Концепция социальной мобильности и ее значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2015 в 18:32, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы заключается в том, что социальная мобильность служит неотъемлемой частью культуры в любом современном демократическом обществе. Мобильные индивиды начинают социализацию в одном классе, а заканчивают, чаще всего, в другом. Они буквально разрываются между несхожими культурами и стилями жизни.

Файлы: 1 файл

соцка 1000.docx

— 24.38 Кб (Скачать файл)

«Концепция социальной мобильности и ее значение»

Актуальность темы заключается в том, что социальная мобильность служит неотъемлемой частью культуры в любом современном демократическом обществе. Мобильные индивиды начинают социализацию в одном классе, а заканчивают, чаще всего, в другом. Они буквально разрываются между несхожими культурами и стилями жизни.

Средний гражданин в течение своей жизни перемещается на одну ступеньку вниз или вверх, и только немногим удается шагнуть сразу через несколько ступеней. Женщине продвигаться, как правило, сложнее, чем мужчине. Причинами оказываются такие факторы мобильности как: социальный статус семьи, уровень образования, национальность, физические и умственные способности, внешние данные, воспитание, место жительства и выгодный брак. Поэтому мобильность во многом зависит от мотивации индивидов и их стартовых возможностей.

Можно предположить, что, теоретически любой из нас может передвигаться в социальном пространстве с помощью своих интеллектуальных индивидуальных (воля, энергия, талант и т.д.) способностей, то на практике этому могут препятствовать и другие факторы. Таковыми могут быть экономическая, политическая, а также социальная обстановка, степень открытости или закрытости социальных страт, протекция, вид или размер собственности (та, которой владеет человек), род занятий, образование и профессия и т.д.

Интерес темы усиливается и тем, что современная Россия находится в состоянии исторического социокультурного перехода, который зависит от глобальных процессов. Для неё необходимо познание настоящего и понимание перспектив будущего. Таким образом, исследование процессов социальной мобильности в эпохи историко-культурной переходности актуально в настоящее время. Это необходимо и для понимания исторического прошлого  общества, и для объяснения возможных тенденций его развития в настоящем и будущем.

Социальная мобильность – сравнительно молодое понятие в социологии. Хотя оно выражает очень простую сторону жизни человека – его движение, его перемещение, его смену социальных состояний, хотя это давно известное в истории философии и социологии обстоятельство. Но понятие «социальной мобильности» из-за  потребностей конкретизации введенного нового понятия социальной стратификации. 
Социальная мобильность - это перемещение индивидов или их групп между различными уровнями социальной иерархии (т.е. мобильность - это изменение места в социальном пространстве).

Начало изучению такого явления как социальной мобильности положил П.А.Сорокин. Он рассматривал данный процесс как выполнение жизненной социальной функции.

Под социальной мобильностью, по мнению Сорокина, понимается любой переход индивида или социального объекта (ценности), то есть всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую.

Среди современных подходов к проблеме рассмотрим концепцию Липсета и Г. Бендикса, связавшую развитие индустриального общества с расширением вертикальной мобильности. С.М. Липсет и Р.Бендикс считали, что социальная мобильность необходима для обеспечения стабильности и одновременно развития общества: открытый доступ к позициям элиты позволяет способным индивидам покидать низшие социальные уровни. Это помогает уменьшить вероятность революционных коллективных действий низших классов.

Обратившись к последнему десятилетию, необходимо отметить исследование Б. Дюрье, обратившегося к методологии изучения мобильности и обосновавшего особую значимость компаративного анализа для понимания её перспектив, а также исследования Дж. Голдтропа и Г. Эриксона, посвященные сравнению уровней мобильности в разных индустриальных обществах.

 Исследования всех вышеперечисленных деятелей совершенно разные, это можно увидеть в подходах и трактовках каждого из них в своих работах. Но явно видно одно - всё они, так или иначе, сходятся к одному и тому же выводу  о близости показателей социальной мобильности во всех индустриальных странах независимо от социального строя.

Полное описание каналов вертикальной мобильности было дано П. Сорокиным, который назвал их «каналами вертикальной циркуляции». По мнению Сорокина, вертикальная мобильность существует в любом обществе, даже в первобытном, поэтому между стратами нет непроходимых границ. Между ними существуют различные «отверстия», «люфты», «мембраны», через которые индивиды перемещаются вверх и вниз.

Сорокин выделил социальные институты - армия, школа, церковь, семья, собственность, использующихся в качестве каналов социальной циркуляции.

Армия - функционирует в военное время. Крупные потери среди командного состава приводят к заполнению вакансий из низших чинов. В военное время солдаты продвигаются благодаря таланту и храбрости. После повышения в звании они используют полученную власть, как канал для дальнейшего продвижения и накопления богатств. У них появляются такие возможности, как грабить, мародерствовать, захватывать трофеи и т.д.

В современной российской социологии сложились две основные точки зрения относительно понятия групповой социальной мобильности.

Во-первых, не отрицая роли групповой мобильности на функционирование и развитие общества, считается, что сами по себе социальные перемещения не могут поменять характера социальной стратификации. Так, В.В. Радаев указывает, что критерии, по которым судят о характере социальной мобильности (прежде всего, профессиональная принадлежность), не обладают исторической устойчивостью, так как непосредственно зависят от постоянно происходящих изменений в технологии человеческой деятельности; и далеко не всегда факт получения профессии инженера-технолога сыном слесаря является свидетельством приобретения более высокого статуса в более консервативной стратификационной системе.

Другая группа российских ученых В.А. Бондаренко, Ю.М. Крельберг, Н.В. Сергеев, О.И. Шкаратан считают, что значение социальной мобильности как подвижности социальных групп и слоев преувеличивается. Они склоняются к тому, что социальная мобильность является формой латентного процесса, образующего сердцевину преобразований в стратификационных системах — социального воспроизводства (воспроизводства социальных отношений и социального статуса индивидов).

Вторая точка зрения на значение групповой мобильности была разработана группой этносоциологов  Ю.В. Арутюняном, Л.М. Дробижевой, А.А. Сусоколовым. Они рассматривают групповую социальную мобильность как важный индикатор социальной структуры, влияющий на всю систему межнациональных отношений. Они считали, что народы, входившие в состав Советского Союза, благодаря интенсивной социальной мобильности преодолевали глубокие исторические различия в социальной структуре. Примерно за одно столетие население Республики Саха (Якутия) претерпело коренные изменения в демографической, социально-профессиональной структуре, экономической жизни и духовной культуре. Проведение коллективизации и поселкования, начавшиеся в тридцатые годы, способствовали изживанию в Якутии былого родового деления, сближению территориально-этнографических групп якутов. Индустриальное развитие Якутии способствовало усиленному притоку мигрантов из других областей.

Исследованием социальной структуры как феномена культуры в отечественной науке так же  занимались М.С. Каган, И.И. Докучаев и др. Общество и культура рассматриваются ими как две формы бытия, обладающие равным онтологическим статусом наряду с природой и человеком. Культура есть совокупный способ и продукт человеческой деятельности, а общество - совокупность людей и способов отношений между ними. Существенная часть этих отношений – социальная структура – в равной мере принадлежит как обществу, так и культуре, поскольку представляет собой продукт человеческой деятельности. В историческом процессе она оказывается производной от той или иной конфигурации динамических и стабилизирующих сил, к которым относятся тип хозяйствования, наука и ценности.

Выводы: Ученые рассматривают социальную мобильность, как любой переход индивида или социального объекта (ценности), то есть всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую.

Понятия социальной и трудовой мобильности конкретизируют представление о структуре общества и детализируют анализ социальных процессов в рамках тех или иных экономических и социально-политических формаций.

Внутрипоколенная мобильность зависит меньше от факторов происхождения, а влияние факторов, отражающих индивидуальный «вклад» респондента и социальную микро- и макросферу возрастает.

Большое влияние на социальную мобильность оказывают конъюнктура (обстановка кризиса или экономического роста), а также структура общества. В обществах, подобных нашему, по социальной лестнице можно подниматься или опускаться. Но можно ли считать, что мы живем в настолько открытом обществе, что возможны все социальные траектории? Является ли социальная мобильность актом волевого решения? Каково влияние специального класса наших родителей на наш собственный класс и на возможность достичь вершины социальной пирамиды? Можно констатировать, что некоторым индивидам из народной среды удается добраться до вершин социальной пирамиды. Следовательно, такие индивидуальные качества, как воля, энергия талант, семейная среда, удача, играют свою роль. Однако индивиды из низших слоев должны проявлять эти качества в большей мере, чем индивиды из привилегированных слоев общества, поскольку первые изначально имеют меньше преимуществ в плане экономического, культурного и социального капитала.

Если мы будем измерять вертикальную мобильность с точки зрения служебной карьеры, то окажется, что наибольшая часть мобильности наблюдается среди тех категорий занятости, которые являются примыкающими друг к другу или близкими по своему статусу. Кроме того, в этом процессе пока еще не последнюю роль играет такой канал мобильности, как семья.

Немаловажно заметить, что в современном обществе стремление групп добиться определенных позиций в высших властных структурах, конфликты между ними ведут к обнищанию основной массы общества; происходит замена старой политической элиты путем ее вытеснения или трансформации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

  1. Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков «Социология», Москва 1999.
  2. Макеев С.А, Вишняк А.И., Тарасенко В.И. Межгенерационная трудовая мобильность. — Киев, 1988. - С. 13.15
  3. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. - М., 1996. - С. 201.
  4. Социальное расслоение и его воспроизводство в современной России / Шкаратан О.И., Бондаренко В.А., Крельберг Ю.М., Сергеев Н.В. Препринт WP6/2003/06 — М.: ГУ ВШЭ, 2003. - С. 5.
  5. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. - М.: Аспект Пресс, 1999. - С. 120.
  6. М. Ф. Черныш, «Социальная мобильность и массовое сознание»// Журнал «Социологические исследования», № 3 1995 г.
  7. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. - 7-е изд., доп. - М.: Норма, 2007. - 448
  8. Блау П.М. Различные точки зрения на социальную структуру и их общий знаменатель // Американская социологическая мысль: тексты / Под ред. В.И. Добрень-кова. М., Изд-во МГУ, 1994. - 560 с.
  9. Серошевский. Якуты. Опыт этнографического исследования. 2-е изд., - М., 1993.-736 с. 

Информация о работе Концепция социальной мобильности и ее значение