Малообеспеченная семья как объект социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2014 в 19:58, курсовая работа

Описание работы

К проблеме бедности и возможностей ее смягчения технологиями социального плана обращались и обращаются исследователи и практики различных отраслей знания. Проблемы богатства и бедности, необходимости обеспечения социальной справедливости поднимались еще в работах античных мыслителей – Платона и Аристотеля. Социальное неравенство, его место в жизнедеятельности общества нашли отражение в учениях Т. Гоббса, Г. Спенсера, М. Вебера. Исследования причин бедности через призму классового подхода были предприняты К. Марксом, Ф. Энгельсом и их последователями.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МАЛООБЕСПЕЧЕННЫМИ СЕМЬЯМИ
1.1.Малообеспеченность: сущность, понятия и критерии
1.2. Причины малообеспеченности российских семей
2.СОДЕРЖАНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МАЛООБЕСПЕЧЕННЫМИ СЕМЬЯМИ
2.1. Зарубежный опыт социальной работы с малообеспеченными семьями
2.2.Опыт социальной работы с малообеспеченными семьями в Российской федерации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

3.12.docx

— 90.18 Кб (Скачать файл)

Повседневная жизнь российских бедных, по их мнению, отличается от всех остальных групп российского общества прежде всего характером питания, качеством занимаемого жилья, уровнем медицинского обслуживания, доступностью приобретения и/или качеством одежды и обуви.

Ситуация с нарастающим обнищанием малообеспеченного населения по многим показателям близка к критической: половина из них констатирует, что плохо питается, до 70-80 % не имеют никаких возможностей для нормального досуга и отдыха и, наконец, каждый третий российский бедный уже настолько разуверился в возможности изменить ситуацию, что критически смирился с тем, что его жизнь складывается плохо (в среднем по массиву опрошенных – каждый десятый).

Как видим, некоторые социально-демографические особенности группы малообеспеченных (её большая экономическая неактивность, связанная главным образом с большим удельным весом таких членов семьи, как пенсионеры, дети, инвалиды, безработные) неизбежно смещают структуру доходов нуждающихся семей в сторону уменьшения роли заработной платы и повышении значимости социальных трансфертов.

В постсоветской России произошло, как считают многие исследователи, массовое обнищание населения. К 1992 г., по данным Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, за чертой бедности проживало примерно 90 % населения России. Подобного рода цифры, однако, трудно признать достоверными, поскольку для оценки бедности в России применялись критерии, которые используются в развитых странах. Однако и официальная российская статистика тоже отмечала в 1990-е годы высокий уровень бедности, хотя и не более 35 % . Первый скачок уровня бедности был связан с либерализацией цен в 1992 г., другой произошёл после дефолта 1998 г. Однако в целом уровень бедности в России, по официальным данным, имеет тенденцию снижаться – от 30-35 % в начале 1990-х годов до 15-25 % вначале 2000-х.

Разные регионы России сильно различаются по уровню малообеспеченного населения. Самая низкая доля бедных в середине 2000-х годов насчитывалась в Тюменской области (менее 18 %), самая высокая – в Республике Ингушетия (около 90 %).

Малообеспеченность в России обладает специфической чертой, типичной для развивающихся стран: если в развитых странах мира бедность, как правило, связана с безработицей, то в России бедность охватывает не только безработных, но и многих работающих на малооплачиваемых должностях, т. е. существует некий специфический феномен – работающие бедные. Феномен, невиданный в развитых странах. Во всех нормально развивающихся странах наличие работы не всегда является гарантом процветания, высокого дохода, но от нищеты спасает. В России же даже работая можно пребывать в бедности.

Тем не менее, если верить статистике, бедных в России со временем становится меньше. Если в 1992 г., в первый год экономических реформ, каждый третий россиянин имел доходы ниже «черты бедности», то в 2008 г. – только каждый пятый. Согласно данным Левада-центра по субъективной оценке бедности, с 2001 г. по сентябрь 2008 г. доля семей, которым денег едва хватает даже на продукты питания, неуклонно снижалась с 26 % до 9 %.

Но уже в феврале 2009 г. доля семей, едва сводящих концы с концами, выросла до 11 %. Доля семей, которым денег на продукты хватает, но покупка одежды вызывает серьезные затруднения, с 2001 г. по сентябрь 2008 г. Упала с 42 % до 25 %, но к февралю 2009 г. выросла до 31 %.

Если в 1998 г. на сто человек приходилось 38 живущих за чертой бедности, то в 2009-м, на момент последнего исследования, таких насчитывалось уже трое, что всё равно много, если представить, на какие деньги приходится существовать людям.

Эта проблема касается и пенсионеров (пожилых людей), бедность среди которых уменьшилась с полутора процентов до 0,6 %; кроме пенсионеров, в категорию живущих за чертой бедности попадают и дети; меры борьбы с бедностью, принимаемые правительством, приносят результаты и число бес-призорников и нищих детей тоже уменьшилось в два раза и составляет 1.4 %.

Больше всего повезло детям, проживающим в столицах России: детей, живущих за чертой бедности, всего один из ста. В центральных регионах России это соотношение составляет уже 1.6 %. И совсем ужасные цифры приходят из Сибири, где практически каждый десятый ребёнок живёт за чертой бедности. Страшные цифры, и тем не менее общество их восприняло спокойно.

Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в 2012 г. выросла на 1,1 % по сравнению с 2011 г. и составила 18,1 млн. человек, или 12,8 % от общей численности населения России. В 2011 г. количество россиян с доходами ниже прожиточного минимума составляло около 17,9 млн. человек (12,6 % от общей численности населения), говорится в сообщении Росстата.

«Достаточно быстро улучшается ситуация на российском рынке труда: растёт численность занятых в экономике, сокращается общая численность безработных. Уровень безработицы в августе 2012 года снизился до 6,1 % (7 % в августе 2010 года). В целом за 2011 год безработица оценивается на уровне 6,8 % (в 2010 году – 7,7 %). Наиболее быстро восстанавливается занятость в торговле и обрабатывающих производствах», – говорится в докладе Минэкономразвития.

Об этом говорится в статье Премьер-министра Владимира Путина, опубликованной на его сайте как кандидата в президенты Российской Федерации.

«По сравнению с 90-ми годами бедность сегодня сократилась более чем в 2,5 раза. Практически ушли в прошлое «зоны застойной бедности», когда в больших городах дееспособные и активные люди не могли найти работы или же им месяцами не платили зарплату», – говорится в статье.

«Согласно независимым исследованиям, реальные доходы четырёх из пяти россиян превышают уровень 1989 г. – «пика» развития СССР, после которого началось падение и разбалансировка всего социально-экономического организма страны. Больше 80 % российских семей сегодня имеет более высокий уровень потребления, чем средний уровень потребления советской семьи. Обеспеченность бытовой техникой выросла в полтора раза – до уровня развитых стран. У каждой второй семьи есть автомобиль – рост в три раза.

Значительно улучшились и жилищные условия. Не только среднестатистический гражданин России, но и наши пенсионеры сейчас потребляют основных продуктов питания больше, чем в 1990-м», – отмечает В. Путин.

В настоящее время средний класс в Российской Федерации, по разным оценкам, составляет от 20 до 30 % против 5-10 % в 1998 г

2.СОДЕРЖАНИЕ  И НАПРАВЛЕНИЯ  СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ  С МАЛООБЕСПЕЧЕННЫМИ  СЕМЬЯМИ

2.1. Зарубежный  опыт социальной  работы с малообеспеченными  семьями

В начале XXI в. значительно возросла роль международных норм в решении социальных проблем в различных странах мира. В центре внимания мирового сообщества стала борьба с нищетой и связанные с ней реформы социального обеспечения.

В настоящее время идет процесс объединения Европы. В связи с этим необходимо начать с проекта европейской Конституции. Полное официальное название - Договор о введении Конституции для Европы. В настоящее время возможность вступления его в силу не рассматривается ввиду подписания Лиссабонского договора 2009 г.1 Европейский Союз уважает права, свободы и принципы, изложенные в Хартии основных прав Европейского Союза 2000 г., она "имеет ту же юридическую силу, что и основополагающие договоры Союза" (ст. 6 Договора о Европейском Союзе). Несмотря на то что текст Хартии не включен в Договор, ее положения являются обязательными. Данное изменение было включено для того, чтобы контролировать соответствие директив и положений документов Европейского Союза тем принципам, которые изложены в Хартии.

Преамбула Хартии как бы предваряет логику закрепления в тексте прав и свобод человека, составляющих правовой статус личности, вокруг семи основополагающих принципов-ценностей, представляющих собой единый комплекс: принцип уважения человеческого достоинства, принцип обеспечения прав и свобод человека и гражданина, принцип равенства, принцип солидарности, принцип демократии и принцип правового государства. Особо подчеркивается, что эти принципы основаны на духовном, нравственном и историческом наследии народов Европы (абз. 2).

Еще одним документом, имеющим огромное значение, является Европейская социальная хартия (пересмотренная) 1996 г. С 1 декабря 2009 г. Хартия вступила в силу для России.

Важно подчеркнуть, что Хартия является одним из немногих международных актов, в котором проводится четкое разграничение между правом на социальное обеспечение и нравом на социальную помощь. Так, ст. 13 Хартии, одна из обязательных для ратификации, гарантирует предоставление социальной помощи "любому лицу, которое не имеет достаточных средств к существованию и которое не в состоянии ни добыть их своими собственными усилиями, ни получить их из других источников, в частности за счет выплат в рамках системы социального обеспечения". Кроме того, ст. 30 Хартии провозглашает право каждого человека на защиту от бедности и социального отторжения. В отношении заработной платы Хартия предусматривает, что все работники имеют право на справедливое вознаграждение, достаточное для поддержания достойного уровня жизни самих работников и их семей (ч. 1).

Ряд основных понятий закреплен в Европейском кодексе социального обеспечения 1964 г.

Вопросы установления стандартов в области социальной защиты в той или иной мере нашли свое отражение и в других документах, например в Римском договоре 1957 г., в Маастрихтском договоре 1992 г., Амстердамском договоре 1997 г. (вступил в силу 1 мая 1999 г. после окончания процесса ратификации государствами-участниками и др.).

В 1967 г. шесть европейских государств подписали в Риме договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС). К этому времени странами-участниками Римского договора уже было заключено более 80 двусторонних соглашений в области социального обеспечения, так и не устранивших неравенства заинтересованных лиц. Поэтому договор был направлен на расширение защиты прав трудящихся мигрантов и восполнение пробелов в национальном законодательстве о социальном обеспечении.

Первая группа норм социальной программы Римского договора (ст. 4851) провозглашает свободу миграции рабочей силы внутри ЕЭС, ликвидацию дискриминации но национальному признаку в вопросах найма, увольнения, заработной платы, условий труда, социального обеспечения и пр.

Вторая группа содержит положения о создании Европейского социального фонда в целях содействия лучшему использованию рабочей силы, разработки общих принципов профессионального обучения и региональной политики. По этим вопросам социальной политики органы ЕЭС получили право принимать решения, обязательные для выполнения всеми странами-участницами.

В третью группу можно объединить статьи договора о "социальной гармонизации" расходов на социальное обеспечение, которые входят в себестоимость продукции и значительно различаются в разных странах. Уровни заработной платы и социальных выплат в каждой стране обусловлены природными ресурсами, демографической ситуацией, степенью экономического развития, национальными традициями и другими факторами, выровнять которые посредством какой-либо глобальной акции невозможно. Указанные различия фактически компенсируются в процессе постепенного эволюционного изменения общих условий обмена. Поэтому ст. 117 Римского договора сформулирована очень осторожно. В ней говорится, что выравнивание условий жизни и труда будет результатом: функционирования "Общего рынка", способствующего гармонизации социальных систем; процедур, предусмотренных договором; сближения законодательных и административных положений.

В Европе была произведена постепенная реорганизация систем социального обеспечения. Выплата пособий перестала осуществляться по усмотрению местных органов власти, а их финансирование - из местных фондов, и были созданы системы социальной помощи, предоставляющие пособия по праву в соответствии с национальным или региональным законодательством. Финансирование таких пособий стало осуществляться одновременно за счет средств центральных и региональных бюджетов. Ни одна страна не приняла степень централизации системы социальной помощи, выбранную Великобританией в 1948 г., но к 1988 г. вся Западная Европа за исключением южных стран (Португалия, Испания, Италия и Греция) ввела системы, гарантирующие минимальный уровень доходов практически для всех групп населения с низкими доходами. Европейский Союз принял рекомендацию (92/441 EEC), направленную на то, чтобы такие системы были созданы во всех государствах, являющихся его членами.

Сегодня многие развитые страны мира, независимо от наличия в их конституциях положений о принадлежности к социальному государству, де-факто проводят свою социально-экономическую политику как социальные государства.

Во многих странах с социально ориентированной экономикой законодательство располагает законом о минимально гарантированном доходе (пособии). Дания приняла такой закон в 1933 г., Великобритания - в 1948 г., ФРГ - в 1961 г., Голландия - в 1963 г., Бельгия - в 1974 г., Ирландия - в 1977 г., Швеция - в 1982 г., Люксембург - в 1986 г., Франция - в 1988 г. При соблюдении определенных условий оно может быть назначено на законных основаниях всем нуждающимся. Основное условие - сумма совокупного дохода должна быть меньше определенной величины. Срок выплаты пособия, как правило, не имеет фиксированных пределов и может периодически продлеваться по результатам регулярных проверок нуждаемости.

В настоящее время во многих странах Европейского Союза достигли высокого уровня развития программы защиты семейного дохода, опускающегося ниже установленной планки, которые финансируются из бюджетных средств. В скандинавских странах, отличающихся наибольшей широтой охвата населения подобными программами, им придан общегосударственный статус. В странах центральной Европы такие программы действуют на региональном и местном уровнях. В государствах на юге Европы они почти полностью отсутствуют.

В настоящее время государственная социальная помощь в Великобритании регулируется в основном двумя нормативными актами: Законом "О безработице" 1995 г. (Jobseekers Act 1995 (далее - JSA)) и Законом "О социальных пособиях и выплатах" (Social Securitv Contributions and Benefits Act 1992 (далее - SSCBA)).

Информация о работе Малообеспеченная семья как объект социальной работы