Психологизм в социологии (Н.К. Михайловский)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 12:39, доклад

Описание работы

Среди прочих направлений социологической мысли заслуживает внимания
психологическое направление, которое было порождено развитием психологии
и влиянием её на развитие социологии точно таким же образом, как в своё
время развитие биологии и влияние её на развитие социологии породило
биологическое направление.
В первую очередь, психологическое направление стремится понять
общественную жизнь с точки зрения психического взаимодействия членов
общества, участников различных форм общения людей. В России наиболее
выдающимся представителем психологического направления являлся Н.К.
Михайловский.

Файлы: 1 файл

Социология.docx

— 42.20 Кб (Скачать файл)

Во-первых, до возникновения  марксизма буржуазная социология обычно ограничивалась анализом духовной жизни  общества, изучением идейных мотивов, лежащих в основе поступков людей. Материализм в истории произвел переворот в философии, позволил углубить анализ, распространить его  на происхождение общественных идей человека, привел к выводу о зависимости  хода идей от хода вещей, развития материальных процессов в обществе. Только такой  вывод единственно правилен, единственно  совместим с научной психологией.

Во-вторых, социологи при  анализе общественных отношений  не умели отличить важных явлений  от неважных, не умели в сложной  сети общественных отношений выявить  те, которые во всей системе взаимодействия играют главную роль. «Материализм,-- пишет Ленин,-- дал вполне объективный  критерий, выделив производственныеотношения, как структуру общества, и дав возможность применить к этим отношениям тот общенаучный критерий повторяемости, применимость которого к социологии отрицали субъективисты» . Анализ производственных отношений позволял подметить повторяемость в жизни общества, поскольку появилась возможность обобщения одинаковых материальных отношений, господствующих в разных странах, в понятии общественно-экономической формации. Каждая такая формация представляет собой социально-производственный организм, имеющий свои особые законы возникновения, развития и превращения в другой, более сложный общественный организм. Поскольку внутри формации действуют законы не только общесоциологические, но и характерные лишь для нее, можно выделить такую повторяемость типичных явлений, которая специфична в рамках данного общественного организма. К примеру, кризисы перепроизводства, специфичные для капитализма, совсем не характерны для феодализма или рабства.

В-третьих, материализм, согласно Ленину, создал возможность научной  социологии потому, что, вскрыв взаимодействие производительных сил и производственных отношений и другие закономерности общественного производства, дал  «твердое основание для представления  развития общественных формаций естественно-историческим процессом. А понятно само собой, что без такого воззрения не может быть и общественной науки»4.

Наконец, в-четвертых, материализм  «указал путь к всеобъемлющему, всестороннему  изучению процесса возникновения, развития и упадка общественно-экономических  формаций, рассматривая совокупность всех противоречивых тенденций, сводя их к точно определяемым условиям жизни и производства различных классовобщества...»5. Гениальный вывод Маркса о классовой борьбе как содержании исторического процесса дал исследователям руководящую нить для того, чтобы проследить закономерности в кажущемся хаосе общественных процессов и научно объяснить «механизм» перехода от одной общественно-экономической формации к другой.

Научная социология -- это материалистическая теория общественного развития. Она раскрывает объективные законы истории, выявляет закономерное соотношение процессов в материальной жизни общества с сознательной деятельностью людей.

Таким образом, для Ленина социология есть философская наука, «философия истории», философия общественного  развития, раскрывающая логику, основные закономерности общественного исторического  развития.

В «Материализме и эмпириокритицизме» Ленин не раз отмечает нерушимое  единство материализма общефилософского с материализмом историческим. Так, например, он пишет: «Материализм вообще признает объективно реальное бытие (материю), независимое от сознания, от ощущения, от опыта и т. д. человечества. Материализм  исторический признает общественное бытие  независимым от общественного сознания человечества. Сознание и там и  тут есть только отражение бытия, в лучшем случае приблизительно верное (адекватное, идеально точное) его отражение. В этой философии марксизма, вылитой  из одного куска стали, нельзя вынуть ни одной основной посылки, ни одной  существенной части, не отходя от объективной  истины, не падая в объятия буржуазно-реакционной  лжи» 6.

Признание социологии наряду с гносеологией составной частью научной философии, однако, не означает того, что социология не имеет своего собственного предмета научного исследования. Марксистская социология -- исторический материализм -- представляет собой особую науку, определенные стороны которой «не умещаются» полностью в рамках общефилософского мировоззрения. Развивая философские принципы в применении к объяснению общественных явлений, марксистская социология разрабатывает целый ряд категорий, отражающих специфичность общественных явлений в общем ряду объективных процессов мира. Категории «производительные силы» и «производственные отношения», «общественно-экономическая формация», «класс», «эпоха» и т. д. отражают специфические особенности общества, закономерности его развития. Эти категории имеют философское значение лишь постольку, поскольку они являются конкретизацией общефилософских категорий. Например, взаимодействие производительных сил и производственных отношений выступает конкретизацией закона единства и борьбы противоположностей по отношению к общественному производству, одним из выражений взаимодействия формы и содержания и т. д. Кроме того, категории исторического материализма имеют общесоциологическое значение для всех общественных наук и используются последними при изучении всех сторон общественной жизни.

Социология -- наука о самых основных, самых общих законах развития человеческого общества, а это предполагает, разумеется, что ее предметом является анализ структуры общества, изучение связей всех сторон общественной жизни, анализ закономерностей функционирования и развития общественно-экономических формаций.

В связи с этим Ленин  дает последовательную критику позитивистских направлений в области социологии, раскрывает несостоятельность попыток  биологизации социологии, т. е. замены социологических законов законами биологии. Ленин показывает, что в тех случаях, когда социологические процессы и закономерности определяются в биологических терминах, это ничего, кроме формализма и запутывания вопроса, не дает. Если же биологические законы просто переносятся на область социальных явлений, то это ведет к вульгаризации и упрощенчеству и неизбежно усиливает идеалистические позиции в социологии.

Буржуазные социологи  и ревизионисты стараются разрушить  объективную основу научной социологии. Они заявляют, что признание развития общества естественным историческим процессом  умаляет роль сознательности в истории  и роль отдельных личностей. На самом  же деле только раскрытие объективной  основы исторического процесса позволяет  понять действительную роль личности в истории.

Прослеживая эволюцию взглядов Богданова, Ленин отмечал, что махисты, желающие примирить марксизм с махизмом, порывали с материализмом в области  гносеологии и сравнительно мало обращали внимания на философию истории. Они, занимаясь вопросами философии, не обратили внимания на то, что в  конце XIX -- начале XX в. «буржуазная философия особенно специализировалась на гносеологии и, усваивая в односторонней и искаженной форме некоторые составные части диалектики (например, релятивизм), преимущественное внимание обращала на защиту или восстановление идеализма внизу, а не идеализма вверху»7. Это требовало от марксиста противопоставления материализма идеализму в той области, в которой последний специализировался,-- в гносеологии. Но именно здесь эмпириомонисты типа Богданова сдали свои позиции махистам. Однако непоследовательность в исходных принципах махистской философии не могла не привести Богданова к сползанию на позиции идеализма и в области социологии. Богданов решил исправить коренное положение марксизма об определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию в духе махизма, заменив его другим положением: общественное бытие и общественное сознание в точном смысле этого слова тождественны.

Завершая критику махизма, Ленин, естественно, должен был показать, как и в чем выражаются отступления  махистов от материализма не только в  области гносеологии, но и в области  социологии. Он отмечает: «Все более  тонкая фальсификация марксизма, все  более тонкие подделки антиматериалистических учений под марксизм,-- вот чем характеризуется современный ревизионизм и в политической экономии, и в вопросах тактики, и в философии вообще, как в гносеологии, так и в социологии» 8.

Маркс и Ленин, создавая и  развивая исторический материализм, основное внимание обращали на анализ структуры  общественно-экономической формации, функционирования общественного организма  в целом, изучение социологических  закономерностей общественного  развития. Они творчески применяли  материалистическое понимание истории  к объяснению особенностей и законов  развития отдельных сторон общественной жизни (семьи, государства, форм общественного  сознания и т. д.).

Считая социологию философской  наукой, Ленин обращал внимание на ее конкретный и содержательный характер. Вслед за Марксом он усматривал главный  порок буржуазной социологии в абстрактном  подходе к обществу и его элементам. Такой недиалектический, отвлеченный  подход к общественным отношениям Ленин  считал ненаучным и нередко термины  «социология» и «социологический»  брал в кавычки, выражая этим отрицательное  отношение к буржуазной социологии, абстрактно-социологическому рассмотрению общественных явлений. Например, это  нашло отражение в замечаниях Ленина на полях книги Бухарина «Экономика переходного периода».

Научная марксистская социология, по утверждению Ленина, должна руководствоваться  конкретным историческим подходом как  к обществу в целом, так и к  отдельным его элементам. Начинать с рассуждения об обществе вообще или прогрессе вообще -- значит начинать с конца, замечает Ленин. В своих работах он подчеркивает, что нет общества вообще, а есть определенный социально-производственный организм, имеющий свои особые законы возникновения, функционирования, развития. Заслугу Маркса он усматривает в том, что Маркс, отказавшись от рассуждений об обществе вообще, взялся за изучение одной общественно-экономической формации -- капиталистического Общества и дал всесторонний научный анализ данного общества. Именно это позволило Марксу раскрыть законы функционирования капитализма, понять и оценить место капиталистического общества в процессе поступательной смены общественно-экономических формаций.

Ленин обращает внимание далее  на то, что одна и та же общественно-экономическая  формация складывается в разных странах  при различных условиях и обладает поэтому целым рядом своих особенностей. Марксист не может прогнозировать развитие капиталистического общества, исходя лишь из общей теории капитализма, его задача состоит в том, чтобы понять, как капитализм возникает, развивается в данной стране, например в России. Ленин потому и предпринял специальный анализ развития капитализма в России, который обогатил общую марксистскую теорию капитализма, в частности аграрную теорию, новыми важными положениями и выводами. Ленин подчеркнул, что марксисты обязаны развивать марксизм на основе изучения капиталистического общества в России, во Франции, в Японии и других странах мира, не говоря уже об опыте становления социалистического общества. Необходимо соотнесение изучаемого факта не только с общественно-экономической формацией и эпохой в рамках этой формации, но и с конкретными условиями, конкретной ситуацией в рамках данной формации, данной страны. Подобный подход -- важнейшее требование материалистической диалектики и марксистской социологии при изучении социальных вопросов.

Научная социология призвана «точно изображать действительный процесс -- и ничего более» и поэтому должна опираться на твердо установленные факты. Отвергая эклектический подход буржуазных социологов, которые нередко подбирают факты соответственно своим взглядам и желаниям, Ленин требовал от социолога умения собирать и опираться на все факты, относящиеся к изучаемому процессу. «В области явлений общественных,-- писал он,-- нет приема более распространенного и более несостоятельного, как выхватывание отдельных фактиков, игра в примеры. Подобрать примеры вообще -- не стоит никакого труда, но и значения это не имеет никакого, или чисто отрицательное, ибо все дело в исторической конкретной обстановке отдельных случаев. Факты, если взять их в их целом, в их связи, не только «упрямая», но и безусловно доказательная вещь. Фактики, если они берутся вне целого, вне связи, если они отрывочны и произвольны, являются именно только игрушкой или кое-чем еще похуже» . Отсюда Ленин делает вывод: чтобы теория соответствовала фактам и опиралась на них, «надо попытаться установить такой фундамент из точных и бесспорных фактов, на который можно бы было опираться, с которым можно было бы сопоставлять любое из тех «общих» или «примерных» рассуждений, которыми так безмерно злоупотребляют в некоторых странах в наши дни. Чтобы это был действительно фундамент, необходимо брать не отдельные факты, авсю совокупность относящихся к рассматриваемому вопросу фактов, без единого исключения...».

Факты -- это лишь основание, на котором должна быть построена научная гипотеза или теория, без этого основания теория невозможна. Социология, которая имеет дело прежде всего с общими принципами развития общества, обязана стремиться к полноте охвата фактического материала -- идет ли речь об общесоциологическом законе или социологическом анализе конкретного частного явления. И в том и в другом случае огромную роль должна играть статистика. Одной из важных особенностей социологических работ Ленина является то, что он широко использует статистический материал и, применяя к этому материалу материалистический и диалектический подход, делает важные теоретические обобщения и выводы.

Указывая на значение статистики для социологического анализа, Ленин  подчеркивает, что ученый обязан опираться  на данные всех общественных наук, имеющих  отношение к изучаемому процессу. Чем сложнее исследуемый объект, тем большее значение имеет использование  всех общественных наук для его анализа, ибо каждый такой объект синтетичен, многогранен и требует к себе комплексного подхода. А это невозможно осуществить, не опираясь на сотрудничество социальных дисциплин.

Информация о работе Психологизм в социологии (Н.К. Михайловский)