, покоритель врагов"5.

Любое человеческое общество независимо от внешнего социального устройства делится на страты в силу индивидуального психофизического неравенства. Врожденные качества индивида определяются его кармой, то есть желаниями и результатами деятельности в прошлых перевоплощениях. С рождения каждый человек уже обладает определенными качествами и склонностями, благодаря которым он более успешен в одной из социальных ролей, будь то учитель (брахман), управленец (кшатрий), коммерсант (вайшия) или рабочий (шудра). В ведийском обществе считалось, что если правильно определить качества и склонности, то он, получив должное образование или подготовку, может принести большую пользу всему обществу и при этом духовно прогрессировать. В системе варнашрамы считалось, что рождение в семье брахмана еще не означало права на обладание подобным статусом. И в Махабхарате, и у Ману приводятся свидетельства, что только поведение является критерием определения статуса человека: "Человека, лишенного варны, неизвестного (или) нечистого происхождения, не ария, (хотя) по внешнему виду подобного арию, можно узнать по его делам". Ариями называли "дважды рожденных" членов высших варн - брахманов, кшатриев и вайшиев, которые получали "второе рождение" в результате обряда посвящения.

Рассматривая структуру ведического общества, можно заметить, что она воспроизводит определенную иерархию, которая находится в прямой зависимости от обязанностей человека. Чем более высокое положение занимает член общества, тем более тяжелые обязанности возлагаются на него, тем, в сущности, труднее ему жить.

Другой исторической формой неравенства являлось сословное деление. Сословие - социальная группа, обладающая правами и обязанностями, закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству. Для сословной системы характерна иерархия, выраженная в неравенстве положения и привилегий различных страт.

Так, в России при жизни Петра, в конце его царствования, возрождается на новом уровне термин «дворянство». В Инструкции герольдмейстеру 1724 г. говорилось: «Его величества всего государства дворянство состоит из высших и нижних, прежних и нынешних военных, гражданских и придворных чинов». Как видим, здесь дворянством именуют весь служилый класс, класс феодалов. И хотя термин «шляхетство» будет встречаться в источниках и в более позднее время, при преемниках Петра I он не приживется. Слово «дворянство» объединит господствующее сословие в России на длительное время. Манифест о вольности дворянства, изданный Петром III, стабильно употребляет именно этот термин.

Консолидация дворянства в класс-сословие сопровождалась существенным усилением замкнутости этой социальной группы. Приобретение статуса дворянина было весьма сложным процессом. Однако господствующий класс не мог существовать без пополнения.

В индустриальном обществе касты, сословия и даже классы постепенно изживаются, появляется горизонтальная и вертикальная мобильность населения, государство все больше начинает заботиться о социальных правах населения (так называемое социальное государство).

Промышленная революция XVIII-XIX вв. разрушила феодально-сословную систему и привела к формированию классового строя.

Являясь самым привилегированным сословием, они владели 40% земель в стране, но в общей массе населения России составляли менее 1%. Дворяне не являлись однородными по своему имущественному положению, следовательно, выражали различные интересы.

В период правления Елизаветы Петровны государство вело более активную социальную политику, в основном по отношению к дворянству. В 1754 г. был учрежден Дворянский банк, который под залог имений выдавал кредиты под 6% годовых. Дворяне, занимавшиеся экспортом хлеба, по указу 1766 г. на 6 лет освобождались от пошлин. Ранее, в 1753 г., были отменены внутренние пошлины. В 1746 г. появился указ, запрещавший кому-либо, кроме дворян, покупать крестьян без земель и с землями. В 1747 г. дворяне получили право продавать крестьян в рекруты, а в 1760 г. помещикам позволили ссылать своих крестьян в Сибирь без какого-либо решения суда.

Крестьяне составляли более 90% населения страны. По форме собственности и профессиональной направленности крестьяне делились на помещичьих, государственных (в том числе черносошных), монастырских (до 1764 г., а затем экономических), посессионных (находившихся в посессии, то есть аренде), приписных (к мануфактурам).

Положение крепостных крестьян было наиболее тяжелым, они находились в неограниченной власти помещика.

Развитие капиталистических отношений в XVIII в. сказывалось на росте городов, развивалось городское сословие. Однако запись в городское сословие была ограничена законодательством как в первой четверти XVIII в. так и позже. Горожане в XVIII в. не были экономически и социально однородны.

В период правления Екатерины II значительно влияло на развитие городского сословия. В это время появились учреждения для управления губерний (1775 г.) и Жалованная грамота городам (1785 г.). Принимая эти законы, самодержавие удовлетворяло интересы страны в росте производства и торговли. Учреждения и грамота одновременно отражали интересы городского населения, которое наделялось новыми социальными привилегиями, выделяли горожан из среды податных слоев населения.

Следующим этапом стало классовое деление. Класс - главный элемент социальной стратификации капитализма. В широком значении под классом понимают большую социальную группу людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающую определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующуюся специфическим способом получения дохода. В узком значении класс - любая социальная страта в современном обществе, отличающаяся от других доходом, образованием, властью и престижем.

В современных обществах принято выделять следующие классы. - высший класс - те, кто владеет (или прямо контролирует) производственными ресурсами; богатые, крупные промышленники, верхушка руководства; - средний класс, включающий большинство «белых воротничков» и профессионалов;

- рабочий класс - «синие воротнички», или занятые ручным трудом.

В некоторых индустриальных странах, таких как Франция или Япония, существует так называемый четвертый класс - это крестьянство (люди, занятые в традиционных типах сельскохозяйственного производства) - также до недавнего времени очень важный. В странах третьего мира крестьяне обычно составляют самый большой класс.

Высший класс - это относительно небольшое количество индивидов и их семей, которые владеют значительной собственностью.

 

 

 

Заключение

 

В современном обществе социология становится выражением динамики развития современного обществознания. Социальная философия наследует классической философии истории, занимаясь проблемами социальной эволюции и направленности общественных процессов.

Социальное неравенство в обществе чаще всего понимается как стратификация – распределение общественных групп в иерархически упорядоченном ранге (по возрастанию или убыванию какого-либо признака).

Степень обладания группой теми или иными ресурсами, с одной стороны, фиксирует ее положение в обществе (статус), а с другой — позволяет ранжировать статусы групп, т.е. дифференцировать последние в зависимости от обладания конкретными ресурсами. В силу этого стратификация характеризует общественную дистанцию между людьми не только по вертикали (к примеру, между министром и рядовым служащим), но и по горизонтали (между министром и соответствующим ему по рангу генералом).

Таким образом, стратификация, фиксируя все реальные отношения равенства и неравенства людей в конкретном обществе, которые вытекают из занимаемого группами социального положения, позволяет сопоставлять групповые статусы, права и возможности людей, выстраивать социальные иерархии.

Информация о работе Социальное неравенство, как основание социальной стратификации