Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2010 в 16:40, Не определен
Манипуляция сознанием в тоталитарных сектах
Следующий этап фазы реформирования — внедрение в сознание новичка новой системы ценностей. Находящемуся в состоянии беспомощности новичку бросают «спасательный круг» — новую систему ценностей, новую линию поведения, новый образ жизни. Причем новая система ценностей, новая матрица обосновывается не просто как замещение старой, а как нечто действительно спасительное, а потому — сверхценное. Если на этапе знакомства с сектой эти новые для него представления и ценности были просто интересной информацией, то теперь новичок их безоговорочно принимает, они становятся для него жизненными установками, без которых он теперь не может обойтись. Поэтому он счастлив, что избавился (с помощью новых друзей) от того хлама, который был в его голове, и приобрел нечто совершенно исключительное.
Итак, реформирование сознания, его перепрограммирование осуществлено. Теперь необходимо закрепить, законсервировать, заморозить произведенные изменения, что и достигается на третьей фазе — «замораживания». В этой фазе закрепляется контроль над сознанием и образом жизни новичка, который был установлен на основе размораживания и реформирования его психики. Формы такого закрепления («замораживания») можно условно подразделить на положительные и отрицательные.
Очень эффективным средством положительного закрепления является инициация (посвящение новичка в адепты, когда он становится полноправным членом организации, безгранично преданным и покорным культу и наставнику). Это, как правило, сопровождается определенными ритуалами, церемониями, клятвами и т.п. Часто символом такого посвящения становится новое культовое имя, которое получает новичок, становясь адептом. Новое имя, сама процедура инициации как бы проводят резкую грань между настоящим и прошлым. Происходит разрыв с прежними интересами, целями, ценностями, с семьей, прежними друзьями, работой и т.п. Все это теперь теряет ценность для адепта.
Помимо чувства безграничной преданности культу и лидеру, готовности слепо и беспрекословно выполнять приказы гуру, у адепта формируется чувство своей избранности (одна из форм позитивного закрепления, вызывающая радость, эйфорию). Принадлежность к культу рассматривается адептом как сверхценность, ради которой можно пожертвовать всем, даже жизнью. Поэтому с легкостью продаются в пользу секты квартиры, имущество, отдаются деньги и т.п.
Но одних положительных форм закрепления контроля над адептом недостаточно Положительные формы вызывают у адепта положительные эмоции. Отрицательные формы закрепления («замораживания»), наоборот, вызывают сильнейшие отрицательные эмоции — страх, чувство вины и т.п. Это гораздо сильнее и эффективнее позволяет лидерам контролировать сознание и поведение адепта и держать его в состоянии зависимости.
Лидеры культа умело поддерживают эти страхи в повседневной жизни секты. Они устанавливают строгие правила и запреты, манипулируют наказаниями и наградами (политика кнута и пряника), поощряют доносительство, устраивают публичные исповеди (у сайентологов есть даже специальный этический суд). Все это призвано поддерживать у адептов чувство постоянной вины на фоне сверх значимости декларируемых культом целей и ценностей. Члены секты должны стремиться быть достойными этих целей и ценностей, постоянно чувствовать, что в случае своего неправильного поведения, они могут легко все это потерять. Поэтому у них постоянно присутствует страх, в данном случае это не тот «стратегический» страх, который мы чуть выше рассмотрели. Это страх повседневный, будничный: страх нарушить правила, нормы поведения в группе и т.п. У них постоянно присутствует чувство вины и готовности безропотно понести заслуженное наказание в случае, если они не будут должным образом исполнять свои обязанности, мыслить, чувствовать и т.п.
Все это приводит к тому, что адепты попадают в тотальную зависимость (физическую, психологическую, финансовую) от секты и ее лидеров. Лидеры секты, превратив членов организации в зомби, и послушные орудия исполнения своей воли, используют их для достижения своих корыстных целей, среди которых на первое месте стоят власть (включая в перспективе и политическую власть) и финансовое могущество.
Вырваться из этой «мышеловки» чрезвычайно трудно. В исключительных случаях это может сделать сам сектант, если у него достаточно сильная воля и не до конца подавлено критическое мышление. Чаще всего это пытаются сделать родители и друзья сектанта, однако далеко не всегда успешно. Дело в том, что лидеры и сама секта будут этому всячески препятствовать.
Да и сам сектант, которого пытаются спасти, будет сопротивляться этому. В том случае, если все же ему удастся вырваться, следы пребывания в секте остаются надолго, можно сказать, на всю оставшуюся жизнь.
Таким
образом, пребывание в секте наносит труднопоправимый
урон физическому и, главным образом, психическому
здоровью человека. Секты покушаются не
только на физическое и психическое здоровье
человека, но и пытаются уничтожить в нем
личность, лишить свободы, превратив его
в зомби, биоробота (внутренняя деструктивность).
Опасность этих сект состоит не только
в их внутренней деструктивности (здоровье,
личностное начало в человеке, его свобода),
но и внешней — разрушение семейно-родственных,
социальных и гражданских связей человека
с окружающими его людьми. Ради секты по
приказу гуру адепты готовы совершить
любое преступление, те они становятся
социально опасными людьми.
Последствия для человека и общества деятельности тоталитарных сект
Последствия воздействия тоталитарных религиозных организаций на психическое здоровье личности исследовались комиссией в составе ведущих психиатров, представителей подведомственных МинздравМедПрому России научных центров, включая ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского и Московской НИИ психиатрии.
На основании анализа писем и заявлений, направленных в Комитет РФ по спасению молодежи от тоталитарных сект, в редакции ряда газет, прокуратуру, МВД России и другие инстанции, на основании непосредственного обследования лиц, поступивших в психиатрическую больницу в состоянии психоза с бредом псевдорелигиозного характера, возникшим после пребывания в секте, и пациентов, обратившихся к психиатру после их посещения, а также на основании собеседования с членами и руководителями сект комиссия пришла к следующим выводам:
Крайне опасно воздействие тоталитарных сект на физическое здоровье своих членов, так как вероучения ряда сект призывают к ограничениям при госпитализации и пользовании медицинской помощью.
Псевдорелигиозные тоталитарные секты крайне опасны еще и потому, что одной стороной они срастаются с преступным миром, и так бывает часто. Другой стороной они ищут себе лоббистов в политических организациях, в общественных организациях и проникают во власть. Они являются той опасной средой, которая контактирует с экстремистки настроенной молодежью. Например, сейчас неоязычество проникло в среду скинхедов, в среду футбольных фанатов, и появляется совершенно новая опасная агрессивная антихристианская военизированная молодежь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В любые исторические времена находились люди, предрасположенные к тому, чтобы оказаться под влиянием харизматического лидера и идти за ним хоть на край света. Но не следует забывать и о противоположном – были и будут люди с неприятием любого культа, не поддающиеся обаянию харизмы.
Итак, распространению деструктивных культов способствует целый ряд субъективных и объективных факторов. К последним следует отнести современные социально-экономические условия России. Существенными субъективными факторами пониженной сопротивляемости личности к манипулированию сознанием являются мировоззренческая незрелость, затруднения с поиском смысла жизни, склонность находить простые решения сложных проблем.
Первым ключом к установлению контроля над сознанием обращаемого выступает коррекция его психического состояния. Вербовщики вызывают у индивида переживания эмоционального комфорта, удовлетворенность тем, что появляется возможность или надежда испытать те чувства, которых ранее недоставало.
Удержать людей под культовым влиянием позволяют: жесткое ограничение потоков информации из внешнего мира и регламентация поведения, сводящие к минимуму свободное время адептов и исключающие возможность их критического осмысления происходящего; групповое давление и разрыв прежних межличностных связей.
Нахождение в деструктивном культе приводит к стиранию индивидуальности, снижению жизнестойкости, появлению всех признаков зависимого расстройства личности, указанных для этого вида расстройства в Международной классификации болезней (10-й пересмотр).
Сознание приверженца тоталитарной секты деформировано – события прошлого и настоящего отражены в нем фрагментарно, фокус сектантского сознания перемещен в будущее. Все эти сдвиги сходны с определенным типом невротических изменений сознания.
Запретить
секты невозможно – они были, есть и будут.
Но совершенно необходимо создать как
в Германии, Швейцарии, Франции и других
европейских странах механизмы противодействия
псевдорелигиозным тоталитарным сектам.
Необходимо также создать такую атмосферу
в обществе, вести такую государственную
политику и миссионерскую, просветительскую
деятельность традиционных религий, чтобы
люди не искали «утешения» своим страждущим
душам в сектах.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Секты – глобальная проблема современного общества