Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2015 в 18:09, реферат
Злоупотребление наркотиками лишает сегодняшних детей как права вступать в грядущий век с чувством достоинства и в полном здравии, так и возможности внести значимый вклад в будущее своих стран и всего мира. Более того, некоторые дети сталкиваются с наркоманией уже в утробе матери. Их первое знакомство с миром это жестокие боли, которые они испытывают в связи с абстиненцией из-за выработавшейся у матери привычки к наркотическим веществам.
Когда подростки ведут себя рискованно, они делают это по разным причинам. Они могут попасть в беду, потому что не сознают степень риска своего поведения. Им может не хватать информации - предупреждения взрослых либо не эффективны, либо подростки не обращают на них внимания. Многие исследователи считают, что рискующие тинэйджеры недооценивают вероятность печального исхода; другими словами, они считают себя неуязвимыми. Они сосредотачивают внимание, в основном, на преимуществах рискованных форм поведения - возможности вырасти в глазах сверстников или пьянящем чувстве свободы от запретов.
Одна из самых распространённых форм рискованного поведения в отрочестве и юности - употребление психоактивных веществ, включая табакокурение и употребление алкоголя. Из всех разрешённых и запрещённых препаратов, чаще всего употребляют табак и спиртные напитки. Их можно легко и вполне законно приобрести, и они широко используются взрослыми. Фактически, многие подростки считают открытое употребление алкоголя и табака признаком взрослости.
Превращение ребёнка во взрослого, которое происходит в юности, требует также и расширения возможностей мышления. В юношеском возрасте человек начинает глубже осознавать смысл абстрактных понятий и учится ими оперировать. Подростки начинают понимать, что у каждого человека должны быть права и чувство собственного достоинства. У подростков также улучшается умение планировать своё будущее. Средний шестнадцатилетний подросток способен строить планы на 10 - 20 лет вперёд и готовиться к грядущим переменам в жизни.
Невозможно точно установить момент окончания юности. Многие из тех, кому за тридцать, всё ещё не справились с юношескими проблемами, хотя порой выполняют некоторые обязанности, свойственные вполне взрослым людям, уже к двадцати годам. Обычно взрослая ответственность приходит к человеку вместе с важными решениями. Самые серьёзные из них - это выбор будущей профессии и спутника жизни.
Особенности наркоманий в подростково-юношеском возрасте
Биологическая «почва», на которой развивается наркозависимость, может быть существенно различной и меняться силой многих факторов. Возраст - один из них, не менее значимый, чем пол. Известны сугубо возрастные заболевания - расстройства в определённые годы жизни и не возникающие в другие. Течение одной и той же болезни в различные периоды жизнедеятельности приобретает формы, лишь отдалённо сходные.
Главная особенность современной эпидемии наркотизма - снижение нижней возрастной границы начала наркотизации до 12 - 15 лет. Таким образом, ранние наркомании - достаточно распространённое явление. Позднее, после 50 лет, начало наркоманий остаётся редким. Обычно это случаи смены формы зависимости, когда бывший алкоголик переходит на приём наркотиков, или случаи полинаркомании, когда бывший алкоголик начинает совмещать спиртные напитки с наркотическими веществами.
В подростково-юношеском возрасте знакомство с наркотиками как правило происходит в группе сверстников. Источником знаний оказываются более старшие, опытные подростки, которые в свою очередь что-то слышали с чужих слов. У подростков не возникает сомнений и потребности проверять такие рассказы. Инстинктивная осторожность снимается под давлением группы. «Знания» детей оказываются предельно искажёнными, иногда фантастическими, поэтому риск тяжёлых отравлений со смертельным исходом здесь крайне высок.
Отличие подростковой наркотизации заключается, прежде всего, в мотивах отношения к наркотику. Практически во всех возрастных группах встречаются объяснения типа «угостили» и «любопытство». Но в более зрелой возрастной группе за этими объяснениями скрывается чувственное побуждение, поиск эйфории. А вот у детей и подростков этот мотив крайне нечёток.
Ещё одна особенность подростково - юношеского наркотизма заключается в недоступности дорогостоящих, чистых наркотиков. Это обстоятельство определяет выбор подростка в пользу тяжелодействующих, злокачественных дешёвых одурманивающих средств, что отражается на течении наркомании и на характере последствий хронической интоксикации. Но в ряду таких средств избираются скорее не те, что дают телесные ощущения (например, циклодол), а галлюциногены. Чем старше подростки, тем больше в их группах распространяются транквилизаторы («транки») и снотворные.
У детей и подростков ведущим оказывается групповой мотив. Группа по существу диктует, что и в каком количестве следует принимать. Уклонение от наркотизации, как и уклонение от других требований и правил группы, может жестоко караться. При этом изгнание - не самая большая жестокость, хотя, как правило, тяжело переживается подростком. Из страха, который, конечно, скрывается показной отвагой, подросток может принимать индивидуально непереносимые им препараты, преодолевая, не показывая токсические реакции. В этих случаях последствия злоупотребления бывают ещё более тяжёлыми. Нередко на этом этапе нерегулярной наркотизации оказывается необходимой госпитализация. Известны случаи, когда товарищи, боясь ответственности, бросали умирающего подростка.
Малая роль эйфорического эффекта, служащего первым звеном развития привыкания замедляет становление влечения. Достаточно долго поэтому наркотизация происходит под давлением группы сверстников, как форма времяпровождения.
Столь же несходно с наркоманией взрослых формирование предпочтения относительно определённого наркотика - второго звена в развитии привыкания. Групповая наркотизация, недостаточная возрастная способность к выбору, хаотические пробы разных веществ - всё это оттягивает возможность выбора. Такая изначальная полинаркотизация формирует и особое влечение - направленное не на определённые ощущения, а на недифференцированное состояние оглушения.
Третье звено в развитии привыкания - регулярность приёма выбранного препарата - также не выражено с достаточной ясностью. Отсутствие собственных средств, зависимость от группы не дают возможности регулярно наркотизироваться, даже если установилось предпочтение относительно определённого вещества и желание повторить опьянение. Регулярность приёма появляется часто с запозданием, когда для этого складывается благоприятная ситуация, а не тогда, когда возникает влечение.
Четвёртое звено в развитии привыкания - угасание первоначального эффекта - оценить у подростков сложно. Прежде всего потому, что употребляемые ими вещества с трудом измеримы количественно. Подростки обычно даже не измеряют препараты, принимают, сообразуясь лишь с тем, сколько дадут, и с субъективными ощущениями. Поэтому самое большее, что они могут назвать, - количество, принятое всей компанией. Однако, в зависимости от настроения лидера и отношений внутри группы в данный момент, количество препарата постоянно колеблется.
Таким образом, те опорные для датировки начла болезни моменты в наркотизации детей и подростков, как правило, или неопределимы, или смещены во времени относительно друг друга, последовательность их нарушена.
Столь же трудно определение стадийности развития наркотической зависимости. Это в свою очередь проистекает из нечёткости наркотических синдромов.
Толерантность в течение долгого времени колеблется. Подростки могут какое - то время принимать высокие дозы наркотических веществ, а затем - крайне незначительные без желания их увеличить.
Подростки предпочитают употреблять наркотики днём, прогуливая учёбу, чтобы к вечеру их облик не вызывал подозрения старших. Если пропустить занятия нельзя, собираются вечером, но это возможно только при безнадзорности, когда ни времяпровождением, ни состоянием ребёнка родители не интересуются. Лишь когда появляется постоянное и безопасное убежище, куда можно прийти в удобное время, остаться ночевать, тогда употребление становится систематическим. Это могут быть подвалы, чердаки, которые подростки приспосабливают к своим нуждам. Но и начавшееся в подходящих условиях систематическое употребление выражает часто только стремление к объединяющей процедуре, желание быть одобренными, поощренными группой.
Таким образом, систематичность злоупотребления определяется не развитием процесса наркозависимости, а внешними, случайными факторами. Поэтому такую систематичность нельзя считать симптомом болезни.
Заключение
Наркомания - это проблема, которая охватывает весь мир. Мы можем встретить наркомана везде: на улице, в подъезде, магазине, кино или даже у себя дома. Многие из нас считают, что это может случиться с кем угодно, но не с ним и его семьёй. А они ошибаются, ведь наркомания - это вирус, который поражает планету.
Сегодня нет таких сил, организаций и технологий, которые могут удержать каждого человека от потребления наркотиков. Эту проблему можно решить, только опираясь на общественное сознание и воспитание у каждого члена общества осознанного понимания своего предназначения и той опасности, которой он подвергается, употребляя наркотики. Законы и запреты ничего не дадут без широкой и всеобъемлющей, постоянно действующей разъяснительно - воспитательной работы в обществе, коллективе, школе, семье и с каждым конкретным человеком. Разумеется, такие глобальные задачи решаются на высшем уровне.
Мероприятия по преодолению наркомании должны строиться в виде концепции, строящейся на социальной и психологической адаптации к реалиям жизни. Что должно включать научный и психологический анализ групп риска, склонности к аддиктивному поведению. Определяющий необходимость образовательных, профориентационных, социальных, дисциплинарно - организационных усилий по отношению к молодежи. Обеспечению её адекватной самооценкой и способам самореализации, подбора оптимальных психологических вариантов социальной адаптации, способствующих максимально возможной реализации потенциала личности на благо общества. Реализация подобной концепции требует последовательных интеграционных усилий всей социальной сферы, включая здравоохранение, с последующим психологическим мониторингом личности. Без наличия действующей комплексной, последовательной и обоснованной системы психологической и социальной адаптации наркомана, усилия по искоренению данной проблемы безуспешны.
Я считаю, что необходимо научное изучение социально-психологических перспектив каждого наркомана не только для определения вида его лечения, но и для социальной адаптации. Что так же помогает определить правильный психологический подход к этим людям и назначить соответствующее психотерапевтическое лечение для последующей реабилитации. Ибо наркомания - это реализация имеющихся биолого-психологических предпосылок. Необходимо исследуя причины развития наркомании, выявить характеристики групп риска, найти условия установления с ними эффективных контактов.
К сожалению, предотвратить первичное употребление («пробу») наркотических веществ практически невозможно, можно лишь направить ребёнка в благоприятное для него русло жизнедеятельности
Список литературы:
Веселовская Н.В., Коваленко А.Е. «Наркотики: Свойства, Действие, Фармококинетика» - СПб.: Питер.Ком., 2000.
Дружинин В.Н. Экспериментальная психология - Спб.: Питер, 2000.
Левин Б. М., Левин М. П. «Наркомания и наркоманы».М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс,1995.
«Наркотики. Дешевле умереть, чем лечиться?», С.Костенко//Владивосток, 2001, № 54.
Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Издательство «Питер», 2000.
Харчева В. Основы социологии: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. - М.: Логос: КноРус, 2000.