Православное воспитание детей-сирот: история и современность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2011 в 20:55, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить теоретическо-практические основы православного воспитания детей-сирот в контексте истории и на современном этапе развития педагогической практики.

Гипотеза исследования: изучение процесса православного воспитания детей-сирот в истории и современности будет успешно осуществляться, если:

- дать общее представление о православном воспитании;

- проанализировать исторический и современный опыт реализации православного воспитания.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….….3

Глава 1. Теоретические основы изучения православного воспитания детей-сирот………………………………………………………………….

1.1. Общее представление о православном воспитании…………………….6

1.2. Особенности поведения и духовно-нравственного развития детей-сирот………………………………………………………………………...……20

Глава 2. Практические основы изучения православного воспитания детей-сирот……………...……………………………………………………….28

2.1. История православного воспитания детей-сирот в России до настоящего времени…………………..…………………………………………28

2.2. Православное воспитание детей-сирот в современности…………….42

Заключение……………………………………………………………………...49

Список используемой литературы…………………………………………...52

Файлы: 1 файл

Курсовая 1.doc

— 265.00 Кб (Скачать файл)

     Воспитание есть приведение человека  к тому, чем он должен быть  согласно своему предназначению.

     Человек сотворен по образу  Божию, и его назначение состоит  в том, чтобы в продолжении настоящей жизни искал он всегда большего уподобления Богу через подражание Его Божественным совершенствам, а в будущей – навеки соединился с Ним, как Источником жизни и блаженства. Эту цель всегда должно иметь в виду при воспитании. Сообразно с ней должно возбуждать и направлять детские способности, а ростки зла, как начальные следствия нашего отпадения от Бога, всеми мерами подавлять и постепенно уничтожать.

     Поэтому в широком смысле к  воспитанию относится все то, посредством чего или пробуждаются еще дремлющие способности, или направляются согласно с целью уже возбужденные силы, а прежде принявшие ошибочное направление – исправляются. Сюда относятся различные обстоятельства жизни, скорби и горести и вообще вся жизнь человека.

     Но в узком смысле под воспитанием мы понимаем намеренное влияние на образование способностей и облагораживание души воспитанника, чтобы он достиг такого нравственного состояния, когда можно без постороннего руководства совершенствоваться в соответствии со своим временным и вечным назначением.

     Отсюда видно, что:

а) воспитание состоит не в сообщении новых  способностей, но только в возбуждении  уже заложенных и руководстве  ими. Впрочем, воспитатель не должен терять надежду, если у того или иного  воспитанника не хватает некоторых способностей, нужных для достижения предполагаемых целей воспитания. Искусство, постоянное терпение в труде и особенно святая любовь (1 Кор. 13: 4-8) могут многое сделать;

б) так  как вся человеческая природа  повреждена и находится под знаком греха, то воспитание состоит не только в возбуждении духа человеческого, но и во врачевстве духовных болезней. Каждый воспитатель может приложить к себе повеление, данное пророку: Смотри, Я поставил тебя, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать (Иер. 1:10);

в) хотя и важно предостерегать воспитанника от погрешностей, но необходимо и образовывать его, постепенно все более и более  совершенствуя его способности  в продолжение всего воспитания;

г) воспитание не состоит в сообщении одних только познаний или в одном обучении приличному внешнему поведению; напротив, особенный долг воспитатели – так возбуждать и направлять внутренние силы воспитанника, чтобы он постепенно укреплялся во всех отношениях и после этого сам мог продолжать свое дальнейшее образование, которое в этой жизни никогда не должно прекращаться [1, стр. 13-18].

     Воспитание определяется как  процесс воцерковления личности. Протоиерей Евгений Шестун понимает  воцерковление шире религиозного  воспитания. Воцерковить – значит освятить светом веры весь круг понятий и практической жизни человека, положить в основу жизни не цель развития личности, а цель спасения человеческой души. Спасение не отрицает развития, но лишает его стихийной самоценности. Вне спасения развитие понимается как самореализация, которая, как правило, разжигает страсти и питает гордость человеческую. В рамках спасения развитие реализуется в формах служения и жертвенности.

     Воцерковить – научить не только  жить по-христиански, но и мыслить  по-христиански, то есть обращаться за руководством прежде всего к учению Церкви, а не только к науке.  Воцерковить – это значит преодолеть разлад между мыслью и чувством, плотью и духом, знанием и верой; обрести полноту бытия в мире материальном и мире духовном; не исправлять и формировать, а освящать и преображать личность в Духе Истины и Любви [32, стр. 30-31].

     В православном воспитании признается необходимость каждого человека и неисповедимость путей Господних, но это не означает, что неизвестны окончательные цели воспитания. Конечная цель воспитания – спасение личности, спасение души человеческой.

     Формулируя так путь педагогического  вмешательства в жизнь ребенка, православное воспитание тем самым ставит себе в сущности две задачи. Прежде всего -  подготовить дитя к вечной жизни, к жизни в вечности, в Боге и с Богом, чтобы земные дни не пропали даром, и чтобы смерть не была духовной катастрофой. Нужно человека спасти в земные дни от падений и развить в нем то, что не утеряется в вечности. В этом одна сторона воспитания, и потому в развитии внутреннего человека – главный путь воспитательной работы.

     Не менее важной является и  вторая сторона – это подготовка  к этой жизни, так как эта  жизнь дает не только возможность  приобрести вечную жизнь, но  дает возможность и потерять ее. Как будет пройдена эта жизнь – так она отзовется и в вечной жизни, мы живем так, что эта жизнь является только ступенью в вечность. Именно поэтому необходима свобода от мелочей жизни, от всего несущественного – важно «не угасить духа». Мы зачастую так подавлены текущей жизнью, что, даже видя правду, не можем ей овладеть.

     Если при воспитании обращаем  внимание только на подготовку  к вечной жизни, то возможно, что многое индивидуальное, «таланты»,  дары останутся в ребенке нераскрытыми – настолько все внимание уйдет в одну сторону. Если есть то, с чем можно идти из этой жизни в вечную, то, конечно, главное сделано; однако пройти сквозь эту жизнь вне связывания ее с вечностью нельзя.

     Очень часто бывает обратное, вопросы этой жизни ставятся на первый план. Но, конечно, не только в принципе, иерархически, но и для педагогической работы важнее задача подготовки к вечной жизни. Ударение на подготовке к земной жизни должно быть на втором месте. Гипноз жизни настолько силен, что дети особенно легко перемещают наоборот практическую и духовную задачи и ставят на первый план вопросы практические. Если они и знают о вечной жизни, то мысль об этой задаче является как бы чем-то дополнительным, добавочным. Это чрезвычайно пагубное настроение. Задача воспитания должна быть поставлена так, чтобы первенствующей в ней была устремленность к небу, а не к земле. Человек тем и отличен от других живых созданий, что он не только принадлежит земле, но и подымается над ней, живет иным миром (это устремление к небу тоже может быть извращаемо – например, в искусственном погружении в один лишь мир прекрасного, в развитии одной лишь эстетической стороны в духовной жизни).

     Таким образом, обе задачи (воспитание  в вечной и земной жизни)  должны быть правильно сочетаемы и должны образовывать единую, целостную задачу воспитания.

     Формулируя так задачу воспитания, необходимо дополнить ее тем,  что путь воспитания есть подготовка  к свободе во Христе. Свобода  есть дар Христа, и благовестие  свободы, принесенное миру Христом, распространяется по всему миру. Однако овладеть даром христианской свободы очень трудно, ведь свобода – это самое ценное и самое основное в нас. Православие среди других исповеданий в наибольшей мере сохранило благовестие свободы в Церкви и через Церковь, тогда как протестантство уклонилось в сторону в понимании свободы как индивидуализма.

     Что же значит воспитание к  свободе?

     Дар свободы связан с образом  Божиим, пребывающим в человеке. Свобода в натуральном порядке  дана каждому, но она не имеет самого ценного, что есть в свободе – внутренней связи ее с добром, с правдой – наша свобода есть свобода и к добру, и к злу.

     Понятия добра и зла в светской  педагогике носят относительный  характер. В православной педагогике  они абсолютны: зло нельзя оправдать и нельзя его эстетизировать.

     Православное воспитание состоит в усвоении дара свободы. Если должны быть ступени на этом пути (ибо было бы насмешкой над ребенком четырех лет предоставить ему ту же степень свободы, что и в четырнадцать лет), то все же они должны развивать сознание свободы, чувство ответственности и умение владеть своей свободой. Повороты во внутреннем усвоении свободы для ребенка происходят только тогда, когда он чувствует и видит в жизни равенство себя и всех окружающих пред лицом Бога. Поэтому воспитание к свободе дается через христианскую жизнь, а не через одно усвоение идей о свободе. Очень часто мы в детях наблюдаем такое раздвоение между миром идей и целостной жизнью. Для них отвлеченные правила, идеи, не воплощенные в жизни, не подкрепленные и не реализованные ею, остаются только абстрактными правилами. Отсюда видно, что воспитание к свободе не должно идти по линии близорукого интеллектуализма, но должно быть связано с жизненным опытом ребенка.

     В христианстве подлинным субъектом свободы является не отдельный человек, но только Церковь как целостный организм. Мы только тогда свободны по-христиански, когда прислушиваемся к Церкви и живем в ней. Путь стояния перед Богом – это есть путь воспитания в себе внутреннего человека.

     Третьим существенным пунктом в системе православного воспитания является учет в педагогической практике принципа иерархического строения человека. Человек построен иерархически в соотношении его сил и свойств, но Богом установленная иерархия была нарушена грехопадением, и развитие человека есть лишь восстановление нормальной иерархии сил. Норма, заложенная в нас, ныне предстает как задача и путь, и роль воспитания заключается в том, чтобы подвести дитя к внутренней жизни, к работе над собой, к овладению даром свободы.

     Этот путь бесконечен, именно  поэтому воспитание не может  дать ничего законченного –  оно лишь открывает путь и учит идти им. Главное – это невозможность утешиться данным; безостановочное движение по пути к совершенству, а все остальное, требуемое для жизни, придет постепенно [14, стр. 40-43].

     Иисус Христос, Бог и вместе  совершеннейший человек, стоит  во главе всего созданного  Им нового христианского времени.  Он даровал и вечный идеал  воспитания: каждый христианин должен, с учетом врожденных способностей, стараться уподобиться Христу, то есть победить в себе своекорыстную природу и образовать из себя свободную личность, стоящую в сознательных и разумных отношениях к Богу, людям и природе. Это требование Христос осуществил в своей жизни и утвердил примером как истинный Учитель и Воспитатель. Он открыл миру, что Бог есть Дух, которому и поклоняться необходимо духом и истиною, возвестил истину, что Бог живет в человеке по мере подчинения и согласования его воли с волею Бога. В учении и делах Совершеннейшего Учителя заключаются все вечные основы педагогики, которые нам следует, развивая, применять на практике.

          Христос признает всю важность телесно-духовного воспитания детей, однако воспитание духа в Его глазах выше и важнее развития тела и приобретения земных сокровищ, ибо «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 16:26). «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:19-21). «Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и это все (земное – авт.) приложится вам» (Мф. 6:33). «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17).

     На этих основаниях установил  Христос вечно истинное понятие  о воспитании. Воспитание человека по духу Евангелия есть его возвышение из низменности и чувственности к Божественному совершенству. Воспитание должно выработать в человеке не только внешнее доброе поведение, не только внешние добрые формы жизни, но должно делать человека новым творением Божиим, должно выработать такие внутренние основы жизни, чтобы доброе поведение воспитываемого было служением Богу в духе и истине и проникало в сокровенные изгибы душевной жизни, вытекало из радостной преданности своему Господу, чтобы отношения человека к Богу были истинно сыновними [32, стр. 53-55].

     Эффективность воспитания в значительной мере связана с тем, насколько полно и последовательно реализуются принципы воспитательной работы в каждой акции и организованном мероприятии [23, стр. 251-258].

     Рассмотрим основные принципы православного воспитания.

     1. В своих рассуждениях мы основываемся на том, что человек создан по образу Божию, то есть самая сущность человека, внутреннее ядро его личности несет в себе начало, исходящее от Бога. Человеческая личность существует не сама по себе, не в силу своей самодостаточности, поскольку не имеет в себе источника бытия, но существует благодаря своей онтологической причастности ко Христу. Христос является метафизическим основанием каждой человеческой личности в ее реальной конкретности и в беспредельности открывающегося для нее бытия. Сын Божий в Своем Воплощении и Воскресении явил самую глубокую и фундаментальную основу сущности человека, которого Он воссоздал для вечной жизни и для приобщения к идеальной полноте бытия. Именно во Христе впервые раскрылась и ожила неповрежденная богоподобная человеческая личность. Искупление Им человеческих грехов открыло людям путь к святости, путь к обожению. Подлинная личность открывается в личной встрече человека со Христом. Православное воспитание есть приведение ко Христу и Его Церкви, к постоянному питанию от тех благодатных даров, которые есть в Церкви. В православном воспитании происходит освящение образом Христовым всей человеческой жизни.

     Личность проявляет, раскрывает  и осуществляет себя в сложной  духовно-телесной природе человека. Бытие человека есть единая и неделимая жизнь природы и личности. Понимание бытия человека как единой и неделимой жизни природы и личности позволяет формулировать задачу воспитания ребенка как раскрытие его личности, но не в линиях так называемого гармонического развития естества, а в линиях его внутренней иерархичности. В человеке не только все личностно, но и личность живет всем – оттого нельзя развитие личности оторвать от физической, психической, социальной ее жизни, но, учитывая, что личность есть прежде всего явление духовного мира, необходимо воздерживаться от преувеличения роли различных внешних детерминант в ее становлении. Нужно помнить иерархическую взаимосвязанность всех сторон личности, их инструментальное значение в развитии основного начала личности – духовной жизни.

Информация о работе Православное воспитание детей-сирот: история и современность